ru.wikipedia.org
Биография
Первоначальное образование получил под руководством отца, реформатского пастора, затем посещал школу в Пьюи-Лоране, где чрезмерными занятиями подорвал здоровье. Отосланный по совету врача в деревню к одному родственнику, он нашёл там довольно богатую библиотеку и с обычной своей страстью предался чтению. Особенно серьёзно занялся он изучением Монтеня, который оказал заметное влияние на направление его ума и на характер будущих его занятий.
В 21 год стал изучать философию у иезуитов в Тулузе. Доводы его учителей, а в особенности дружеские беседы с одним католическим священником, жившим рядом с ним, поселили в нем сомнения насчет правоверности протестантизма, и он решил переменить религию. Приверженность его к католицизму дошла до того, что он пытался даже обратить своего старшего брата, бывшего тогда уже пастором в родном городе. Но это увлечение продолжалось недолго, и благодаря стараниям семейства Бейля он в скором времени снова вернулся в лоно реформатской церкви.
Чтобы спастись от грозившего ему отлучения, он переселился в Женеву и оттуда в Коппе, где познакомился с философией Декарта, сделавшегося с тех пор его любимым мыслителем. Но, не имея средств к существованию, Бейль через несколько лет снова вернулся во Францию, проживал сначала в Руане, а потом в Париже, перебиваясь кое-как частными уроками, и наконец в 1675 г. получил кафедру философии в Седане, которую с честью занимал вплоть до закрытия Седанской академии в 1681 г.
Уже в эту эпоху его жизни ему представился случай выступить публично защитником философских идей против господствующих предрассудков. Герцог Люксембургский был обвинен не только народной молвой, но и перед государственным судом в сношениях с нечистой силой, и Бейль выпустил в защиту его анонимный памфлет, в котором уничтожил обвинение силой своих остроумных и неотразимых аргументов. Когда Людовик XIV, окончательно уже решившийся на отмену Нантского эдикта, закрыл ненавистную ему Седанскую академию вопреки торжественному обязательству, данному на этот счет герцогу Бульонскому при уступке герцогства Франции, Бейль был приглашен на кафедру философии в Роттердам. Здесь он окончил свое сочинение «Pensees diverses sur la comete», в котором старался рассеять суеверный страх, возбужденный в народе появлением кометы 1680 г. Это глубоко учёное сочинение, трактующее о разнообразных предметах метафизики, этики, богословия, истории и политики, было всюду встречено с восторгом, но больше всего во Франции, где оно было запрещено полицейской властью.
Вскоре Бейль вступил в полемику иного рода. Некий Маймбург, иезуит и историк, напечатал историю кальвинизма и самыми чёрными красками изобразил в ней Реформацию и реформатов. Бейль решился ответить ему и менее чем в 15 дней составил брошюру под названием: «Сritique generale de l’histoire du Calvinisme de Maimburg», обратившую на себя всеобщее внимание и с уважением упоминаемую даже самим Маймбургом. Во Франции брошюра была всенародно сожжена рукой палача, но от этого, разумеется, спрос на неё ещё более возрос, так что в несколько недель она выдержала три издания.
Своим заступничеством за религию Бейль навлёк на себя неудовольствие знаменитого богословского полемиста того времени Жюрье, перешедшее вскоре в непримиримую ненависть. Дело в том, что сам Жюрье написал опровержение на книгу Маймбурга, но оно появилось слишком поздно и во всех отношениях было ниже критики Бейля. Пользуясь господствовавшей в Голландии свободой печати, Бейль издал некоторые запрещённые во Франции книги, между прочим, несколько сочинений о Декарте.
В 1684 г. он предпринял периодическое литературное издание «Nouvelles de la republique des lettres», имевшее большой успех, но вместе с тем навлёкшее на него немало неприятностей, чему Бейль был обязан тайным проискам Жюрье. Религиозные преследования во Франции дали Бейлю повод к изданию как бы переведённого с английского сочинения «Commentaire philosophique sur ces paroles de l’Evangile: Contrainsles d’entrer», содержащего в себе мужественную защиту начал веротерпимости. За это сочинение Жюрье открыто напал на него с обвинением в религиозном индифферентизме и чуть ли не безбожии, вследствие чего Бейль лишился в 1693 г. своей должности и ему было запрещено заниматься даже частным преподаванием.
Свободный от всяких занятий Бейль посвятил свое время давно задуманному им изданию «Dictionnaire historique et critique» (первоначально в 2 т., Роттердам, 1696; новейшее изд. в 16 т., Париж, 1820), на обложке которого впервые появилось полное имя автора. Точкой отталкивания для Бейля в его замысле стал «Большой исторический словарь» Луи Морери (Лион, 1674). Жюрье снова выступил противником Бейля и заставил консисторию призвать его к ответственности за порицание царя Давида и за возданную хвалу нравственным качествам некоторых атеистов. Бейль хотя и обещал вычеркнуть всё, что казалось предосудительным консистории, всё-таки выпустил сочинение в прежнем виде, исключив только некоторые, да и то маловажные места. Своим «Reponse aux questions d’un provincial» и продолжением «Pensees sur la comete» он нажил себе новых врагов в лице Жакло и Леклерка, которые напали преимущественно на его религиозные воззрения. Другие преследовали его как врага протестантской церкви и его нового отечества. Эти дрязги усиливали физические страдания, которые свели его в могилу 28 декабря 1706 г. Бейль умер, можно сказать, с пером в руках; вся его жизнь прошла в работе, и единственное развлечение, которое он позволял себе, состояло в переписке с друзьями, к числу которых принадлежали такие люди, как Фонтенель, Бэкингэм, Шефтсбери, Бернет, Лейбниц и др.
Бейль стоит во главе новых диалектиков и скептиков. Если до него возродившийся скептицизм древних с большей или меньшей искренностью посвятил себя служению церковной догматике, то в нём скептицизм обратился на религиозное знание и принял направление, которое сделало Бейля передовым борцом за просветительные начала против узкого церковного догматизма. Он одинаково боролся как против теологической схоластики, так и против попыток философской рассудочной религии, вследствие чего одни видели в нём еретика, а другие — приверженца мракобесия. В нём самом это противоречие между верой и знанием нашло себе так мало внутреннего примирения, что, читая, напр., его «Dictionnaire», так и кажется, как будто текст был продиктован ему верой, а примечания — наукой и диалектической критикой. Но именно эти примечания благодаря своему остроумному, полному огня и доступному для всех изложению в связи с беспримерным богатством ученого знания приобрели громадное влияние на французские умы, и его «Dictionnaire» является главным источником, откуда распространяется столь свойственный французскому духу скептицизм, сделавшийся исходной точкой тогдашних просветительных стремлений.
Но если в общем Бейль гораздо сильнее в анализе чужих заблуждений, чем в создании собственных идей, то всё же через всё его мышление проходит некоторое положительное начало, имевшее глубокое, всеобъемлющее значение. Это — постоянно повторяющееся у него указание на независимость нравственных поступков и нравственного достоинства от религиозного убеждения — учение, послужившее основной терпимости просветительной эпохи. Бейль ратовал за это учение и положительными, и отрицательными средствами и наконец дал ему яркое выражение в своём известном изречении, что он очень хорошо может представить себе благоустроенное государство, состоящее из одних только атеистов. Но само собой разумеется, что умственное брожение того времени выдвинуло из сочинений этого человека преимущественно их отрицательные стороны, почему в памяти людской о нём сохранилось представление только как о диалектическом скептике, против сокрушительной критики которого не могли устоять догматы ни одной религии, ни одного вероисповедания.
http://www.krugosvet.ru/
Родился 18 ноября 1647 в Карла-ле-Конт на юге Франции. Кальвинист, как и его отец-пастор, он был обращен в католицизм во время обучения в университете Тулузы (1669), однако спустя год вернулся к своим первоначальным убеждениям. В дальнейшем учился в Женеве, служил домашним учителем, стал профессором философии протестантской Седанской академии (1675–1681). Вынужден был покинуть Францию и поселиться в Роттердаме, когда Людовик XIV закрыл Академию в 1681. Испытал влияние Монтеня и Декарта, как и других представителей «новой» философии. В Голландии Бейль преподавал (был профессором Роттердамского университета до 1693) и много писал, завоевав известность среди ученых и репутацию неустанного борца за свободомыслие и религиозную терпимость, в том числе по отношению к атеистам. Издавал журнал «Новости литературной республики» («Nouvelles de la Republique des lettres»). Умер Бейль в Роттердаме 28 декабря 1706.
Работа Бейля Разные мысли по поводу кометы (Pensees diverses ecrites... a l'occasion de la comete.., tt. 1–2, 1682) содержала убедительные аргументы против известного предрассудка, будто кометы предвещают несчастье. В то же время Бейль высказывал смелую мысль, что человеческое поведение обусловлено скорее страстями, чем наличием либо отсутствием религиозных представлений. В работе Что представляет собой в действительности всецело католическая Франция в правление Людовика XIV (Ce que c'est que la France toute catholique sous le regne de Louis XIV, 1686) он протестовал против отмены в 1685 Нантского эдикта о веротерпимости и усиления преследований протестантов во Франции. Работа Философский комментарий к словам Иисуса Христа «убеди прийти» (Commentaire philosophique sur les paroles de Jesus Christ: Contrains – les d'entrer, 1686–1687) является призывом не понимать буквально слова Библии (Лук 14:23), часто используемые для оправдания насильственного обращения еретиков.
Основным и наиболее известным трудом Бейля является его Исторический и критический словарь (Dictionnaire historique et critique, tt. 1–2, 1695–1697, русский перевод – М., 1968). В его задачу входит прежде всего исправление многочисленных ошибок, совершенных его предшественником по составлению словаря, французским католиком и ученым Л.Морери. Однако при этом Словарь Бейля – совершенно новое и оригинальное произведение. Четыре тома большого формата Словаря выдержали девять изданий на французском языке в течение 50 лет, а также появились в двух английских переводах. Намеренно ортодоксальный текст, представляющий собой главным образом биографии, дополнен обширными примечаниями, занимающими почти весь объем работы и изобилующими учеными цитатами из латинских и греческих авторов. Бейль пытался скрыть истинный характер своего труда от цензуры с помощью тонкого юмора, иронии и частых отсылок. Словарь Бейля содержал огромное количество информации и представлял собой образец меткой критики расхожих предрассудков. Некоторая тяжеловесность стиля возмещалась глубоким содержанием книги, сыгравшей значительную роль в истории мысли. Бесстрастный рационализм и тонкую иронию Бейля впоследствии часто использовали Монтескьё, Вольтер, Руссо, Дидро и многие другие писатели во Франции и за ее пределами.