ru.wikipedia.org
Биография
Оноре де Бальзак родился в Туре, в семье крестьян из Лангедока. В 1807- 1813 годах учился в Вандомском колледже, в 1816-1819 - в Парижской школе права, одновременно работал у нотариуса писцом; отказался от юридической карьеры и посвятил себя литературе.
С 1823 г. печатал ряд романов под различными псевдонимами в духе "неистового романтизма". В 1825–28 Б. занимается издательской деятельностью, но терпит крах.
В 1829 выходит первая подписанная именем "Бальзак" книга - исторический роман «Шуаны» (Les Chouans). Последующие сочинения Бальзака: «Сцены частной жизни» (Scenes de la vie privee, 1830), роман «Эликсир долголетия» (L'Elixir de longue vie, 1830–31, вариация на темы легенды о Дон Жуане); повесть Гобсек (Gobseck, 1830) привлекли широкое внимание читателя и критики. В 1831 Бальзак публикует свой философский роман «Шагреневая кожа» и начинает роман «Тридцатилетняя женщина»(La femme de trente ans). В цикле «Озорные рассказы» (Contes drolatiques, 1832–1837) Бальзак иронически стилизовал новеллистику Возрождения. В отчасти автобиографическом романе «Луи Ламбер» (Louis Lambert, 1832) и особенно в более поздней «Серафите» (Seraphita, 1835) отразилось увлечение Б. мистическими концепциями Э.Сведенборга и Кл. де Сен-Мартена. Если ещё не реализована его надежда разбогатеть (так как тяготеет огромный долг — результат его неудачных коммерческих предприятий), то осуществлена зато его надежда прославиться, его мечта талантом завоевать Париж, мир. Успех не вскружил головы у Бальзака, как это случилось со многими его молодыми современниками. Он продолжал вести усердную трудовую жизнь, просиживая у своего письменного стола по 15-16 часов в сутки; работая до зари,ежегодно публикуя три, четыре и даже пять, шесть книг.
В созданных в первые пять-шесть лет его писательской деятельности произведениях изображены разнообразнейшие области современной ему французской жизни: деревня, провинция, Париж; различные социальные группы: купцы, аристократия, духовенство; различные социальные институты: семья, государство, армия. Огромное количество художественных фактов, которое заключалось в этих книгах, требовало своей систематизации.
Состав "Человеческой комедии"
В 1834 у Бальзака зарождается мысль создать многотомное произведение — «картину нравов» его времени, огромный труд, впоследствии озаглавленный им «Человеческая комедия». По мысли Бальзака «Человеческая комедия» должна была быть художественной историей и художественной философией Франции, как она сложилась после революции. Над этим трудом Бальзак работает в течение всей своей последующей жизни, он включает в него большинство уже написанных произведений, специально для этой цели перерабатывает их. Цикл состоит из трёх частей: «Этюды о нравах», «Философские этюды» и «Аналитические этюды». Наиболее обширна первая часть, в которую вошли «Сцены частной жизни» [«Гобсек», «Тридцатилетняя женщина», «Полковник Шабер» (Le colonel Chabert, 1844), «Отец Горио» (Le Pere Goriot, 1834–35)) и пр.]; «Сцены провинциальной жизни» [«Турский священник» (Le cure de Tours, 1832), «Евгения Гранде» (Eugenie Grandet, 1833), «Утраченные иллюзии» (Les Illusions Perdues, 1837–43) и пр.]; «Сцены парижской жизни» [трилогия «История тринадцати» (L’Histoire des Treize, 1834), «Цезарь Биротто» (Cesar Birotteau, 1837), «Банкирский дом Нусингена» (La Maison Nucingen, 1838) и пр.]; «Сцены военной жизни»; «Сцены политической жизни»; «Сцены деревенской жизни». В дальнейшем цикл был пополнен романами «Модеста Миньон» (Modeste Mignon, 1844), «Кузина Бетта» (La Cousine Bette, 1846), «Кузен Понс» (Le Cousin Ponce, 1847), а также по-своему подытоживающим цикл романом «Изнанка современной истории» (L'envers de l'histoire contemporaine, 1848).
Новаторство Бальзака
Конец 1820-х и начало 1830-х годов, когда Бальзак вошёл в литературу, был периодом наибольшего расцвета творчества романтизма во французской литературе. Большой роман в европейской литературе к приходу Бальзака имел два основных жанра: роман личности — авантюрного героя (например, Робинзона Крузо) или самоуглубляющегося, одинокого героя («Страдания молодого Вертера» В. Гёте) и исторический роман (Вальтер Скотт).
Бальзак отходит и от романа личности, и от исторического романа Вальтера Скотта. Он стремится показать «индивидуализированный тип», дать картину всего общества, всего народа, всей Франции. Не легенда о прошлом, а картина настоящего, художественный портрет буржуазного общества стоит в центре его творческого внимания.
Знаменоносец буржуазии сейчас — банкир, а не полководец, её святыня — биржа, а не поле брани.
Не героическая личность и не демоническая натура, не историческое деяние, а современное буржуазное общество, Франция июльской монархии — такова основная литературная тема эпохи. На место романа, задача которого дать углублённые переживания личности, Бальзак ставит роман о социальных нравах, на место исторических романов — художественную историю послереволюционной Франции.
«Этюды о нравах» разворачивают картину Франции, рисуют жизнь всех сословий, все общественные состояния, все социальные институции. Ключ к этой истории — деньги. Её основное содержание — победа финансовой буржуазии над земельной и родовой аристократией, стремление всей нации стать на службу буржуазии, породниться с ней. Жажда денег — главная страсть, высшая мечта. Власть денег — единственная несокрушимая сила: ей покорны любовь, талант, родовая честь, семейный очаг, родительское чувство.
Бальзак в России
В 1832, 1843, 1847 и 1848-1850 гг. Б. посещал Россию, Санкт-Петербург. В 1832 году познакомился с Эвелиной Ганской (овдовевшей в 1841 году), с которой венчался 2 марта 1850 года в городе Бердичеве, в костёле Святой Варвары. В 1847 - 1850 гг. жил во владениях своей возлюбленной в Верховне (ныне - село в Ружинском районе Житомирской области, Украина). С августа по октябрь 1843 года Бальзак проживал в доме Титова на Миллионной улице, 24.