Амвросий Медиоланский (Sanctus Ambrosius)

Св. Амвросий, мозаика IV-V вв., Амвросианская базилика, Милан.

Св. Амвросий, мозаика IV-V вв., Амвросианская базилика, Милан.


(ок. 340 — 4 апреля 397)



   Детство и юность


   Амвросий Медиоланский родился около 340 года в городе Тревире (ныне Трир, Германия) в богатой и знатной римской семье. Тревир был в то время резиденцией префектов римской провинции Галлия, некоторые исследователи даже полагают, что отец Амвросия был префектом. Семья будущего епископа приняла христианство в начале IV века. Святая мученица Сотерия, пострадавшая за исповедование христианства при гонениях Диоклетиана была двоюродной сестрой Амвросия.


   После смерти отца в 352 году семья Амвросия переселилась в Рим, где он получил превосходное образование. В 370 г. Амвросий закончил обучение. После краткого периода работы адвокатом в префектуре г. Сирмиум (ныне Сремска Митровица, Сербия) Амвросий получил должность советника префекта Италии Проба, который был христанином и, ценя таланты молодого и способного Амвросия, покровительствовал ему.


   В 373 году Амвросий был назначен на должность префекта северной Италии с резиденцией в Медиолане (ныне Милан), который был тогда вторым городом Италии вслед за Римом.


   Епископское служение


   Медиолан во время наместничества Амвросия сотрясали распри между арианами и ортодоксальными христианами. В 374 г. эти распри помешали избранию нового епископа, поскольку каждая сторона хотела видеть на этом месте своего ставленника. В качестве компромисса была предложена кандидатура Амвросия, который пользовался уважением в городе. Амвросий, который даже не был крещён (практика позднего крещения была распространена в то время даже в христианских семьях), пытался отказаться, но после поддержки его кандидатуры императором Валентинианом I, согласился.


   30 ноября 374 г. Амвросий был крещён, затем рукоположен в священники и 7 декабря поставлен в епископы, пройдя, таким образом за 7 дней все ступени церковной иерархии.


   После избрания он пожертвовал Церкви все свое огромное богатство и до конца жизни соблюдал обет нестяжательства, ведя скромный и строгий образ жизни.


   Одной из главных сфер деятельности епископа была борьба с арианством и язычеством. Строго отстаивая чистоту ортодоксальной веры, он добился на этом поприще значительных успехов.


   Императоры Валентиниан I, Грациан и Феодосий I весьма уважали миланского епископа и во многом под его влиянием боролись с язычеством в Империи. После того, как Феодосий жестоко расправился с восставшими фессалоникийцами, Амвросий наложил на него епитимию и предложил публично покаяться. Авторитет епископа был таков, что император вынужден был подчиниться.


   Последние годы жизни


   К концу жизни епископ Амвросий пользовался всенародной любовью. Христианские источники сообщают о многочисленных чудесах, совершённых им в этот период. Однажды во Флоренции, пребывая в доме Децента, он воскресил умершего мальчика[1]. Под его руководством в Милане были построены две базилики — Амвросианская и Апостольская (ныне храм св. Назария), а также основан мужской монастырь. Умер св. Амвросий 4 апреля 397 г. в Великую субботу.


   После смерти


   Статуя св. Амвросия


   Хотя Амвросий почитался святым еще при жизни, его память совершается в Церкви с IX века.


   Св. Амвросий является покровителем Милана.


   Память святого Амвросия Медиоланского в католической церкви — 7 декабря, а в православной — 20 декабря (7 декабря по ст. стилю).


Статуя св. Амвросия

Статуя св. Амвросия


   Богословие


   Превосходное образование Амвросия позволило ему глубоко изучить подлинники произведений восточных Отцов Церкви, усвоить и продолжить их идеи, перекинув, таким образом, мостик от них в латинское богословие.


   В догматических вопросах богословские труды Амвросия затрагивают проблемы, актуальные для споров с арианами — богословие Троицы, христологию, учение о таинствах и покаянии. Многие его работы посвящены толкованию книг Священного Писания и комментариям к ним. Важнейшей областью наследия св. Амвросия являются его проповеди. Они, как правило, исполнены страстной веры, обличают грехи, в первую очередь, гордость и разврат. В труде «О таинствах» св. Амвросий собрал свои проповеди для только что крещёных христиан.


   Наиболее известные труды св. Амвросия:


   «О таинствах» («De sacramentis»)


   «О вере» («De fide»)


   «О Св. Духе» («De Spiritu Sancto»)


   «Шестоднев» («Hexaemeron»)


   Выдающийся латинский богослов св. Августин считал Амвросия Медиоланского своим учителем и наставником.


   Музыка и гимнография


   Перу св. Амвросия принадлежит множество литургических гимнов, дошедших до наших дней. Ему же приписывается и создание самого известного гимна латинской церкви — «Те Deum laudamus» («Тебя, Бога, хвалим»). Св. Амвросия по праву можно считать создателем латинской гимнографии. Амвросий также был автором 42 гекзаметров на подписях к фрескам Амвросианской базилики. Эти стихи дошли до нас, хотя сами фрески не сохранились.


   Хорошее музыкальное образование и большие способности позволили св. Амвросию стать реформатором церковного пения. В частности, именно он ввёл в богослужебную практику Запада антифонное пение.


   С именем св. Амвросия Медиоланского связано также появление особого, отличающегося от латинского, амвросианского литургического обряда. Амвросианский обряд поныне используется в Миланской епархии.


   Иконография


   Св. Амвросий изображается с епископской палицей, посохом, бичом в руке (символ победы над арианами и язычниками). Картины с изображением св. Амвросия создавались многими художниками, среди которых — Рубенс и ван Дейк.


Ван Дейк. Св. Амвросий Медиоланский и император Феодосий.

Ван Дейк. Св. Амвросий Медиоланский и император Феодосий.


   Источники


   Казаков М. М. Епископ и империя: Амвросий Медиоланский и Римская империя в IV веке. Смоленск,1995. 334 с.


   Пареди А. Святой Амвросий Медиоланский и его время. Милан, изд. «Христианская Россия», 1991.


   Католическая энциклопедия. Изд. францисканцев. М., 2002.


   Амвросий Медиоланский Две книги о покаянии в серии Учители неразделенной церкви. М., 1997 Издание Учебно-информационного экуменического центра ап. Павла МГУ.


   Источник: ru.wikipedia.org


   Издания произведений Амвросия и их переводы


   Первые печатные тексты произведений Амвросия появились еще в XV веке: издания Вениса (1485 г.), Крибеллиуса (1490 г.) и Ауэрбаха (1492 г.). Однако все они были еще очень несовершенными. Их превзошел Эразм Роттердамский, издавший в 1527 г. в Базеле полное на тот момент собрание сочинений Амвросия, которое потом много раз переиздавалось.


   Следующим значительным изданием творений Амвросия было римское, начатое папой Сикстом V, когда он был еще монахом, и опубликованное в 5-ти томах в 1580-1585 гг. Интересна оценка этого издания, данная русским православным иерархом Филаретом; который называл его образцом "великолепного издания по внешнему виду и самого безобразного по содержанию". "Кардинал, - писал Филарет, имея в виду Сикста, - плохо понимал мысли Амвросия, а что еще хуже, то вставлял своё, то исключал Амвросиево, чтобы заставить св. Амвросия быть проповедником своеволий Ватикана"[1].


   Одним из самых значимых изданий Амвросия явилось бенедек-тинское,-опубликованное в Париже в двух томах in-folio в 1686- 1690 гг., которое потом неоднократно переиздавалось. Именно этот текст лег в основу знаменитого издания Миня Ж. П. (Латинская патрология. Сочинения Амвросия в тт. 14-17), предпринятого во второй половине XIX в. и широко используемого до сих пор[2], и издания А. Баллерини в 6-ти томах (Милан, 1875-1883), которое включает разночтения и варианты из множества манускриптов, обнаруженных к тому времени. Однако и эти весьма качественные издания не избежали недостатков. Так, известно, что бенедектинцы, а вслед за ними и Минь, исправили все встречающиеся в текстах Амвросия и других ранних христианских авторов цитаты из Священного Писания и привели их в соответствие с каноническим текстом. Можно вполне допустить, что редакторская правка не ограничилась только этим.


   Последнее критическое издание трудов Амвросия в свете новейших исследований предпринято в Вене в серии Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum, причем публикация отдельных текстов продолжается до сих пор. Стоит заметить, что во второй половине XX в. были изданы дополнения к Латинской патрологии, в которые вошли и отрывки из произведений Амвросия. Все эти издания нашего времени считаются достаточно качественными и отвечающими требованиям современной науки.


   Существует огромное количество публикаций отдельных произведений Амвросия, различного рода сборников и хрестоматий, но все они сделаны на основе уже перечисленных изданий и поэтому самостоятельного значения не имеют, хотя довольно удобны для пользования.


   Очень многие произведения Амвросия были переведены на европейские языки: итальянский, французский, немецкий, английский, испанский, польский и другие, причем существуют и разные варианты переводов одних и тех же произведений.


   Переводов произведений Амвросия на русский язык было сравнительно немного[3]. В 1778 г. в переводе И. Харламова на церковно-славянский язык были опубликованы книги о покаянии (в 1884 г. они были переведены на русский язык), а также речи на смерть Сатира, Валентиниана и Феодосия. В 1882 г. появился своеобразный сборник избранных высказываний Амвросия в вольном переложении на церковно-славянский язык. Неоднократно на русский язык переводилось сочинение "Об обязанностях священнослужителей". Последний перевод, выполненный Г. Прохоровым под редакцией А. Писарева (Казань, 1908), осуществлен на достаточно высоком уровне. В 1901 г. под редакцией А. Писарева был опубликован перевод шести аскетических творений Амвросия о девстве (в их число вошло и спорное сочинение De lapsu virginis consecratae). Переводы нескольких писем были опубликованы в Христианских чтениях за 1835-1840 гг. Отрывки из сочинений Амвросия "Шестоднев", "Разрушение города Иерусалима", "Объяснение евангелия Луки", писем 21 и 24 вошли в сборник произведений античных авторов о Скифии и Кавказе, составленный В. В. Латышевым. Наконец, еще один перевод опубликован в книге "Памятники средневековой латинской литературы IV-IX вв." (М., 1970): три гимна в переводе С. С. Аверинцева, отрывок из письма 18 и из речи на смерть Валентиниана в переводе И. П. Стрельниковой.


   В 1990-х годах появились новые издания трудов Амвросия в переводах на русский язык, а также были переизданы переводы, сделанные до революции. К последним изданиям Амвросия относятся:


   Амвросий Медиоланский, еп. О покаянии; О надежде воскресения. - М.: Изд-во им. Святителя Игнатия Ставропольского, 1999. - 303 с.