Кратет Фиванский (устар. Кратес, Krates)
(IV в. до н. э. — III в. до н. э.)
Биография
Кратет происходил из богатой фиванской семьи, получил хорошее образование. После разрушения Фив Александром Македонским Кратет перебрался в Афины. Киническая философия — это образ жизни. И свои воззрения Кратет доказывал собственным примером. Почти всё своё состояние он раздал беднякам, и стал киническим проповедником. Как и его учитель, Кратет вёл весьма аскетичный образ жизни. Но по сравнению с Диогеном кинизм Кратета носит более мягкий, гуманный характер. Он не возражал против собственности, семьи, видимо, сам имел минимальную личную собственность. Новым течением в кинизме считается провозглашённая Кратетом «Любовь к человеку (филантропия)». За своё обаяние, умение выслушать и дать совет, Кратет был прозван «открывателем всех дверей». Известны надписи на дверях домов: «Здесь вход для доброго духа Кратета». Называя господствующие философские взгляды «дымом», он непримиримо выступал против своих идейных противников, в частности, против мегариков.
В отличие от многих киников Кратет имел семью. Его жена — небезызвестная киник Гиппархия, будучи ученицей философа, из любви к нему ушла из знатной семьи, несмотря на уговоры самого Кратета.
Их равноправный брак по любви стал одной из форм кинического переосмысления привычных ценностей. Вокруг этого брака существуют сплетни и анекдоты о бесстыдстве и распущенности. Но некоторые современные исследователи сомневаются в правдивости подобных историй. Впоследствии немецкий писатель Виланд сделал Кратета и Гиппархию героями своего эпистолярного романа — «Krates und Hipparchia» (1804).
Кратет был плодовитым писателем. Однако из произведений Кратета сохранилось только несколько отрывков. В одном из них он описывает, достаточно иронично, идеальный город-остров «Пера» (Сума, Котомка). Из несохранившихся произведений известны письма Кратета, по некоторым данным не уступавшие по стилистике письмам Платона. Широко известные так называемые «Письма Кратета» написаны римскими киниками в I веке н. э. как составная часть цикла «Письма киников».
Среди учеников Кратета были Метрокл, Гиппархия и, наиболее известный, основатель стоицизма Зенон из Китиона.
Биография
Акме Кратета из Фив падает па 328-325 гг. до н. Э., когда Диоген был уже глубоким стариком. Кратет сначала учился у ахейца Брисона, потом - у мегарца Стильпона, а затем увлекся кинизмом, обретя окончательно свое философское лицо, «частью учась у Диогена, частью благодаря своим собственным размышлениям» (Апулей. Флориды, 14). При жизни Кратета агония полисной системы достигла своего апогея. Притязания Филиппа и Александра Македонских на гегемонию в Греции и на мировое господство кровопролитные войны, уничтожение родного города (335 г.) -все это пришлось пережить Кратету. После разрушения Фив ландскнехтами Александра Македонского Кратет переселился в Афины.
Кратет был родом из богатой аристократической семьи, но под влиянием кинического учения порвал со своей средой, раздал свое немалое состояние и променял жизнь богача на посох и нищенскую суму киника. Рассказывают, что он много бродил по свету, на ночь забираясь в храм или в бани. Кратет постоянно «упражнялся» в добродетели, считая господствующие взгляды «дымом, чадом» (thyphos), он был непримирим к своим идейным противникам и выступал против идеализма мегариков.
Кинизм под влиянием мягкого и доброго характера Кратета приобрел более гуманный, компромиссный, «гедонистический» характер. В нем громко зазвучала «любовь к человеку» (philanthropia). Кратет пользовался всеобщей любовью. В любом доме, даже незваный, он был желанным и дорогим гостем. В народе его называли «открывателем всех дверей», «добрым демоном». Греки писали на дверях своих домов: «Здесь вход для доброго гения Кратета». Кратет вел жизнь бедняка и воспринимал бедность как благо. «Я гражданин темноты и бедности, они неприступны для судьбы», - говорил он о себе (Диог, Лаэрт., VI, 93).
Смягченный кратетовский вариант кинизма вносит новую черту в эту философию, отражая изменившиеся исторические условия и представляя в ней определенный социальный слой. Если Антисфен выражал главным образом идеологию рабов и неполноправных, а Диоген - мировосприятие рабов и разоренных войной масс, люмпен-пролетарского «дна», то Кратет представлял идеологию обедневшего трудящегося населения, пауперизованного в результате длительных войн диадохов, но еще сохранившего небольшую частную собственность, мелких производителей - бедных аттических и беотийских крестьян и свободных ремесленников. Идеал этого сословия - средний достаток, нравственная жизнь на основе свободного труда. Отсюда - кратетовская модель кинизма.
Кратет сыграл большую роль в становлении кинической литературы, он был поэтом большого и своеобразного дарования. Он писал стихи морально-сатирического содержания (paignia), пародийные эпические поэмы и трагедии, элегии, ямбы. Поэзия Кратета, как бы ни были скудны ее остатки, многогранна, и в какие бы виды и жанры она ни претворялась, ее кинические идейно-эстетические принципы оставались незыблемыми. Уже в самой многогранности и разнообразии родов и жанров претворяются эти принципы. Лирический герой всех фрагментов - киник, проповедующий преимущества бедности и непритязательности, воспевающий нищенскую котомку и плащ философа, зовущий к нравственному совершенству и проклинающий уродство богачей, прославляющий утопический «кинический рай», неприступный для порока и житейских горестей. Отражает ли эта поэзия настроения бедноты, зовет ли к бунту? Ответ не может быть однозначным. Конечно, киник кратетовского типа, внушая людям идею превосходства бедности, звал к бедности, а не к богатству, но звал всех, что практически было равнозначно призыву к богатым раздать свое имущество, как это сделал в свое время сам Кратет, и жить одной жизнью с народом, иными словами, то было замаскированное политически актуальное и популярное требование передела имущества. Все это означало осуждение имущих, переоценку общепринятых ценностей, а не банальный конформизм, свойственный официальной идеологии. Ненависть к праздности и богатству, жажда свободы и справедливости составляют пафос поэзии Кратета.
У Кратета было много друзей и учеников. Среди них - Метрокл из Маронеи, благодаря которому Кратет познакомился с его сестрой Гиппархией, ставшей впоследствии женой философа. Гиппархия происходила из богатой и знатной семьи, но из любви к Кратету и его идеалам она вопреки воле родителей бросила все и избрала нелегкую долю жены бродячего проповедника и аскета7. Связав судьбу с Кратетом, она вступила в конфликт не только со своими родителями, но и с вековыми «домостроевскими» устоями.
Киники стояли также за эмансипацию женщин, за их равенство с мужчинами. Брак Кратета и Гиппархии - равноправный, добровольный брак по любви, брак единомышленников - был по форме и содержанию протестом против семейных устоев рабовладельческого общества. Понятно, что враги стали распространять сенсационно-грязные анекдоты и сплетни о их мнимом бесстыдстве, о «собачьей свадьбе», Пестром портике и т. п. К сожалению, без пошляков не обходилась даже античность.
ru.wikipedia.org
Биография
Происходил из богатой фиванской семьи; получил хорошее образование. После разрушения Фив Александром Македонским в 335 до н. э. переехал в Афины, где стал последователем Диогена Синопского. По сообщениям античных источников, обратил все имущество в деньги, распределил их между гражданами, сам же «бросился в философию с таким рвением, что даже попал в стихи Филемона, комического поэта» [1].
По сравнению с Диогеном кинический аскетизм Кратета носит более умеренный характер. Кратет не отвергал собственность и семью; по-видимости, обладал минимальным имуществом сам. Кратет не проводил язвительного презрения к человеку; «вел себя с кротостью и жители его любили; они писали на дверях „Открыто для Кратетова доброго духа”» [1]. Непримиримо выступал против своих идейных противников, в частности, против мегариков (называя господствующие философские взгляды противников «дымом»).
Кратет, в отличие от остальных киников, имел семью. Его жена Гиппархия, будучи ученицей философа, из любви к нему ушла из знатной семьи, несмотря на отговоры самого Кратета. Вокруг этого брака существовали сплетни и анекдоты о распущенности и бесстыдстве, в т.ч. публичном; однако некоторые современные исследователи в правдивости подобных историй сомневаются. (Впоследствии немецкий писатель Виланд вывел Кратета и Гиппархию героями своего эпистолярного романа «Krates und Hipparchia», 1804.)
Из произведений Кратета сохранилось несколько отрывков. В одном из них приводится ироничное описание идеального города-острова «Сума». Из несохранившихся произведений известна книга Кратета под заглавием «Письма», полная «отличной философии, а по слогу порою близкая и самому Платону» [1]. (Широко известные т.н. «Письма Кратета» написаны римскими киниками I в. н. э. как часть цикла «Письма киников».) Сообщается, что Кратет писал и трагедии, «хранящие печать высокой философии».
Среди учеников Кратета были Метрокл, Гиппархия и, наиболее известный, основатель стоицизма Зенон Китийский.