Рабиндранат Тагор (Робиндронатх Тхакур, англ. Rabindranath Tagore)
(6 мая 1861 — 7 августа 1941)
Источник: Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.- М.:Прогресс, 1992; © The H.W. Wilson Company, 1987; ї Перевод на русский язык с дополнениями, издательство "Прогресс", 1992.
Биография
Ранние годы
Тагор в 1879, когда он учится в Англии
Индийский поэт Рабиндранат Тагор родился в Калькутте и был младшим из четырнадцати детей в известной и состоятельной семье. Его отец, Махариши Дебендранат Тагор (санскр. Девендранатха Тхакура), был брахманом, часто совершавшим паломничества к святым местам Индии. Его мать, Шарада Деви, умерла, когда Тагору было 14 лет. Лишившись матери, юноша ведет одинокую и замкнутую жизнь. Он начинает писать стихи с восьми лет, учится сначала дома, затем в частных школах, в том числе в Восточной семинарии в Калькутте, в педагогическом училище и Бенгальской академии, где изучает бенгальскую историю и культуру. Путешествуя с отцом в 1873 году по северу Индии, мальчик был потрясен красотой увиденного, богатством многовекового культурного наследия.
Первые публикации
Тагор и его жена Мриналини Деви в 1883
В 1878 г. была опубликована эпическая поэма Тагора «История поэта» («Kabikahine»). В том же году он уезжает в Англию изучать право в Университетском колледже Лондона, однако через год, не получив диплома, возвращается в Индию и некоторое время живёт в Калькутте, где по примеру старших братьев начинает писать. В 1883 г. он женится на Мриналини Деви, от брака с которой у него было два сына и три дочери, выпускает свои первые поэтические сборники: «Вечерние песни» («Sandhya Sangeet», 1882) и «Утренние песни» («Prabhat Sangeet», 1883), которые положили начало его поэтической карьере.
В 1890 г. по просьбе отца Тагор становится управляющим родового поместья в Шелайдехо в Восточной Бенгалии, где живёт в особняке и в доме на воде на реке Падма. Сельские пейзажи и обычаи — главная тема стихов Тагора 1893—1900 гг., среди которых следует выделить сборники «Золотая ладья» («Sonar Tari», 1894) и «Мгновение» ("Khanika, 1900). «Это был самый продуктивный этап моей литературной деятельности», — писал впоследствии об этом времени сам поэт. Образ «золотой ладьи», метафоры человеческой жизни в потоке времени, встречается и в последующих произведениях Тагора. В «Мгновении» романтически приподнятый стиль ранних стихотворений уступает место более разговорному, что вызвало недовольство многих индийских критиков того времени, которых покоробил самобытный поэтический голос Тагора.
В 1901 г. Тагор переехал в Шантиникетан, семейное поместье под Калькуттой, где вместе с ещё пятью учителями открыл школу, ради чего жена Тагора продала большую часть драгоценностей, а сам поэт — авторское право на издание своих сочинений. В это время Тагор совмещает преподавание с литературным трудом, пишет не только стихи, но и романы, рассказы, книги по истории Индии, учебники и статьи по вопросам педагогики.
После смерти жены в 1902 г. Тагор публикует сборник лирических стихов «Память» («Sharan»), пронизанных щемящим чувством утраты. В 1903 г. от туберкулеза умирает одна из дочерей, а в 1907 г. от холеры — младший сын поэта.
Международная известность
Титульный лист из издания 1913 г. «Gitanjali» Тагора
В 1912 г. старший сын отправляется учиться в США в сельскохозяйственный колледж Иллинойского университета, и Тагор, который едет вместе с ним, делает остановку в Лондоне, где показывает свои стихи в собственном переводе на английский язык Уильяму Ротенстайну, английскому живописцу и литератору, с которым познакомился годом раньше в Индии. В том же, 1912 г. при содействии Ротенстайна в «Индийском обществе» («India Society») выходят «Жертвенные песни» («Gitanjali»), с предисловием Уильяма Батлера Йейтса, после чего Тагор становится известен в Англии и США. Эзра Паунд, в то время неофициальный секретарь Йейтса, хвалил стихи Тагора за «высшую мудрость, напоминание обо всем том, что в хаосе западной жизни… в столпотворении городов, в трескотне коммерческой литературы, в водовороте рекламы вылетает из головы». Многие поклонники Тагора представляли себе поэта, как мистический голос народа всей Индии.
Нобелевская премия
Тагор получил Нобелевскую премию по литературе в 1913 г. «за глубоко прочувствованные, оригинальные и прекрасные стихи, в которых с исключительным мастерством выразилось его поэтическое мышление, ставшее, по его собственным словам, частью литературы Запада». В своей речи представитель Шведской академии Харальд Йерне отметил, что «наибольшее впечатление на членов Нобелевского комитета произвели „Жертвенные песни“». Йерне также упомянул английские переводы других, как поэтических, так и прозаических, произведений Тагора, которые в большинстве своем были опубликованы в 1913 г. Заметив, что стихи Тагора «наполнены общечеловеческим смыслом», Йерне назвал поэта «фигурой, сближающей мир Востока и Запада».
Тагор (первый ряд, третья фигура справа) встречает членов иранского меджлиса (Тегеран, апрель-май 1932)
Тагор, находившийся в то время в США, на торжественной церемонии не присутствовал, но прислал телеграмму, в которой выражалась признательность «за широту взглядов, делающих далекое — близким, а чужое — родным». В отсутствие лауреата награда была вручена английскому послу в Швеции. Денежную премию Тагор пожертвовал своей школе, Визва-Бхарати, ставшей после первой мировой войны университетом с бесплатным обучением.
В 1915 г. Тагор получил рыцарское звание, однако через четыре года, после расстрела британскими войсками мирной демонстрации в Амритсаре, от него отказался. В течение последующих тридцати лет поэт совершает поездки в Европу, в США, в Южную Америку и на Ближний Восток. Его картины (Тагор начал заниматься живописью в возрасте 68 лет) выставлялись в Мюнхене, Нью-Йорке, Париже, Москве, в других городах мира.
Драма и проза
Хотя на Западе Тагор больше известен как поэт, он был также автором многочисленных пьес: «Жертвоприношение» («Visarjan», 1890), герой которой, молодой человек, занят мучительными поисками истины; «Почта» («Dakghar», 1912) — печальная история подростка; «Красные олеандры» («Rakta-Karabi», 1925) — драма социального и политического протеста. Многочисленные новеллы Тагора, в основном из жизни бенгальского крестьянства, впервые появились на английском языке в 1913 г. в сборнике «Страждущие камни и другие рассказы» («Hungry Stones and Other Stories»).
Последние годы
Статуя Тагора в Вальядолиде
Тагор был удостоен почетной степени четырех университетов Индии, был почетным доктором Оксфордского университета. Он умер в Калькутте, в 1941 г., после продолжительной болезни.
Оценка творчества
По мнению его литературного секретаря Амии Чакраварти, Тагор был рад, что его произведения пользовались у простых бенгальцев такой популярностью, что воспринимались как народные. «Люди в далеких индийских деревнях пели его песни (которых поэт написал более 3 тыс.), читали вслух его стихотворения, приводили его изречения, даже не зная, кто их автор, — писал Чакраварти. — Погонщики волов, паромщики, сельскохозяйственные рабочие воспринимали его поэтический дар как часть многовекового культурного достояния».
Тагор (справа, на помосте) принимает Махатму Ганди и его жену Кастурбу в 1940
Хотя Тагор до конца 20-х гг. оставался широко известен на Западе, интерес к его творчеству значительно снизился. В своей монографии о Тагоре Мэри Лейго объясняет это двумя причинами. Во-первых, большая часть английских переводов произведений Тагора (кроме, естественно, авторизованных) оказалась не в состоянии передать истинный смысл и красоту его строк. Во-вторых, многие ранние стихи поэта, а также его последние книги никогда не переводились и доступны только бенгальским читателям. С точки зрения индийского исследователя Кришны Крипалани, «главное значение Тагора заключается в том импульсе, который он придал развитию индийской культуры и мысли… Он дал своему народу веру в его собственный язык, в его культурное и нравственное наследие».
Влияние на популярную культуру
- В фильме «Вам и не снилось…» звучит песня «Последняя поэма» на стихи Рабиндраната Тагора (перевод Аделины Адалис, музыка Алексея Рыбникова) из его одноимённого романа.
- В фильме «Золотой теленок» (1968) надпись на афише: «!!! Приехал жрец !!! Знаменитый бомбейский брамин-йог. Любимец Рабиндраната Тагора.»
- В фильме «День Радио» из уст моряка звучит фраза «Вот тебе, бабушка, и Рабиндранат Тагор!».
- В честь Рабидраната Тагора назван кратер на Меркурии (Кратер: Тхакур; Широта: -2,5; Долгота: 64; Диаметр, км: 115).
Биография Рабиндраната Тагора
Рабиндранат Тагор (Робиндронатх Тхакур, англ. Rabindranath Tagore)
ТАГОР Рабиндранат (Тxакур Робиндронатх) (7.5.1861, Калькутта, - 7.8.1941, там же), индийский писатель и общественный деятель.
Рабиндранат Тагор (Робиндронатх Тхакур, англ. Rabindranath Tagore)
Писал на бенгальском языке. Родился в семье Дебендранатха Тагора. Учился в Калькутте, затем в Лондонском ун-те. Печатался с 1875. В 1878-80 занимался в Англии литературой и музыкой. Его музыкальная драма "Гений Вальмики" (1881) сочетает индийские национальные мелодии с ирландскими народными напевами. Поэтический сборник Тагора "Вечерние песни" (1882) пронизан пантеистическими мотивами; сборники "Утренние песни" (1883), "Картины и песни" (1884), "Диезы и бемоли" (1886), драма "Возмездие природы" (1884) полны жизнеутверждающих настроений.
В исторических романах "Берег Бибхи" (1883) и "Раджа-мудрец" (1885) он осудил тиранию. В 1884-1911 Тагор секретарь религиозно-реформаторского просветительского общества Брахмо самадж.
Рабиндранат Тагор (Робиндронатх Тхакур, англ. Rabindranath Tagore)
В 90-е гг. им созданы лучшие рассказы, поэтические циклы "Маноши" (1890), "Золотая ладья" (1893), "Сбор урожая" (1896), "Крупинки" (1899), цикл философских драм, открывающийся пьесой " Раджа и рани" (1889). Редактировал литературно-общественный журнал "Шадхода", где напечатал большинство своих художественных произведений, общественно-политических и литературных статей.
Взяв на себя управление поместьем Шилайдехо в 1891, Тагор познакомился с жизнью трудящихся, которые стали героями его сочинений. В рассказе "Свет и тени" (1894) Тагор дал обобщённую картину колониальной действительности, произвола властей, забитости крестьян, создал образ борца с несправедливостью. В его поэзии прослеживается эволюция идейно-эстетических воззрений, в итоге которой он сформулировал гуманистическую концепцию "джибандебота" ("божество жизни"), восходящую к Упанишадам и идеалам средневековых поэтов-вишнуитов.
В конце 19 - начале 20 вв. в стихах Тагора философские раздумья сменились воспеванием природы, любовной лирикой, гражданскими мотивами. Поэт призывал бенгальцев сплотиться в борьбе с тиранией. Сборник стихов "Мгновение" (1900) проникнут духом бунтарства против мещанской ограниченности и филистерства, в сборнике "Дары" (1901) переплетаются гражданские и религиозно-философские мотивы. В социально-бытовых романах Тагора "Песчинка" (1902) и "Крушение" (1905), в повести "Разрушенное гнездо" (1903) с психологической убедительностью показан конфликт между феодальной семейной моралью и демократическими веяниями.
Тагор Р. и Эйнштейн А.
Тагор Р. и Эйнштейн А.
Книги стихов "Памяти" (1903), "Дитя" (1903), "Паром" (1906) пронизаны скорбью, вызванной смертью жены, отца, сына. Во время подъёма национально-освободительного движения, усилившегося после раздела Бенгалии в 1905, Тагор стал одним из его руководителей, писал патриотические песни, а также издавал общественно-политический журнал "Бхандар". Когда движение вышло за рамки ненасильственной борьбы, Тагор отошёл от него и обратился к просветительской деятельности. В романе "Гора" (1907-10), главный герой которого - борец за прогресс и свободу , Тагор призывал к единству всех индийцев независимо от их религиозной и кастовой принадлежности в борьбе за освобождение. Поиски форм такой борьбы отразились в драме "Возмездие" (1909), где предвосхищены идеи движения несотрудничества с колониальными властями; сатирическая пьеса "Крепость консерватизма" (1911) бичевала конформизм общества, пропитанного индуистскими традициями.
В 1912-13 Тагор посетил Великобританию и США, выступал с лекциями об индийской философии и культуре. За книгу стихов "Жертвенные песни" (или "Гитанджали", пер. на англ. яз. самого Тагора 1912, рус. пер. 1914) Тагору присуждена Нобелевская премия (1913). Его имя стало известным всему миру.
В стихотворном цикле "Полёт журавлей" (1914-16) отразилась тревога за судьбу человечества, навеянная поездкой на Запад и 1-й мировой войной 1914-18. В романе "Дом и мир" (1915-16) показаны расхождения между либеральным крылом руководства народно-освободительного движения и крестьянством, попытки использования движения для разжигания шовинизма и религиозно-общинного фанатизма.
В 20-х гг. Тагор совершил поездки в Европу, Азию и Америку. Итоги 1-й мировой войны, собственные впечатления от послевоенной Европы и раздумья над судьбами народов отразились в публицистических произведениях поэта. Так, кн. "Национализм" (рус. пер. 1922) предупреждает о милитаристской сущности шовинизма на Западе и Востоке. Полны раздумий над социальными проблемами лирический сб. "Восточный напев" (1925), аллегорические драмы "Освобождённый поток" (1922) и "Красные олеандры" (1924). В 1930 Тагор посетил СССР. В "Письмах о России" (1931) он высоко оценил достижения СССР в области просвещения, миролюбивую политику Советского государства.
С конца 20-х гг. политические взгляды Тагора становятся более радикальными. Откликаясь на подъём национально-освободительного движения 1929-34, он в романе "Четыре части" (1934) вновь обратился к вопросу о правомерности насилия как средства социальной борьбы. Проза этих лет включает психологические повести "Две сестры" (1933), "Цветник" (1934), рассказы. Поэтич. сборникики "Мохуа" (1929), "Голос леса" (1931), "Завершение" (1932), "Снова" (1932), "Пёстрое" (1933), "Последняя октава" (1935) имеют несколько созерцательный характер.
Опубликовал поэтические сб-ки "Листья" (1936), "У края" (1938), "Вечерний светильник" (1938), "Рождённый вновь" (1940), "Во время болезни" (1940), "Выздоровление" (1941), "В день рождения" (1941), "Последние стихи" (1941). В "Рассказе мусульманки" (1941) он вновь предупреждал об опасности религиозно-общинного фанатизма. Творчество Тагора сыграло решающую роль в становлении современного бенгальского литературного языка, в формировании критического реализма. Он обогатил поэзию новыми формами и стихотворными размерами, заложил основы жанра рассказа и развил жанр социально-психологического романа, положил начало политической лирике.
Рабиндранат Тагор (Робиндронатх Тхакур, англ. Rabindranath Tagore)
Эстетические идеалы Тагора нашли своеобразное отражение и в изобразительном искусстве, к которому писатель обращался с 1928 (пользуясь преим. техникой акварели и рисунка пером). Живописные и графические произведения Тагора, исполненные в свободной манере и созерцательно-философские (нередко возвышенно-трагические) по настроению, оказали влияние на развитие индийского искусства 20 в. Велико воздействие его творчества на все литературы Индии.
Портрет Р. Тагора. 1952 Эрмитаж. Ленинград.
Стихотворение Тагора "Душа народа" (1911) стало национальным гимном Индии. Значительное внимание Тагор уделял вопросам теории и практики народного просвещения. Ещё в 1901 он открыл в Шантиникетоне школу, где сам преподавал, а в нач. 20-х гг.- ун-т Вишватхарати, который по его замыслу должен был стать центром изучения индийской культуры. Автор популярных лирических песен на собственные тексты и балетов.
Сочинения Тагора, переведённые на русский язык, вызвали отклик в России ещё в предреволюционные годы. Большинство критиков толковало его творчество в духе модных воззрений теософов и поэтов-символистов; отмечались также жизнелюбие и национальный характер его произведений.
Рабиндранат Тагор (Робиндронатх Тхакур, англ. Rabindranath Tagore)
После Октябрьской революции 1917 интерес к Тагору возрос. А. В. Луначарский писал: "...Произведения Тагора, несмотря на присущий им пантеистический мистицизм, так полны красками, тончайшими духовными переживаниями и поистине великодушными идеями, что составляют сейчас одно из сокровищ общечеловеческой культуры" ("Красная Нива", 1923, № 1, с. 30). В 1961 во всём мире отмечалось столетие со дня рождения писателя.
Соч.:
- Робиндророчанаболи, т. 1-27, Калькутта, 1939-65;
- в рус. пер.- Соч., кн. 1 - 7, 10, М., 1914-15;
- Соч. Вступ. ст. А. П. Гнатюка-Данильчука, т. 1 - 12, М., 1961 - 65;
- Личное, П., 1922; Искры. Поэтические афоризмы и миниатюры, [М., 1970];
Лит.:
- Рабиндранат Тагор. К столетию со дня рождения, М., 1961;
- Р. Тагор - друг Советского Союза. Сб. документов и материалов, М., 1961;
- Гнатюк-Данильчук А. П., Рабиндранат Тагор. Критикобиографический очерк, М., 1961;
- Бросалина Е., О гуманизме драматургии Р. Тагора, "Ученые записки ЛГУ. Серия востоковедческих наук", 1962, № 306;
- Рабиндранат Тагор. Биобиблиографический указатель, сост. Л. А. Стрижевская, М., 1961;
- Мукхопаддхай Пробхаткумар, Робиндроджибони, т. 1 - 4, Калькутта, 1946-57;
- Бошу Буддходеб, Робиндронатх котхашахитто, Калькутта, 1955;
- Биши Промотхонатх, Робиндрокаббо пробахо. т. 1 - 2, Калькутта, 1957-58; Sen S., The political thought of Tagore, Calc., 1947;
- Thompson E., Rabindranath Tagore. Poet and dramatist, L., 1948;
- Mahalonob i s P. C., R. Tagore, "The Visva Bharati Quarterly", 1949, Aug. - Oct.; RabiпdranathTagore, On the edges of time, Delhi, 1958; Radhakrishnan S., The philosophy of R. Tagore, Baroda, 1961;
- Zbavitel D., Rabindranath Thakur, Praha, 1961;
- Кripalani К., R. Tagore, L.,1962;
- Asian О., Rabindranath Tagore, P., 1969.
Большая Советская Энциклопедия