Демонакт (лат. Demonax)
(I век н.э. - II век н.э.5)
Биография
Жил во время императора Адриана. Был последователем учения стоиков, родственного учению циников, по которому независимость от внешних благ, самодовольство (au-capxeia) и достигаемое этим спокойствие признаются за цель жизни. Он старался исправлять людей кроткими и добрыми наставлениями, занимался государственными делами и пользовался общим уважением. Достиг он весьма глубокой старости, но чтобы избежать старческих недугов, почти на сотом году жизни обрек себя на голодную смерть. Афиняне почтили его великолепными похоронами, устроенными на государственный счет. Тело его было отнесено к могиле на руках философами. Каменное седалище, на котором он имел обыкновение отдыхать, считалось священным. Друг его, Лукиан, изобразил его в сочинении, названном по его имени; другие писатели о нем не упоминают.
Демонакт происходил из состоятельной семьи, жившей на Кипре. Среди его учителей мы встретим Деметрия, Агатобула и Эпиктета, стоика, преклонявшегося перед Диогеном. Значительную часть жизни Демонакт прожил в Афинах, где умер глубоким стариком. В хвалебной (энкомиастической) биографии философа, написанной Лукианом, приводится много анекдотов и апофтегм, подобных тем, которые рассказываются о киниках в шестой книге «Жизнеописаний» Диогена Лаэртского. В своих высказываниях и образе жизни Демонакт следовал за Диогеном и Кратетом, презирал внешние блага, высшим счастьем считал независимость, смеялся над религией и сравнивал себя с врачом, «который исцеляет недуги, но на больных не гневается». Мягкость и снисходительность в сочетании с критическим и острым умом — отличительные черты характера Демонакта. В его лице кинизм ожил в своем наиболее привлекательном «кратетовском» варианте.