Петр Андреевич Павленко. (1943)
ru.wikipedia.org
Биография
Советский писатель, бригадный комиссар, лауреат четырёх Сталинских премий первой степени (1941, 1947, 1948, 1950), депутат Верховного Совета СССР, известнейший деятель культуры сталинской эпохи, когда многие его произведения практически считались классикой. Член РКП(б) с 1920 года. Зять Тренёва К. А.
В его книге-утопии «На Востоке» (1936—1937) Советский Союз захватывает Японию. Причём наступление японцев останавливает выступление Сталина на съезде в Большом театре:
«Заговорил Сталин. Слова его вошли в пограничный бой, мешаясь с огнем и грохотом снарядов, будя ещё не проснувшиеся колхозы на севере и заставляя плакать от радости мужества дехкан в оазисах на Аму-Дарье… Голос Сталина был в самом пекле боя. Сталин говорил с бойцами в подземных казематах и с лётчиками в вышине. Раненые на перевязочных пунктах приходили в сознание под негромкий и душевный голос этот…»
Таким образом, участь Японии была решена.
Другие произведения: «13ая повесть о Лермонтове» (1928), повесть «Степное солнце» (1949), сборник «Путь отваги» (рассказы, военные заметки; 1942), «Народные мстители», роман «Счастье» (1947). Автор сценариев к фильмам «Александр Невский» (совместно с Сергеем Эйзенштейном; 1938), «Яков Свердлов» (1940), «Клятва» (1946), «Падение Берлина» (1947), «В степи» (совместно с Александром Галичем; 1951), «Композитор Глинка» (1952).
Пётр Павленко (крайний справа) в составе делегации советских писателей. Берлин, 1950.
Награды и премии
Сталинская премия первой степени (1941); за сценарий фильма "Александр Невский"(1938)
Сталинская премия первой степени (1947); за сценарий фильма "Клятва" (1946)
Сталинская премия первой степени (1948); за роман "Счастье" (1947)
Сталинская премия первой степени (1950); за сценарий фильма "Падение Берлина" (1949)
Орден Ленина (1939)
Орден Красной Звезды (1940)
Орден Красного Знамени (1943)
Биография
Петр Андреевич Павленко
ПАВЛЕНКО, ПЕТР АНДРЕЕВИЧ (1899-1951), русский писатель, киносценарист. Родился 26 июня (11 июля) 1899 в Петербурге в семье мелкого чиновника и учительницы. Из-за болезни матери (туберкулез) семья перебралась в Тифлис (Тбилиси). Жили в беднейшем районе города в доме революционера Петра Монтина, убитого в 1905. Окончив в 1917 Тифлисское реальное училище, Павленко поступил в Бакинский политехнический институт, где тесно связал себя с большевиками. В годы учебы пробовал себя в публицистике, прозе и поэзии. В мае 1920 добровольцем вступил в части Красной Армии, устанавливавшие советскую власть в Азербайджане; в том же году принят в РКП(б). В конце 1921 был демобилизован по состоянию здоровья и переведен на работу в Закавказский партийный краевой комитет, выступал на страницах тифлисской газеты "Красный воин", созданной С.М.Кировым и редактировавшейся некоторое время Д.А.Фурмановым. В 1924 был избран делегатом XIII партийного съезда. В 1924-1927 служил в советском торгпредстве в Турции, много путешествовал по Малой Азии, побывал также в Греции, Италии, Франции. С 1925 в газетах "Заря Востока" и "Известия" (Одесса) публиковал статьи, очерки и рассказы из турецкой жизни под псевд. Суфи, Сафи и др. Тогда же написал Тринадцатую повесть, посвященную М.Ю.Лермонтову. По предложению Вс.Иванова начал работу в журнале "Красная новь".
В Москве быстро вошел в литературную среду столицы, сблизился с группой "Перевал", культивировавшей "искренность" и интуицию в искусстве и обращавшей особое внимание на литературную технику и формальный изыск, что отразилось на первом в московской периодике рассказе Павленко (совм. с Б.А.Пильняком) Лорд Байрон (1928), а также в его написанных ярко и остро, в причудливом "ориентальном" стиле неоромантических "восточных" сборниках Азиатские рассказы (1929), Стамбул и Турция (1930), Анатолия (1932). Вскоре отошел от "Перевала", не приняв его "инертность в литературе", "любовь к малой своей… одиночной теме", принципиальную аполитичность. По инициативе Павленко группа писателей в 1930 ездила в Туркмению; общение со спутниками — Н.С.Тихоновым, Вс.Ивановым, Л.М.Леоновым, В.А.Луговским, Г.А.Санниковым — он расценивал впоследствии как важный этап своего творческого становления. Опубликованные по впечатлениям от Средней Азии повесть Пустыня (1931) и сборник Путешествие в Туркменистан (1932), отмечены отточенностью формы и остротой социального наблюдения.
В 1932 вышел в свет документальный роман Павленко о Парижской коммуне Баррикады, сдержанно оцененный критикой (в т.ч. с "теплой суровостью" — Горьким). Активный "общественник", Павленко был включен в оргкомитет Первого съезда советских писателей (1934), затем избран в правление Союза писателей, на долгие годы определив за собой высокое место в иерархии советской бюрократии. В 1932-1938 редактировал журнал "30 дней", стал одним из ближайших помощников Горького в организаторской работе по журналу "Колхозник", альманахам "Год XVI", "Год XVII" и "Дружба народов". В середине 1930-х годов работал над романом На Востоке (первонач. название Судьба войны), задуманном как эпическое произведение о социалистическом освоении Дальнего Востока, где прогнозируются геополитические военные катаклизмы, в результате которых Китай, Индия и Индонезия встают под знамена мировой революции. Рыхлость композиции и схематизм образов не помешали советской общественности с энтузиазмом воспринять эту боевую интернациональную утопию (опубл. в 1936-1937), внушающую к тому же мысль о неизменной победоносности Красной Армии и безусловном приоритете "общего" дела над личной судьбой. Успешными стали и драматургические опыты Павленко — сценарий одного из культовых советских фильмов Александр Невский (1938; совм. с реж. С.М.Эйзенштейном; Государственная премия СССР, 1941).
В качестве журналиста участвовал в финской кампании, в присоединении к СССР Западной Украины; в годы Великой Отечественной войны — фронтовой корреспондент газет "Правда" и "Красная Звезда". Демобилизовавшись в связи с ранением и обострением давнишнего туберкулеза, в 1945 переехал в Крым, где работал над романом о человеке, искалеченном войной, — Счастье (1947; Государственная премия, 1948). В отличие от героев К.М.Симонова и Б.Н.Полевого, совершающих высокий воинский подвиг, не лишенный автобиографических черт герой Павленко, полковник Воропаев, приехавший на крымский берег для лечения, доказывает свое мужество будничным противостоянием разрушительным последствиям войны, преодолением собственного несчастья через осознание всеобщей победы и своей причастности к "правильному" повороту истории. Строго следуя канонам социалистического реализма, эволюционировавшего в конце 1940-х годов в сторону "лакировки действительности" и безудержного культа личности вождя, роман порождал ситуации, образы и метафоры очевидного эстетического безвкусия, в то же время подкупая наивным оптимизмом, жизнеподобной точностью многих конкретных зарисовок, характерным павленковским юмором. В том же ключе созданы киносценарии "знаковых" фильмов апогея культа личности Клятва (1946; Государственная премия СССР, премия СССР, 1947) и Падение Берлина (1949; Государственная премия СССР, 1950, реж. обоих фильмов М.Э.Чиаурели).
В 1949-1951 писатель активно участвовал в общественно-политической жизни страны как депутат Верховного Совета СССР и секретарь Крымской писательской организации, нередко проявляя в этом качестве догматизм и нетерпимость, однако есть свидетельства его поддержки местной творческой интеллигенции; основал и редактировал альманах "Крым"; с 1947 член редколлегии журнала "Знамя". Был участником международных конференций, по следам которых опубликовал выдержанные в официозном духе "холодной войны" книги Американские впечатления (1949), Молодая Германия, Итальянские впечатления (обе 1951). При этом созданные тогда же рассказы Рассвет, Голос в пути, Осенняя заря, Ночь в Гелати, повесть Степное солнце (все 1949) отмечены теплом авторского чувства, романтичны по настрою, написаны ясным и емким языком. Незаконченным остался "коммунистический международный роман" о жизни советского государства с предвоенных лет и коммунистическом движении в различных странах мира (завершена лишь 1-я часть — Труженики мира, опубл. в 1952, о строителях ферганского канала).
Безоговорочно восприняв мифы и догмы своего времени, Павленко явил собой характерный для сталинской эпохи тип писателя-функционера, высшим долгом которого почиталась лояльность власти как знак самоотверженного служения народному благу.
Умер Павленко в Москве 16 июня 1951.
Литература:
Павленко П. Собрание сочинений, т. 1-6. М., 1953-1955
Новикова М. П.А.Павленко: Очерк творчества. Симферополь, 1955
Павленко П. Записные книжки. Симферополь, 1955
Павленко П. Писатель и жизнь: Статьи. Воспоминания. Из записных книжек. Письма. М., 1955
Скорино Л. П.А.Павленко: Критико-биографический очерк. — В кн.: Скорино Л. Семь портретов. М., 1956
Левин Л.И. П.А.Павленко. М., 1956
П.А.Павленко в воспоминаниях современников. М., 1963
Павленко П. Кавказская повесть. Махачкала, 1966
Биография
Petr Pavlenko
( 29.06.1899 года - 16.06.1951 года )
Россия (russia)
Павленко Петр Андреевич (1899-1951). Советский писатель. Один из наиболее именитых деятелей культуры сталинской эпохи. Родился в Петербурге в семье ремесленника. Детство и юность провел в Тбилиси, где окончил реальное училище. В 1920-1921 гг. служил в Красной Армии политработником; затем был на партийной работе.
Член РКП(б) с 1920 г. В 1924-1927 гг. — сотрудник Торгпредства СССР в Турции, позже — секретарь Закавказского крайкома ВКП(б).
Литературную деятельность начал в 1921 г. в красноармейской газете «Красный воин». Был редактором журнала «30 дней» и альманаха «Год 19-й». Член Правления Союза советских писателей. Депутат ВС СССР с 1950 г.
Сталин покровительствовал Павленко, и писатель верно служил ему своим пером. В альманахе «Минувшее» (Вып. 10. СПб., 1992. С. 115) утверждается, что он был «близок к ЧК-НКВД», по его собственным рассказам, присутствовал даже на допросах братьев-писателей. В посмертно опубликованной полумемуарной повести «Дафнис и Хлоя» Юрий Нагибин 1) пишет, что Павленко «с первых литературных шагов официально связал себя с органами безопасности» (Октябрь. 1994. № 9. С. 6).
Павленко был награжден орденом Ленина (1939), орденами Красной Звезды (1940), Красного Знамени (1943), медалями.
Писатель стал четырежды лауреатом Сталинской премии: в 1941 г. — за сценарий фильма «Александр Невский» (совм. с С. Эйзенштейном); в 1947 г. — за сценарий фильма «Клятва»; в 1948 г. — за роман «Счастье»; в 1950 г. — за сценарий фильма «Падение Берлина».
Другие известные работы Павленко: роман «На Востоке» (1937); сценарии фильмов «На Дальнем Востоке» (1937 г.; по мотивам собств. романа); «На границе» (1938); «Яков Свердлов» (1940); «Разгром немецких войск под Москвой» (автор сценарного плана; один из любимых фильмов Сталина), «Композитор Глинка» (1952).
Средства «культуры» СССР психологически готовили народ к большой европейской войне. С помощью песен, рассказов, повестей, пьес, кинофильмов и т. п. Однако дело не ограничивалось Европой — в 1937 г. вышел роман Павленко «На Востоке», где описывался захват Советским Союзом Японии.
Роман начал публиковаться в журнале «Знамя», а затем его текст перекочевал полностью и в отрывках во многие другие издания — центральные и местные, печатался даже в специальной обработке для детей. В романе Павленко японцы сначала наступают, стреляют и явно на что-то рассчитывают. Но выступление Сталина на каком-то съезде в Большом театре мгновенно меняет ход войны. «Заговорил Сталин. Слова его вошли в пограничный бой, мешаясь с огнем и грохотом снарядов, будя еще не проснувшиеся колхозы на севере и заставляя плакать от радости мужества дехкан в оазисах на Аму-Дарье... Голос Сталина был в самом пекле боя. Сталин говорил с бойцами в подземных казематах и с летчиками в вышине. Раненые на перевязочных пунктах приходили в сознание под негромкий и душевный голос этот...» Под «негромкий и душевный» голос вождя красная авиация уничтожила главный штаб японцев в Токио. После чего в Китае, Корее и Японии вспыхнули народные восстания в поддержку СССР, переросшие в пролетарские революции. Война в романе Павленко кончается победой революции в Японии, где пленные строят интернациональный город Сэн Катаяма, перевоплощаясь из самураев в «строителей новой жизни» и «пропагандистов новой, социалистической эры человечества».
С восторженным откликом на этот милитаристский маразм выступила «Правда», посетовав только на то, что в Советском Союзе мало выходит книг о будущей войне на Дальнем Востоке, упрекнув в этом маститых советских литераторов. Руководитель Союза писателей В. Ставский на совещании оборонных писателей говорил о романе Павленко: «Это прекрасная работа... Она берет тему войны на границах нашего Союза и на территории врага, куда мы перенесем войну тотчас, как враг нападет на нас, как об этом ярко, красочно записано в Полевом уставе РККА».
Маршал Ворошилов совершенно не сомневался в этом. Он привел в восхищение делегатов XVIII съезда партии следующим описанием могущества советской авиации: «Если в 1934 г. весь воздушный флот мог поднять две тысячи бомб, то в настоящее время он поднимает на двести процентов больше». Далее нарком привел слова песни, которую сложили на Дальнем Востоке: «Если враг нападет, то Коккинаки долетит до Нагасаки 6) и покажет там, где зимуют раки» (ЦГАИОДМ. Ф. 81. Oп. 1. Д. 122. Л. 133).
Биография
Павленко Петр Андреевич (29.6.1899, Петербург - 16.6.1951), писатель, бригадный комиссар (1941), четырежды лауреат Сталинской премии (1941, 1947, 1948, 1950). В 1920 вступил в РКП(б). Сын служащего. Образование получил в Бакинском техникуме (1920). В 1920 вступил в Красную армию, политработник. В 1924-27 работал в советском торгпредстве в Турции. Стал известен как автор сценариев к фильмам, в т.ч. "Александр Невский" (совместно с С. Эйзенштейном; 1938), "Яков Свердлов" (1940), "Клятва" (1946), "Падение Берлина" (1947), "Композитор Глинка" (1952). В дек. 1936 вышла 1-я книга его романа "На Востоке" - прославляющая И.В. Сталина утопия о победе СССР на Дальнем Востоке. В янв. 1937 во время процесса по делу "Параллельного антисоветского троцкистского центра" вел репортажи из зала суда. Вместе с А.А. Фадеевым, А.Н. Толстым и другими подписал письмо, где в т.ч. говорилось: "Требуем беспощадного наказания для торгующих родиной изменников, шпионов и убийц". Во время советско-финской войны 1939-40 работал военным корреспондентом. С первых дней Великой Отечественной войны военный корреспондент газет "Правда" и "Красная Звезда". В 1942-1943 председатель Оборонной комиссии Союза писателей СССР. Автор повести "Степное солнце" (1949), рассказов, военных заметок, вошедших в книги "Путь отваги" (1942), "Народные мстители" и т.д. Центральным среди произведений Павленко стал роман "Счастье" (1947), где "нашла воплощение ведущая тема творчества Павленко - тема партии". Большинство его произведений, которые активно пропагандировались при жизни И.В. Сталина и чуть ли не признавались классикой, ныне забыты. С 1950 депутат Верховного Совета СССР.
Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000
Павленко Петр Андреевич (1899-1951). Советский писатель. Один из наиболее именитых деятелей культуры сталинской эпохи. Родился в Петербурге в семье ремесленника. Детство и юность провел в Тбилиси, где окончил реальное училище. В 1920-1921 гг. служил в Красной Армии политработником; затем был на партийной работе. Член РКП(б) с 1920 г. В 1924-1927 гг. — сотрудник Торгпредства СССР в Турции, позже — секретарь Закавказского крайкома ВКП(б).
Литературную деятельность начал в 1921 г. в красноармейской газете «Красный воин». Был редактором журнала «30 дней» и альманаха «Год 19-й». Член Правления Союза советских писателей. Депутат ВС СССР с 1950 г.
Сталин покровительствовал Павленко, и писатель верно служил ему своим пером. В альманахе «Минувшее» (Вып. 10. СПб., 1992. С. 115) утверждается, что он был «близок к ЧК-НКВД», по его собственным рассказам, присутствовал даже на допросах братьев-писателей. В посмертно опубликованной полумемуарной повести «Дафнис и Хлоя» Юрий Нагибин 1) пишет, что Павленко «с первых литературных шагов официально связал себя с органами безопасности» (Октябрь. 1994. № 9. С. 6).
Павленко был награжден орденом Ленина (1939), орденами Красной Звезды (1940), Красного Знамени (1943), медалями.
Писатель стал четырежды лауреатом Сталинской премии: в 1941 г. — за сценарий фильма «Александр Невский» (совм. с С. Эйзенштейном); в 1947 г. — за сценарий фильма «Клятва»; в 1948 г. — за роман «Счастье»; в 1950 г. — за сценарий фильма «Падение Берлина».
Другие известные работы Павленко: роман «На Востоке» (1937); сценарии фильмов «На Дальнем Востоке» (1937 г.; по мотивам собств. романа); «На границе» (1938); «Яков Свердлов» (1940); «Разгром немецких войск под Москвой» (автор сценарного плана; один из любимых фильмов Сталина), «Композитор Глинка» (1952).
Средства «культуры» СССР психологически готовили народ к большой европейской войне. С помощью песен, рассказов, повестей, пьес, кинофильмов и т. п. Однако дело не ограничивалось Европой — в 1937 г. вышел роман Павленко «На Востоке», где описывался захват Советским Союзом Японии.
Роман начал публиковаться в журнале «Знамя», а затем его текст перекочевал полностью и в отрывках во многие другие издания — центральные и местные, печатался даже в специальной обработке для детей. В романе Павленко японцы сначала наступают, стреляют и явно на что-то рассчитывают. Но выступление Сталина на каком-то съезде в Большом театре 2) мгновенно меняет ход войны. «Заговорил Сталин. Слова его вошли в пограничный бой, мешаясь с огнем и грохотом снарядов, будя еще не проснувшиеся колхозы на севере и заставляя плакать от радости мужества дехкан в оазисах на Аму-Дарье... Голос Сталина был в самом пекле боя. Сталин говорил с бойцами в подземных казематах и с летчиками в вышине. Раненые на перевязочных пунктах приходили в сознание под негромкий и душевный голос этот...» Под «негромкий и душевный» голос вождя красная авиация уничтожила главный штаб японцев в Токио. После чего в Китае, Корее и Японии вспыхнули народные восстания в поддержку СССР, переросшие в пролетарские революции. Война в романе Павленко кончается победой революции в Японии, где пленные строят интернациональный город Сэн Катаяма, 3) перевоплощаясь из самураев в «строителей новой жизни» и «пропагандистов новой, социалистической эры человечества».
С восторженным откликом на этот милитаристский маразм выступила «Правда», посетовав только на то, что в Советском Союзе мало выходит книг о будущей войне на Дальнем Востоке, упрекнув в этом маститых советских литераторов. Руководитель Союза писателей В. Ставский 4) на совещании оборонных писателей говорил о романе Павленко: «Это прекрасная работа... Она берет тему войны на границах нашего Союза и на территории врага, куда мы перенесем войну тотчас, как враг нападет на нас, как об этом ярко, красочно записано в Полевом уставе РККА».
Маршал Ворошилов совершенно не сомневался в этом. Он привел в восхищение делегатов XVIII съезда партии следующим описанием могущества советской авиации: «Если в 1934 г. весь воздушный флот мог поднять две тысячи бомб, то в настоящее время он поднимает на двести процентов больше». Далее нарком привел слова песни, которую сложили на Дальнем Востоке: «Если враг нападет, то Коккинаки 5) долетит до Нагасаки 6) и покажет там, где зимуют раки» (ЦГАИОДМ. Ф. 81. Oп. 1. Д. 122. Л. 133).
Примечания
1) Ю.М. Нагибин (1920-1998) — советский писатель, критик, сценарист.
2) «В ночь, когда пришло известие о нападении на Советский Союз, Москва не спала. Ольга открыла окно на улицу, послышались крики: „Сталин!" Толпа кричала и звала: „Сталин! Сталин! Сталин!" — и это был клич силы и чести, он звучал как „вперед!" В минуту народной ярости толпа звала своего вождя, и в два часа ночи он пришел из Кремля в Большой театр, чтобы быть вместе с Москвой» (Павленко П. На Востоке. М., 1937).
3) Сэн Катаяма (1859-1933) — деятель японского и международного коммунистического движения. Один из инициаторов создания компартии Японии (1922). Член Президиума Исполкома Коминтерна.
4) В.П. Ставский (Кирпичников) (1990-1943) — генеральный секретарь Союза писателей СССР в 1936-1941 гг.; редактор журнала «Новый мир» в 1937-1943 гг. В годы Великой Отечественной войны — военный корреспондент. Погиб в бою под Невелем.
5) В.К. Коккинаки (р. 1904 г.) — летчик-испытатель. Дважды Герой Советского Союза (1938, 1957). Установил 22 мировых рекорда. В 1939 г. осуществил беспосадочный сверхдальний перелет СССР - США.
6) Нагасаки — порт на острове Кюсю (Япония). 9 августа 1945 г. был разрушен американской атомной бомбой. Убито и ранено около 75 тыс. жителей.
Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000
Сочинения:
"Роман-газета" №№ 9 (137). Павленко П. На Востоке. Роман. Кн. 1
"Роман-газета" №№ 10 (138). Павленко П. На Востоке. Роман. Кн. 1
"Роман-газета" № 2 (142). Павленко П.. На Востоке. Роман. Кн. 2