Пауль Йоханн Людвиг фон Гейзе (Хейзе; нем. Paul Johann Ludwig von Heyse)


Пауль Хейзе. Портрет работы Адольфа фон Менцеля

Пауль Хейзе. Портрет работы Адольфа фон Менцеля


(15 марта 1830, Берлин — 2 апреля 1914, Мюнхен)



   ru.wikipedia.org


   Биография


Пауль Хейзе

Пауль Хейзе


   Вместе с Э. Гейбелем, Ф. Боденштедтом, Т. Лингом и другими образовал так называемый Мюнхенский кружок поэтов-эстетов, сторонников чистого искусства. Победоносное шествие индустриализма и техницизма выразилось в вульгарном материализме, освободившем бюргерство от дальнейшего завоевательного наступления на идеологическом фронте, оправдывавшем эпикурейские настроения. Произведения Хейзе проникнуты эротикой, стремлением к эстетизации жизни. Психология послереволюционного бюргерства выражена в повести «Последний кентавр», где проповедуется «языческое» наслаждение жизнью. Хейзе писал очень много. Некоторые стихи в его лирических сборниках («Skizzenbuch» — «Книга набросков», «Lieder und Bilder» — «Песни и картины», 1877; «Verse aus Italien» — «Итальянские стихи», 1880 и др.), как, например, «Auf den Tod eines Kindes» (На смерть ребенка) или «Ueber ein Stundlein» (Через час), принадлежат к лучшим образцам немецкой лирики. Как драматург он также был весьма продуктивен, но не имел большого успеха (трагедии — «Meleager», 1854; «Hadrian», 1865; «Hans Lange», 1886; «Colberg», 1868 и «Maria Magdala», 1899; русский перевод Н. Бронштейна, «Мария из Магдалы», драма М., 1907); темы взяты частью из немецкой истории, частью из Библии. Ему также принадлежит ряд романов, из которых особенно большим успехом пользовались: «Kinder der Welt» (1873; Дети века, русский перевод С-вой, 2 тт., СПб., 1873), где изображена эмансипация немецкого бюргерства от прежнего пессимизма, и «Im Paradiese» (1875; русский перевод: В раю, роман, под ред. Ранцова, 2 тома, СПб., 1876), где описывается жизнь мюнхенских художников-эстетов. Другие романы («Ueber allen Gipfeln» — «Над всеми вершинами», 1895; «Die Geburt der Venus» — «Рождение Венеры», 1909 и др.) — слабее. Из произведений Хейзе наибольшее значение для немецкой литературы имеют его многочисленные новеллы (свыше 100). Некоторые из них, как «L’ Arrabiada» (1853), «Andrea Delfin» (1862) или «Der Salamander» (1867), считаются наравне с новеллами Т. Шторма и Хейзе Келлера классическими в формально-художественном отношении. Хейзе также известен своими удачными переводами с итальянского («Italienisches Liederbuch», 1860, «Ital. Dichter seit der Mitte des 18 Jahrhunderts, 1889—1890»; 4 тт. «Ital. Volksmarchen», 1914) и испанского («Spanisches Liederbuch», 1852). Вместе с Хейзе Курцем он издал «Deutscher Novellenschatz» (Сокровища немецкой новеллы, 1870—1876, 24 тт.), «Novellen des Auslandes» (Новеллы других стран) и другие. Радикальное движение натурализма, снова выдвинувшее социальные вопросы, относилось к Хейзе отрицательно, как к эпигону; он, в свою очередь, изобразил героев нового движения сатирически в своем романе «Merlin» (1892). Важны для понимания Хейзе его воспоминания «Jugenderinnerungen und Bekenntnisse» (Воспоминания юности и признания, 1900).


   Библиография


   Гейзе П. Несчастная Елена и слепые, перев. Хашкеса, СПб., 1875.
Маркиза, М., 1878; Она ждала, Новелла, М., 1891
Собр. сочин. Гейзе, т. I. В раю, перев. Ю. Айхенвальда, под ред.
А. Гретман; т. II. Дети века, перев. А. Гретман, изд. Н. Клочкова, М., 1911—1912.
Gesammelte Werke (1871—1914), 38 тт., новое изд., 1924, 15 тт.
Dramatische Dichtungen, 1864—1905, 38 тт. Переписка с Т. Штормом (hrsg. von G. Plottke, 1917—1918), с Г. Келлером (hrsg. von Kalbeck, 1914).
Брандес Г., П. Гейзе, статья в сборнике «Новые веяния» (Moderne Geister), СПб., 1889 (и в «Собрание сочинений» Брандеса, изд. «Просвещение»).
В. М. Р. Из истории немецкой литературы XIX века, журнал «Русская мысль», 1890, XI.
Корш В., Всеобщая история литературы, т. IV, СПб., 1892; O. Kraus, P. Heyse’s Novellen und Romane, 1888.
Petze E., Paul Heyse als Dramatiker, 1904.
Petze E. Paul Heyse, ein deutscher Lyriker, 1913.
Klemperer V., Paul Heyse, 1910.
Raff Heb, P., Heyse, 1910.
Spiero, Paul Heyse, 1910.
Farinelli, Paul Heyse, 1913.
Rose E., Das soziale Empfinden Paul Heyse’s, 1926.
Zincke P., Paul Heyse’s Novellentechnik, 1927.





   noblit.ru/component/option,com_datsogallery/Itemid,30/func,viewcategory/catid,66/


   Биография


Пауль Хейзе

Пауль Хейзе


   Немецкий поэт, прозаик и новеллист Пауль Иоханн Людвиг фон Хейзе родился в Берлине в семье Карла Людвига Хейзе, филолога, преподавателя Берлинского университета; мать X., Юлия (Заалинг) Хейзе, была родом из образованной еврейской семьи. Именно от своей матери, которую он впоследствии назвал «эмоциональной, необычайно яркой» женщиной, X. позаимствовал богатое воображение, страсть к сочинительству. В доме X. часто бывали известные ученые, писатели, художники, среди них – историк-искусствовед Франц Куглер, ставший наставником X.


   В Берлинском университете X. изучает классическую литературу и филологию, а через два года прослушивает курс лекций по романской филологии в Боннском университете. Получив в 1852 г. диплом Берлинского университета, будущий писатель отправляется в Италию для продолжения образования. От этой поездки у него на всю жизнь осталась любовь к итальянской природе и произведениям таких итальянских писателей, как Данте, Боккаччо и Джакомо Леопарди. В Италии X. начинает писать – стихи, пьесы, рассказы.


Пауль Хейзе

Пауль Хейзе


   Будущее X. определилось в 1854 г., когда король Максимилиан II, предложив начинающему писателю большую стипендию, пригласил его жить в Мюнхене и состоять при королевском дворе. Все обязанности X. сводились к участию в насыщенной интеллектуальной жизни, которой король всячески способствовал. Материально обеспеченный до конца жизни, X. смог жениться на Маргарет Куглер, дочери своего наставника, от брака с которой у писателя было четверо детей. Всю оставшуюся жизнь X. прожил с семьей на своей мюнхенской вилле.


   Спокойная атмосфера процветающего доиндустриального Мюнхена благотворно влияла на X., который целиком посвящает себя литературе ив 1855 г. выпускает новеллу «Аррабиата» ("L'arrabiata"), которая была написана во время путешествия писатели по Италии и действие которой происходит в Сорренто. «Аррабиата» – это идиллическая история о молодой рыбачке, которая сначала отвергает ухаживания молодого паромщика, однако затем сама в него влюбляется. Романтический настрой, южный колорит, описание черноглазой девушки, доступная фабула характерны и для других книг X. Повесть «Марион» ("Marion") появилась в 1855 г., за ней последовали «Девушка из Трепли» ("Das Madchen von Treppi", 1858), «Андреа Делфин» ("Andrea Delfin", 1859) и «Портрет матери» ("Bild der Mutter", 1859).


Пауль Хейзе

Пауль Хейзе


   Когда в 1864 г. друг X., поэт Эмануэль Гайбель, оказался в опале у Людвига II, преемника Максимилиана, X. в знак протеста перестал бывать при дворе, однако в Мюнхене жить остался. Спустя четыре года после смерти своей первой жены X. в 1866 г. женился на Анне Шубарт.


   Помимо повестей и рассказов X. писал много драматических произведений. Историческая пьеса «Ганс Ланге» ("Hans Lange", 1866) и трагедия «Мария Магдалина» ("Maria von Magdala", 1899) одно время пользовались популярностью, однако в истории литературы X. больше известен как прозаик. В его больших романах «Дети века» ("Kinder der Welt", 1873), «В раю» («Im Paradiese", 1875) и «Мерлин» ("Merlin", 1892) поднимаются главным образом этические проблемы. Оригинальные стихотворения X. прочно забыты, зато хорошо известны его переводы из итальянских поэтов: Алессандро Мандзони, Леопарди, некоторых других.


   В связи с подъемом натурализма в творчестве таких писателей конца XIX в., как Генрик Ибсен и Эмиль Золя, критики младшего поколения выступили с нападками против романтизма и экзотики в книгах X. В его поздних произведениях появляются некоторые реалистические элементы, но в целом писатель оставался верен романтике, миру чувств, отвергал натуралистические описания мрачной действительности.


   В 1910 г. X. присуждается Нобелевская премия по литературе «за художественность, идеализм, которые он демонстрировал на протяжении всего своего долгого и продуктивного творческого пути в качестве лирического поэта, драматурга, романиста и автора известных всему миру новелл». X. был первым немецким писателем, получившим эту награду. «X. по праву считается создателем современной психологической новеллы», – сказал в своей речи член Шведской академии С.Д. Вирсен во время церемонии награждения. Вирсен назвал X. «самым интересным поэтом современной Германии». Болезнь помешала X. приехать в Стокгольм, и премия была вручена немецкому послу в Швеции графу фон Пуклеру.


   В том же 1910 г. X. становится не только лауреатом Нобелевской премии, но и почетным гражданином Мюнхена, где спустя четыре года писатель умер от воспаления легких.


   Автор на редкость плодовитый, X. выпустил двадцать четыре тома новелл, шесть романов, около шестидесяти пьес и девять поэтических сборников. Однако его литературная слава оказалась недолговечной: к моменту получения Нобелевской премии популярность писателя была уже позади, а после смерти X. был вскоре забыт. «Хотя новеллы X. хорошо читаются, – писал в 1934 г. английский критик Э.К. Беннетт, – вряд ли можно сказать, что он привнес в этот жанр что-то действительно оригинальное». С этой точкой зрения не согласен американский критик Генри Стэффорд Кинг, который в 1936 г. обращает внимание на умение X. создавать женские образы, даже называет его «феминистом». Кинг утверждает также, что «книги X. не только не устарели, но являются сверхсовременными». Этой же точки зрения придерживается и немецкая исследовательница Кристиан Ульман, которая в 1976 г. писала: «X. следует перечитывать, поскольку его книги отличаются не только техническим совершенством, но и являются произведениями крупного писателя XIX в., чье описание condition humaine («жизни человека», фр.) принадлежит к великой традиции Оноре де Бальзака и Готфрида Келлера».