Жорж-Луи Леклерк, граф де Бюффон (фр. Georges-Louis Leclerc, Comte de Buffon) или просто Бюффон)


Жорж-Луи Леклерк, граф де Бюффон (фр. Georges-Louis Leclerc, Comte de Buffon) или просто Бюффон), художник Франсуа-Жубер Друа.

Жорж-Луи Леклерк, граф де Бюффон (фр. Georges-Louis Leclerc, Comte de Buffon) или просто Бюффон), художник Франсуа-Жубер Друа.


(7 сентября 1707, Монбар (город), Бургундия — 16 апреля 1788, Париж)



   ru.wikipedia.org


   Биография


   Получил от своего отца, Бенжамена Леклерка, советника парламента в Дижоне, хорошее образование, объехал с молодым герцогом Кингстоном Францию и Италию, затем отправился в Англию, где перевёл «Теорию флукций» Ньютона и «Статику растений» Галя. Эти переводы и несколько самостоятельных статей математического содержания вызвали в 1733 году назначение его членом Академии наук; в 1739 году он был назначен интендантом королевского ботанического сада, и с этого времени деятельность его была посвящена преимущественно естественным наукам.


   Бюффон умер в Париже 16 апреля 1788 года, после того как Людовик XV возвёл его в графское достоинство, а Людовик XVI, ещё при его жизни, почтил бюстом, установленным у входа в королевский кабинет естествознания с надписью: «Majestati naturae par ingenium».


   Попытки систематизации


   В то время, как родившийся в одном с ним году Линней поставил себе задачей создание формальной стороны науки, систематики и классификации, — Бюффон старался противопоставить строгому методическому ходу описания природы и наружного вида животных их нравы и образ жизни, и тем возбудить интерес образованных людей к животному миру. Соответственно с этим, план его состоял в том, чтобы собрать отдельные факты из всех отраслей естествоведения и воспользоваться ими для выяснения системы природы. Но для выполнения этого плана ему недоставало как основательного знания, так и терпения в трудных исследованиях. Одарённый живым воображением и склонный разрешать сомнения блестящими гипотезами, он не мог приспособиться к строго научному методу Линнеевской школы. Важная заслуга Бюффона состоит в том, что он положил конец смешению позитивной теологии с естествоведением. Это стремление не осталось без влияния и вне Франции. С подачи Бюффона свободные воззрения, несмотря на сильную оппозицию Галлера, Бонне и некоторых немецких ученых, пробили себе путь по всем направлениям, и кроме того его наблюдения дали толчок более глубоким научным исследованиям.


   Значение работ Бюффона


   С научной точки зрения сочинения Бюффона имеют сегодня мало значения, между тем как они всё ещё представляют собой образец ораторского, иногда высокопарного стиля. Его философские попытки объяснения явлений природы нашли резкого противника уже в Кондильяке и могли привлечь к себе только как поэтическое представление природы; такова, например, написанная в самом блестящем стиле теория Земли («эпохи природы»). Наблюдения над жизнью животных редко собраны им самим, но остроумно обработаны, хотя и не с физиологической точки зрения. Научное значение имеют ещё систематические работы Добантона, товарища Бюффона, который принимал серьёзное участие в «Естественной истории млекопитающих» Бюффона.


   В противоположность К. Линнею, отстаивавшему в своей классификации мысль о постоянстве видов, Бюффон высказывал прогрессивные идеи об изменяемости видов под влиянием условий среды (климата, питания и т. д.). В области геологии Бюффон систематизировал известный в то время фактический материал и разработал ряд теоретических вопросов о развитии земного шара и его поверхности.


   Изданные труды Бюффона


   Самая незначительная часть сочинений Бюффона посвящена минералогии. В «Естественной истории животных» рассмотрены млекопитающие, птицы и большая часть рыб; она началась в 1749 году (3 тома) и закончилась в 1783 году (24-й том). Содержит также опыты по геогении, антропологии и т. д. В ней он описал множество животных и выдвинул положение о единстве растительного и животного мира.


   В первой геологической работе «Теория Земли» (1749) выдвинул гипотезу образования земного шара как осколка, оторванного от Солнца падением на него кометы и постепенно остывавшего до самого центра. Бюффон преувеличивал значение геологической деятельности моря и недооценивал вулканические явления и тектонические движения в истории Земли. Ему принадлежит гипотеза развития земного шара и его поверхности.


   Сочинения Бюффона издавались часто, обыкновенно под заглавием «Естественная история» (Histoire naturelle generale et particuliere):
   лучшее издание в 36 томах, Париж, 1749—88;
   изд. Ламуру и Демарэ, в 40 томах, 1824—32;
   изд. Флуранса, в 12 томах, Париж, 1802.


   Переводы и выдержки из них есть почти на всех европейских языках.


   Статьи Бюффона


   Знаменитый французский натуралист составил несколько примечательных статей, относящихся к лесному хозяйству и исследованию технических свойств древесины. В III томе «Supplement a l’histoire naturelle» (Париж, MDCCLXXVI) помещены два мемуара:
   XI — «Experiences sur la force du bois», где изложены исследования автора над плотностью, твердостью и тяжестью древесины;
   XII — состоит из двух частей:
   в первой статья «Moyen facile d’augmenter la solidite, la force et la duree du bois» указывает простое средство для увеличения плотности, твердости и прочности древесины посредством снятия коры на растущих еще деревьях, в другой же — «Experiences sur le dessechement du bois a l’air et sur son imhibition dans l’eau» — описываются опыты Бюффона над высушиванием дерева в воздухе, произведенные им с 1733 по 1744 год, и над впитыванием воды древесиной;
   во второй части, в двух статьях: «Sur la conservation et le retablissement des forets» и «Sur la culture et l’exploitation des forets», рассматривается вопрос о сбережении, восстановлении и разведении лесов и пользования ими.


   В «Recherches sur les bois» излагаются весьма интересные опыты возращения погибистых деревьев на корабельные кницы двукратным обрезанием у этих деревьев вершин стволов и верхушек молодых ветвей.


   Другие издания и переводы


   Изданная Лелоном «Естественная история редких и забавных животных, открытых за время путешествий после смерти Бюффона» (Histoire naturelle des animaux rares et curieux decouverts par les voyages depuis la mort de Buffon) (Париж, 1829) и особенно выходившие в Париже с 1837 году, весьма важные многотомные «Дополнения к Бюффону» (Suites a Buffon) имеют общего с сочинениями Бюффона только лишь имя и суть чисто систематических сочинений.


   Правнук Бюффона, Анри де Бюффон, издал его переписку (Correspondance) (2 т., Париж, 1860), а также сочинение: «Бюффон, семья, соратники и друзья» (Buffon, sa famille, ses collaborateurs et ses familiers) (Париж, 1863).


   В русском переводе из сочинений Бюффона вышли:
   «Всеобщая и частная история естественная графа де Бюффона» (10 частей, С.-Петербург, 1789—1808);
   «Бюффон для юношества, или сокращенная история трех царств природы», соч. Петра Бланшарда (5 частей, Москва, 1814).


   Библиография


   Маракуев В. Н., Знаменитые естествоиспытатели: Линней, Бюффон, Паллас и Кювье, М., 1874;
   Райнов Т.И. Русские академики второй половины XVIII в. и Бюффон (к 150-летию русского перевода Бюффона)// Вестник АН СССР.1939. № 10. С.126-147.
   Канаев И. И., Жорж Луи Леклерк де Бюффон, М. — Л., 1966.
   Разумовская М.В. Бюффон-писатель (французские естествоиспытатели XVIII в. и литература).СПБ., 1997.-156 с. ISBN 5-288-01812-X
   Мари-Жан Эро де Сешель. Поездка в Монбар (Бюффон в последние годы жизни), 1785. Перевод с франц. Н. М. Карамзина // Пантеон иностранной словесности. — М., 1798. Кн.1. С.51-128



   Биография Жорж Луи Леклерк де Бюффон (Buffon) (7 сентября 1707, Монбар, департамент Кот-д'Ор - 16 апреля 1788, Париж), французский натуралист, один из крупнейших биологов и популяризаторов естествознания в 18 веке.


Жорж-Луи Леклерк, граф де Бюффон (фр. Georges-Louis Leclerc, Comte de Buffon) или просто Бюффон)

Жорж-Луи Леклерк, граф де Бюффон (фр. Georges-Louis Leclerc, Comte de Buffon) или просто Бюффон).


   Годы учения, странствий и выбора цели.


   Бюффон родился в состоятельной семье бургундского помещика и советника парламента в Дижоне, давшего сыну хорошее воспитание и образование. По окончании в 1726 году иезуитского коллежа в Дижоне, где Бюффон изучал медицину и право, он два года путешествовал по Франции и Италии, знакомясь с природой этих стран, посетил Англию. Рано обнаруживший математические способности и горячий интерес к естествознанию, Бюффон много читает научную и философскую литературу, переводит (перевел на французский язык "Теорию флюксий" Ньютона) и все больше склоняется к научной карьере. Собственные записки и доклады по математике и различным вопросам естествознания он посылал в Парижскую Академию наук, членом-корреспондентом которой стал в двадцать шесть лет (с 1733 года - в отделении механики, с 1739 года - в отделении ботаники). В 1739 года король назначил Бюффона управляющим Королевским садом и "кабинетом короля" (музеем) в Париже (позднее - Ботанический сад, Национальный музей естественной истории). Не стесненный в средствах, Бюффон принялся энергично пополнять естественнонаучные коллекции, получая отовсюду скелеты животных, препараты, гербарии, минералы и другие экспонаты (из России доставили бивни мамонта). Он привлек к работе ученых разных специальностей и постепенно превратил Ботанический сад в крупный исследовательский центр, с которым впоследствии были связаны Лавуазье, Ламарк, Жоффруа Сент-Илер, Кювье. Сам Бюффон занимается зоологией и другими разделами естествознания: он готовится к созданию обширного обобщающего труда, в котором предполагает свести воедино все известные современной ему науке данные как о живой, так и о неживой природе.


   "Естественная история".


   Грандиозное сочинение Бюффона начало выходить в 1749 году - первые три тома ("Теория Земли") были посвящены происхождению и истории Земли, общим сведениями о животных и человеке. Затем последовали рассказы о четвероногих (12 томов), о птицах (9 томов) и минералах (5 томов), дополнительные тома, в том числе "Эпохи природы"; 36-й том вышел в год смерти автора. Неоконченную историю змей завершил зоолог Б. Ж. Э. Ласепед, он же продолжил "Естественную историю" томами о рыбах и китообразных (1799-1804). Беспозвоночные, о которых тогда знали мало, остались за пределами издания. В создании громадного труда значительна роль сотрудников Бюффона. Так, врач и анатом Л. Добантон делал вскрытия животных (сам Бюффон не любил препарирования) и в первых 15-ти томах дал сравнительно-анатомические описания и рисунки 182 видов млекопитающих. Много помощников участвовало в собирании и обработке материалов о птицах.


   Уже первые тома "Естественной истории" имели огромный успех, до конца сопутствовавший изданию. Увлекательные и красочные рассказы о явлениях и объектах природы, оригинальные мысли, остроумные гипотезы, доступный и живой язык, приподнятый тон - все это пришлось ко времени и очень нравилось читателям из самых различных слоев общества. Впервые научный труд вызвал такой горячий интерес, стал достоянием широкой публики. "Естественная история" неоднократно издавалась целиком и частями, была переведена на многие языки и сделала Бюффона одной из самых известных фигур века европейского Просвещения.


   Природа исторична, едина и непрерывна.


   В основу своего труда Бюффон положил ряд идей общего характера, прежде всего, идею исторического развития природы. В "Теории Земли" (1749) и "Эпохах природы" (1778) он, исходя из представления о неразрывности материи и движения, изложил свои взгляды на происхождение и геологическую историю Земли. По Бюффону, Земля и другие планеты - осколки Солнца, отделившиеся при падении кометы на его поверхность. В истории Земли (ее продолжительность Бюффон определил в 74, а позднее в 85 тысяч лет) он выделил семь периодов, в течение которых происходило медленное остывание планеты, образование пород, появление из отступившего мирового океана суши (четвертый период), возникновение растений и животных (пятый период), распад единого первобытного континента (шестой период) и появление человека (седьмой период). Бюффон не хотел ссориться с церковью, но именно он провел границу между библейской космогонией и естествознанием (в этом видели его главную заслугу ученые-позитивисты 19-го века). Когда со стороны церкви начались нападки, Бюффон оправдывался, отказывался от своих взглядов, но продолжал писать свое. В конце концов, богословский факультет Сорбонны постановил сжечь неугодные книги рукой палача. Лишь благодаря славе Бюффона, его неконфликтному характеру, связям при дворе, ученого оставили в покое, объявив его философию природы "старческим вздором". В целом, несмотря на очевидные ныне ошибки, геологические труды Бюффона содержали немало верных и оригинальных мыслей, среди которых мысли о значении для геологических процессов огромных промежутков времени, то есть по существу идея геологического времени, в течение которого в прошлом постепенное преобразование лика Земли происходило под действием тех же сил и факторов, что продолжают свою работу и в настоящем, оказались особенно плодотворными.


   Полагая, что во всей природе царят одни законы, Бюффон в теории о происхождении жизни сделал качественное различие между телами живой и мертвой природы. Первые состоят из "органических молекул", которые извечно и неуничтожаемо существуют повсюду, где есть жизнь, вторые - из "неорганических молекул". При этом определенные организмы, подобно кристаллам, строятся из родственных им органических молекул, присутствующих в воздухе, воде, почве и возвращающихся в среду после распада живых существ. Возникли же организмы тогда, когда образовались первые простейшие комбинации органических молекул. Для объяснения роста, развития, размножения и других функций жизни Бюффон предположил наличие в организмах "внутренней формы", матричная роль которой осуществляется под воздействием "проницающей силы", аналогичной силе тяготения. Бюффон разделял представления о самозарождении организмов, критиковал овистов и анималькулистов и был ближе к сторонникам эпигенеза. Подобно другим представителям трансформизма, Бюффон считал (не всегда последовательно), что виды изменчивы, и что причинами изменчивости могут быть условия внешней среды - климат, пища и др.; важным фактором трансформации он считал скрещивание.


   Для общих взглядов Бюффона очень характерно убеждение в единстве живой природы, выражающемся в постепенном переходе от мира животных к миру растений, а также в едином плане строения животных. Несмотря на успех и признание трудов своего сверстника Линнея, Бюффон решительно отвергал классификацию, не только нарушающую непрерывность живых существ, но и мертвящую прекрасный мир живой природы своей искусственностью. Поэтому, отказываясь помещать льва рядом с кошкой, он расположил статьи о животных не по систематическому, а по географическому принципу и уделил особое внимание влиянию условий обитания на образ жизни, поведение, повадки и нравы животных.


   Великий ученый или красноречивый дилетант.


   Многие ученые-современники считали Бюффона дилетантом и критиковали его за ошибочные сведения, необоснованные гипотезы и неуместные в ученом труде красоты стиля. Действительно, увлеченный величием и красочностью природы, Бюффон наряду с достоверными фактами сообщал вымышленные (например, о животных), а в теоретических построениях недостаток знаний нередко восполнял фантазией, оказываясь ниже уровня современной ему науки. И позднее, в 19 веке, научное значение труда Бюффона часто оценивали невысоко, выделяя вклад его сотрудников. Вместе с тем, есть много свидетельств сильного, стимулирующего влияния Бюффона на науку и всю интеллектуальную атмосферу своего времени. На его мысли и гипотезы, развивая их или оспаривая, ссылались Кант, Дидро, Гете, Ламарк, Жоффруа Сент-Илер, Лаплас; бесспорно плодотворное влияние Бюффона на Кювье. Дарвин отметил, что по вопросу о происхождении видов Бюффон был "первым из писателей новейших времен, обсуждавших этот предмет в истинно научном духе". В. И. Вернадский, много занимавшийся историей естествознания, видел величайшую заслугу Бюффона в том, что он распространил исторический принцип "на всю видимую природу. Совершенно непредвиденно, благодаря такому расширению области приложения истории, совершился перелом в европейском обществе в понимании значения времени".


   Бюффон прилагал огромные усилия, совершенствуя стиль своих книг. Его упрекали за высокопарный слог, однако благодаря слогу естествознанием заинтересовалось множество читателей, видевших в Бюффоне "великого живописца природы" (Пушкин). Заслуги Бюффона в развитии французского языка были отмечены его избранием в 1753 году во Французскую академию ("бессмертных"). Бюффон был членом Лондонского королевского общества (1740) и иностранным почетным членом Петербургской Академии наук (1776). Людовик XV возвел его в графское достоинство, а Людовик XVI при жизни Бюффона распорядился поставить перед входом в королевский естественноисторический кабинет его бюст с надписью: "Ум, равный величию природы". Бюффону принадлежат известные изречения: "Стиль - это человек" и "Гений - это терпение". Первый афоризм из речи Бюффона при его избрании во Французскую академию обычно употребляют в том смысле, что стиль отражает характер человека. Однако, Бюффон хотел сказать иное: в отличие от фактов, конкретных знаний и т. п., которые принадлежат всем и могут неоднократно использоваться кем угодно, стиль неповторимо принадлежит только автору. Обе сентенции в полной мере относятся к жизни и творчеству самого Бюффона.


   А. В. Симолин


   Универсальная энциклопедия "КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ"



   Сайт: People's History


   Бюффон был старшим из пяти де-тей богатого бургундского помещика. Трое его братьев впоследствии выбрали духовную карьеру и достигли высокого положения в церковной иерархии. Жоржа Луи ожидала иная судьба. В 10 лет мальчика отдали в иезуитский коллеж в Дижоне, куда незадолго до этого перебралась вся семья. Учился он довольно посредственно, и единственное, что интересовало его в то время, была математика. Отец Бюф-фона хотел, чтобы старший сын стал юристом, поэтому после окончания коллежа юноша три или четыре года изучал право. Однако увлечение математикой и естественными науками возобладало, и в 1728 году Жорж Луи перебрался в Анжер, где приступил к занятиям по медицине, ботанике и математике. В 1730 году из-за участия в дуэли ему пришлось все бросить и бежать из Франции. К счастью, он познакомился с молодым герцогом Кингстоном и его наставником Натаниэлем Хикманом и отправился вместе с ними в длительное путешествие. На родину Бюффон вернулся лишь через два года. За это время скончалась его мать, оставив сыну значительное состояние. Воспользовавшись этим, Бюффон, вопреки воле отца, поселился в Париже. Здесь он довольно быстро приобрел известность как в политических, так и в научных кругах. Уже в 1734 году за свои математические исследования, особенно в области теории вероятностей, он был избран в Парижскую академию естественных наук. Но математикой сфера его интересов не ограничивалась. Он изучал ботанику, лесоводство, проводил наблюдения за размножением животных, а кроме того перевел 'Метод флюксий и бесконечные ряды' И.Нью-тона и 'Растительную статику' С.Гей-лса.


   Новый этап в жизни Бюффона начался в 1739 году, когда он был назначен интендантом королевского сада. Бюффон занимал этот пост до самой кончины - целых 50 лет, и все они прошли в интенсивном, напряженном труде. Каждую весну Бюффон уезжал в имение Монбар, где родился, а осень и зиму всегда проводил в Париже. Но где бы он ни находился, всегда четко планировал свой день. Вставал Бюффон с рассветом и до полудня корпел над научными исследованиями. Затем наступал черед финансовой деятельности и деловых встреч. За долгие годы ему удалось почти вдвое увеличить территорию королевского сада, опубликовать множество научных докладов по самым разным темам, написать 36-томную 'Естественную историю' и значительно приумножить свое состояние. Бюффон стал членом многих научных академий, в том числе Петербургской, получил графский титул, а его статуя, изготовленная по заказу Людовика XVI, еще при жизни ученого была поставлена перед входом в королевский Кабинет натуральной истории. В 1753 году Бюффон стал членом Французской академии - одним из '40 бессмертных'.


   В работах Бюффона по натуральной истории ведущей была мысль о естественном происхождении окружающего мира. Он полностью отвергал вмешательство в этот процесс каких-либо потусторонних сил. Наука, по его мнению, должна основываться не на вере, а на законах, выводимых из самой природы.


   Так, Бюффон отрицал идею Ньютона о божественном возникновении Солнечной системы, предложив на этот счет собственную гипотезу. Ка-кая-то комета, пролетев в непосредственной близости от Солнца, оторвала часть его массы, из которой сформировались планеты и их спутники. Вся последующая история Земли рассматривалась им как череда закономерно сменявших друг друга эпох: постепенное остывание планеты и образование земной коры; конденсация влаги на ее поверхности и возникновение океана, зарождение в нем жиз-ни; появление суши (сначала в виде единого материка) и сухопутных животных; окончательное разделение континентов и формирование их современного облика; происхождение человека.


   Эта концепция была одной из первых попыток дать не только естественнонаучное объяснение истории Земли, но и ее универсальную хронологию, соотнеся биологические факторы с геологическими, что позволило многим историкам науки считать Бюффона одним из родоначальников современной глобальной экологии.


   Исходя из своей гипотезы, Бюффон попытался экспериментально установить возраст Земли. Определив, насколько время охлаждения шариков из разных материалов зависит от величины их диаметров, Бюффон пришел к выводу, что Земля существует не менее 75 тыс. лет. Несколько позже, уточнив свои расчеты, Бюффон получил другое значение - 3 млн. лет. Но эту цифру он даже не рискнул опубликовать - она сохранилась только в черновиках. Дело в том, что, согласно библейским преданиям, мир был создан между VI и IV тысячелетиями до Рождества Христова. 75 тыс. лет и то было слишком много. Реакция церкви на эту дату была резко отрицательной, впрочем, как и на всю гипотезу Бюффона. Появилась даже анонимная брошюра, в которой ученого обвиняли чуть ли не в безбожии: 'В то время как другие писатели, развлекая нас историей отдельного насекомого, умеют вознести нас мыслью к Творцу, господин Бюффон, объясняя устройство мира, позволяет нам почти не замечать Творца'.


   Бюффон развивал и собственную концепцию происхождения жизни на Земле, современного распространения животных на нашей планете и их разнообразия. Он полностью отвергал метафизические идеи преформизма, то есть предсуществования зародышей в родительском организме и склонялся к точке зрения тех, кто утверждал, что за формирование зародышей отвечает особое 'питательное вещество', состоящее из органических молекул. Такие молекулы, появившись в процессе развития Земли, полагал далее Бюффон, стали объединяться, образуя организмы. Многие из них исчезли, так как не были приспособлены к окружающей среде. Сначала, когда планета была еще очень горячей, выжить на ней могли лишь весьма крупные животные. По мере того как Земля остывала, они постепенно уходили с Северного полюса к экватору. Но в конце концов природные условия стали для них настолько неблагоприятными, что они вымерли. Вот почему, объяснял Бюффон, останки гигантских животных находят в Европе и Северной Америке. В то же время из органических молекул, сохранившихся в северных регионах, образовывались все более и более мелкие животные. Зародившись в Сибири, они проникали в Азию, Северную Америку, а также через южную Евро-пу - в Африку. Только в Южную Америку они не попали, поэтому и фауна там такая оригинальная. Чем мельче были животные, тем быстрее они размножались и тем больше их разновидностей возникало в процессе миграции. Соответственно, разновидностей крупных животных появлялось значительно меньше.


   Бюффон одним из первых сформулировал биологический критерий ви-да - к нему относятся только те существа, которые, спариваясь, продолжают свой род и сохраняют черты, присущие данному виду. Рождение стерильного, не способного размножаться, животного (такого, как мул) означает, что его родители принадлежат к разным видам. С точки зрения Бюффона, сходство во внешнем облике и строении животных критерием вида считать нельзя - действительно, мул гораздо больше похож на лошадь, чем кудрявый спаниель на английскую борзую.


   По Бюффону, вид - это единственная систематическая категория, реально существующая в природе. Все остальные, семейства например, придуманы лишь для удобства тех, кто классифицирует живые организмы, пытаясь втиснуть этот богатейший мир в довольно искусственные схемы. И здесь Бюффон достаточно последовательно боролся с любыми проявлениями метафизики. Для Линнея, создателя биологической систематики, виды были в конечном счете неизменны. В своем поиске совершенной системы он стремился понять и раскрыть божественный план творения. Именно это, по-видимому, и вызывало возражения Бюффона.


   Сам Бюффон составил классификацию, которую считал гораздо более простой, приятной, полезной и ничуть не более умозрительной, чем любая другая. В ней собаке отводилось место за лошадью, потому что в действительности так и происходит - собака всегда бежит за лошадью. Отсюда очевидно, что система Бюффона основывалась не на научных фактах, а на общих достаточно субъективных представлениях о значимости тех или иных объектов.


   В XVIII-XIX веках работы Бюффона, исключительно важные благодаря их разнообразию, оригинальности и степени воздействия на современников, издавались огромными тиражами во всех европейских странах. С ними был знаком каждый уважающий себя ученый. С тех пор прошло много лет, одни идеи Бюффона подтвердились, другие оказались неверны, но тем не менее о Бюффоне помнят, имя его не забыто. О нем пишут в школьных учебниках и ученых трактатах, и дело здесь не в деталях, правильности или неправильности его гипотез, а в том, что он заложил основы современного естествознания, одним из первых попытавшись создать его целостную систему