Поль Шарль Жозеф Бурже (фр. Paul Bourget)


Поль Шарль Жозеф Бурже (Paul Bourget)

Поль Шарль Жозеф Бурже (Paul Bourget)


(1852-1935)



   ru.wikipedia.org


   Биография


   Родился в Амьене в 1852 г.; слушал лекции в Ecole des Hautes Etudes в Париже, намереваясь посвятить себя греческой филологии, но вскоре бросил лингвистику и отдался литературной критике, поэзии и роману. Начал писать в "Revue de Deux Mondes" и в "Nouv. Revue", издавал "Parlement" вместе с Андрэ Мишелем. Бурже выступил на литературное поприще, подобно многим другим французским писателям, с несколькими сборниками стихов: "Poesies" (1872-76), "La Vie inquiete" (1875), "Edel" (1878), "Les Aveux" (1882). Затем появились два тома его критических этюдов: "Essais de psychologie contemporaine" (1883) и "Nouveaux Essais" (1885). Уже в стихах и психологических этюдах творчество Бурже обрисовывается теми же чертами, которые окрепли и определились вполне в его последующих романах. В "Aveux" и других стихах Бурже близок к поэтам-декадентам своей разочарованностью, скептицизмом, пессимизмом и в особенности пристрастием ко всему искусственному - дендизмом. "Essais de Psychologie" - не объективные критические этюды, а разбор тех литературных течений, которые наиболее отразились на самом авторе. Бурже рассматривает здесь тех из новейших писателей, миросозерцание которых ему наиболее близко и которые оказали на него непосредственное влияние. Резко отразился на нем Бодлер, любовью к которому дышит блестящий этюд, посвященный болезненному творчеству автора "Fleurs du mal". От него Бурже наследовал странную смесь чувственности с мистицизмом и особую настойчивость анализа, лишающего человека способности к непосредственному наслаждению и присущего лишь очень тонким нервным организациям. От Ренана перешла к Бурже аристократическая надменность и, главным образом, дилетантизм, которым он восторгается в философе, определяя его как "расположение ума, весьма интеллигентное и вместе с тем сладострастное, которое влечет нас попеременно к различным формам жизни и ведет нас к подлаживанию под все формы, не отдаваясь ни одной". От Тэна Бурже заимствовал научный склад ума, известные приемы письма и пристрастие в обобщениям, от Дюма-сына - нервное беспокойство о морали в драмах любви. Писателям "артистическим", как Флоберу, Гонкурам, Леконту де Лилю, он придает мало значения, хотя превосходно их понимает. Наибольшее же значение из писателей предыдущего поколения для Бурже имеет Стендаль, прямым последователем которого он себя считает.


   С 1883 г. Бурже отдается преимущественно роману; с тех пор появились "Cruelle Enigme", "L'irr eparable", "Crime d'Amour", "Andre Cornelis", "Mensonges" (1888), "Le Disciple" (1889), "C oeur de femme" и в последнее время "Physiologie de l'amour" и "Pastels". Во всех своих романах Бурже занят тщательным анализом малейших и притом наиболее тонких оттенков жизни человеческого сердца вообще и женского в частности. Героинь своих Бурже выбирает почти исключительно в великосветской среде, отчасти потому, что жизнь людей этого круга, избавленная от материальных забот и не тратящая жизненных сил на борьбу за существование, более посвящена чувству и чувственности и представляет больше случаев запутанности отношений. Кроме того, Бурже, порицая в Гонкурах и других писателях-артистах то, что он называет l'amour du bibelot (пристрастие к мелким художественным вещицам), сам - поклонник прекрасного во всех его проявлениях и с таким же наслаждением и знанием дела описывает роскошную обстановку и подробности изящного туалета, как и психическое состояние героини в критический момент жизни. Тема романов Бурже - "страсти любви", которые он исследует с проницательностью психолога и с точностью анатома. Самые замечательные в этом отношении из романов Бурже - "Crime d'amour", "Mensonges" и "Disciple".


   В первом героиня, Елена Шазель, - жертва человека, доведенного разрушающей силой анализа до отрицания нравственной ответственности за свои поступки и до полного скептицизма относительно чистоты души у других людей. Он соблазняет Елену, не будучи в состоянии полюбить ее и не веря в чистоту молодой женщины. Елена, покинутая, мстит ему добровольным падением, виновником которого является таким образом он сам. Эта мысль вызывает в нем страшную тревогу, искренние угрызения совести и, наконец, великое сострадание к человечеству. Он возвращается к Елене, испрашивает у нее прощение - и она прощает его. И ее тоже зрелище чужого страдания (ее мужа) приводит к понятию об истинно-христианской жизни. Роман этот является, таким образом, историей искушения двух душ, очистившихся страданием.


   В "Mensonges" Бурже пытливым и бесстрастным ножом анализа раскрывает всю ложь, на которой построена жизнь людей, лишенных идеала. Целая галерея современных, сложных по своей психологии типов выведена в этом поистине глубоком произведении. Центр романа - "светская женщина" (M-me Morenes), всецело занятая культом самой себя и своей красоты. Она мирится с целой сетью лжи, вовлекая туда и чистого юношу-поэта, которого она отчасти любит, но больше ради новизны незнакомой ей до того романтической любви, а не ради его самого. Другой тип растленной беспринципной души - Клод Ларше, у которого, однако же, не вовсе исчезло в душе понимание добра. Вечным анализом он довел себя до ясного понимания лжи и грязи своей жизни, своей любви к презираемой им женщине; но в душе его нет положительных верований и убеждений, и, презирая себя, он с особым сладострастием следит за тем, как все ниже падает его нравственная личность. Ярким продуктом царства лжи в романе Бурже является также барон Дефорж, друг M-me Morenes, оплачивающий ее туалеты и бриллианты. Все нравственные стремления и сомнения заменены в его душе холодным, расчетливым эгоизмом, жаждущим в жизни лишь одного - возможно большего комфорта. Измена M-me Morenes его не волнует; в разыгравшейся драме он из всех участвующих считает себя наиболее счастливым, так как он требует от жизни лишь комфорта, а от любовницы - только физической красоты, в то время как другие терзаются ложью жизни, не будучи в состоянии удалить ее из своего существования.


   В рассмотренных романах Бурже - психолог, занятый исследованием явлений душевной жизни, а не их оценкой; особенность их - тщательность анализа. Каждое чувство анатомируется как на секционном столе; целые страницы посвящены рассмотрению всех разнообразных причин, побудивших M-me Morenes, не любя Ренэ, назначать ему свидания, или описанию сложного чувства, которое влекли К. Ларшэ к Колетте. Но Бурже, унаследовав от Стендаля силу анализа, внес в свои произведения новый элемент, заимствованный, по-видимому, у русских романистов и в особенности у Достоевского. Мы говорим о так называемом religion de la souffrance humaine, т. е. преклонении перед страданием и вере в его очистительную силу. Это черта не всегда искренняя у Бурже - в "Crime d'amour", например, она совсем деланная и как бы приделана для эффектного конца; но она свидетельствует о серьезном отношении к нравственным задачам. Бурже - моралист; он верит в совершенствование человека и ищет средств для врачевания зла в жизни. Теория всеврачующей силы страдания у него навеяна извне; но он искренен и самобытен, как моралист, в "Disciple", наделавшем так много шуму при своем появлении. В этом романе Бурже решает утвердительно вопрос об ответственности ученых за последствия своих нравственных теорий. Он предостерегает молодежь от излишнего скептицизма и от эгоизма, пользующегося своими силами только для личного благосостояния. "Disciple", несмотря на крупные недостатки, подкупает горячим стремлением автора уврачевать зло бездушных научно-нравственных учений. Последняя книга Бурже "Nouv. pastels", заключает несколько рассказов в высшей степени изящных и тонких; особенно поэтичен рассказ "Un Saint", где Бурже обнаруживает глубокое знание искусства и разных европейских музеев.


   student.km.ru


   Биография


   Бурже Поль (Paul Bourget, 1852–) — французский писатель. Р. в Амьене, слушал лекции в Париже в «Школе высших наук» и первоначально готовился стать ученым лингвистом по классическим яз., но увлекся литературой и стал писать стихи, под сильным влиянием А. де Мюссе и Ш. Бодлера : «Poesie» (Стихи, 1872); «La vie inquiete» (Жизнь без покоя, 1875); «Edel» (Эдель, 1878); «Aveux» (Признания, 1882).


   Одновременно Б. занимается обрисовкой портретов излюбленных авторов. Посвященные им статьи никак нельзя назвать критикой в собственном смысле слова, но и без того субъективная трактовка писателей в очерках Б. «Essais de psychologie contemporaine» (Опыт современной психологии, 1883) и «Nouveaux Essais» (1885) интересна как яркая иллюстрация воздействия на Б. Бодлера, Ренана , Тэна , Флобера , Тургенева и особенно Стендаля .


   Одновременно (с 1883) Б. начинает писать романы, сделавшие его имя широко известным. Два писателя определили направление Б.: прежде всего Стендаль, родоначальник психологического романа, открыто признан самим Б. учителем в области психологического анализа; потом несомненно влияние Достоевского , о котором сам Б. однако умалчивает. Характерной особенностью этих влияний является их неполнота и такое перекрещивание, которое почти исключает друг друга: Стендаль, тонкий и четкий аналитик, был прямой противоположностью католичеству и политическому консерватизму Б.; Достоевский, давший французскому писателю его основную идею «очистительного значения страданий», нисколько не вывел Б. из замкнутого круга аристократических персонажей его литературного обихода.


   Тонкое и умное описание душевной жизни героев, анализ их страстей, любовных мук и страданий влекут за собою описание их душевных кризисов, имеющих чисто субъективное и индивидуалистическое значение. Б. не дает своим страдающим героям никакого общественного выхода кроме христианства в готовой форме католической догмы. Тем не менее формально его романы выполнили огромную роль в развитии французской литературы, и для понимания ее явлений знание Б. необходимо.


   В период после 1883 написаны крупные романы Б., из которых большинство переведено на русский яз. В настоящее время их насчитывается около 45 томов. Романы первого периода значительно разнятся от последних: «L’Irreparable» (Непоправимое, 1884); «Cruelle enigme» (Жестокая загадка, 1885); «Crime d’amour» (Преступление любви, 1886); «Mensonges» (Ложь, 1888) и в особенности пользовавшийся большим успехом в России роман «Le Disciple» (Ученик, 1889) — характеризуют Б. первого периода.


   В последнем романе, где подлинные герои — идеи и философские системы, Б. очень тонко ставит вопрос об ответственности ученых, философов, писателей за высказываемые ими взгляды, влияющие на жизненный путь новых поколений. Художественно изображая этическое формирование «Ученика», или вернее «последователя», Б. решает вопрос об ответственности утвердительно. Отсюда своеобразный морализм Б. Анализируя волнения и любовные переживания исключительно верхушечного слоя французского общества, давая точную и потому необходимую документацию своего изучения, Б. свое «очищающее страдание» рекомендует скорее в качестве возрождающей индивидуальную психику силы, чем способа регулирования общественных отношений.


   Он настолько полюбил своих героев, зажиточных людей, могущих культивировать богатые и сложные переживания, что начинает в своих произведениях проводить реакционную идею о необходимости сохранить ту среду, в которой он как автор черпает материал. Поэтому Б. второго периода — враг демократии, враг социализма (демократия — Калибан в романе «L’etape»), сторонник отживших форм брачных отношений («Le Divorce» — «Развод»), проповедник закона возмездия каких-то нечеловеческих сил («Le David»). В романе, вышедшем накануне войны 1914–1918, в огромном двухтомном произведении в 700 страниц «Le Demon du Midi» (Полуденный бес)


   Бурже утверждает наличие в обществе и в человеке религиозного инстинкта и заявляет себя сторонником незыблемости уклада католической церкви. В 1894 Бурже избран во Французскую академию.