Никола Буало-Депрео (фр. Nicolas Boileau-Despreaux)


Статуя Никола Буало работы Ш. Э. Сёрра. Около 1853. Париж, Лувр, двор Наполеона

Статуя Никола Буало работы Ш. Э. Сёрра. Около 1853. Париж, Лувр, двор Наполеона


(1 ноября 1636, Париж — 13 марта 1711, там же)



   ru.wikipedia.org


   Биография


   Получил основательное научное образование, изучал сначала правоведение и богословие, но потом исключительно предался изящной словесности. На этом поприще он уже рано приобрел известность своими «Сатирами» (1660). В 1677 году Людовик XIV назначил его своим придворным историографом, вместе с Расином, сохранив своё расположение к Буало, несмотря на смелость его сатир.


   Лучшими сатирами Буало считаются восьмая («Sur l’homme») и девятая («A son еsprit»). Кроме того, он написал множество посланий, од, эпиграмм и т. д.


   «Поэтическое искусство»


   Самое знаменитое сочинение Буало — поэма-трактат в четырех песнях «Поэтическое искусство» («L’art poetique») — представляет собой подведение итогов эстетики классицизма. Буало исходит из убеждения, что в поэзии, как и в других сферах жизни, выше всего должен быть поставлен bon sens, разум, которому должны подчиниться фантазия и чувство. Как по форме, так и по содержанию поэзия должна быть общепонятна, но легкость и доступность не должны переходить в пошлость и вульгарность, стиль должен быть изящен, высок, но, в то же время, прост и свободен от вычурности и трескучих выражений.


И. Риго. Портрет Н. Буало

И. Риго. Портрет Н. Буало


   Влияние Буало


   Как критик, Буало пользовался недосягаемым авторитетом и оказал огромное влияние на свой век и на всю поэзию XVIII века, пока на смену ей не явился романтизм. Он с успехом низвергал раздутые знаменитости того времени, осмеивал их жеманство, сантиментальность и вычурность, проповедовал подражание древним, указывая на лучшие образцы тогдашней французской поэзии (на Расина и Мольера), и в своем «Art poetique» создал кодекс изящного вкуса, который долгое время считался обязательным в французской литературе («Законодатель Парнаса»). Таким же бесспорным авторитетом Буало являлся и в русской литературе конца XVIII века. Наши представители псевдокласизма не только слепо следовали правилам литературного кодекса Буало, но и подражали его произведениям (так, сатира Кантемира «К уму моему» есть сколок «A son еsprit» Буало).


   "Налой"


Н. Буало. Начало первой песни *Поэтического искусства*. Издание 1674 г.

Н. Буало. Начало первой песни "Поэтического искусства". Издание 1674 г.


   Своей комической поэмой "Налой" («Le Lutrin») Буало хотел показать, в чём должен заключаться истинный комизм и выразить протест против полной грубых фарсов комической литературы того времени, угождавшей невежественному вкусу значительной части читателей; но заключая в себе некоторые забавные эпизоды, поэма лишена живой струи истинного юмора и отличается скучными длиннотами.


   Буало и «спор о древних и новых»


   В старости Буало вмешался в очень важный для того времени спор о сравнительном достоинстве древних и новых авторов. Сущность спора заключалась в том, что одни доказывали превосходство новых французских поэтов над древними греческими и римскими, так как они сумели соединить красоту античной формы с разнообразием и высокой нравственностью содержания. Другие же были убеждены, что никогда франц. писатели не превзойдут своих великих учителей. Буало вначале долго воздерживался сказать своё веское слово, но наконец выпустил в свет комментарии к сочинениям Лонгина, в котором является горячим поклонником древних классиков. Однако, защита его не имела ожидаемого результата и франц. общество продолжало предпочитать самого Буало Горацию.


   Буало и другие классицисты


   Имя Буало обыкновенно ставится рядом с именами Расина и Мольера, с которыми его связывала тесная дружба. И надо отдать справедливость нравственному характеру Буало, в котором не замечается мелкая зависть к его знаменитым современникам. Наоборот, Буало первый защищал Расина, когда все напали на него за «Федру»; такую же поддержку он оказал Мольеру, угадав своим тонким критическим чутьем превосходство последних над популярной в то время, теперь забытой плеяде писателей вроде Шаплена и др.


   Буало и женщины


   В двенадцатилетнем возрасте Буало был прооперирован по поводу мочекаменной болезни. Последствием операции стала импотенция. Это обстоятельство обыгрывается в непристойной лицейской эпиграмме Пушкина:


Не хочешь ли узнать моя драгая
Какая разница меж Буало и мной?
У Депрео была лишь запятая
А у меня две точки с запятой.


   Увечьем объясняется ставившаяся ему часто в упрек сухость, отсутствие теплых тонов в его поэзии, нападки на любовь и женщин и общий сдержанный, холодный характер стиля.


   Умер в Париже 13 марта 1711 г.


   krugosvet.ru


   Биография


   БУАЛО-ДЕПРЕО, НИКОЛА (Boileau-Despreaux, Nicolas) (1636–1711), французский поэт и критик. Родился 1 ноября 1636 в Париже. Был пятнадцатым ребенком в семье состоятельного судейского клерка, лишился матери в двухлетнем возрасте. С 1643 по 1652 учился в коллежах Аркур и Бове, где получил основательное классическое образование. По настоянию семьи в 1646 принял сан, однако карьера священнослужителя его не привлекала и он приступил к изучению права (1652–1656).


   Благодаря полученному в 1657 скромному наследству Буало оставил занятия юриспруденцией, целиком посвятив себя поэзии и литературной критике. Между 1660 и 1666 он написал свои первые Сатиры (Satires), отчасти подражание Горацию и Ювеналу, но вместе с тем свидетельство несомненной оригинальности автора. Главное новшество состояло в том, что Буало стал называть скверных поэтов поименно, не считаясь со светскими условностями своего времени. Сатиры пользовались успехом, во Франции и Голландии вскоре появились пиратские издания. Между 1668 и 1677 была опубликована серия стихотворных Посланий (Epistles).


   В 1674 Сатиры и некоторые из Посланий были переизданы в Собрании сочинений (Oeuvres). Там же впервые напечатаны перевод анонимного (обычно приписываемого Лонгину) греческого трактата О возвышенном (Traite de sublime) и Поэтическое искусство (Art poetique).


   Cамое знаменитое произведение Буало – Поэтическое искусство, долгое время считалось учебником классических «правил», которым неразумные современники якобы вынуждены были подчиниться. Буало действительно удалось заключить многие предписания и определения в изумительные александрийские строфы, но гораздо более значительным и оригинальным было его настойчивое утверждение роли страсти и силы в эстетическом опыте. Этими же соображениями объясняется и его давний интерес к греческому трактату О возвышенном.


   В 1677 вместе со своим близким другом Ж.Расином Буало получил почетную должность историографа при дворе Людовика XIV, а в 1684 – также по настоянию короля – был избран во Французскую Академию. В 1685 он купил дом в Отейле (ныне модный парижский пригород). Ведя почти затворническую жизнь, он принимал у себя самых прославленных литераторов и богословов своего времени. Роль Босуэлла при стареющем поэте в последние годы его жизни играл молодой лионский юрист К.Броссет, который в 1716 выпустил Полное собрание сочинений Буало (Oeuvres completes) со своими комментариями.


   Большинство из написанных в Отейле работ носит полемический характер. В январе 1687 Ш.Перро прочел на заседании Французской Академии поэму, в которой провозглашалось духовное превосходство «Века Людовика Великого» над античностью. В ответ на эту и последующие попытки опорочить классическое наследие Буало выпустил Критические размышления по поводу некоторых мест у ритора Лонгина (Reflexions critiques sur Longin), где с убийственной иронией привел свидетельства почти неправдоподобного невежества Перро.


   Умер Буало в Париже 13 марта 1711.

НИКОЛА БУАЛО-ДЕПРЕО

НИКОЛА БУАЛО-ДЕПРЕО



   student.km.ru


   Биография


   Николя Буало


   В. Фриче


   Буало Николя, собств. Буало-Депрео (Nicolas Boileau-Despreaux, 1636–1711) — французский поэт, критик, теоретик классицизма . Р. в старой буржуазно-чиновной семье, от богословия перешел к праву, был адвокатом, никогда, однако, не выступавшим, посвятил себя всецело литературе; в 1672 был представлен Людовику XIV, который назначил ему пенсию как одному из своих историографов; в 1683 вступил в Академию.


   В его лице на сцену выступало «третье сословие», еще кровно связанное тогда с королевской властью, союзником в борьбе против остатков и пережитков феодального дворянства, и с придворным обществом, на которое король опирался в своем союзе с поднимавшейся буржуазией. Как Людовик XIV стремился подчинить «разуму» государства самостоятельных последних феодалов, так Б. подвергал осмеянию и разносу светскую салонную феодально-аристократическую поэзию, галантно-героические романы г-жи Скюдери, светские вирши Котена и др. (в своих сатирах 1660–1668).


   Как королевская власть регламентировала всю экономическую и административную жизнь Франции XVII в. (эпоха меркантилизма), так Б. подвергал строжайшей регламентации поэтическое творчество. В своем «Поэтическом искусстве» (L’art poetique, 1674) Б. предписывает, как поэту надлежит творить подлинное словесное искусство. Как король стремился рационализировать хозяйственно-административную жизнь страны и, в частности, придворный быт правилами, построенными разумом, так Б. предлагал поэтам: «К рассудку применись: пускай стихи твои получат от него все прелести свои». Эстетическое выражение абсолютистской культуры XVII в., теория Б. насыщена вместе с тем тенденциями восходившей и формировавшейся буржуазии, что выразилось и в общей рационалистической трактовке искусства как выражения прежде всего мысли («Легко мысль ясную в красивый стих облечь»), и в провозглашении «природы» как материала для художественного подражания («природа истинна», «пусть природа будет единственным предметом вашего изучения»), и, наконец, в утверждении образцов античной поэзии как высшей эстетической нормы.


   Рационализм, натурализм, ориентация на античность — таковы были, по Буало, основные черты классической формы как антитезы анархо-фантастического строя мышления, чувствования и творчества средневекового дворянства, еще сохранившегося в пережиточном состоянии в XVII в. Если классическая форма в своих рационалистических, натуралистических и антикизирующих тенденциях буржуазна, то «содержанием» ее, по Б., должны быть «двор» и «город» («изучайте двор и знакомьтесь с городом»), т. е. те две социальные группы, которые служили базисом для абсолютизма, — придворное общество и близкая к нему буржуазная верхушка.


   Выступая как поэт, Б. как в своих «Сатирах», так и в «Аналое» (Le Lutrin) рисовал в реалистических чертах сцены, эпизоды, фигуры будничной городской (парижской) жизни в духе реалистического буржуазного бытовизма, в последней поэме уже переходя в некоторое наступление против духовенства, находясь впоследствии в близких сношениях с янсенистами, о чем свидетельствует его послание «О любви к богу». Теоретик поднимавшейся в дворянском еще окружении в союзе с абсолютизмом буржуазии, Б. подвергался, естественно, нападкам со стороны светской «феодальной» аристократии. В ответ на его «сатиры» последовал ряд контрсатир со стороны как осмеянных им дворянских писателей (Котен), так и их сторонников (Бурсо, Прадон), обвинявших, между прочим, Б. в том, чем он гордился, а именно, что он «буржуа», ничего не смыслящий в тонкостях светского быта и светской поэзии.


   Позже, после его «Поэтического искусства», выступили против него от имени светской аристократии братья Перро, в особенности Шарль Перро, изобразивший Б. карикатурно в своем «Завистливом совершенстве» и затем в своей поэме «Век Людовика Великого», и в своих «Параллелях древних и новейших авторов» защищавший национальную поэзию против античности. За первенство древних заступились — Ла Фонтен и Ла Брюйер , и, наконец, и сам Буало в своих «Критических размышлениях о Лонгине», впоследствии впрочем протянувший в своем «Послании Перро» противнику руку примирения (он, который неустанно доказывал величие Ла Фонтена, Мольера и Расина). Эстетика Б. пользовалась огромным авторитетом в эпоху господства классицизма повсюду, в частности у нас в XVIII в. (Кантемир, Тредьяковский, Сумароков). «Поэтическое искусство» Б. было впервые переведено Тредьяковским.


   Список литературы

   I. Собр. сочин. Б. в 4 тт., Berriat S. Priest, 1830–1837

   Перевод «Поэтического искусства», ред. и вступ. ст. П. С. Когана, перев. С. С. Нестеровой, П., 1914.

   II. Lanson, B., P., 1892

   Brunetiere, Evolution de la critique, 1890

   Rigault, Histoire de la Querelle des Anciens et des Modernes, 1856

   Gillot H., La Querelle des Anciens et des Modernes, P., 1914.


   Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/