(28 февраля 1823, Трегье, Кот-д’Армор — 2 октября 1892, Париж)
Биография (ru.wikipedia.org)
Детство
Родился в небольшом городке Бретани. Его отец, небогатый моряк, умер, когда Ренану было 5 лет. Наибольшее влияние на Ренана в детстве оказывала его старшая сестра, Генриетта, с которой он сохранил дружбу до самой её смерти. Мать Ренана, желая посвятить его церкви, отдала его в местную духовную семинарию, откуда он перешёл в 1838 в парижскую семинарию св. Николая (St.-Nicolas du Chardonnet), которой управлял тогда знаменитый впоследствии Дюпанлу.
Образование
Семинария St.-Nicolas du Chardonnet была небольшим, но блестящим и модным учебным заведением, куда поступали избранные ученики, в основном из знатных фамилий. Здесь Ренан впервые познакомился со светской литературой; Мишле, Гюго и Ламартин произвели на него особенно сильное впечатление. Так как в семинарии св. Николая не было философского класса, то Ренан перешёл в 1842 г. в Исси (Issy), в отделение большой семинарии св. Сульпиция. Знакомство с немецкой философией нанесло первый удар его прежним верованиям: с этих пор «вечное fieri», метаморфоза без конца стала казаться ему законом мира — но он оставался ещё католиком по чувству и намеревался сделаться священником, утверждая, что для этого нет надобности веровать во всё то, чему будешь учить.
В 1843 он поступил, для изучения богословия, в семинарию св. Сульпиция и увлекся изучением еврейского языка, под руководством аббата Ле-Ира (Le Hir). В следующем году ему было поручено преподавание еврейской грамматики в семинарии и позволено слушать в университете лекции знаменитого археолога Катрмера.
Ле-Ир рассчитывал сделать из Ренана светило католической науки; но занятия еврейским языком, положив начало научной карьере Ренана, привели к окончательному его разрыву с церковью. Историк, а не философ по натуре, Ренан, после ближайшего ознакомления с библейской критикой, окончательно признал невозможность для себя духовной карьеры, вышел из семинарии и не принял места преподавателя в духовной коллегии, только что основанной парижским архиепископом Аффром для сближения церковной науки со светской. На этот раз Ренан остался твёрдым в своём решении, несмотря на все увещевания своих прежних профессоров и руководителей. «Я не из тех, — читаем мы в его „интимных письмах“, — которые решились никогда не изменять раз принятых воззрений, к какому бы научному результату они ни пришли… Но в настоящее время я не могу верить в переворот, по крайней мере настолько сильный, чтобы привести меня к католической и священнической ортодоксальности».
Чтобы как-нибудь материально устроиться, Ренан принял место репетитора в иезуитской подготовительной школе св. Станислава, но оставался там лишь три недели, так как руководители школы стесняли только что приобретенную им свободу мысли. Он перешёл репетитором в пансион Крузэ, где близко сошёлся с одним из своих учеников и почти сверстником, известным впоследствии учёным Марселеном Бертело; эта дружба не осталась без влияния на развитие Ренана. Несмотря на многочисленность занятий в пансионе, Ренан продолжал изучение восточных языков, в 1847 г. сдал все университетские экзамены и получил место профессора философии в версальском лицее.
Творчество
В 1847 году он представил в академию надписей рукопись своего первого учёного труда — «Истории семитических языков» («Histoire generale des langues semitiques»), который в своё время имел весьма важное значение не только по филологической эрудиции автора, но и как одна из первых попыток изучения народной психологии на основании языка.
До 1848 Ренан мало интересовался политическими и социальными вопросами. Февральская революция произвела на него сильное впечатление, но не вызвала в нём особых симпатий к демократии. В книге: «Будущее науки» («L’Avenir de la science»), составленной в конце 1848 и в 1849 гг., он проводит мысль, что нельзя желать торжества народа при его теперешнем состоянии, так как оно было бы хуже победы франков и вандалов; народ, однако, слишком силен, чтобы находиться в подчиненном положении; поэтому необходимо поднять и просветить его.
К этому времени относятся работы Ренана: «Eclaircissements tires des langues semitiques sur quelques points de la prononciation greque» (П., 1849) и «Sur l'etude du grec dans l’occident au moyen age», за которые он получил от академии надписей командировку для научных занятий в Италию.
К этому же времени относится первая мысль Ренана о критической истории происхождения христианства. «Самая важная книга XIX столетия, — писал он тогда, — будет иметь заглавие: „Критическая история начал христианства“ („Histoire critique des origines de Christianisme“). Удивительный труд! Я завидую тому, кто его выполнит. Такая книга будет трудом и моего зрелого возраста, если только не помешает смерть или роковые внешние обстоятельства».
Восьмимесячное пребывание Ренана в Италии возбудило в нём любовь к искусству и дополнило его развитие в эстетическом отношении, а научным результатом командировки была его докторская диссертация: «Averroes et l’Averroisme» (П., 1852). Побывав около этого времени в Берлине, где его сестра была гувернанткой в одной семье, Ренан, по возвращении вместе с нею в Париж, получил место при национальной библиотеке. В 1855 была издана его «История семитических языков»; в следующем году он был избран членом академии надписей.
За этот период времени он поместил целый ряд статей по морали и истории религии в «Journal general de l’instruction publique», в «Revue asiatique», в «Journal des Debats» и в «Revue des deux Mondes». Эти статьи были изданы им потом в двух сборниках: «Etudes d’histoire religieuse» (П., 1857) и «Essais de morale et de critique» (П., 1859), создавших ему репутацию либерального философа. Около этого времени Р. женился на племяннице известного художника Ари Шеффера и вступил в состав редакции «Journal des Debats». Журнальная работа не отвлекла Р. от научных занятий; он перевёл, с учёным комментарием, книгу Иова и Песнь Песней и написал «Nouvelles considerations sur le caractere general des peuples semitiques» (П., 1859).
В 1857 умер Катрмер и в College de France освободилась кафедра еврейского языка и библейской экзегетики. Ренан был единственным возможным кандидатом на эту кафедру, но министерство не решалось предоставить её заведомому еретику, и Наполеон III, взамен кафедры, поставил Ренана во главе экспедиции, снаряженной для археологического исследования древней Финикии (1860). Результаты этой командировки, продолжавшейся около года, Ренан опубликовал в 1864 г. под заглавием: «Mission de Phenicie».
Его раскопки не особенно расширили наши сведения о Финикии; но Ренан посетил Палестину, и под живым впечатлением виденных мест написал, во время экспедиции, «Vie de Jesus», в её первоначальной форме, имея под руками только Новый Завет и сочинения Иосифа Флавия. По возвращении в Париж, Ренан был назначен профессором в College de France, но при условиях крайне для него невыгодных: товарищи-специалисты считали его более литератором, нежели учёным, двор и церковь — еретиком, либералы — отступником, продавшимся Наполеону III. Его вступительная лекция (изданная под заглавием: «De la part des peuples semitiques dans l’histoire de la civilisation», П., 1862) была встречена враждебными возгласами, но окончилась шумной дружественной манифестацией слушателей, так как новый профессор смело и решительно изложил свои воззрения на начало христианства. Курс был приостановлен после первой лекции; Ренан протестовал особой брошюрой («Chaire d’hebreu au College de France», Париж, 1862), но протест его остался без последствий. Тогдашний министр Дюрюи предложил ему променять кафедру на видное место в национальной библиотеке; Ренан отказался и был лишён кафедры императорским декретом (1864).
Вскоре после того он напечатал несколько работ по еврейской эпиграфике, а также «Rapport sur les progres de la litterature orientale et sur les ouvrages relatifs a l’Orient» (Париж, 1868).
В 1860-х годах вышли и три первых тома его «Histoire des origines du christianisme», доставившей ему всемирную известность. «Vie de Jesus» (Париж, 1863), «Les Apotres» (Париж, 1866) и «Saint Paul» (Париж, 1869).
Как критик и исследователь, Ренан значительно уступает немецким учёным, на которых он весьма часто опирается. Его оригинальность, составляющая и сильную, и слабую сторону его произведений, состоит в художественной обрисовке деятелей и их среды. Опираясь на психологию современных религиозных людей и отчасти на свою собственную, тщательно изучив современную жизнь в Палестине (для этой цели Ренан совершил ещё раз путешествие на Восток), Ренан пытается воссоздать в живой картине начало христианства и ранний период его истории. Отсюда захватывающий интерес его книг, отсюда же и коренной их недостаток — крайний субъективизм и модернизация первоначального христианства и его деятелей.
В конце 1860-х годов Ренан сделал попытку вступить на политическое поприще: он написал книгу, посвященную текущей действительности («Questions contemporaires», П., 1868), и в 1869 выставил в департаменте Сены и Марны свою кандидатуру в законодательный корпус.
Как политик Ренан был либеральным империалистом, в духе своего друга, принца Наполеона, и так резюмировал свою программу: «свобода, прогресс без революции и без войны». Избран он не был.
В это время, со смертью Мунка, снова освободилась кафедра еврейского языка в College de France, и Ренан во второй раз выставил свою кандидатуру на профессорскую кафедру, но безуспешно. Это не помешало ему за несколько месяцев до падения Наполеона издать книгу («Monarchie constitutionelle en France», П., 1870), в которой он решительно защищает конституционную империю. Война 1870, с её последствиями для Франции, нанесла тяжёлый удар Ренану, но не излечила его политического идеализма.
Воспитанный на немецкой философии, проникнутый глубоким уважением к немецкой науке, Ренан считал возможным примирение с Германией и в открытом письме к Давиду Штраусу, протестуя против отнятия у Франции Эльзас-Лотарингии, настаивал на необходимости совместных действий против общего врага цивилизации — славян, преимущественно русских. Штраус перевёл письмо Ренана и издал его, со своим ответом, в пользу немецких раненых, причём, подобно многим другим представителям немецкой науки, проявил настроения, не оставлявшие надежд на примирение. Под влиянием этого разочарования Ренан радикально изменил свою точку зрения по отношению к немцам и русским. С другой стороны, исход войны не уничтожил его доверия к либеральному цезаризму, который, по его мнению, лучше всего мог излечить раны Франции. Самым подходящим для этого человеком ему казался принц Наполеон. Коммуна усилила в Р. глубокое недоверие к демократии. Свои политические впечатления Ренан изложил в книге «Reforme intellectuelle et morale» (П., 1871), самой характерной для Ренана, как политика.
Во время коммуны Ренан жил в Версале и там обдумал свои «Dialogues philosophiques», с их презрением к толпе и требованием господства избранных, с их верой в торжество идеала, который будет богом и в то же время результатом эволюции. Философия Ренана стоит не выше его политики. Отправившись в Рим, он написал здесь 4-й том своих «Origines» — «Antechrist», за которым вскоре последовали и три остальных тома («Les Evangiles», «L'eglise chretienne», «Marc-Aurele»), в которых сильно заметно влияние на автора последних событий, заставивших его обратить особенное внимание на социально-политическую сторону истории христианства. Между тем ещё правительство национальной обороны назначило Ренана на кафедру в College de France, что заставило его интенсивнее заняться древней историей евреев. Плодом этих занятий были: «Corpus inscriptions semiticarum (первый выпуск которого появился ещё в 1867 г.), перевод Екклесиаста, с введением и комментариями, и „История народа израильского“ (Histoire du peuple d 'Israel», 5 том., П., 1893), второе главное основание всемирной известности Ренана.
Это произведение отличается теми же достоинствами и недостатками, что и «Les Origines du christianisme»: то же художественное воспроизведение прошлого в блестящей форме, тот же субъективизм произвольных характеристик и модернизация явлений прошлого.
Как критик и исследователь, Ренан и здесь значительно уступает немецким историкам, но превосходит их как художник. В 1879 г. Р. был избран членом Французской академии, в 1882 г. — президентом азиатского общества, в 1884 г. — администратором College de France.
В 1883 г. появились его «Souvenirs d’enfance et de jeunesse», очень важные для его ранней биографии и весьма характерные для его настроения в старости. Такое же значение имеют его «Feuilles detachees». Между 1878 и 1886 гг. появились его «философские драмы» («Caliban», «L’Eau de Jouvence», «Le pretre de Nemi», «L’Abbesse de Jouarre»), в которых выразились его политические, религиозные и этические воззрения. Самые характерные черты этих драм — крайний скептицизм по отношению к некоторым нормам нравственности (в «L’Abbesse de Jouarre») и примирение с Калибаном, то есть с демократией. «По существу Калибан, — говорит Ренан, — оказывает нам более услуг, чем это сделал бы Просперо, реставрированный иезуитами и папскими зуавами». Ренан умер 2 (14) октября 1892 г.
См. Pons, «Ernest R.» (П., 1882); M-me Darmesteter, «La vie de E. R.» (П., 1898).
Произведения
К наиболее значимым произведениям Ренана можно отнести следующие:
* «История происхождения христианства» («История первых веков христианства», 1864—1907), состоящая из семи книг:
* «Жизнь Иисуса» (1860),
* «Апостолы» (1866),
* «Святой Павел» (1869),
* «Антихрист» (1873),
* «Евангелия» (1877),
* «Христианская церковь» (1879),
* «Марк Аврелий» (1882);
пятитомная «История израильского народа» (1887—1893; русский перевод издан в 2-х томах (СПб., 1908—1912)).
Русские переводы
В русском переводе была издана в 1902 году знаменитая книга «Жизнь Иисуса», а в 1907 году «История первых веков христианства» в 7 т. Она рассматривается как продолжение «Жизни Иисуса». А «История израильского народа», изданная в 2 т. в 1908—1911 годах — как введение к «Жизни Иисуса».
Кроме этого, изданы и другие его произведения, частью в виде отдельных брошюр («О происхождении языка», Воронеж, 1886; «Что такое нация», СПб., 1886; 2 изд., 1888; «Ислам и наука», М., 1888; «Место семитских народов в истории цивилизации», М., 1888; «Разорение Иерусалима», М., 1886) или журнальных статей («Древние религии», в «Эпохе», 1864, № 7; «Конец античного мира», из «Marc Aurele et la fin du monde antique», в «Деле», 1882, № 5 и 6; «Марк Аврелий» в «Заграничном Вестнике», 1882, № 1; «Иудаизм как раса и как религия», в «Восходе», 1883, № 4), частью в виде сборников («Исторические очерки», под редакцией В. Чуйко, СПб., 1886; «Сборник мелких статей и речей», перевод В. Штейна, СПб., 1895), а также некоторые его рассказы («Бретонка» в «Северном Вестнике», 1890, № 7; «Трепальщик льна», в «Русском Обозрении», 1893, № 5; «Эмма Козилис», ib., № 6).
Литература
* Desportes et Bournand, «Ernest Renan, sa vie et son ?uvre» (П., 1892);
* E. Grant Duff, «Ernest R., in memoriam» (Л.,1893);
* Seailles, «Ernest R., essai de biographie psychologique» (П., 1894);
* G. Monod, «Les ma i tres de l’histoire: R., Taine, Michelet» (П., 1894);
* Zeller, «Strauss und R.» (в его «Histor. Vortrage und Abhandlungen», т. I);
* Allier, «La philosophie d’Ernest R.» (П., 1895);
* князь С. Н. Трубецкой, «Ренан и его философия» («Русская мысль», 1898, № 3);
* статьи Н. Страхова (в его «Борьбе с Западом»), А. Волкова («Православный Собеседник», 1877, № 4), С-на («Русское Обозрение», 1892, № 9 и 10), Л. Слонимского («Вестник Европы», 1892, № 11 и 12); характеристики Э. Зола («Вестник Европы», 1878, № 5), Брандеса (перевод в «Деле», 1882, № 3), Леметра (перевод в «Русской мысли», 1888, № 4);
* Л. Слонимский, «Философские драмы Ренана» («Вестник Европы», 1893, № 1);
* статьи К. Арсеньева о «Калибане» («Вестник Европы», 1879, № 1), об «Антихристе» (1875, № 12), о «Souv. d’enf. et de jeun.» (1883, № 9) и об «Истории Израильского народа» (1888, № 6 и 1891, № 5);
* Ю. Николаев, «Ренан, как беллетрист» («Русское Обозрение», 1893, № 6);
* аббат Гетэ, «Опровержение на выдуманную жизнь Иисуса Христа, соч. Э. Ренана» (пер. с французского, СПб., 1865);
* Берсье, «Царское достоинство Иисуса Христа, ответ Э. Ренану и Л. Толстому» («Православное Обозрение», 1889, № 4);
* И. Яхонтов, «Изложение и историко-критический разбор мнения Р. о происхождении еврейского единобожия» («Прибавления к Творениям св. отцов», 1884, ч. XXXIII);
* С. Годлевский, «Ренан, как человек и писатель» (СПб., 1895).
Биография (КЕЭ, том 7, кол. 160–163)
РЕНАН Жозеф Эрнест (Renan, Joseph Ernest; 1823, Трегье, Бретань, – 1892, Париж), французский семитолог, историк, мыслитель и писатель. Выходец из благочестивой католической семьи, готовившей его к духовной карьере. Порвав уже в молодости с церковью, Ренан посвятил себя воссозданию картины возникновения христианства с позиции научной критики первоисточников. Исходный пункт исторической и историософской концепции Ренана — признание раннего христианства исключительным творением еврейского религиозного и национального гения. Отсюда особое внимание Ренана к еврейской, преимущественно древней истории, из которой, равно как и из особенностей еврейского национального характера, он стремился извлечь объяснение возвышенно-идеальных свойств христианства, позволивших ему стать великой мировой религией, а также причин и последствий отречения еврейства от этого своего духовного детища.
Несмотря на то, что освещение и особенно интерпретация Ренана событий еврейской истории и догматов еврейской религии (см. Иудаизм) были не особенно оригинальными и не всегда соответствовали строгим критериям научной обоснованности, высказывания и оценки Ренана, касающиеся умственных и нравственных качеств древнего и современного ему еврейства и характера еврейского вклада в мировую цивилизацию, в конце его жизни и в последующие десятилетия стали восприниматься многими едва ли не как приговор, который еврейскому народу вынесла сама история. Такой вес утверждениям Ренана придали сделавший его властителем дум целого поколения огромный успех его исторических сочинений (вполне заслуженный благодаря огромной эрудиции автора, в частности, в семитских языках, блестящему литературному дарованию, остроумию и мастерски нарочитой парадоксальности многих его выводов и оценок) и репутация бескорыстного поборника истины, прогресса и справедливости.
Стремление к максимальной объективности, которую Ренан старательно демонстрирует в своей концепции исторического и духовного призвания еврейства, на деле воплощается у него в образе «странного народца», который отличается от всех других народов и не может поэтому претендовать на равное с остальными к себе отношение. Некоторые намеки на такой подход содержатся уже в первой работе Ренана «Сравнительная история семитических языков» (1847; 2-е изд. 1855; дополненные и переработанные издания выходили под названием «Общая история и сравнительная система семитских языков»), где он в «Заключении» на основе лингвистического анализа дает сравнительную психоантропологическую характеристику семитов (прежде всего евреев) и арийцев, и без колебаний ставит вторых выше первых в расовом отношении (правда, и тех, и других он относит к самому высокому типу, до которого пока успел возвыситься человек). В комментарии к своим блестящим переводам на французский язык библейских книг Иов (1859) и Песнь Песней (1860; в 1882 г. он перевел и Экклесиаста) Ренан восторженно оценивал достижения еврейского духа. В лекции «Участие семитических народов в истории цивилизации», прочитанной в Коллеж де Франс (23 февраля 1862 г.) и вызвавшей большой общественный резонанс, Ренан утверждал, что семитские народы (то есть главным образом евреи) не внесли ничего самобытного ни в науку, ни в политику, ни в искусство, ни в философию, однако впервые возвысились до великой идеи выразить каждый членораздельный звук особым знаком и сумели свести количество этих знаков к небольшому числу — 22. Благодаря этому только и стал возможен прогресс в области слова и литературы; и, что еще важнее, евреи дали человечеству религию, которая в дальнейшем развитии, то есть в форме христианства, принесла индоевропейским народам совершенные идеалы добра, красоты, истины и справедливости.
В развернутом виде концептуальный подход Ренана к еврейской истории и национальной судьбе еврейского народа изложен в его главных и наиболее известных сочинениях: семитомной «Истории происхождения христианства» — в русском переводе «История первых веков христианства», 1864–1907 («Жизнь Иисуса», 1860; «Апостолы», 1866; «Святой Павел», 1869; «Антихрист», 1873; «Евангелия», 1877; «Христианская церковь», 1879; «Марк Аврелий», 1882) и пятитомной «Истории израильского народа» (1887–93; русский перевод издан в 2-х томах, СПб., 1908–12). Эта концепция базируется на признании Древнего Израиля, наряду с Древней Грецией, главными формирующими началами европейской, то есть, по мнению Ренана, мировой цивилизации (Древний Рим Ренан оценивал лишь как фактор, ликвидировавший национальный партикуляризм и способствовавший универсализации достижений греческого и еврейского духа). Ренан не скрывает, что его симпатии принадлежат грекам, но в качестве беспристрастного наблюдателя восхваляет также и еврейский вклад в сокровищницу человечества. Первая и непреходящая заслуга еврейства, по Ренану, — это мессианская идея спасения, идеалы социальной справедливости и прогресса («След, оставленный Израилем после себя, будет вечен. Израиль был первым, давшим форму крику народа, жалобе бедного, упорным требованиям тех, которые жаждут справедливости»). Ренан утверждает, что только еврейство было способно создать религию монотеизма, породить идею единого Бога, а тем самым понятие универсального чистого духа, вне которого никогда не возникла бы европейская культура. Ренан многократно отмечает заслуги евреев в формулировании важнейших принципов морали, особенно ценя, что иудаизм, в отличие от других религий, в течение долгого времени не дискредитировал, по выражению Ренана, требование праведной жизни обещанием посмертного вознаграждения (см. Воздаяние).
Признание указанных заслуг еврейства перед человечеством Ренан сопровождает двумя оговорками: во-первых, он считает, что этим полностью исчерпывается вклад евреев в мировую цивилизацию; во-вторых, что эти же великие достижения еврейского народа предопределили его национальную катастрофу. Согласно Ренану, народы должны выбирать одну из двух судеб — эгоистическое стремление к национальному и государственному устроению и благополучию или беззаветное служение общечеловеческим идеалам добра и справедливости. На этом основании Ренан делает вывод о том, что окончательная ликвидация еврейской национальной государственности в 1 в. была неизбежна и даже благодетельна, так как благодаря этому Израиль освободился от ложной идеи религиозного закона, применяемого к государственной жизни, и вернулся к своему истинному призванию — к религиозному и нравственному исправлению человечества. Согласно Ренану, христианством исчерпывается все то ценное, что человечество получило от еврейского народа, в создании христианства изначально и состояло все его предназначение. Поэтому после возникновения учения Христа существование еврейского народа не имеет смысла. Он — не более чем сухая ветвь, существо, истощившее свои силы. «В истории нет более странного зрелища, чем зрелище этого народа, превратившегося в привидение, — народа, вот уже тысячу лет потерявшего чувство дела, не написавшего ни единой страницы, достойной прочтения, не давшего нам верной о себе справки...» Глубоко отрицательное отношение Ренана к идее еврейской государственности отразилось в его оценке Иудейской войны I, разрушения Иерусалима и восстания евреев в эпоху Траяна.
Отношение Ренана к современному еврейству неизменно оставалось либерально-благожелательным. По мнению Ренана, израильская раса, которая оказала миру величайшие услуги, ассимилировавшись (см. Ассимиляция) с различными нациями, в единении с различными национальными союзами будет продолжать то, что делала в прошедшем, и в сотрудничестве со всеми либеральными силами Европы будет в высокой степени содействовать социальному прогрессу человечества. Ренан также охотно признавал вклад евреев в историю культуры Франции — совместно с гебраистом А. Нейбауэром (1831–1907) им были написаны книги «Французские раввины 14 века» (1877) и «Писатели — французские евреи 14 века» (1893). Однако во взгляде Ренана на еврейство как на живой труп, который лишь из упрямства цепляется за жизнь, не имея на то ни исторических, ни национальных, ни творческих оснований («Израиль никогда не создаст ни государства, ни философии. Он никогда не будет иметь развитой светской литературы...»), антисемиты нередко находили повод зачислять его в свои ряды.
Биография
РЕНАН (Renan) Жозеф Эрнест (1823-92), франц. писатель, историк, библеист, представитель *отрицательной библ. критики.
Род. в Бретани, в старинном монастырском городке Трегье. Отец Р., моряк, погиб в 1828. Maть воспитала сына в строгом католич. благочестии и предназначила для служения Церкви. Окончив местную ДС, Р. как способный ученик был направлен в Париж для продолжения образования (1838). B семинарии св.Сюльпиция он увлекся историей Востока и семитскими языками. Знакомство с нем. библ. критикой, особенно тюбингенского направления, оказалось роковым для его веры. Поскольку католич. наука того времени относилась к библ. критике резко негативно, Р. оказался перед мнимой альтернативой: либо историч. критика – либо вера. Избрав первую, он в 1845 покинул духовную школу и посвятил себя вост. филологии. Уже тогда он задумал написать историю религии, объяснив ее с т.зр. своих новых взглядов. Большую роль в отпадении Р. от Церкви сыграла его старшая сестра Генриетта, эмансипированная женщина, давно утратившая веру. После окончания ун-та Р. получил место преподавателя философии. В 50-е гг. он целиком погрузился в вопросы филологии и востоковедения, женился и стал работать в Национальной библиотеке. Вскоре вышли из печати его первые переводы ветхозав. книг. В 1860 Р. был командирован правительством в Ливан для изучения финикийских древностей. В *Палестине он набросал черновой вариант своей книги "Жизнь Иисуса" ("La vie de J№sus"), к-рая вышла в Париже в 1863 (pyc. пep. 1906 и др. пер. и изд.). Она вызвала восторги одних и порицание других и за полгода выдержала 13 изданий. После неудачной попытки баллотироваться на выборах, Р. пожелал занять место проф. евр. языка в Коллеж де Франс вместо умершего *Мунка, но получил разрешение лишь в 1870. Он был избран членом франц. Академии надписей, АН в Лиссабоне и чл.-корр. Петербургской АН. Вначале Р. были свойственны антирус. настроения, к-рые он постепенно преодолел. Произведения Р. пользовались большим успехом в России, где его много переводили. Он был дружен с Тургеневым И.С., знаком с деятелями pyc. культуры (напр., *Соловьевым Вл. и *Мережковским; причем первый называл его "пустейшим вралем", а второй "гением"). Православные богословы и экзегеты подвергали Р. суровой, но вполне справедливой критике, стремясь нейтрализовать тот соблазн, к-рый сеяли его книги.
Мировоззрение Р., сложившееся у него после отпадения от Церкви, представляет собой настоящий клубок противоречий. Он сам объяснял это неизгладимыми следами полученного им католич. воспитания и контрастами своего характера. Он называл себя "романтиком, выступающим против романтизма, утопистом, проповедующим в политике пошлую практическую мудрость, идеалистом, затрачивающим бесполезно столько усилий, чтобы казаться буржуа". Р. радикально отрицал все сверхъестественное и был в этом отношении типичным рационалистом. Одновременно он верил в нравств. миропорядок, в высшую цель, к-рую имеет мировое развитие. Слово "Бог" не сходило со страниц его книг, но почти невозможно понять, что оно для него означало (идеал? высшую сокровенную Реальность? Тайну?). Пытаясь разрушить основы христианства и религии, Р. при этом декларировал свое уважение и любовь к ним как к высоким проявлениям духа. Элементы пантеизма и богостроительства присутствуют в его ранней работе "Будущее науки" (1848), где он исповедует веру в "Грядущего Бога", К-рый явится итогом эволюции. От этих идей он не отказался и в своей поздней книге "Диалоги" (1876). "Существо всеведущее и всемогущее, – писал он, — может быть конечной целью теогонической эволюции, все равно, как бы мы ни представляли себе Его". Спутанность мировоззрения Р. сказалась в его историко-библ. книгах. По натуре он был художником, литератором-эссеистом: мысль его либо тонула в изящном многословии, либо пряталась за столь же изящным лаконизмом. Он придавал большое значение историч. интуиции и просил читателей относиться к нему снисходительно как к "провидцу". В его творчестве господствовала скептическая ирония, капризная смена настроений, безответственная игра словами и понятиями. По словам датского философа Г. Гёффдинга, Р. "обманывался, постоянно боясь быть обманутым".
Библейские труды Р. тематически охватывают всю ветхозав. историю и историю первохристианства, от евангельского периода до кон. 2 в. Кроме того, ему принадлежит ряд работ по семитологии и высокохудожеств. комментиров. переводы Иов (1859), Песн (1860) и Еккл (1881). B своей "Жизни Иисуса" он впервые применил историко-синтетический метод изложения, отодвинув критику источников на второй план. "Художественное изображение истории есть бесспорно крупное достоинство Ренана, – писал *Трубецкой, – артистическое чутье, изощренное знанием, дает ему нередко способность верного угадывания действительности. Но часто литературный, художественный интерес берет в нем верх над интересами науки, и историческая картина выходит яркой, с виду правдивой, но н е в е р н о й и н е о б о с н о в а н н о й" (разр. наша – А.М.). Аналогичную характеристику Р. дают *Муретов и др. правосл. критики. Отбросив тенденцию тюбингенской школы изображать историю начала христианства как "историю идей", Р. поставил перед собой цель обрисовать личность Иисуса Христа на фоне событий и обстановки евангельских времен. Разумеется, он изгонял из "биографии Иисуса" все, что не укладывается в прокрустово ложе *рационализма. Признавая в целом достоверность Евангелий, Р. смотрел на них как на *легенды, в к-рых историч. интуиция может найти реальное зерно. Он пытался по-своему объяснить мысли и поступки Христа и в результате создал образ абсолютно фальшивый и далекий от Евангелий. Его "чарующий Учитель", проповедник радости, постепенно под влиянием неудач превращающийся в "мрачного Гиганта" со странными притязаниями, едва ли мог стать Основателем мировой религии. "Иисус" Р. сентиментален, слаб, низведен до уровня среднебуржуазного обывателя 19 в.
За "Жизнью Иисуса" последовали "Апостолы" ("Lеs Apњtres", Р., 1866, рус. пер.: СПб., 1907), "Святой Павел и его миссия" ("Saint Paul et sа mission", Р., 1869, рус. пер.: "Св. Павел", СПб., 1907), "Антихрист" ("L’Аnt№christ", Р., 1873, рус. пер.: СПб., 1906; наиболее удачная книга цикла, написанная в Риме и посвященная гонению Нерона), "Евангелия и второе поколение христианства" ("Lеs №vangiles et la seconde g№n№ration chr№tienne", Р., 1877), "Христианская Церковь" ("L'Eglise chr№tienne", Р., 1879), "Mapк Аврелий и конец античного мира" ("Мarс Aurele et la fin du monde antique", Р., 1882). Bce 7 тт. составили "Историю происхождения христианства" ("Histoire des огigines du сhristianisme", v.1-8, P., 1863-83; рус.пер.: "История первых веков христианства", т.1-7, СПб., 1907). Образ ап. Павла в цикле омрачен явной неприязнью к нему писателя. Вообще личные вкусы, симпатии и антипатии Р. определяют тональность eгo работ. Построенные на глубоком знании источников, они все же остаются "романами", как их было принято называть у критиков Р. Все его утверждения, конструкции, интуитивные догадки и даже ссылки требуют тщательной проверки из-за откровенного субъективизма писателя. Такими же чертами характеризуется и его "История израильского нapoдa" ("Histoire du peuple d'Israёl", t.1-5, P., 1887-93, t.1-5; pyc. пер.: т.1-5, СПб., 1907). В ней наряду с тонкими наблюдениями содержатся фантастич. гипотезы, антихрист. выпады, намеки на современную Р. политическую жизнь. В качестве исходной идеи Р. предложил теорию об исконном *монотеизме семитов, пришедших из пустыни. Дальнейшие исследования полностью опровергли эту т. зр.. Кроме библейской, все др. семитич. религии (вавилонян, ассирийцев, финикиян) представляли собой типичные политеистич. верования. Р. был многим обязан библеистике *либерально-протестантской школы экзегезы, в частн., школе *Велльхаузена, однако он редко ссылался на труды своих нем. предшественников и современников. Последние относились к нему свысока и рассматривали его как легковесного популяризатора. Это мнение не было вполне объективным. При всех своих идейных и научных изъянах труды Р. имеют и самостоят. ценность. Православные экзегеты не отрицали этого, даже когда вели с Р. резкую полемику.
u Oeuvres соmрl–tеs, P., 1947-60, t.1-10; в рус. пер.: Древняя египетская цивилизация, "Западный Вестник", 1865, ? 7; Разорение Иерусалима, М., 1886; Филон Александрийский и его сочинения, "Восход", 1894, ? 7; Исторические и религиозные этюды, СПб., 18943; Сборник мелких статей и речей, т.1-2, СПб., 1895; Талмуд, "Научное Обозрение", 1900, ? 5; Собр. соч. Эрнеста Р., т.1-12, К., 1902-03; Очерки по истории религии, СПб., 1907; История израильского народа, т.1-2, СПб., 1908-12.
l Митр.*A н т о н и й (Храповицкий), О книге Р. с новой т. зр., Харьков, 1917; А р с е н ь е в К., Новая книга Р. (E.Renan, Histoire du peuple d’Israёl, P., 1887), "Вестник Европы", 1891, ? 5; [*Б е р с ь е Е.], Царское достоинство Иисуса Христа, ответ Э.Р. и Л.Толстому (Из Берсье), ПО, 1889, ? 4; прот.*Б о г о л ю б о в Н., Эрнест Р. и его "Жизнь Иисуса", Харьков, 1908; архим.*В а р л а а м (Ряшенцев), Р. и его "Жизнь Иисуса", Полтава, 19083; В а т с о н Э.К., Эрнест Р. о происхождении Библии, "Восход", 1886, ? 8-11; В и н о г р а д о в В.П., Иисус Христос в понимании Р. и Гарнака, Серг.Пос., 1908; свящ.*Г е т т э Р.Ф., Р. перед судом науки, пер. с франц., М., 1889; Г о д л е в с к и й С.Ф., Р. как человек и писатель, СПб., 1895; K а р о Э., Идеи Бога и бессмертия души перед судом новейших критиков, пер. с франц., М., 1898; КЛЭ, т.6; К р и т и к у с, Последние дни Иерусалима в изображении Р., "Восход", 1886, ? 6; е г о ж е, Древняя история евреев по Р., там же, 1888, ? 8-9; е г о ж е, Период второго Храма в освещении Р., там же, 1894, ? 4-5; архим.*М и х а и л (Лузин), О Евангелиях и евангел. истории. По поводу книги "Жизнь Иисуса", соч. Э.Р., М., 1865; архим.М и х а и л (Семенов), "Евангелие мещан", СПб., 1906; М о р а в с к и й М., Тайна влияния Р., пер. с польск., ВЦ, 1906, ? 1; *M у р е т о в М.Д., Эрнест Р. и его "Жизнь Иисуса", СПб., 1907; С о р е л ь Ж., Эрнест Р., Критический этюд, СПб., 1908; Т р у б е ц к о й С.Н., Р. и его философия, Соч., М., 1907, т.1; ЭСБЕ, т.26а; *Я х о н т о в И., Изложение и историко-критич. разбор мнения Р. о происхождении евр. единобожия, ПТО, 1884, ? 33; *L а g r а n g е M.J., Christ and Renan, Cincinnati etc., 1928; проч. иностр. библиогр. см. в ОDСС, p. 1173.
Дата публикации на сайте: 20 февраля 2011.
Корректировка содержания: 23 июля 2012.