Мудрые мысли

Ямамото Цунэтомо (Дзётё Дзинъэмон Ямамото, Yamamoto Tsunetomo)

Ямамото Цунэтомо (Дзётё Дзинъэмон Ямамото, Yamamoto Tsunetomo)

(11 июня 1659 - 30 ноября 1719)

Автор классического трактата о самурайской этике «Сокрытое в листве» (Хагакурэ, Hagakure). Был самураем клана Набэсима. После смерти господина Набэсима Мицусигэ должен был совершить ритуальное самоубийство. Однако официальный запрет сегуна, и личный запрет господина не позволили Ямамото свершить харакири. Цунэтомо стал отшельником и составил трактат «Сокрытое в листве». Письменная версия появилась благодаря стараниям одного из его учеников. До 20 века книга была доступна только для членов клана. Особую популярность трактат «Сокрытое в листве» приобрел в период II мировой войны.

Цитата: 52 - 68 из 72

Попав под дождь, ты можешь извлечь из этого полезный урок. Если дождь начинается неожиданно, ты не хочешь намокнуть и поэтому бежишь по улице к своему дому. Но, добежав до дома, ты замечаешь, что все равно промок. Если же ты с самого начала решишь не ускорять шаг, ты промокнешь, но зато не будешь суетиться. Так же нужно действовать в других схожих обстоятельствах.


Поскольку смерть всегда рядом, нужно прилагать усилия и действовать без промедления.


Правила написания писем требуют, чтобы ты всегда отвечал письмом на письмо — пусть даже твой ответ будет длиной в одну строку.


Превзойти других людей — это не что иное, как позволить им говорить о твоих делах и внимательно выслушивать их советы. Обычные люди привязываются к своим мнениям и поэтому редко превосходят других. Между тем, поговорить с человеком — это шаг к тому, чтобы превзойти его. Однажды один человек обсуждал со мной письменные документы в канцелярии клана. В составлении документов он был лучше меня. Но я прислушался к его замечаниям и скоро стал составлять документы не хуже его.


Прежде чем выразить человеку свое мнение, подумай о том, в состоянии ли он его принять.


Путь Самурая — это прежде всего понимание, что ты не знаешь, что может случиться с тобой в следующий миг.


Путь Самурая подразумевает практику смерти изо дня в день: размышления о событиях, которые могут привести к ней, представление самых достойных способов умереть и решимость достойно встретить смерть. Хотя практиковать смерть таким образом очень трудно, если человек пожелает этого, ему это окажется под силу.


Расчетливые люди достойны презрения. Это объясняется тем, что расчеты всегда основываются на рассуждениях об удачах и неудачах, а эти рассуждения не имеют конца. Смерть считается неудачей, а жизнь — удачей. Такой человек не готовит себя к смерти и поэтому достоин презрения. Более того, ученые и подобные им люди за умствованиями и разговорами скрывают свое малодушие и алчность. Люди часто не видят этого.


Следовать по Пути искренности означает жить каждый день так, словно ты уже умер.


Слово гэн означает “иллюзия”, или “привидение”. В Индии человека, который показывает фокусы, называют гэндзюцуси, или “мастер создавать иллюзии”. Все в этом мире — всего лишь кукольное представление. Вот что значит слово гэн.


Созерцать неизбежность смерти следует ежедневно. Каждый день, когда тело и ум пребывают в покое, нужно представлять себе, как тебя пронзают стрелами, убивают выстрелом из ружья, протыкают копьем или разрубают мечом. Каждый день нужно воображать себе, как ты погибаешь в горящем здании, как тебя уносят огромные волны, поражает молния или присыпает обломками каменных стен во время землетрясения. Каждый день нужно переживать падение с высокой скалы, смерть в результате болезни или самоубийство после смерти хозяина. Каждый день без исключения нужно считать себя уже мертвым.


То, что называют щедростью, на самом деле есть сострадание. В *Синьэй* говорится: *Когда смотришь глазами сострадания, никто не вызывает неприязни. Грешник достоин большей жалости, чем кто-либо другой*. Широта и глубина сердца беспредельны. В сердце есть место для всего. Мы почитаем мудрецов трех древних царств, 9 потому, что их сострадание распространяется до наших дней.


Тот, кто никогда не ошибался, опасен.


Трудно понять изречение Сида Китиносукэ: “Если репутация человека ничем не запятнана, и он стоит перед выбором, жить или умереть, лучше продолжать жить”. Ведь он говорил также: “Когда выбираешь, уходить или оставаться, лучше не уходить”. Продолжая в том же духе, получим: “Когда выбираешь, есть или голодать, лучше не есть. Когда выбираешь, жить или умереть, лучше умереть”.


Удача и неудача определяются нашей судьбой. Хорошие и плохие действия — это Путь человека.


Хотя самурай должен прежде всего чтить Путь Самурая, не вызывает сомнений, что все мы небрежительны. Поэтому, если в наши дни спросить: *В чем подлинный смысл Пути Самурая?*, лишь немногие ответят без промедления. А все потому, что никто заранее не готовит себя к ответу на такие вопросы. Это свидетельствует о том, что люди забывают о Пути.
Небрежение опасно.


Человек всегда должен вести себя так, словно в воинской доблести ему нет равных.