(3 апреля 1783, Нью-Йорк — 28 ноября 1859, Тарритаун, штат Нью-Йорк)
Вашингтон Ирвинг (англ. Washington Irving)
ru.wikipedia.org
Биография
Вашингтон Ирвинг (англ. Washington Irving). Подпись.
Некоторое время он готовился к адвокатской деятельности. Во время войны с Англией, в 1812 году, был адъютантом при генерале Томпкинсе, потом принял участие в одном торговом предприятии, но так неудачно, что лишился всего своего состояния. Началом литературной деятельности Ирвинг послужили его юмористические очерки под названием «Letters of Jonathan Oldstyle». Бросив торговые дела, Ирвинг занялся обработкой путевых заметок, сделанных им во время поездки в Англию в 1815 г.; изданный им сборник очерков и новелл под названием «Книга эскизов» («Sketchbook of Geoffrey Crayon») обратила на себя общее внимание. Лучшими произведениями Ирвинга могут считаться «История Нью-Йорка, рассказанная Дидрихом Никербокером» («Humorous history of New York, by Dietrich Knickerbocker») и «Рип Ван Винкль» («Rip van Winkle») — сказка о человеке, проспавшем 20 лет. Во время вторичного посещения Европы Ирвинг написал в Париже «Брейсбридж Холл» («Bracebridge-Hall, or the humorists»; Лондон, 1823); в следующем 1824 г. им изданы в Англии «Рассказы путешественника» («Tales of a traveller»).
Могила Вашингтона Ирвинга
В Испании он четыре года посвятил изучению рукописей и книг, относящихся к эпохе открытия Америки. Плоды этих исследований — трёхтомное жизнеописание Христофора Колумба («History of the life and voyages of Christopher Columbus», Лондон, 1828—1830; русский перевод СПб., 1837), «Voyages and discoveries of the companions of Columbus» (там же, 1831), «Хроника покорения Гранады» («Chronicle of the conquest of Granada»; 1829) и сборник романтических рассказов «Альгамбра».
Биография Колумба, как многие отмечают, была в большой степени вымыслом — в частности, он создал миф, что люди доколумбовой эпохи считали Землю плоской[2][3].
Одно время Вашингтон Ирвинг был американским послом при испанском дворе.
Умер 28 ноября 1859 года в Тарритауне, Нью-Йорк. Похоронен на кладбище Сонная Лощина.
Произведения
* «Salmagundi» («Сальмагунди», 1807—1808);
* «A History of New York» («История Нью-Йорка», 1809);
* «The Sketch Book of Geoffrey Crayon» («Книга эскизов», 1819—1820);
* «Tales of a Traveller» («Рассказы путешественника», 1824);
* «Bracebridge Hall» («Брейсбридж-Холл», 1826);
* «A History of the Life and Voyages of Christopher Columbus» («История жизни и путешествий Христофора Колумба», 1828);
* «Tales of the Alhambra» («Альгамбра», 1832, рус. пер. 1979);
* «Astoria» («Астория», 1836);
* «Miscellanies» (Л., 1835—1836);
* «History of Mahomet and his successors» (1849—1850, русск. пер. M., 1857);
* «Oliver Goldsmith» (Л., 1849);
* «Life of George Washington» («Жизнь Вашингтона»; Нью-Йорк, 1855—1859).
* Полное собрание его сочинений вышло в Нью-Йорке в 1848—1850 г. и в Лондоне в 1851 г.
Примечания
1. PAL: Washington Irving (1783-1859)
2. Busting a Columbus Myth
3. How the Myth of the Flat-Earth Dogma Started the Religion-Science War
Биография
Вашингтон Ирвинг (англ. Washington Irving)
Вашингтон Ирвинг — классик американской литературы, мастер короткого романтического рассказа и исторических исследований, первый профессиональный литератор США, широко известный и в Европе. Эссеист и поэт, большой любитель легенд и мистики, путешественник и биограф, он писал также под псевдонимами Джонатан Олдстайл, Дидрих Никербоккер, Джеффри Крэйан и Ланселот Лангстафф. В его произведениях переплетаются реализм и мистика, сказки и фантастика.
Вашингтон, самый младший из 11-ти детей Ирвингов, трое из которых умерли в младенчестве, родился 3 апреля 1783 г. в Нью-Йорке. Его отец Уильям, шотландец по происхождению, во время войны с французами служил младшим морским офицером под Нью-Йорком, где встретил красавицу Сару Сандерс, внучку английского викария. Они поженились в 1761 году, и два года спустя перебрались в Нью-Йорк. Уильям Ирвинг оставляет море, чтобы заняться торговлей, но какой бизнес, если по городу палят британские корабли — настали времена революционной войны американцев за независимость. Вашингтон, родившийся в доме на Уильям-стрит (недалеко от Уолл-стрит), получил свое имя в честь одного из основателей США — Джорджа Вашингтона. Когда первый президент приехал в Нью-Йорк, служанка Ирвингов поймала его в магазине и представила ему парня. “Пожалуйста, ваша честь,” сказала Лиззи, “вот ребенок, названный в честь вас!” Вашингтон положил свою руку на голову мальчику и дал ему своё благословение. Отец нации, пожалуй, и не догадывался, что благословлял отца американской литературы и своего дотошного биографа!
Полусгоревший во время борьбы за независимость Нью-Йорк во время рождения Ирвинга был городишком с населением около двадцати трех тысяч жителей (выходцев из Англии и Голландии), правда в нем с 1732 г. издавалась газета, а театр существовал с 1750 года.
С ранних лет мальчика отличала мечтательность, впечатлительность, непрактичность и крайнее равнодушие к коммерческой деятельности отца. Его лучшими друзьями всегда оставались книги: в школе он читал по-латыни Цицерона и Тита Ливия и обожал поэзию Оливера Годсмита. Отец Вашингтона был богобоязненным человеком, не тешившим детей развлечениями. Серьезная дисциплина дома была бы невыносима, если бы не импульсивный характер матери, нежно любившей своих детей. Вашингтон воспылал любовью к музыке, литературе, театру, во многом благодаря Джеймсу К. Полдингу, сестра которого была женой Уильяма, брата В.Ирвинга. Закончив свое образование к 16-ти годам, мечтательный Вашингтон нашел себе пищу для ума в английской литературе. Прочитав «Робинзона Крузо», «Гулливера» и “Синдбада”, он буквально пожирает книги о путешествиях, сам путешествует по округе вместе со своим товарищем Полдингом (впоследствии также станет писателем).
По окончании школы (1802 г.) Ирвинга направили в адвокатскую контору Хоффманна. Но Вашингтон не приобрел вкус к юриспруденции. Ирвинг путешествует по Гудзону (где можно встретить Летучего Голландца!), встречается с индейцами, добирается до Монреаля. Литературные склонности Вашингтон обнаружил ещё в детстве, написав в 10 лет шуточные стихи, а в 13 — пьесу и эссе. Первые литературные публикации Вашингтона — «Письма Джонатана Олдстайла», появившиеся в 1802 г. в “Утренних Хрониках”, газете, учрежденной его братом Питером. Это была смелая сатира, высмеивавшая театр и актеров.
Хрупкое здоровье Ирвинга заставило его братьев в 1804 г. отправить Вашингтона в Европу. 19-го мая он сел на судно, капитан коего сказал себе, что на борту появился парень, у которого есть шанс пойти за борт прежде, чем завершится рейс. Но Ирвинг благополучно добрался до Франции, затем переехал в Италию. Его здоровье было восстановлено, он окружен друзьями. Ирвинг добирается до Лондона, он принят лучшим обществом, свет очарован его манерами. Ирвинг встречается со множеством людей, посещает театр, оперу, приглядывается к манерам людей, их привычкам, обычаям.
Вашингтон Ирвинг (англ. Washington Irving)
Вернувшись в Нью-Йорк в 1806 г., он без особого интереса продолжил юридическое образование и даже получил звание барристера, но сославшись на слабое здоровье, оставляет юриспруденцию и начинает заниматься тем, чем всегда желал — литературой. Ирвинг в соавторстве с Полдингом и братом Уильямом выпускает популярный юмористический альманах «Сальмагунди», серию иронических зарисовок о жизни и быте Нью-Йорка. Вскоре происходит трагическое событие, повлиявшее на всю дальнейшую жизнь писателя — умирает его возлюбленная, дочь судьи Хоффмана, того самого, кто обучал его юриспруденции. Чтобы забыться, Ирвинг окунается в работу и в 1809 году выходит в свет «История Нью-Йорка», роман, написанный им в одиночку (братья забросили сочинительство — один их них стал врачом, а другой унаследовал отцовскую скобяную и бакалейную торговлю). В этой летописи-мистификации, пародировавшей жизнь американцев в прошлом и в настоящем, уже сказывается интерес автора к истории и к историческому колориту. Ирвинг продолжил писать и публиковать стихи, театральную критику и юморески в газете брата Питера.
Во время войны с Англией в 1812-1814 годах в чине полковника Ирвинг был адъютантом при губернаторе Нью-Йорка генерале Томпкинсе. Он пишет биографии морских военачальников, но это не тешит писателя-романтика. Умирает его мать, дело его отца терпит финансовый крах, и в 1815 году Ирвинг на последние деньги уезжает в Англию, надеясь на помощь брата Питера, жившего в Лондоне, и замужней сестры в Бирмингеме. Выяснилось, что автора «Никербоккера» знают в Англии, но на него смотрели как на диковинку в цивилизованном обществе. Вынужденный писать для заработка, Вашингтон Ирвинг сразу же определился с основной темой своего творчества, у него был свой герой и свой стиль, которые родились из юмористических очерков, печатавшихся в «Сальмагунди». Ирвинг издал сборник путевых заметок «Книга эскизов» (1815), сделанных им во время поездки в Англии под влиянием немецких народных сказок. В 1819-м при переиздании, эта книга была издана под псевдонимом «Джеффри Крэйан, джентльмен» и включала в себя два дополнительных рассказа «Легенда о Сонной Лощине» и «Рип Ван Винкль» (вошел в «Антологию» американского фантастического рассказа), которые ныне считаются лучшими произведениями автора, частью золотого фонда американской литературы. «Брейсбридж-холл» (1822) и «Рассказы путешественника» (1824) приносят ему существенный доход. В 1822-23 гг. Ирвинг жил в Дрездене, в 1824-м в Лондоне, где даже имел романтическую связь с Мэри Шелли, и в 1825-м в Париже. Многие новеллы Ирвинга есть не что иное, как фантастика, хотя иногда у писателя лишь завязка в немалой степени мистична и таинственна. В таких рассказах, как, например, «Жених-призрак» или «Легенда о Сонной Лощине», читатель до последних строк пребывает в уверенности необычайности происходящего. И лишь последние строки произведения все ставят по своим местам, а открывшийся реализм ситуации представляется единственно разумным объяснением.
«Хотя Ирвинг неоднократно признавался, что его волнует все мистическое, сверхъестественное, однако в своих новеллах он последовательно, вполне в американском духе, разрушал атмосферу таинственного. Будучи наследником просветительских идей и поклонником Разума и не веря в потустороннее и «страшное», писатель тем не менее ощущал влечение к прекрасному миру вымысла... Фантастика Ирвинга носит балладный характер, ей присущ оттенок философской притчи с подтекстом, что позволяет прочитывать ее на нескольких уровнях. Своими корнями она уходит в легенду, которая, по определению, есть опоэтизированное сказание о каком-либо событии, персонаже, местности, тесно соприкасающееся с мифом. Основной подтекст ирвинговских новелл — скорее, не поэтизация повседневной жизни, а поэтизация прошлого в этой жизни, отошедшего своеобразного колорита первых поселенцев.», замечает в своей статье «Фантастика в новеллистике В. Ирвинга» Л.Романчук.
Ирвинг провел несколько лет (1826-29 гг.) в Испании, изучая рукописи и книги, относящиеся к эпохе открытия Америки. В Мадриде он поступает в распоряжение возглавлявшего американскую дипломатическую миссию А.Эверетта, предложившего Ирвингу перевести ряд документов, имевших отношение к путешествиям Колумба. В 1828 г. Ирвинг публикует «Жизнь и путешествия Христофора Колумба» в трёх томах — обстоятельное историко-биографическое сочинение, в котором стремится возвести Колумба в некий романтический архетип мечтателя, одарённого богатым и вместе с тем ослепляющим его воображением и в силу этого обречённого на вечные искания и страдания. Через три года этот труд был дополнен «Путешествиями и открытиями сподвижников Колумба». Ирвинг увлёкся изучением арабо-испанской истории и Реконкисты («Хроника завоевания Гранады», 1829 — полубеллетристическая летопись борьбы испанцев с маврами, которую он якобы перевёл со средневекового манускрипта, приписанного им перу доминиканского монаха Антонио Агапиды). В Испании Ирвинг попадает в знаменитый дворец «Альгамбра», трехмесячное пребывание в котором вдохновляет его на написание одноимённой книги, содержащей, помимо исторических описаний и эссе, немало великолепных легенд, ставших любимыми новеллами у миллионов читателей (в т.ч. у А.С.Пушкина, заимствовавшего элементы легенды о Золотом петушке).
Вашингтон Ирвинг (англ. Washington Irving)
К концу 1820-х его популярность писателя и мыслителя была столь высока, что Ирвинга избрали почетным членом Настоящей исторической академии (Real Academia de la Historia, 1828) в Испании. Спустя год в Лондоне он получает золотую медаль по истории от Королевского литературного общества (Royal Society of Literature), а вскоре почетные степени в Оксфорде, Колумбийском университете и Гарварде. В 1829-1832 годах Ирвинг занимал пост атташе при американской дипломатической миссии в Лондоне. Когда в 1832 году Вашингтон Ирвинг вернулся на родину в США, его ждал триумфальный прием и слава живого классика.
Книга цикла новелл «Альгамбра» увидела свет в 1832 г. — в год его приезда на родину, куда он возвращается прославленным писателем и национальным героем. Впоследствии Ирвинг дополняет и перерабатывает «Альгамбру» до 1851 г. На родине Ирвинг продолжает путешествовать — в 1833 году он отправляется по рекам Огайо и Миссисипи, соприкоснулся с жизнью американского фронтира. Выходят в свет три новых тома занимательных очерков о прерии, пионерах и индейцах — «Путешествие в прерии» (1835), «Астория» (1836) и «Приключения капитана Бонвиля» (1837). В 1836 году Ирвинг переезжает в городок Тарритаун и селится в своей голландской постройки усадьбе Саннисайд на Гудзоне, поблизости от Сонной Лощины и подальше от Нью-Йорка.
В 1842 году Ирвинг вторично посещает Испанию в качестве американского посла, проведя по заданию президента США Тайлера четыре года при испанском дворе. По возвращении он окончательно селится в Тарритауне где, уединившись, писал биографические книги и давал светы по политическим вопросам. Арабско-мусульманская тематика продолжала занимать писателя — он пишет «Легенды завоевания Испании» и «Магомет и его преемники» (1849).
После смерти его невесты Матильды Хоффманн Ирвинг никогда не был женат и не имел детей. В течение четверти века проживал в Саннисайде вместе со своим младшим братом Эбенезером и его пятью дочерьми, которые и стали его настоящей семьей.
Его первое Полное собрание сочинений вышло в Нью-Йорке в 1848-50 гг., а затем в Лондоне в 1851 году (в 15 томах). После кончины Ирвинга, в 1860-61 годах было издано его полное собрание сочинений (21 том). Самое полное на сегодняшний день собрание его произведений было выпущено в США в 30-ти томах, выходивших на протяжении 20 лет (1969-1989).
Вашингтон Ирвинг (англ. Washington Irving)
За несколько месяцев до смерти Вашингтон Ирвинг завершил пятитомное жизнеописание Джорджа Вашингтона. Ирвинг считал своими самыми значимыми произведениями именно биографические книги, но по иронии судьбы именно его новеллы из трех европейских сборников, в которых витает дух первых голландских переселенцев, ироничные рассказы об Америке и нравах ее населения, сегодня стали классикой. Умер Вашингтон Ирвинг в своем доме в г. Тарритауне (штат Нью-Йорк) накануне Гражданской войны. В день похорон Ирвинга 1 декабря 1859 г. все магазины были закрыты, город был в трауре. Его похоронили на кладбище Сонной Лощины около Старо-голландской церкви.
В России в пушкинскую эпоху рассказы Ирвинга печатали во многих периодических изданиях («Атенее», «Телескопе», «Московском телеграфе», «Литературной газете» и др.). Рассказ «Рип Ван Винкль», например, на русский язык первым перевел декабрист Николай Бестужев, а рассказ «Жизнь Магомета» — Петр Киреевский.
По материалам из источников: http://www.irwing.ru/
http://archivsf.narod.ru/persona/irving/irving_v.htm
(*) Многие произведения В.Ирвинга переводились почти два века назад, как следствие — в заглавиях произведений можно встретить устаревшие написания слов (например, «баккалавр», «антикварий») названия городов, местностей (например, «Стратфорд на Авоне»).
Биография
Вашингтон Ирвинг (англ. Washington Irving)
Создатель "Альгамбры", - цикла новелл о Гранаде, приподнимающих завесу тайны над легендами времён Реконкисты, занимает в литературе США особенное, в своём роде уникальное место. Это первый американский писатель, получивший мировую известность и завоевавший молодой американской литературе "право гражданства" в сознании многоопытного и взыскательного европейского читателя, "первый посол Нового мира в Старом", по выражению У.Теккерея. Ирвинг явился первооткрывателем, ставших впоследствии магистральными в литературе США, тем; он первый разработал новеллу, излюбленный жанр американских писателей, и создал прозаический стиль, который считался образцовым на протяжении нескольких поколений. В новеллах Ирвинг предстаёт как истинный романтик. Первый романтик, которого выдвинула американская литература. Писатель необычный, потому что новым, незнакомым Европе были его коллизии и его персонажи. Но многим в Старом Свете сама мысль, что из «нецивилизованной» Америки может явиться настоящий писатель, была в новинку. «Казалось удивительным, - иронически замечает Ирвинг, - что человек, приехавший из дебрей Америки, изъясняется правильным английским языком. На меня смотрели как на диковинку – дикарь с пером в руке, а не на голове. Всем было любопытно услышать, что скажет это существо о цивилизованном обществе». Раньше всего оригинальность писателя почувствовали и оценили в России, и, наверное поэтому Ирвинг был так у нас популярен в пушкинскую эпоху. Он печатался тогда и в «Атенее», и в «Телескопе», и в «Московском телеграфе», и в издаваемой Пушкиным «Литературной газете». Лучший рассказ «Рип Ван Винкль» первым перевёл декабрист Н. Бестужев, а «Жизнь Магомета» - Пётр Киреевский… Но конечно же Россия не единственная страна признавшая талант этого писателя.
Одиннадцатый ребёнок в семье нью-йоркского дельца, Вашингтон, родившийся в 1783 г., в год окончания войны за независимость, не получил серьёзного систематического образования, что, по мнению некоторых биографов, по-своему, благоприятствовало свободному развитию его сознания и воображения, избавив от влияния сухой, доктринерской трактовки религии, этики и классического наследия, которая царила в американских учебных заведениях его времени. Окончив школу в 16 лет, Ирвинг начал изучать право, готовясь к карьере адвоката (как дедушка Ленин). Недостаток образования он восполнял чтением, участием в литературных обществах, процветавших в то время в Нью-Йорке, и путешествиями.
В 1804 г. старшие братья Вашингтона, надеясь, что путешествие, о котором он давно мечтал, поможет ему поправить здоровье, послали его в Европу, где он провёл два года - из них несколько месяцев в Париже, - объездив Южную Францию, Италию, Голландию, Швейцарию и Англию.
Живой, любознательный и общительный путешественник осматривал музеи и картинные галереи, посещал театры, знакомился с людьми и жадно впитывал многообразные знания и впечатления, которые подготовили его к особой роли первого "культурного человека" Америки, давшего своим согражданам образец приобщения к европейской культуре. Вскоре после возвращения на родину Ирвинг был принят в адвокатуру, однако мало работал в этой области, являясь компаньоном братьёв и живя за счёт фамильной фирмы скорее светской, чем деловой жизнью.
Литературные склонности Вашингтон обнаружил ещё в детстве, написав в 10 лет шуточные стихи, а в 13 - пьесу и эссе. Первая известная публикация Ирвинга относится к 1802 - 1803 гг., когда в издаваемом его братом журнале появились "Письма Джонатана Олдстиля", написанные в традициях просветительских эссе XVIII века. Через четыре года он совместно с братом Уильямом и другом Джеймсом Полдингом публикует анонимную серию эссе, озаглавленную "Сальмагунди, или Причуды и мнения Ланселлота Лангстаффа, эсквайра, и других", - пёструю смесь пародийных зарисовок, вызвавших большой интерес у нью-йоркской читающей публики. А двумя годами позднее вышла "История Нью-Йорка от сотворения мира до конца голландской династии" - комическая летопись старого Нью-Йорка, в те времена представлявшего собой небольшое голландское поселение, якобы написанная неким Дидрихом Никербокером и опубликованная хозяином отеля, которому сбежавший постоялец оставил в возмещение убытка этот манускрипт, - произведение, имевшее крупный успех.
В этой летописи-мистификации, пародировавшей жизнь американцев в прошлом и в настоящем, уже сказывается интерес автора к истории и к историческому колориту, впоследствии реализовавшийся в написании им книг об Испании, многотомного жизнеописания Джорджа Вашингтона и других исторических сочинений. Не случайно "Историю Нью-Йорка" высоко ценил Вальтер Скотт, с которым Ирвинга связывала многолетняя дружба.
В 1826 г. осуществляется давнишняя мечта Ирвинга - он едет в Испанию, которой грезил с детства, с того момента, когда мальчиком прочёл "Историю гражданских войн в Гранаде" Хинеса Переса де Ита. В Мадриде он поступает в распоряжение возглавлявшего американскую дипломатическую миссию Александра Эверетта, который предложил Ирвингу перевести опубликованные незадолго до этого документы, имевшие отношение к путешествиям Колумба. Испания поразила Ирвинга, работа над историческими материалами увлекла его. В 1828 г. он публикует "Жизнь и путешествия Христофора Колумба" в трёх томах - обстоятельное, основанное на документах историко-биографическое сочинение, в котором стремится возвести Колумба в некий романтический архетип мечтателя, одарённого богатым и вместе с тем ослепляющим его воображением и в силу этого обречённого на вечные искания и страдания. Через три года этот труд был дополнен "Путешествиями и открытиями сподвижников Колумба".
Естественно, что Ирвинг увлёкся изучением арабо-испанской истории и Реконкисты. Результатом его занятий в этом направлении явилась "Хроника завоевания Гранады" (1829) - полубеллетристическая летопись борьбы испанцев с маврами, которую он якобы перевёл со средневекового манускрипта, приписанного им перу доминиканского монаха Антонио Агапиды. Хроника выдержана в романтическом духе и пронизана чувством неотвратимости рока, тяготеющего над героической борьбой мавров.
Вашингтон Ирвинг (англ. Washington Irving)
Готовясь к написанию своих испанских книг, Ирвинг проделал огромную работу. Многочисленные ссылки в "Хронике завоевания Гранады" свидетельствуют об основательном знании испанских средневековых источников, которые он читал не только в английских переводах (в те годы весьма многочисленных), но и в подлинниках, для чего немало времени провёл над рукописями.
Трудно сказать, насколько хорошо Ирвинг знал арабские источники, ибо неизвестно, в какой мере он знал арабский язык, который бесспорно изучал, - в записных книжках Ирвинга сохранились тщательно и без ошибок собственноручно переписанная им сравнительная таблица алфавитов семитских языков, причём точность начертания арабских букв свидетельствует о значительной практике. Первое издание "Альгамбры" вышло без каких-либо ссылок на арабские источники, однако уже во втором, расширенном и дополненном, издании 1851 г. имеются указания на труд магрибского учёного, историка и литератора Ахмеда аль-Макари ат-Тилимсани (ок. 1591 - 1632) с замысловатым названием "Веяния аромата от свежей ветки Андалусии и рассказ про везира её Лисан ад-Дина Ибн аль-Хатиба", английский перевод исторических разделов которого был опубликован в двух томах в 1840 - 1843гг. испанским арабистом П. Де Гаянгосом.
Испанские хронисты, часто рисующие мусульманское общество во враждебных тонах, не ввели в заблуждение Ирвинга. Об этом свидетельствует уже сам приём мистификации, использованный им в "Хронике", которая выдаётся за труд средневекового христианского монаха и тон которой должен изобличать предвзятость подобных сочинений, а также невежества и фанатизм самих сочинителей. Однако, рассказывая о событиях устами вымышленного хрониста, Ирвинг так поворачивает изложение, что испанский король Фердинанд, грабивший отвоёванные у мусульман города и добивавшийся победы хитростью и обманом, предстаёт перед читателем в самом неприглядном свете, в то время как последний правитель Гранады, Боабдил, плохой и нерешительный политик, хотя и лично храбрый человек, изображается скорее как фигура трагическая и вызывает сочувствие. Ирвинг всячески идеализирует мавританское рыцарство - храбро сражавшихся и обречённых на поражение защитников Гранады - и восхваляет простых мусульман, отмечая их трудолюбие и доброту, контрастирующую с жестокостью и фанатизмом христиан. Он скорбит о гибели изысканной и жизнерадостной мавританской культуры, противостоявшей дикости и грубости европейского Средневековья.
Работая над "Хроникой завоевания Гранады", Ирвинг попадает в знаменитый дворец "Альгамбра", трехмесячное пребывание в котором вдохновляет его на написание одноимённой книги. Книга цикла новелл "Альгамбра", увидела свет в 1832г. - в год его приезда на родину, куда он возвращается всемирно прославленным, удостоенным многих почестей писателем и национальным героем. Впоследствии Ирвинг дополняет и перерабатывает книгу, опубликовав "Альгамбру" в этом окончательном варианте в 1851 г.
Арабско-мусульманская тематика продолжала занимать писателя и на родине, где он пишет "Легенды завоевания Испании" и "Магомет и его преемники" (1849). В основном, однако, написанные в Америке сочинения Ирвинга посвящены американской тематике ("Путешествие в прерии", "Астория", "Скалистые горы" и др.). В 1842 г. он снова едет в Испанию в качестве посла Соединённых Штатов, но в 1846 г. возвращается на родину, чтобы окончательно поселиться в своём любимом поместье Саниссайд, посвятив остаток жизни литературной работе - главным образом биографическим и историческим сочинениям, самым значительным из которых считается монументальная пятитомная биография Дж. Вашингтона, опубликованная в 1859 г. - за несколько месяцев до смерти писателя.
В современной Гранаде Вашингтон Ирвинг весьма почитаемый писатель, во всяком случае, его "Альгамбра" переведенная на многие языки, в т.ч. и на русский, - книга, предлагаемая туристам в числе основных сувениров Гранады. Надо заметить, что ничего другого переведённого на русский язык я в Гранаде не встретил, а уж карту города легче наверное найти на японском или арабском, хотя конечно, если очень, очень повезёт, можете купить на русском языке альбом «Андалусия. /золотая книга/» издательства Bonechi. Правда я лично в Гранаде этот альбом на русском языке не встречал, чаще всего в продаже, это издание, можно увидеть на французском, испанском, немецком, японском языке (может ещё какой-то языковой вариант забыл, но это неважно).
На этой улочке Гранады можно купить Альгамбру Ирвинга чуть ли не с рук, но остерегайтесь гитан (gitanos Andaluses – хитанос андалусес) - мигом "обуют". Здесь их рабочее место - наивные туристы прут сюда нескончаемым потоком. Это паломничество обусловлено расположенными здесь историческими памятниками, например, в этом музее экспонируются картины Ганса Мемлинга. Конечно же, встретить здесь полотна таких выдающихся мастеров как Сурбаран и Мурильо не составляет проблемы, творения этих знаменитых испанцев прекрасны и для Испании характерны, но испанские монархи обожали и мастеров Северного Возрождения. А одним из фаворитов живописных пристрастий, самого свирепого гонителя религиозных ересей, "наикатоличейшего из монархов" Филиппа II был Иероним Босх. В своей спальне в Эскориале, испанский монарх, помещает "Семь смертных грехов" Босха, а над рабочим столом - его повторение "Воза сена". "Берегись, берегись - Бог видит" вопиёт предостерегающая надпись, помещённая в центре, прямо под Всевидящем Оком, дидактико-аллегорической композиции "Семь смертных грехов"... Но это уже Мадрид.
Ирвинг и г-н Ульянов – оба готовились к карьере адвоката, оба имели огромный творческий потенциал, а вот приложили свой талант несколько по-разному… Мои дорогие соотечественники, особенно те, кто знаком с творчеством Ульянова-Ленина, чей талант и харизму я не пытаюсь охаивать, ознакомьтесь с ниже приведёнными примерами и почувствуйте разницу.
Дата публикации на сайте 22 марта 2011.