Биография -> Николай Семенович Лесков (Nikolaj Semenovich Leskov) (цитаты)

(18 июля 1630 — 10 января 1695)



Портрет Николая Лескова работы Валентина Серова, 1894

Портрет Николая Лескова работы Валентина Серова, 1894


ru.wikipedia.org

Биография

Его называли самым национальным из писателей России: «Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть» (Д. П. Святополк-Мирский, 1926).[2] В его духовном формировании немалую роль сыграла украинская культура, которая стала ему близка за восемь лет киевской жизни в юные годы, и английская, которую он освоил благодаря многолетнему тесному общению со старшим родственником со стороны жены А. Скоттом.

Сын Николая Лескова — Андрей Лесков, на протяжении долгих лет работал над биографией писателя, закончив её ещё до Великой Отечественной войны. Эта работа вышла в свет в 1954 году. В городе Орле его имя носит Школа № 27.

Николай Семёнович Лесков родился 4 февраля 1831 года в селе Горохово Орловского уезда.[3] Отец Лескова, Семён Дмитриевич Лесков (1789—1848), выходец из духовной среды, по словам Николая Семёновича, был «…большой, замечательный умник и дремучий семинарист».[4] Порвав с духовной средой, он поступил на службу в Орловскую уголовную палату, где дослужился до чинов, дававших право на потомственное дворянство, и, по свидетельству современников, приобрёл репутацию проницательного следователя, способного распутывать сложные дела. Мать Мария Петровна Лескова (урожд. Алферьева) была дочерью обедневшего московского дворянина. Одна из её сестёр была замужем за состоятельным орловским помещиком, другая — за англичанином, управлявшим несколькими поместьями в разных губерниях.[5]


Акилина Васильевна Алферьева, бабушка Н.С. Лескова

Акилина Васильевна Алферьева, бабушка Н.С. Лескова


Детство


Н. С. Лесков. Рисунок И. Е. Репина, 1888—89 гг.

Н. С. Лесков. Рисунок И. Е. Репина, 1888—89 гг.


Раннее детство Н. С. Лескова прошло в Орле. После 1839 года, когда отец покинул службу (из-за ссоры с начальством, чем, по словам Лескова, навлек на себя гнев губернатора), семья — супруги, трое сыновей и две дочери — переехала в село Панино (Панин хутор) неподалёку от города Кромы.[6] Здесь, как вспоминал будущий писатель, и состоялось его знакомство с народным языком.[5]

В августе 1841 года в десятилетнем возрасте Н. С. Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии, где учился плохо: через пять лет он получил свидетельство об окончании лишь двух классов. Проводя аналогию с Н.А. Некрасовым, Б. Бухштаб предполагает: «В обоих случаях, очевидно, действовали — с одной стороны, безнадзорность, с другой — отвращение к зубрёжке, к рутине и мертвечине тогдашних казённых учебных заведений при жадном интересе к жизни и ярком темпераменте».[5]

В июне 1847 года Лесков поступил на службу в ту же палату уголовного суда, где работал его отец, на должность канцелярского служителя 2-го разряда. После смерти отца от холеры (в 1848 году), Николай Семёнович получил очередное повышение по службе, став помощником столоначальника Орловской палаты уголовного суда, а в декабре 1849 года по собственному прошению — перемещение в штат Киевской казенной палаты. Он переехал в Киев, где жил у своего дяди С. П. Алферьева.[3]


Марья Петровна Лескова, мать писателя. Фотография.

Марья Петровна Лескова, мать писателя. Фотография.


В Киеве (в 1850—1857 годы) Лесков посещал вольнослушателем лекции в университете, изучал польский язык, увлекся иконописью, принимал участие в религиозно-философском студенческом кружке, общался с паломниками, старообрядцами, сектантами. Отмечалось, что значительно влияние на мировоззрение будущего писателя оказал экономист Д. П. Журавский, поборник отмены крепостного права.[7]


Наталья Петровна Константиновна, тетка Н.С. Лесков

Наталья Петровна Константиновна, тетка Н.С. Лесков


В 1857 года Лесков уволился со службы и начал работать в компании мужа своей тетки А. Я. Шкотта (Скотта) «Шкотт и Вилькенс». В предприятии, которое (по его словам) пыталось «эксплуатировать всё, к чему край представлял какие-либо удобства», Лесков приобрёл огромный практический опыт и знания в многочисленных областях промышленности и сельского хозяйства. При этом по делам фирмы Лесков постоянно отправлялся в «странствования по России», что также способствовало его знакомству с языком и бытом разных областей страны. «…Это самые лучшие годы моей жизни, когда я много видел и жил легко», — позже вспоминал Н. С. Лесков.[8]
Я… думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного, под тёплым овчинным тулупом, да на замашной панинской толчее за кругами пыльных замашек…
— Стебницкий (Н. С. Лесков). «Русское общество в Париже»[5][9]

В этот период (до 1860 года) он жил с семьей в селе Райском Городищенского уезда Пензенской губернии.

Некоторое время спустя, однако, торговый дом прекратил своё существование и Лесков летом 1860 года вернулся в Киев, где занялся журналистской и литературной деятельностью. Через полгода он переехал в Петербург,[3] остановившись у И. В. Вернадского.

Литературная карьера

Лесков начал печататься сравнительно поздно, на двадцать девятом году жизни, поместив несколько заметок в газете «Санкт-Петербургские ведомости» (1859—1860), несколько статей в киевских изданиях «Современная медицина», который издавал А. П. Вальтер (статья «О рабочем классе», несколько заметок о врачах) и «Указатель экономический». Статьи Лескова, обличавшие коррупцию полицейских врачей, привели к конфликту с сослуживцами: в результате организованной ими провокации и Лесков, проводивший служебное расследование, был обвинен во взяточничестве и вынужден был оставить службу.

В начале своей литературной карьеры Н. С. Лесков сотрудничал со многими петербургскими газетами и журналами, более всего печатаясь в «Отечественных записках» (где ему покровительствовал знакомый орловский публицист С. С. Громеко), в «Русской речи» и «Северной пчеле».[7] В «Отечественных записках» были напечатаны «Очерки винокуренной промышленности»,[10] которые сам Лесков называл своей первой работой,[11]) считающиеся его первой крупной публикацией.[7] Летом того же года он ненадолго переехал в Москву, вернувшись в Петербург в декабре.

Псевдонимы Н. С. Лескова


Н.С. Лесков. Фотография. 1861 г.

Н.С. Лесков. Фотография. 1861 г.


В начале творческой деятельности Лесков писал под псевдонимом М. Стебни?цкий. Псевдонимная подпись «Стебницкий» впервые появилась 25 марта 1862 года под первой беллетристической работой — «Погасшее дело» (позже «Засуха»). Держалась она до 14 августа 1869 года. Временами проскальзывали подписи «М. С», «С», и, наконец, в 1872 году. «Л. С», «П. Лесков-Стебницкий» и «М. Лесков-Стебницкий». Среди других условных подписей и псевдонимов, использовавшихся Лесковым, известны: «Фрейшиц», «В. Пересветов», «Николай Понукалов», «Николай Горохов», «Кто-то», «Дм. М-ев», «Н.», «Член общества», «Псаломщик», «Свящ. П. Касторский», «Дивьянк», «М. П.», «Б. Протозанов», «Николай--ов», «Н. Л.», «Н. Л.--в», «Любитель старины», «Проезжий», «Любитель часов», «N. L.», «Л.».[12]

Статья о пожарах

В статье по поводу пожаров в журнале «Северная пчела» от 30 мая 1862 года, о которых распространялись слухи как о поджогах, осуществляемых революционно настроенными студентами и поляками, писатель упомянул об этих слухах и потребовал от властей их подтвердить или опровергнуть, что было воспринято демократической публикой как донос.[13] Кроме того, критика действий административной власти, выраженная пожеланием, «чтобы присылаемые команды являлись на пожары для действительной помощи, а не для стояния» — вызвала гнев самого царя. Прочитав эти строки, Александр II написал: «Не следовало пропускать, тем более, что это ложь».[6][14]


Н.С. Лесков. 1863 г.

Н.С. Лесков. 1863 г.


Вследствие этого Лесков был отправлен редакцией «Северной пчелы» в длительную командировку. Он объехал западные провинции империи, побывал в Динабурге, Вильне, Гродно, Пинске, Львове, Праге, Кракове, а в конце командировки — и в Париже. В 1863 году он вернулся в Россию и опубликовал серию публицистических очерков и писем, в частности, «Из одного дорожного дневника», «Русское общество в Париже».[7]

«Некуда»

С начала 1862 года Н. С. Лесков стал постоянным сотрудником газеты «Северная пчела», где начал писать как передовые статьи, так и очерки, нередко на бытовые, этнографические темы, но также — критические статьи, направленные, в частности, против «вульгарного материализма» и нигилизма. Высокую оценку его деятельность, получила на страницах тогдашнего «Современника».

Писательская карьера Н. С. Лескова началась в 1863 году, вышли его первые повести «Житие одной бабы» и «Овцебык» (1863—1864). Тогда же в журнале «Библиотека для чтения» начал печататься роман «Некуда» (1864). «Роман этот носит все знаки поспешности и неумелости моей», — позже признавал сам писатель.[15]


Н.С. Лесков. 1885 г.

Н.С. Лесков. 1885 г.


«Некуда», сатирически изображавший быт нигилистической коммуны, которому противопоставлялись трудолюбие русского народа и христианские семейные ценности, вызвал неудовольствие радикалов. Было отмечено, что у большинства изображенных Лесковым «нигилистов» были узнаваемые прототипы (в образе главы коммуны Белоярцеве угадывался литератор В. А. Слепцов).[7]

Именно этот первый, в политическом отношении радикальный дебют на многие годы предопределил особое место Лескова в литературном сообществе, которое, в большинстве своём, склонно было приписывать ему «реакционные», антидемократические взгляды. Левая пресса активно распространяла слухи, согласно которым роман был написан «по заказу» Третьего отделения. Это «гнусное оклеветание», по словам писателя, испортило всю его творческую жизнь, на многие годы лишив возможности печататься в популярных журналах.[16] Это и предопределило его сближение с М. Н. Катковым, издателем «Русского вестника».[7]

Первые повести

В 1863 году в журнале «Библиотека для чтения» была напечатана повесть «Житие одной бабы» (1863). При жизни писателя произведение не переиздавалось и вышло затем лишь в 1924 году в измененном виде под заголовком «Амур в лапоточках. Крестьянский роман» (издательство «Время», под редакцией П. В. Быкова). Последний утверждал, что Лесков сам подарил ему новую версию собственного произведения — в благодарность за составленную им в 1889 году библиографию сочинений.[17] Относительно этой версии существовали сомнения: известно, что Н. С. Лесков уже в предисловии к первому тому сборника «Повести, очерки и рассказы М. Стебницкого» обещал во втором томе напечатать «опыт крестьянского романа» — «Амур в лапоточках», но тогда обещанной публикации не последовало.[5]


Петербургский кабинет Н.С. Лескова

Петербургский кабинет Н.С. Лескова


В те же годы вышли произведения Лескова, «Леди Макбет Мценского уезда» (1864), «Воительница» (1866) — повести, в основном, трагического звучания, в которых автор вывел яркие женские образы разных сословий. Современной критикой практически оставленные без внимания, впоследствии они получили высочайшие оценки специалистов. Именно в первых повестях проявился индивидуальный юмор Лескова, впервые стал складываться его уникальный стиль, разновидность «сказа», родоначальником которого — наряду с Гоголем — он впоследствии стал считаться.[5] Элементы прославившего Лескова литературного стиля есть и в повести «Котин Доилец и Платонида» (1867).[7]


Петербургский кабинет Н.С. Лескова

Петербургский кабинет Н.С. Лескова


Примерно в это время Н. С. Лесков дебютировал и в качестве драматурга. В 1867 году Александринский театр поставил его пьесу «Расточитель», драму из купеческой жизни, после которой Лесков в очередной раз был обвинен критикой в «пессимизме и антиобщественных тенденциях».[7] Из других крупных произведений Лескова 1860-х годов критики отмечали повесть «Обойденные» (1865), полемизировавшую с романом Н. Г. Чернышевского «Что делать?», и «Островитяне» (1866), нравоописательная повесть о немцах, проживающих на Васильевском острове.[7]

«На ножах»

В 1870 году Н. С. Лесков опубликовал роман «На ножах», в котором продолжил зло высмеивать нигилистов, представителей складывавшегося те годы в России революционного движения, в представлении писателя сраставшегося с уголовщиной. Сам Лесков был недоволен романом, впоследствии называя его своим наихудшим произведением.[18] Кроме того, неприятный осадок у писателя оставили и постоянные споры с М. Н. Катковым, который раз за разом требовал переделывать и редактировать законченный вариант. «В этом издании чисто литературные интересы умалялись, уничтожались и приспосабливались на послуги интересам, не имеющим ничего общего ни с какою литературой», — писал Н. С. Лесков.[19]

Некоторые современники (в частности, Достоевский) отметили запутанность авантюрного сюжета романа, натянутость и неправдоподобность описанных в нём событий. После этого к жанру романа в чистом виде Н. С. Лесков больше не возвращался.[7]

«Соборяне»

Роман «На ножах» явился поворотным пунктом в творчестве писателя. Как отмечал М. Горький, «…после злого романа „На ножах“ литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, — он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников». Основными героями произведений Лескова стали представители русского духовенства, отчасти — поместного дворянства. Разрозненные отрывки и очерки стали постепенно складываться в большой роман, в конечном итоге получивший название «Соборяне» и напечатанный в 1872 году в «Русском вестнике». Как отмечает литературный критик В. Коровин, положительных героев — протопопа Савелия Туберозова, дьякона Ахиллу Десницына и священника Захарию Бенефактова, — повествование о которых выдержано в традициях героического эпоса, «со всех сторон обступают деятели нового времени — нигилисты, мошенники, гражданские и церковные чиновники нового типа».[7] Произведение, темой которого стало противодействие «истинного» христианства казённому, впоследствии привело писателя к конфликту с церковными и светскими властями. Оно же стало первым, имевшим значительный общественный резонанс.[5]

Одновременно с романом писались две «хроники», созвучные по тематике и настроению основному произведению: «Старые годы в селе Плодомасове» (1869) и «Захудалый род» (полное название: «Захудалый род. Семейная хроника князей Протазановых. Из записок княжны В. Д. П.», 1873). Согласно одному из критиков, героини обеих хроник — «образцы стойкой добродетели, спокойного достоинства, высокого мужества, разумного человеколюбия». Оба эти произведения оставляли ощущение незаконченности. Впоследствии выяснилось, что вторая часть хроники, в которой (согласно В. Коровину) «язвительно изображались мистицизм и ханжество конца александровского царствования и утверждалась социальная невоплощенность в русской жизни христианства»,[7] вызвала недовольство М. Каткова. Лесков, разойдясь во мнениях с издателем, просто не стал дописывать то, что могло бы перерасти в роман.[5] «Катков… во время печатания „Захудалого рода“ сказал (сотруднику „Русского вестника“) Воскобойникову: Мы ошибаемся: этот человек не наш!» — позже утверждал писатель.[20]

«Левша»

Одним из самых ярких образов в галерее лесковских «праведников» стал Левша («Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе», 1881). Впоследствии критики отмечали здесь, с одной стороны, виртуозность воплощения лесковского «сказа», насыщенного игрой слов и оригинальными неологизмами (нередко с насмешливым, сатирическим подтекстом), с другой — многослойность повествования, присутствие двух точек зрения: открытой (принадлежащей простодушному персонажу) и скрытой, авторской, нередко противоположной.[5] Об этом «коварстве» собственного стиля сам Н. С. Лесков писал:
Ещё несколько лиц поддержали, что в моих рассказах действительно трудно различать между добром и злом, и что даже порою будто совсем не разберешь, кто вредит делу и кто ему помогает. Это относили к некоторому врожденному коварству моей натуры.[21]

Как отмечал биограф Б. Я. Бухштаб, такое «коварство» проявилось прежде всего в описании действий атамана Платова, с точки зрения героя — почти героических, но автором скрыто высмеивающихся. «Левша» подвергся сокрушительной критике с обеих сторон. Либералы и «левые» обвинили Лескова в национализме, «правые» сочли чрезмерно мрачным изображение жизни русского народа. Н. С. Лесков ответил, что «принизить русский народ или польстить ему» никак не входило в его намерения.[5]

1872—1874 годы

В 1872 году был написан, а год спустя опубликован рассказ Н. С. Лескова «Запечатленный ангел», повествовавший о чуде, приведшем раскольничью общину к единению с православием.[7] В произведении, где есть отзвуки древнерусских «хожений» и сказаний о чудотворных иконах и впоследствии признанном одним из лучших вещей писателя, лесковский «сказ» получил наиболее сильное и выразительное воплощение. «Запечатленный ангел» оказался практически единственным произведением писателя, не подвергшимся редакторской правке «Русского Вестника», потому что, как замечал писатель, «прошел за их недосугом в тенях».[22] Рассказ, содержавший критику власти, тем не менее произвел резонанс в официальных сферах и даже при дворе.[5]

В том же году вышла повесть «Очарованный странник», произведение свободных форм, не имевшее законченного сюжета, построенное на сплетении разрозненных сюжетных линий. Лесков считал, что такой жанр должен заменить собой то, что принято было считать традиционным современным романом. Впоследствии отмечалось, что образ героя Ивана Флягина напоминает былинного Илью Муромца и символизирует «физическую и нравственную стойкость русского народа среди выпадающих на его долю страданий».[7]

Если до тех пор произведения Лескова редактировались, то это было просто отвергнуто, и писателю пришлось публиковать его в разных номерах газеты.[5] Не только Катков, но и «левые» критики враждебно восприняли повесть. В частности, критик Н. К. Михайловский указывал на «отсутствие какого бы то ни было центра», так что, по его словам, есть «…целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута и заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку».[23]


Портрет Николая Лескова работы Валентина Серова, 1894

Портрет Николая Лескова работы Валентина Серова, 1894


После разрыва с Катковым материальное положение писателя (к этому времени женившегося вторично) ухудшилось. В январе 1874 года Н. С. Лесков был назначен членом особого отдела Ученого комитета министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа, с очень скромным окладом в 1000 рублей в год. В обязанности Лескова входило рецензирование книг на предмет, можно ли отправлять их в библиотеки и читальни. В 1875 году он ненадолго выехал за границу, не прекращая литературную работу.

«Праведники»

Создание галереи ярких положительных персонажей было продолжено писателем в сборнике рассказов, вышедшем под общим названием «Праведники» («Фигура», «Человек на часах», «Несмертельный Голован» и др.) Как отмечали впоследствии критики, лесковских праведников объединяют «прямодушие, бесстрашие, обостренная совестливость, неспособность примириться со злом».[5] Заранее отвечая критикам на обвинения в некоторой идеализированности своих персонажей, Лесков утверждал, что его рассказы о «праведниках» носят большей частью характер воспоминаний (в частности, что о Головане ему рассказала бабушка, и т. д.), старался придать повествованию фон исторической достоверности, вводя в сюжет описания реально существовавших людей.

Как отмечали исследователи, некоторые свидетельства очевидцев, на которые ссылался писатель, являлись подлинными, другие были его же художественным вымыслом. Нередко Лесков обрабатывал старые рукописи и воспоминания. В 1884 году в письме в редакцию газеты «Варшавский дневник» он писал:
В статьях вашей газеты сказано, что я большею частью списывал живые лица и передавал действительные истории. Кто бы ни был автор этих статей, он совершенно прав. У меня есть наблюдательность и, может быть, есть некоторая способность анализировать чувства и побуждения, но у меня мало фантазии. Я выдумываю тяжело и трудно, и потому я всегда нуждался в живых лицах, которые могли меня заинтересовать своим духовным содержанием. Они мною овладевали, и я старался воплощать их в рассказах, в основу которых тоже весьма часто клал действительно событие.[24]

Лесков (согласно воспоминаниям А. Н. Лескова) считал, что, создавая циклы о «русских антиках», он исполняет гоголевское завещание из «Выбранных мест из переписки с друзьями»: «Возвеличь в торжественном гимне незаметного труженика». В предисловии к первому из этих рассказов («Однодум», 1879) писатель так объяснил их появление: «Ужасно и несносно… видеть одну „дрянь“ в русской душе, ставшую главным предметом новой литературы, и… пошел я искать праведных, <…> но куда я ни обращался, <…> все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей и тот и другой знавали. Я и стал это записывать».[7]

В 1880-х годах Лесков создал также серию произведению о праведниках раннего христианства: действие этих произведений происходит в Египте и странах Ближнего Востока. Сюжеты этих повествований были, как правило, заимствованы им из «пролога» — сборника жития святых и назидательных рассказов, составленных в Византии в X—XI веках. Лесков гордился тем, что его египетские этюды «Памфалона» и «Азу» были переведены на немецкий, причем издатели отдавали ему предпочтение перед Эберсом, автором «Дочери египетского царя».[5]

Вместе с тем в творчестве писателя усилилась и сатирически-обличительная линия («Тупейный художник», «Зверь», «Пугало»): наряду с чиновниками и офицерами в числе его отрицательных героев стали всё чаще появляться священнослужители.

Отношение к церкви

В 1880-х годах изменилось отношение Н. С. Лескова к церкви. В 1883 году, в письме Л. И. Веселитской о «Соборянах» он писал:
Теперь я не стал бы их писать, но я охотно написал бы «Записки расстриги»… Клятвы разрешать; ножи благословлять; отъём через силу освящать; браки разводить; детей закрепощать; выдавать тайны; держать языческий обычай пожирания тела и крови; прощать обиды, сделанные другому; оказывать протекции у Создателя или проклинать и делать еще тысячи пошлостей и подлостей, фальсифицируя все заповеди и просьбы «повешенного на кресте праведника», — вот что я хотел бы показать людям… Но это небось называется «толстовство», а то, нимало не сходное с учением Христа, называется «православие»… Я не спорю, когда его называют этим именем, но оно не христианство.[25]

На отношении Лескова к церкви сказалось влияние Льва Толстого, с которым он сблизился в конце 1880-х годов.[5] «Я всегда с ним в согласии и на земле нет никого, кто мне был бы дороже его. Меня никогда не смущает то, чего я с ним не могу разделять: мне дорого его общее, так сказать, господствующее настроение его души и страшное проникновение его ума»,[26] — писал Лесков о Толстом в одном из писем В. Г. Черткову.

Возможно, самым заметным антицерковным произведением Лескова стала повесть «Полунощники», завершённая осенью 1890 года и напечатанная в двух последних номерах 1891 года журнала «Вестник Европы». Автору пришлось преодолеть немалые трудности, прежде чем его работа увидела свет. «Повесть свою буду держать в столе. Её, по нынешним временам, верно, никто и печатать не станет»,[27] писал Н. С. Лесков Л. Н. Толстому 8 января 1891 года.[5]

Скандал вызвал и очерк Н. С. Лескова «Поповская чехарда и приходская прихоть» (1883). Высмеиванию пороков священнослужителей был посвящен предполагавшийся цикл очерков и рассказов «Заметки неизвестного» (1884), но работа над ним была прекращена под давлением цензуры. Более того, за эти произведения Н. С. Лесков был уволен из Министерства народного просвещения. Писатель вновь оказался в духовной изоляции: «правые» теперь видели в нём опасного радикала, а «либералы» (как отмечал Б. Я. Бухштаб), прежде «<трактовавшие> Лескова как писателя реакционного, теперь <боялись> печатать его произведения из-за их политической резкости».[5]

Материальное положение Лескова было поправлено изданием в 1889—1890 годах десятитомного собрания его сочинений (позже были добавлены 11-й том и посмертно — 12-й). Издание было быстро распродано и принесло писателю значительный гонорар. Но именно с этим успехом был связан его первый сердечный приступ, случившийся на лестнице типографии, когда стало известно, что шестой том собрания (содержавший в себе произведения на церковные темы) задержан цензурой (впоследствии он был издательством переформирован).[5]

Поздние произведения

В 1890-х годах Лесков в своём творчестве стал ещё более резко публицистичен, чем прежде: его рассказы и повести в последние годы жизни носили остро сатирический характер. Сам писатель о своих произведениях того времени говорил:
Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки. «Загон», «Зимний день», «Дама и фефела»… Эти вещи не нравятся публике за цинизм и прямоту. Да я и не хочу нравиться публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает. Я знаю, чем понравиться ей, но я больше не хочу нравиться. Я хочу бичевать её и мучить.[28]

Печатание в журнале «Русская мысль» романа «Чертовы куклы», прототипами двух главных героев которого были Николай I и художник К. Брюллов, было приостановлено цензурой. Не смог опубликовать Лесков и повесть «Заячий ремиз» — ни в «Русской мысли», ни в «Вестнике Европы»: она была напечатана лишь после 1917 года. Ни одно крупное позднее произведение писателя (включая романы «Соколий перелет» и «Незаметный след») не было опубликовано полностью: отвергнутые цензурой главы вышли в свет уже после революции. Н. С. Лесков говорил, что процесс опубликования его работ, всегда трудный, в конце жизни стал для него невыносимым.[5]

Последние годы жизни

Писатель много лет страдал стенокардией. Зимой 1895 года у него случилось обострение болезни, и 21 февраля (5 марта) 1895 года Николай Лесков скончался. 23 февраля (7 марта) 1895 года прошли похороны писателя на Литераторских мостках Волкова кладбища.

Издание произведений

Незадолго до смерти, в 1889—1893 годах, Лесков составил и издал у А. С. Суворина «Полное собрание сочинений» в 12 томах (в 1897 году переиздано А. Ф. Марксом), куда вошли большей частью его художественные произведения (причём, в первом издании 6-й том не был пропущен цензурой). В 1902—1903 годах в типографии А. Ф. Маркса (в качестве приложения к журналу «Нива») вышло 36-томное собрание сочинений, в котором редакторы постарались собрать также публицистическое наследие писателя и которое вызвало волну общественного интереса к творчеству писателя. После революции 1917 года Лесков был объявлен «реакционным, буржуазно-настроенным писателем», и произведения его на долгие годы (исключение составляет включение 2-х рассказов писателя в сборник 1927 года) были преданы забвению. Во время короткой хрущёвской оттепели советские читатели наконец получили возможность вновь соприкоснуться с творчеством Лескова — в 1956—1958 годах было издано 11-томное собрание сочинений писателя, которое, однако, не является полным: по идеологическим причинам в него не был включён наиболее резкий по тону антинигилистический роман «На ножах», а публицистика и письма представлены в очень ограниченном объёме (тома 10-11). В годы застоя предпринимались попытки издавать короткие собрания сочинений и отдельные тома с произведениями Лескова, которые не охватывали области творчества писателя, связанной с религиозной и антинигилистической тематикой (хроника «Соборяне», роман «Некуда»), и которые снабжались обширными тенденциозными комментариями. В 1989 году первое собрание сочинений Лескова — также в 12 томах — было переиздано в «Библиотеке „Огонька“». Впервые по-настоящему полное (30-ти томное) собрание сочинений писателя стало выходить в издательстве «Терра» с 1996 года и продолжается до сих пор. В это издание помимо известных произведений планируется включить все найденные, ранее не издававшиеся статьи, рассказы и повести писателя.

Отзывы критиков и писателей-современников


Портрет Лескова в музее г. Орла

Портрет Лескова в музее г. Орла


Л. Н. Толстой говорил о Лескове как о «самом русском из наших писателей», А. П. Чехов считал его, наряду с И. Тургеневым, одним из главных своих учителей.

Многие исследователи отмечали особое знание Лесковым русского разговорного языка и виртуозно использование этих знаний.
Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров. Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок её, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих.
— Максим Горький[29]


Н.С. Лесков 17 июля 1892 г.

Н.С. Лесков 17 июля 1892 г.


Основная претензия литературной критики к Лескову в те годы состояла в том, что казалось ей «чрезмерностью накладываемых красок», нарочитой выразительности речи. Это отмечали и писатели-современники: Ф. М. Достоевский утверждал, что Лесков «говорит эссенциями».[30] Л. Н. Толстой, высоко ценивший Лескова, упоминал в одном из писем, что в прозе писателя «… много лишнего, несоразмерного». Речь шла о сказке «Час воли божией», которую Толстой оценил очень высоко, и о которой (в письме от 3 декабря 1890 года) говорил: «Сказка все-таки очень хороша, но досадно, что она, если бы не излишек таланта, была бы лучше».[31]

Лесков не собирался «исправляться» в ответ на критику. В письме В. Г. Черткову в 1888 году он писал: «Писать так просто, как Лев Николаевич, — я не умею. Этого нет в моих дарованиях. … Принимайте моё так, как я его могу делать. Я привык к отделке работ и проще работать не могу».[32]

Когда журналы «Русская мысль» и «Северный вестник» раскритиковали язык повести «Полунощники» («чрезмерная деланность», «обилие придуманных и исковерканных слов, местами нанизанных на одну фразу»), Лесков отвечал:
Меня упрекают за… «манерный» язык, особенно в «полунощниках». Да разве у нас мало манерных людей? Вся quasi-ученая литература пишет свои ученые статьи этим варварским языком… Что же удивительного, что на нем разговаривает у меня какая-то мещанка в «Полунощниках»? У ней, по крайней мере, язык весёлый и смешной.[33][34]

Индивидуализацию языка персонажей и речевые характеристики героев Н. С. Лесков считал важнейшим элементом литературного творчества.

Личная и семейная жизнь

* В 1853 году Лесков женился на дочери киевского коммерсанта Ольге Васильевне Смирновой. В этом браке родились сын Дмитрий (умер в младенческом возрасте) и дочь Вера.[3] Семейная жизнь Лескова сложилась неудачно: жена страдала психическим заболеванием и в 1878 году была помещена в петербургскую больницу св. Николая, на реке Пряжке. Главным врачом её был известный в свое время психиатр О. А. Чечотт, а попечителем — знаменитый С. П. Боткин.[35]
* В 1865 году Лесков вступил в гражданский брак с вдовой Екатериной Бубновой (урождённой Савицкой), в 1866 году у них родился сын Андрей.

Адреса в Санкт-Петербурге

* Осень 1859 — 05.1860 года — квартира И. В. Вернадского в доходном доме Быченской — Моховая улица, 28;
* конец 01. — лето 1861 года — квартира И. В. Вернадского в доходном доме Быченской — Моховая улица, 28;
* начало — 09.1862 года — квартира И. В. Вернадского в доходном доме Быченской — Моховая улица, 28;
* 03. — осень 1863 года — дом Максимовича — Невский проспект, 82, кв. 82;
* осень 1863 — осень 1864 года — доходный дом Тацки — Литейный проспект, 43;
* осень 1864 — осень 1866 года — Кузнечный переулок, 14, кв. 16;
* осень 1866 — начало 10.1875 года — особняк С. С. Боткина — Таврическая улица, 9;
* начало 10.1875 — 1877 — доходный дом Убрана — Захаркавшая улица, 3, кв. 19;
* 1877 год — доходный дом И. С. Семёнова — Кузнечный переулок, 15;
* 1877 — весна 1879 года — доходный дом — Невский проспект, 63;
* весна 1879 — весна 1880 года — дворовый флигель доходного дома А. Д. Мурузи — Литейный проспект, 24, кв. 44;
* весна 1880 — осень 1887 года — доходный дом — Серпуховская улица, 56;
* осень 1887 — 21.02.1895 года — здание Общины сестёр милосердия — Фурштатская улица, 50,

Произведения

Сказания и легенды:

* Аскалонский злодей
* Брамадата и Радован
* Гора
* Лев старца Герасима
* Левша
* Легенды о совестном Даниле
* Леон дворецкий сын
* Маланья - голова баранья
* Невинный Пруденций
* Прекрасная Аза
* Сказание о Федоре-христианине и о друге его Абраме-жидовине
* Скоморох Памфалон
* Христос в гостях у мужика
* Час воли божией

Романы:

* Захудалый род
* На ножах
* Некуда
* Обойденные
* Островитяне
* Соборяне
* Чёртовы куклы

Рассказы:

* Административная грация
* Александрит
* Антука
* Белый орел
* Вдохновенные бродяги
* Владычный суд
* Голос природы
* Грабеж
* Дама и фефела
* Дурачок
* Дух госпожи Жанлис
* Железная воля
* Жемчужное ожерелье
* Жидовская кувырколлегия
* Загадочное происшествие в сумасшедшем доме
* Загон
* Заметки неизвестного
* Запечатленный ангел
* Зверь
* Зимний день
* Инженеры бессребреники
* Кадетский монастырь
* Колыванский муж
* Котин доилец и Платонида
* Маленькая ошибка
* Неоцененные услуги
* Неразменный рубль
* Несмертельный Голован
* Обман
* Овцебык
* Однодум
* Отборное зерно
* Пигмей
* Пламенная патриотка
* По поводу крейцеровой сонаты
* Повесть о богоугодном дровоколе
* Под Рождество обидели. Обуянная соль
* Привидение в Инженерном замке
* Продукт природы
* Пугало
* Пустоплясы
* Путешествие с нигилистом
* Разбойник
* Ракушанский меламед
* Русский демократ в Польше
* Русское тайнобрачие
* Сибирские картинки 18 века
* Синодальный философ
* Совместители
* Сошествие в ад
* Справедливый человек
* Старинные психопаты
* Старый гений
* Таинственные предвестия
* Томленье духа
* Тупейный художник
* Умершее сословие
* Фигура
* Человек на часах
* Чертогон
* Шерамур
* Штопальщик
* Юдоль
* Язвительный

Пьесы:

* Расточитель

Повести:

* Воительница
* Детские годы
* Житие одной бабы
* Загадочный человек
* Заячий ремиз
* Леди Макбет Мценского уезда
* На краю света
* Некрещеный поп
* Оскорбленная Нетэта
* Очарованный странник
* Печерские антики
* Полунощники
* Смех и горе
* Старые годы в селе Плодомасове

Переписка:

* Письма 1859–1880 гг
* Письма 1881–1895 гг
* Письма в редакции

Очерки:

* Алексей Петрович Ермолов (Биографический очерк)
* Архиерейские объезды
* Большие брани
* Борьба за преобладание
* Бродяги духовного чина
* Герои Отечественной войны по гр. Л. Н. Толстому
* Граф Михаил Андреевич Милорадович (Биографический очерк)
* Домашняя челядь
* Еврей в России
* Епархиальный суд
* Легендарные характеры
* Литератор-красавец
* Мелочи архиерейской жизни
* Несколько слов... о духоборских и других сектах
* Николай Гаврилович Чернышевский в его романе "Что делать?"
* О "Квакереях"
* О русской иконописи
* Пагубники
* Последняя встреча и последняя разлука с Шевченко
* Райский змей
* Русские общественные заметки
* Русский драматический театр в Петербурге
* Сеничкин яд
* Сим воспрещается...
* Случай у Спаса в Наливках
* Страна изгнания

Библиография

* Лесков А. Н. Жизнь Николая Лескова. По его личным, семейным и несемейным записям и памятям: В 2 т. М., 1984.
* Волынский А. Л. Н. С. Лесков : [Крит. очерк]. Пб., 1923.
* Аннинский Л. А. Лесковское ожерелье. М., 1982; или: М., 1986.
* Столярова И. В. Лесков и Россия // Лесков Н. С. Полн. собр. соч.: В 30 т. М., 1996. Т.1. С. 7-100.
* Библиографический указатель литературы о Н. С. Лескове, 1917—1996. СПб., 2003.
* Н. С. Лесков : библиографический указатель, 1996—2006. Петрозаводск, 2006.

Увековечивание имени

* В 1974 году в Орле открыт дом-музей Н. С. Лескова.
* В 1981 году, в честь 150-летия со дня рождения писателя в Орле установлен памятник Лескову.


Памятник Н. С. Лескову в Орле

Памятник Н. С. Лескову в Орле



Памятник Н. С. Лескову в Орле

Памятник Н. С. Лескову в Орле


Географические названия

* В честь Николая Лескова названы:
* улица Лескова в районе Бибирево (Москва)
* улица Лескова в Киеве (Украина) (с 1940 года, ранее — Большая Шияновская улица, место действия событий, описанных в «Печерских антиках»)
* улица Лескова и площадь Лескова в Орле
* улица Лескова в Ярославле
* улица Лескова во Владимире
* улица Лескова в Новосибирске
* улица Лескова в Нижнем Новгороде
* улица Лескова и переулок Лескова в Воронеже
* улица Лескова в Саранске (до 1959 года улица Новая)
* улица Лескова в Грозном
* улица Лескова в Омске (до 1962 года улица Моторная)
* улица Лескова в Челябинске
* улица Лескова в Николаеве (Украина)
* улица Лескова в Алматы (Казахстан)
и многие другие

Примечания

* 1 См. «Автобиографическую заметку» самого Лескова, например, в книге: Лесков А. Н. Жизнь Николая Лескова. Т.1 (глава 1 «Автобиографические наброски»)
* 2 Страница творчества Лескова. az.lib.ru. Проверено 29 января 2010.
* 3 1 2 3 4 К. П. Богаевская Хронологическая канва жизни и деятельности Н. С. Лескова. Лесков Н. С. Собрание сочинений в 11 т. М., Государственное издательство художественной литературы. Том 11, с. 799-834. (1958). Проверено 13 августа 2010.
* 4 Письмо П. К. Щебальскому от 16 апреля 1871. Лесков Н. С. Письма (1859—1880). Письмо № 39
* 5 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Н. С. Лесков. Собрание сочинений в шести томах. Т. 1. Стр 3 — 42. Предисловие. Б. Бухштаб. Изд-во «Правда». Москва. 1973.
* 6 1 2 А. Н. Лесков Жизнь Николая Лескова. Том 1. az.lib.ru. Проверено 1 июля 2010.
* 7 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Владимир Коровин Николай Семенович Лесков. www.krugosvet.ru. Проверено 29 января 2010.
* 8 «Русские писатели о литературе», т.2. Ленинград, 1939, стр. 305
* 9 Стебницкий (Н. С. Лесков). - «Русское общество в Париже». М. Повести, очерки, рассказы. Т. 1, Спб., 1867, стр. 320
* 10 1861, N4
* 11 «…первая проба пера. С этого начата литер<атурная> работа (1860 г.)» (надпись на авторском оттиске статьи).
* 12 Лесков А. Н. Жизнь Николая Лескова. Т. 1. Стр. 129
* 13 П.Громов, Б.Эйхенбаум Н. С. Лесков (Очерк творчества).. Собрание сочинений в 11 томах. Т. 1. М.: 1956. Проверено 1 июля 2010.
* 14 Дело 1862 г. N 137 Особой канцелярии министра народного просвещения «По высочайшему повелению касательно напечатанной в N 143, 1862 г. „Северной пчелой“ статьи о пожаре, бывшем в С.-Петербурге 28 мая»
* 15 Н. С. Лесков. Собрание сочинений в одиннадцати томах. Москва. 1956—1958. Т. Х, стр. 169
* 16 А. Н. Лесков. Жизнь Николая Лескова. Москва., 1954, стр 178
* 17 Н. С. Лесков. Собрание сочинений в шести томах. Т. 1. Изд-во «Правда». Москва. 1973. Стр 423.
* 18 И. А. Шляпкин. К биографии Н. С. Лескова. — «Русская старина», 1895. № 12, стр. 212
* 19 Н. С. Лесков. Собрание сочинений в одиннадцати томах. Москва, 1956—58. т. Х., стр. 433
* 20 Н. С. Лесков. Собрание сочинений в одиннадцати томах. Москва, 1956—58. т. XI., стр. 509
* 21 «Новь», 1886, № 7, стр. 352
* 22 Н. С. Лесков. Собрание сочинений в одиннадцати томах. Москва, 1956—58. т. Х., стр. 362
* 23 Н. К. Михайловский. Литература и жизнь. — «Русское богатство», 1897. № 6, стр. 104
* 24 Н. С. Лесков. Собрание сочинений в одиннадцати томах. Москва, 1956—58. т. XI, 229
* 25 Н. С. Лесков. Собрание сочинений в одиннадцати томах. Москва, 1956—58. т. XI, стр.529
* 26 Н. С. Лесков. Собрание сочинений в одиннадцати томах. Москва, 1956—58, т. X, стр 356
* 27 Н. С. Лесков. Собрание сочинений в одиннадцати томах. Москва, 1956—58, т. XI, стр. 475
* 28 А. Фаресов. «Против течений», стр. 382
* 29 М. Горький. Собрание сочинений в тридцати томах. Т. 24, стр. 235
* 30 Ф. М. Достоевский. «Дневник писателя», статья «Ряженый»
* 31 Л. Н. Толстой. Переписка с русскими писателями. Москва, 1962, стр. 519—520
* 32 Н. С. Лесков. Собрание сочинений в одиннадцати томах. Москва, 1956—58. XI, стр. 369
* 33 «Русские писатели о литературном труде», Ленинград, 1955, т.3, стр. 221
* 34 Н. С. Лесков. Собрание сочинений в шести томах. т. 6 Примечания к повести «Полунощники». Стр. 456—457
* 35 Лесков А. Н. Жизнь Николая Лескова. Т.1. Стр.164
* 36 Лесков, читаемый сегодня




Жизнеописание

1831, 4 (16) февраля В селе Горохове Орловского уезда Орловской губернии у отставного коллежского асессора Семена Дмитриевича Лескова и его жены Марьи Петровны (урожд. Алферьевой) родился сын Николай.

1841 Лесков поступает в 1-й класс Орловской губернской гимназии.

1846 Лесков, после двух неудавшихся попыток сдать выпускные экзамены за 3-й класс, получает свидетельство из Орловской гимназии о пройденных им "науках" в двух классах.

1847 Постановлением Орловского губернского правления Лесков принят на службу в Орловскую палату уголовного суда с "причислением ко 2-му разряду канцелярских служителей".

1848 Переведен в 1-й разряд канцелярских служителей.

Июль В своем имении - селе Панине Кромского уезда Орловской губернии умирает от холеры отец Н. С. Лескова.

27 сентября Лесков определен помощником столоначальника.

1849, сентябрь Получив двухмесячный отпуск, Лесков уезжает в Киев. Подает прошение в Киевскую казенную палату "о перемещении в оную на службу".

31 декабря Перемещен в штат Киевской казенной палаты. Переезжает в Киев, где поселяется у своего дяди - Сергея Петровича Алферьева (1816- 1884).

1850 "Определен" помощником столоначальника по рекрутскому столу ревизского отделения Киевской казенной палаты.

1853, 6 апреля Женится на дочери состоятельного киевского домовладельца и коммерсанта Ольге Васильевне Смирновой (ок. 1831 - 9 апреля 1909).

Июль Произведен в коллежские регистраторы.

Октябрь "Определен" столоначальником Киевской казенной палаты. 1854 Рождение первого сына Лескова, "в честь мудрого и уважаемого за твердость деда" нареченного Дмитрием (ум. в 1856 г.).

1856 Рождение дочери Веры (в замужестве Нога; ум. в 1918 г.).

Июль Лесков произведен в губернские секретари.

1857, май Получает отпуск на четыре месяца и отправляется в село Райское Го-родищенского уезда Пензенской губернии на службу в английскую коммерческую компанию "Шкотт и Вилькенс" мужа своей тетки по матери Александры Петровны - Александра Яковлевича (Джеймсо-вича) Шкотта.

Сентябрь Подает прошение об увольнении "по болезни" от службы в Киевской казенной палате.

Октябрь "Уволен согласно прошению вовсе от службы".

1857-1859 Ездит по России, выполняя поручения компании: "Это самое лучшее время моей жизни, когда я много видел".

1860 В Одессе завершил работу над "Очерками винокуренной промышленности...".

28 апреля Возвращение с семьей в Киев.

18 июня Первое выступление Лескова в печати - анонимная корреспонденция без заглавия в отделе "Слухи и вести" петербургского журнала "Указатель экономический" (? 181) - о торговле киевским книгопродавцем С. И. Литовым Евангелием по двойной цене.

21 июня Появление первой подписанной именем "Николай Лесков" публикации. Это "Корреспонденция (Письмо г. Лескова)" в газете "Санкт-Петербургские ведомости" (? 135).

1861, январь Лесков приезжает в Петербург. Знакомится с Т. Г. Шевченко, который дарит ему свой "Букварь южнорусский".

28 февраля Лесков на заупокойной обедне по Шевченко в церкви Академии художеств и на его похоронах (Смоленское кладбище).

Апрель Публикация в журнале "Отечественные записки" (? 4) лесковских "Очерков винокуренной промышленности (Пензенская губерния)", на оттиске автор сделал надпись: "Лесков 1-я проба пера. С этого начата литературная работа (1860г.)."

Лето Переезд в Москву. Знакомство с филологом Ф. И. Буслаевым.

Осень Разъезд с женой, которая с дочерью возвращается в Киев.

Декабрь Переезд в Петербург.

1862, январь Начало сотрудничества с газетой "Северная пчела".

Март Публикация в журнале "Век" за подписью "М. Стебницкий" рассказа Лескова "Погасшее дело (Из записок моего деда)" (впоследствии - "Засуха") - первое беллетристическое выступление писателя в печати.

Май Пожары в разных частях Петербурга, вызвавшие слухи о поджогах. В "Северной пчеле" появляется статья Лескова, требующая официального расследования причин пожаров и пресечения разнородных и противоречивых слухов о них.

6 сентября Отъезд Лескова из Петербурга в Вильну.

Сентябрь - декабрь Лесков в западных губерниях Российской империи, Праге, Париже.

1863, январь - март Лесков в Париже. Возвращение в Петербург.

Апрель Начинает работать над романом "Некуда".

Август Выходит сборник "Три рассказа М. Стебницкого. 1. История одного умопомешательства. 2. Разбойник. 3. В тарантасе" (СПб., типография Н. И. Греча).

8 сентября В журнале "Библиотека для чтения" начинает публиковаться повесть Лескова "Житие одной бабы".

1864, февраль В "Библиотеке для чтения" (? 1) начинает печататься роман "Некуда".

Июль Знакомство в Киеве со своей будущей гражданской женой (с 1865 г.), матерью четверых детей, расставшейся с кутилой-мужем, Екатериной Степановной Бубновой (урожд. Савицкой).

26 ноября В Киеве. Датировка рассказа "Леди Макбет Мценского уезда".

1865 В журнале Ф. М. Достоевского "Эпоха" публикуется рассказ "Леди Макбет Мценского уезда".

Февраль Лесков возвращается в Петербург из Киева.

21 марта Выходит первое издание романа "Некуда".

1866, 4 апреля В "Отечественных записках" (? 7, кн. 1) публикуется очерк "Воительница" .

12 июля Родился сын Лескова и Е. С. Бубновой Андрей (ум. 5 ноября 1953), названный так матерью, киевлянкой по происхождению, в честь святого Андрея Первозванного, совершившего в Киеве свой апостольский подвиг.

1867, 29 марта В журнале "Отечественные записки" начинает публиковаться хроника Лескова "Чающие движения воды" (впоследствии "Соборяне").

Ноябрь Первая постановка единственной пьесы Лескова - драмы "Расточитель", завершенной в мае, в Александрийском театре в бенефис Е. М. Левкеевой.

1868, февраль В журнале "Литературная библиотека" (? 1) начинает публиковаться хроника "Божедомы" (одна из редакций "Соборян").

Декабрь Первая постановка "Расточителя" в московском Малом театре в бенефис Е. Е. Чумаковской.

1869, март В газете "Биржевые ведомости" начинается публикация серии статей "Герои Отечественной войны по гр. Л. Н. Толстому".

1870, ноябрь В московском журнале "Русский вестник" (?10) начинается публикация романа "На ножах" (окончание: 1871. ? 10).

1871, январь В журнале "Современная летопись" (? 1) начинает публиковаться повесть Лескова "Смех и горе".

Март Участвует в организационном собрании Литературно-художественного кружка в петербургской гостинице Демута, где присутствовало более 150 деятелей искусства и литературы, в частности: И. С. Тургенев, М. О. Микешин, А. Г. Рубинштейн, М. А. Балакирев, В. В. Самойлов, М. П. Клодт.

Ноябрь В Москве выходит отдельное издание романа "На ножах".

1872, апрель В журнале "Русский вестник" начинает публиковаться хроника "Соборяне".

Июнь Лесков совершает поездку по Ладожскому озеру на острова Коневец и Валаам, задумывает повесть "Черноземный Телемак" ("Очарованный странник"), работает над очерками "Монашеские острова на Ладожском озере".

Июль- декабрь Пишет повесть "Запечатленный ангел".

19 ноября Выходит роман Виктора Гюго "Труженики моря", "приспособленный для детей М. Стебницким".

1873, 17 января В "Русском вестнике" публикуется повесть "Запечатленный ангел".

Январь- ноябрь Работает над хроникой "Захудалый род".

Октябрь- ноябрь В газете "Русский мир" публикуется повесть "Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения".

Декабрь В Петербурге выходит отдельное издание "Очарованного странника".

1874, январь Лесков назначен членом особого отдела Ученого комитета министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа.

Июль В "Русском вестнике" (? 7) начинает публиковаться хроника "Захудалый род".

Октябрь (?) Споры с Катковым о дворянстве и отказ дописывать "Захудалый род": "разошлисьвежливо, нетвердо и навсегда" (Лесков). Катков сказал: "Жалеть нечего, - он совсем не наш".

Ноябрь Лесков, ища "возможность свободно служить литературе" и быть независимым от издательских гонораров, решает поступить на службу, которая требовала бы "ума, добросовестности и прилежания, но не авторского творчества". Обращается с просьбой помочь в отыскании должности к И. С. Аксакову. Однако поиски оказываются безуспешными.

31 декабря Встречает Новый год у дочери Дениса Давыдова Ю. Д. Засецкой, переводчицы, "старостихи редстоков-ской церкви в России" (Лесков), т. е. последовательницы полковника Редстока, создателя христианской секты.

1875, январь В журнале "Нива" (? 1) начинается публикация повести Лескова "Блуждающие огоньки" (впоследствии: "Детские годы. Из воспоминаний Меркула Праотцева"). Лесков знакомится с историком литературы Ильей Александровичем Шляпкиным (1858-1918), впоследствии исследователем его творчества.

Май С заездом в Москву Лесков отправляется за границу.

Около 20 мая (1 июня) Лесков приезжает в Париж. Знакомство с князем И. С. Гагариным и выяснение у него, по просьбе И. С. Аксакова, подробностей преддуэльной истории Пушкина. Встречи с Ф. И. ` Буслаевым. Посещение театра Сomedie Francaise.

Июль Переезд из Парйжд в Мариенбад для водолечения. В Мариенбаде начат роман "Чертовы куклы".

Август Лесков в Праге. Лесков в Дрездене. Прогулка пешком по саксонской Швейцарии. Проезжает через Гамбург в Варшаву.

27 августа Возвращение в Петербург.

28 декабря В еженедельнике "Гражданин" (? 52) начинает печататься рассказ "На краю света".

1876, июль- август Проводит лето с сыном на даче Ю. Д. Засецкой Пикруки под Выборгом.

18 сентября В журнале "Кругозор" (? 38) начинает публиковаться рассказ "Железная воля".

1877, июнь Лесков причислен к министерству государственных имуществ "с оставлением на службе и по министерству народного просвещения".

Август Окончательный разрыв с Е. С. Бубновой. Лесков с сыном Андреем переезжает в дом купца Семенова (угол Коломенской улицы и Кузнечного переулка).

Октябрь В "Гражданине" (? 23-24) начинает публиковаться рассказ Лескова "Некрещеный поп".

Ноябрь Лесков зачислен чиновником особых поручений при министре государственных имуществ П. А. Валуеве.

1878, сентябрь В газете "Новости" (? 236) начинают публиковаться "картинки с натуры "Мелочи архиерейской жизни".

1879, июнь На пароходе выезжает в Ригу и поселяется в местечке Карлсбад под Дуббельном. Пишет здесь рассказы "Однодум" и "Шерамур".

25 декабря В газете "Новое время" (? 1375) публикуется рассказ "Рождественский вечер у ипохондрика" (впоследствии "Чертогон").

1880, январь В журнале "Исторический вестник" (? 1) публикуется рассказ "Кадетский монастырь".

15 марта Выход сборника рассказов "Три праведника и один Шерамур".

Май Заболевает воспалением легких. Во время болезни пишет очерки "Из мелочей архиерейской жизни".

Июнь В "Новом времени" начинают публиковаться очерки "Случаи из русской демономании" (? 1529).

Июль - начало октября Работает над рассказом "Несмертельный Голован".

Декабрь В журнале "Исторический вестник" (?12) публикуется рассказ "Несмертельный Голован". "Согласно прошению" Лесков отчислен от министерства государственных имуществ. В "Новом времени" (? 1735) публикуется рассказ "Белый орел".

1881, 28 января В журнале "Игрушечка" (? 1) публикуется рассказ "Христос в гостях у мужика".

21 января Скончался Ф. М. Достоевский. Лесков был на выносе тела из квартиры Достоевского в Кузнечном переулке и шел в процессии до Алек-сандро-Невской лавры.

1 марта Во время прогулки Лесков и его сын, услышав звуки взрывов, отправляются на Екатерининский канал, где только что произошло злодейское убийство императора Александра П. Лесков говорит о бессмысленности и пагубности терроризма, провоцирующего широкие репрессии.

Апрель-май Работа над "Сказом о тульском косом Левше и о стальной блохе" и рассказом "Леон, дворецкий сын".

Октябрь Лесков устраивает у себя литературные вечера в первую субботу каждого месяца в течение всего зимнего сезона. На них бывают Н. А. Лейкин, А. Н. Майков, С. Н. Терпигорев, С. В. Максимов, историки С. Н. Шу-бинский, М. И. Пыляев, В. О. Мих-невич и др.

17 октября Начало публикации "Левши" в журнале "Русь" (? 49). .

1882. март Лесков выступает на литературно-музыкальном вечере Пушкинского кружка с чтением "Левши".

Апрель В Петербурге выходит отдельное издание "Сказа о тульском косом Левше...".

Июнь Написана заметка "О русском Левше". На следующий день вышла в газете "Новое время" (М° 2256).

Август Лесков с сыном ездил в село Важино на р. Свирь. На обратном пути они были в Александро-Свирском монастыре.

Ноябрь В "Новостях и Биржевой газете" (? 294, 295) публикуется рассказ "Последнее привидение Инженерного замка" (впоследствии "Привидение в Инженерном замке").

Декабрь В "Новом времени" (? 2453) опубликован рассказ "Рождественская ночь в вагоне" (впоследствии "Путешествие с нигилистом").

1883, 9 февраля "Определением" министра народного просвещения И. Д. Делянова Лесков отчислен от министерства с увольнением от звания члена особого отдела Ученого комитета "по рассмотрению книг, издаваемых для народного чтения" (приказ был издан 21 февраля). Лесков "прошения не подал и на просьбу упомянуть о прошении- не согласился".

11 февраля В журнале "Киевская старина" (? 2) начинают публиковаться очерки "Печерские антики".

19 февраля В "Газете А. Гатцука" (? 7) начинает публиковаться роман "Соколий перелет" (до 12 марта. Печатание прекращено по цензурным условиям). За несколько часов до подписания с Лесковым условий об издании его собрания сочинений умирает издатель М. О. Вольф.

6 марта В "Художественном журнале" (? 2) публикуется рассказ "Тупейный художник".

8 марта Лесков пишет "Письмо в редакцию "Новостей и Биржевой газеты" об увольнении его со службы в министерстве народного просвещения без прошения (напечатано 10 марта в ? 65).

Апрель В "Новостях и Биржевой газете" (? 1 и 3) публикуется статья Лескова "Граф Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский как ересиархи". Лесков сообщает директору Орловской гимназии о передаче полученной им золотой медали (за работу в комиссии министерства народного просвещения) беднейшему из воспитанников, оканчивающих гимназию в 1884 г.

12 октября Встреча с А. П. Чеховым.

Ноябрь Появление в семье Лескова Вари Кукк (4 декабря 1879-1968), вскоре ставшей его приемной дочерью.

Декабрь В "Новостях и Биржевой газете" (? 245) публикуется статья Лескова "О русских именах". В Петербурге тиражом 50 экз. анонимно отпечатан очерк Лескова "Еврей в России. Несколько замечаний по еврейскому вопросу" (на титуле указано: СПб., 1884). Книга предназначена не для продажи, а для правительственной комиссии графа К. И. Палена, расследовавшей причины еврейских погромов на юге России в 1881-1882 гг. В журнале "Задушевное слово" (? 8) публикуется рассказ "Неразменный рубль". В рождественском приложении к "Газете А. Гатцука" печатается рассказ "Зверь".

1884, январь В "Живописном обозрении" (? 2) начинает публиковаться рассказ "Отборное зерно". Лесков выступает на литературно-музыкальном вечере Пушкинского кружка с чтением рассказов из серии "Заметки неизвестного".

13 марта В 6 часов вечера Лесков выступает с приветственной речью на торжественном обеде по случаю приезда в Петербург немецкого писателя Фридриха Шпильгагена в "Hotel de France".

1(13) июня-29 июля (10 августа) Лесков путешествует: Варшава, Дрезден, Мариенбад, Прага, Вена.

1885, 1 января В журнале "Новь" (? 5) опубликован рассказ "Жемчужное ожерелье".

Декабрь Санкт-Петербургский цензурный комитет постановил вырезать и уничтожить напечатанную в ? 12 "Исторического вестника" статью Лескова "Бракоразводное забвение". Выходит сборник "Святочные рассказы Н. С. Лескова" (СПб.; М., 1886).

1886, апрель Санкт-Петербургским цензурным комитетом запрещена лесковская "Повесть о богоугодном дровоколе".

Июнь-август Лесков живет в Аренсбурге (Эстляндская губерния).

Декабрь В журнале "Русская мысль" (? 12) публикуется рассказ "Сказание о Федоре-христианине и о друге его Абраме-жидовине". Выходит сборник "Рассказы кстати" (СПб.; М., 1886).

1887, февраль Присутствует на открытии народ-ного театра на Васильевском острове и в тот же день пишет об этом заметку ("Новое время". 9 февр. ? 3933).

1 марта В "Историческом вестнике" (? 3) публикуется повесть Лескова "Скоморох Пафмалон".

Апрель В журнале "Русская мысль" (? 4) публикуется рассказ "Спасение погибавшего" (впоследствии "Человек на часах"). Лесков обращается к Л. Н, Толстому с просьбой разрешить прийти к нему во время ближайшего приезда в Москву ("чтобы могло осуществиться мое давнее горячее желание видеться с вами в этом существовании"). Москва. Первая встреча с Л. Н. Толстым (25 апреля Толстой пишет В. Г. Черткову о Лескове: "Какой умный и оригинальный человек"). Май-август Лесков в Аренсбурге.

31 декабря Встречает Новый год у А. С. Суворина, где знакомится с Антоном Павловичем Чеховым. В конце этого года знакомится с И. Е. Репиным.

1888, 10 февраля Читает Репину рассказ "Лев старца Герасима".

15, 24 марта Встречается в редакции "Нового времени" с А. П. Чеховым, приехавшим из Москвы. Смерть В. М. Гаршина.

26 марта Лесков пишет Суворину: "Неужели Гаршин не стоил траурной каемки вокруг его трагического некролога?.."

30 марта Дарственная надпись Я. П. Полонскому на "последней корректуре" посвященной ему легенды "Прекрасная Аза".

22 апреля Благодарит в письме А. С. Суворина за предложение издать полное собрание его сочинений и договаривается об условиях.

13 июня- 9 августа Живет в Аренсбурге.

Сентябрь В Петербурге выходит составленная П. В. Быковым "Библиография сочинений Н. С. Лескова с начала его литературной деятельности - 1860 г. по 1887 г. (включительно)". Лесков отозвался на ее выход статьей "Товарищеский подарок" ("Новое время". 3 окт. ? 4525). Письмо И. Е. Репина Лескову с просьбой позволить сделать его портрет. В конце года после трех сеансов работа над портретом была прекращена.

1889, 23 февраля Читает в мастерской Репина в большом обществе повесть "Зенон зла-токузнец" ("Гора").

Март Выходят первые три тома собрания сочинений Н. С. Лескова (СПб., в типографии А. С. Суворина, 1889; тираж 2200 экз.).

Август Типография Суворина представила в Санкт-Петербургский цензорный комитет восемь экземпляров отпечатанного без предварительной цензуры шестого тома собрания сочинений Лескова) куда входили "Мелочи архиерейской жизни". Первый приступ грудной жабы (стенокардии) у Лескова на лестнице суворинской типографии при известии об аресте отпечатанного шестого тома собрания сочинений.

Сентябрь Донесение цензурного комитета в Главное управление по делам печати о возражениях гражданской и духовной цензуры против выхода шестого тома собрания сочинений Лескова.

Октябрь Отношение цензурного комитета к старшему инспектору типографий в Петербурге об "исключении" всех экземпляров шестого тома собрания сочинений Лескова. В типографии Суворина бы л опечатан весь тираж тома.

1890, январь В "Живописном обозрении" (? 1) начинает публиковаться повесть "Гора". В ?2 повесть выходит с рисунками И. Е. Репина. В "Русской мысли" (? i) опубликована первая часть романа "Чертовы куклы".

24-26 Лесков в Ясной Поляне. Толстой встречал его и провожал до Тулы.

Около 10 мая Художник И. А. Банистер окончил акварельный портрет Лескова.

22 мая - 15 августа Лесков в Шмецке.

Июль Выходит десятый том собрания сочинений Лескова.

Октябрь Выходит новый вариант шестого тома собрания сочинений.

Декабрь В "Петербургской газете" (? 354) публикуется рассказ "Под Рождество обидели".

1891, 16 декабря В "Русской мысли" (? 12) выходит статья М. А. Протопопова "Больной талант", с благодарностью принятая Лесковым (письмо автору от 23 декабря).

1892 В "Русском обозрении" (? 8) публикуется очерк Лескова "Легендарные характеры".

Июнь- август Написаны рассказы "Импровизаторы" и "Пустоплясы".

2 декабря Лесков подписывает завещательное распоряжение "Моя посмертная просьба".

1893, январь Знакомство Лескова с молодой писательницей Л. И. Веселитской (Микулич), перешедшее вскоре в сердечную дружбу.

Июнь Выходит одиннадцатый том собрания сочинений Лескова (12-й том вышел после кончины писателя - в июне 1896 г.).

Июль- декабрь Работает над рассказом "Административная грация".

9 ноября Полиция с согласия министра внутренних дел вывозит из типографии Суворина экземпляры шестого, запрещенного тома сочинений Лескова для уничтожения.

1894, сентябрь В "Русской мысли" (? 9) публикуется рассказ Лескова "Зимний день".

Октябрь В журнале "Северный вестник" публикуется очерк Лескова "Вдохновенные бродяги".

1895, февраль Отказ М. М. Стасюлевича печатать по цензурным соображениям в "Вестнике Европы" рассказ "Заячий ремиз". Лескова посещает начальник Главного управления по делам печати Е. М. Феоктистов с целью примирения. В Академии художеств открывается XXIII передвижная выставка, на которой выставлен портрет Лескова работы В. А. Серова. Темная рама портрета, похожая на траурную кайму некролога, неприятно поражает Лескова. Больной Лесков выезжает кататься вокруг Таврического сада. Эта прогулка вызывает у него обострение болезни (отеки в легких). 21 февраля, (6 марта) 1 час 20 минут ночи Кончина Николая Семеновича Лескова.

23 февраля Похороны Лескова на Литераторских мостках Волкова кладбища.


Дата публикации на сайте 10/02/2011.