Жан-Поль Шарль Эмар Сартр (фр. Jean-Paul Charles Aymard Sartre)
(21 июня 1905, Париж — 15 апреля 1980, Париж)
ru.wikipedia.org
Биография
Общественная деятельность и биографические заметки
Сартр был, кроме прочего, общественным деятелем, участником революции во Франции 1968 г. (можно даже сказать, её символом: бунтующие студенты, захватив Сорбонну, впустили внутрь одного только Сартра), в послевоенные годы — многочисленных демократических, маоистских движений и организаций. Участвовал в протестах против Алжирской войны, подавления Венгерского восстания 1956 года, Вьетнамской войны, против вторжения американских войск на Кубу, против ввода советских войск в Прагу, против подавления инакомыслия в СССР. В течение жизни его политические позиции достаточно сильно колебались, но всегда оставались левыми, и всегда Сартр отстаивал права обездоленного человека, того самого униженного «Самоучки», если цитировать роман «Тошнота».
Вместе с Симоной де Бовуар и Морисом Мерло-Понти он основал журнал «Новые времена» («Les Temps modernes»). Выступал как сторонник мира на Венском конгрессе народов в защиту мира в 1952 году, в 1953 году был избран членом Всемирного Совета Мира. После неоднократных угроз французских националистов ими была взорвана его квартира в центре Парижа.
Двоюродный племянник Альберта Швейцера. Литературная деятельность Сартра началась с романа «Тошнота» (фр. La Nausee; 1938). Этот роман считается лучшим произведением Сартра, в нём он поднимается до глубинных идей Евангелия, но с атеистических позиций. В 1964 году Жан-Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время». Он отказался принять эту награду, заявив о своём нежелании быть чем-либо обязанным какому-либо социальному институту и поставить под сомнение свою независимость. Кроме того, Сартра смущала «буржуазная» и ярко выраженная антисоветская ориентация Нобелевского комитета, выбравшего, по его словам («Почему я отказался от премии»), неудачный момент для присвоения премии — премия была присуждена, когда Сартр открыто критиковал СССР.
В том же году Сартр заявил о своем отказе от литературной деятельности, охарактеризовав литературу как суррогат действенного преобразования мира.
Могила Сартра на кладбище Монпарнас
Образование получил в лицеях Ла-Рошели, окончил Высшую нормальную школу («Эколь нормаль») в Париже с диссертацией по философии, стажировался во Французском институте в Берлине (1934). Преподавал философию в различных лицеях Франции (1929—1939 и 1941—1944); с 1944 целиком посвятил себя литературной работе. Ещё в студенческие годы познакомился с Симоной де Бовуар, ставшей не просто спутницей его жизни, но ещё и автором-единомышленником.
Мировоззрение Сартра сложилось под влиянием, прежде всего, Бергсона, Гуссерля, Достоевского и Хайдеггера. Увлекался психоанализом. Написал предисловие к книге Франца Фанона «Проклятьем заклеймённые», способствуя тем самым популяризации его идей в Европе. Жан-Поль Сартр умер в 1980 г., и в последний путь его провожали 50 000 человек.
Война в Алжире
В 1956 году Сартр и редакция журнала Les Temps modernes дистанцировались, в отличие от Камю, от принятия идеи французского Алжира и поддержали стремление к независимости алжирского народа. Сартр выступал против пыток, утверждая свободу народов определять свою судьбу, анализирует насилие как гангрену, производную колониализма.
Отстаивание своей позиции проходило не в безопасности: квартира Сартра два раза взрывалась, а редакцию Les Temps modernes пять раз захватывали боевики-националисты.
Куба
Жан-Поль Сартр и Симона Бовуар беседуют с Че в его резиденции в Банко Насиональ. Гавана. Февраль 1960.
Сартр активно оказал поддержку кубинской революции 1959 г., как и многие представители интеллигенции стран третьего мира. В июне 1960 года он написал во Франции 16 статей, озаглавленных «Ураган на сахар». В это время он сотрудничает с кубинским новостным агентством «Пренса Латина». Но потом произойдет разрыв [1] c Кастро, в 1971 году из-за «дела Падилья», когда кубинский поэт Падилья был заключён в тюрьму за критику режима Кастро.
Трибунал Рассела по расследованию военных преступлений, совершенных во Вьетнаме
Сартр принял активное участие в Трибунале. В 1967 году Международный трибунал по расследованию военных преступлений провел два своих заседания — в Стокгольме и в Роскилде, где Сартр произнёс свою нашумевшую речь о геноциде, в том числе французском в Алжире.
Философская концепция
Свобода
Одним из центральных понятий для всей философии Сартра является понятие свободы. У Сартра свобода представлялась как нечто абсолютное, раз и навсегда данное («человек осужден быть свободным»). Она предшествует сущности человека. Сартр понимает свободу не как свободу духа, ведущую к бездействию, а как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека: узник свободен принять решение — смириться или бороться за свое освобождение, а что будет дальше — зависит от обстоятельств, находящихся вне компетенции философа.
Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории «проекта», согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, «собирает» себя в качестве такового. Тем самым, он полностью отвечает за себя и за свои поступки. Для характеристики позиции Сартра подходит им самим приведенная в статье «Экзистенциализм — это гуманизм» цитата Понжа: «Человек — это будущее человека».
«Экзистенция» и есть постоянно живой момент деятельности, взятый субъективно. Этим понятием обозначается не устойчивая субстанция, а постоянная потеря равновесия. В «Тошноте» Сартр показывает, что мир не имеет смысла, «Я» не имеет цели. Через акт сознания и выбора «Я» придает миру значение и ценность.
Именно человеческая деятельность придает смысл окружающему миру. Предметы — это знаки индивидуальных человеческих значений. Вне этого они — просто данность, пассивные и инертные обстоятельства. Придавая им то или иное индивидуально-человеческое значение, смысл, человек формирует себя в качестве так или иначе очерченной индивидуальности.
Отчуждение
С понятием свободы связывается понятие «отчуждение». Современного индивида Сартр понимает как отчуждённое существо: его индивидуальность стандартизована (как стандартизован официант с профессиональной улыбкой и точно рассчитанными движениями); подчинена различным социальным институтам, которые как бы «стоят» над человеком, а не происходят от него (например, государство, которое представляет отчуждённый феномен — отчуждение у индивида способности принимать участие в совместном управлении делами), а, следовательно, лишена самого важного — способности творить свою историю.
Отчуждённый от себя человек имеет проблемы с материальными предметами — они давят на него своим навязчивым существованием, своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, вызывая «тошноту» (тошнота Антуана Рокантена в одноименном произведении). В противовес этому Сартр утверждает особые, непосредственные, цельные человеческие отношения.
Диалектика
Суть диалектики заключается в синтетическом объединении в целостность («тотализация»), поскольку лишь внутри целостности имеют смысл диалектические законы. Индивид «тотализирует» материальные обстоятельства и отношения с другими людьми и сам творит историю — в той же мере, в какой она — его. Объективные экономические и социальные структуры выступают в целом как отчужденная надстройка над внутренне-индивидуальными элементами «проекта». Требование тотализации предполагает, что человек раскрывается во всех своих проявлениях целиком.
Тотализация расширяет пространство человеческой свободы, так как индивид осознает, что история создается им самим.
Сартр настаивает на том, что диалектика исходит именно от индивидуума, потому что отсюда вытекает её принципиальная познаваемость, «прозрачность» и «рациональность», как результат непосредственного совпадения человеческой деятельности и познания этой деятельности (совершая какой-либо поступок, человек знает, для чего он его совершает). Поскольку же в природе ничего этого нет, Сартр выступает с отрицанием диалектики природы, выдвигая против неё целый ряд аргументов.
Сочинения
Художественные произведения
- Тошнота (фр. La Nausee, 1938)
- Слова (Les Mots, 1964)
- Фрейд — киносценарий
- Грязными руками (Les Mains sales, 1948).
- Дороги свободы (Незавершённая тетралогия) (Les chemins de la liberte, 3 vols, 1945—1949)
- «Возраст зрелости»
- «Отсрочка»
- «Смерть в душе»
- «Странная дружба»
Пьесы
- Мухи
- За закрытыми дверями [1]
- Мёртвые без погребения (Morts sans sepulture, 1946)
- Почтительная потаскушка (La Putain respectueuse, 1946)
- Дьявол и господь бог
- Только правда (Некрасов).
- Затворники Альтоны (Les Sequestres d’Altona, 1960)
- Сборник новелл «Герострат»
- Стена
- Комната
- Герострат
- Интим
- Детство хозяина
- Троянки (Les Troyannes, 1968), по мотивам трагедии Еврипида
Литературная критика
- Бодлер
- В семье не без урода. Густав Флобер (1821—1857)
- Объяснение «Постороннего»
- Аминадав, или О фантастике, рассматриваемой как особый язык
- Миф и реальность театра
- К театру ситуаций
Философские и теоретические работы
- Что такое литература
- Бытие и ничто (L'Etre et le neant, 1943)
- Основная идея феноменологии Гуссерля: интенциональность
- Проблемы метода (фрагменты)
- Воображение
- Трансцендентность эго. Набросок феноменологического описания
- Экзистенциализм — это гуманизм
- Картезианская свобода
- Первичное отношение к другому. Любовь, язык, мазохизм
Политические работы
- Размышления о еврейском вопросе (1944)
- О геноциде. Из речи на Расселовском трибунале по военным преступлениям. 1968 год
- Почему я отказался от премии
- Эпоха лишенная морали Из интервью 1975 года
- Попутчик коммунистической партии (интервью, данное Виктору П. в ноябре 1972)
- Левый радикализм и нелегальность (беседа Филлипа Гави, Виктора Пьера и Ж.-П. Сартра)
- Медленная смерть Андреаса Баадера.
- Маоисты во Франции
- Призрак Сталина (Le fantome de Staline, 1965)
- «Бунт — дело правое» (On a raison de se revolter, 1974)
Книги на русском языке
- Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм / Пер. с фр. М. Грецкого. М.: Изд-во иностр. лит., 1953.
- Сартр Ж.-П. Стена. Избранные произведения. Москва Издательство политической литературы 1992
- Сартр Ж.-П. Герострат / Пер. с фр. Д. Гамкрелидзе, Л. Григорьяна. М.: Республика, 1992.
- Сартр Ж.-П. Тошнота: Избранные произведения / Пер. с фр. В. П. Гайдамака; вступ. ст. С. Н. Зенкина. М.: Республика, 1994.
- Сартр Ж.-П. Проблемы метода / Пер. с фр.; примеч. В. П. Гайдамаки. М.: Прогресс, 1994.
- Сартр Ж.-П. Ситуации / Сост. и предисл. С. Великовского. М.: Ладомир, 1997.
- Сартр Ж.-П. Идиот в семье: Г. Флобер от 1821 до 1857 / Пер. Е. Плеханова. СПб.: Алетейя, 1998.
- Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. — М.: Республика, 2000. — 638 с ISBN 5-250-02729-6
- Сартр Ж.-П. Что такое литература? / Пер. с фр. Н. И. Полторацкой. СПб.: Алетейа: CEU, 2000.
- Сартр Ж.-П. Портрет антисемита. СПб.: Европейский дом, 2000.
- Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения / Пер. с фр. М. Бекетовой. СПб.: Наука, 2001.
- Сартр Ж.-П. Дневники странной войны, сентябрь 1939 — март 1940 / Предисл. и примеч. А. Э. Сартр; пер. с фр. О. Волчек и С. Фокина. СПб.: Владимир Даль, 2002.
- Сартр Ж.-П. Слова. Затворники Альтоны / Пер. с фр. Л.Киркач. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
- Сартр Ж.-П. Бодлер / Пер. с фр. Г. К. Косикова. М.: УРСС, 2004.
- Сартр Ж.-П. Портрет антисемита [: новелла «Детство вождя» / «Стена», 1939 и эссе «Размышления о еврейском вопросе», 1944, 1946 ] / Пер. с фр. Г. Ноткина. СПб.: Азбука, 2006. — 256 с. — ISBN 5-352-01194-1 («Азбука-классика» pocket-book)
- Сартр Ж.-П. Пьесы. М.: Флюид, 2008.
- Мухи / Пер. с фр. Л. Зониной
- Мертвые без погребения / Пер. с фр. Е. Якушкиной
- Почтительная потаскушка (Лиззи Мак-Кей) / Пер. с фр. Л. Большинцовой
- Дьявол и Господь Бог / Пер. с фр. Е. Пучковой
- Затворники Альтоны / Пер. с фр. Л. Большинцовой
- Сартр Ж.-П. Человек в осаде / Сост., вступ. ст., примеч. Л. Н. Токарева. М.: Вагриус, 2006.
- Слова / Пер. с фр. Ю. Я. Яхниной и Л. А. Зониной
- Дневники «странной войны». Сентябрь 1939 — март 1940 (фрагменты книги) / Пер. с фр. О. Е. Волчек и С. Л. Фокина
- Экзистенциализм — это гуманизм / Пер. с фр. М. Н. Грецкого
- Почему я отказался от Нобелевской премии
- Беседы Жана Поля Сартра с Симоной де Бовуар в августе-сентябре 1974 / Пер. с фр. Л. Н. Токарева
Публикации на русском языке
- Сартр Ж.-П. Очерк теории эмоций / Пер. с фр. Е. Е. Насиновской и А. А. Пузырея, в книге «Психология эмоций», сост. В. К. Вилюнас. СПб.: Питер, 2008.
Публикации о Ж.-П. Сартре
- Великовский С. Путь Сартра-драматурга 1967
- Киссель М. А. Философская эволюция Ж.-П.Сартра Лениздат, 1976
- Грецкий М. Н. Марксистская философская мысль во Франции. М.: Изд-во Московского ун-та, 1977.
- Долгов К. М. Эстетика Жана-Поля Сартра. М.: Знание, 1990.
- Андреев Л. Г. Жан-Поль Сартр: свободное сознание и XX век. М.: Geleos, 2004.
- Альсберг К. Больное место. Еврейство, желание и язык у Сартра // Ж.-П. Сартр в настоящем времени: Автобиографизм в литературе, философии и политике. СПб.: СПбГУ, 2006. С. 169—186.
- Бердяев Н. Сартр и судьба экзистенциализма
- Юровская Э. П. Жан-Поль Сартр. Жизнь — философия — творчество. СПб.: Петрополис, 2006.
- Дунаевская, Рая. Философия и революция: от Гегеля до Сартра и от Маркса до Мао, 1973.
- Долгов К.М. О встрече с Жан-Поль Сартром и Симоной де Бовуар // Вопросы философии.2007. № 2. С. 151-160.
Биография
Главные идеи
Жан-Поль Шарль Эмар Сартр (фр. Jean-Paul Charles Aymard Sartre)
«Существование человека предшествует его сущности»; человека характеризуют его предпочтения и поступки, а не устойчивая «человеческая природа».
Направление, в котором будет развиваться жизнь личности, всегда под вопросом и является делом случая.
Мы существуем в ситуациях (обычно межличностных и социальных), которые воздействуют на нас; однако то, как мы существуем в них, предрешается нашим выбором.
Неограниченная свобода, которая пронизывает наши жизни, делает нас ответственными за самих себя и друг за друга; это также означает, что от нас ускользает полное и окончательное понимание самих себя.
Свобода накладывает на нас неизмеримую ответственность, и поэтому люди часто живут «в дурной вере», избегая ответственности за собственную жизнь посредством отрицания реальности своей свободы.
Экзистенциализм — философское течение девятнадцатого-двадцатого веков, которое выдвигает на первый план абсолютность человеческой свободы и пытается всерьез разобраться с последствиями этого факта для повседневной жизни людей, — эта традиция чаще всего ассоциируется с именем Жана-Поля Сартра. Уроженец Парижа, Сартр изучал в университете литературу и философию. Когда началась вторая мировая война, он преподавал в Париже. Отправленный на фронт, он попал в плен к немцам и провел в заключении девять месяцев. Вернувшись в 1941 году во Францию, Сартр вступил в ряды Сопротивления. Он продолжал политическую деятельность и после войны, зачастую выступая в поддержку марксизма. В 1964 году Сартру была присуждена Нобелевская премия по литературе, которая была им отвергнута.
Отличительная черта философии Сартра обусловлена тем, что он развивал свои взгляды в беллетристической форме — рассказах, романах и пьесах, работая в то же время над очерками и теоретическими работами, охватывавшими целый спектр предметов — от литературоведения до психоанализа и философии. Разрабатывая свою версию экзистенциализма, которую он в отличие от многих считал оптимистичной, Сартр подчеркивал значение свободы, трудности, которые она привносит в существование человека, и шансы, позволяющие их преодолеть. Эти темы доминируют в его философском романе «Тошнота», опубликованном в 1938 году.
"Тошнота"
Главный герой «Тошноты», историк Рокантан, пишет биографию, однако осуществление этого замысла сталкивается со все большими трудностями, так как он не уверен в том, описывает ли он или заново создает предмет своего труда. В какой мере эта биография — основанный на фактах, объективный рассказ, а в какой — творение самого Рокантана? Ответ неясен, но Рокантан приходит к выводу, что все написанное им расцвечено его домыслами. Поэтому он бросает начатое. В конце романа он задумывается о том, чтобы попробовать себя в художественной прозе.
В свете всего сказанного любопытно отметить, что в 1963 году Сартр опубликовал «Слова», первый том задуманной двухтомной автобиографии. Второй том не был закончен, но в конце жизни Сартр обратился к биографическому жанру и написал многотомное исследование, посвященное знаменитому французскому романисту Гюставу Флоберу. Как бы то ни было, непостоянство Рокантана свидетельствует о чем-то большем, нежели о простой перемене планов. Фиксируя старания Рокантана написать биографию, Сартр изображает борьбу каждого человека, пытающегося справиться с существованием. «Тошнота» оказывается частью этой борьбы. В описании Сартра отчасти тошнота — это физическое ошушение, не имеющее ничего общего с несварением желудка или головокружением. Тошнота, описанная Сартром» — это состояние, в котором сочетаются утрата ориентиров, дурнота и даже отвращение, обусловленные сознанием неопределенности, характерной для фундаментальной жизненной ситуации человека. В основе этой ситуации кроется изначальная свобода.
Рокантан открыл, что его собственное истолкование обусловливает и формирует все им испытываемое. Для него остается непостижимым, почему должно быть именно так, почему нечто вообще должно существовать. Он нашел, что мир повсюду предельно конкретен. Так, дерево, которое мы видим, существует со своими особыми листьями и корой, расцветкой и тканью. Мы, конечно, можем привести причины, почему это так, но ни одна из них не объясняет эту конкретную вещь полностью. Существование казалось столь определенно реальным и все же столь необязательным и необъяснимым (особенно существование самого Рокантана), что к горлу Рокантана подступала тошнота.
Со временем Рокантан понял, что тошноту вызывает по большей части его чувство свободы. И действительно, наше существование обрекает нас на свободу. Никем не спрошенные, мы вброшены в жизнь — нам приходится жить вместе с другими и для других — и мы формируем ее сообразно своему выбору. Однако Рокантан отнюдь не в восторге от такой свободы — он воспринимает ее как тяжкое бремя. Пусть даже свобода допускает творчество — Рокантан осознал, что тошнота, вызванная борьбой за то, чтобы совладать с существованием, всегда будет где-то поблизости. Даже обузданная, подавленная или на время забытая тошнота нахлынет вновь и потребует от него заново определить свое отношение к альтернативам, вставшим перед ним.
Два типа бытия
Если «Тошнота» — самое известное из художественных произведений Сартра, то «Бытие и ничто» (1943), разрабатывающее многие темы, близкие опыту Рокантана, остается самым важным нехудожественным выражением экзистенциальной философии Сартра. В одном месте этой книги Сартр утверждает, что «человек есть бесполезная страсть». Может показаться, что это замечание склоняет к отчаянию. Однако, желая описать затруднительное положение человека, Сартр в то же время хотел, чтобы это описание побудило мужчин и женщин дать на этот вызов честный, гуманистический ответ. И описание, и вызов зависят от человеческой свободы. Фактически ни один из западных философов не заходил дальше, чем Сартр, который давал подчеркнуто положительный ответ на вопрос: «Свободен ли я в своих действиях?»
Исследуя существование человека, Сартр все больше заинтересовывался тем, что он называл «до-рефлективным опытом». Такой опыт, объяснял он, предшествует мысли о том, что мы делаем, или ретроспективному взгляду на уже сделанное. Так, скользя на санках с горы, вы отдаете себе отчет в том, что скользите вниз, но не особенно задумываетесь об этом, потому что в этот момент вы действуете, Сартр подметил, что дорефлективный опыт, предшествующий мышлению об опыте, всегда есть опыт чего-то. Иными словами, он имеет содержание. Это содержание, утверждал он, зачастую не поддается анализу, ибо оно превыше его. Это «нечто», с которым мы сталкиваемся всегда, Сартр назвал «бытием-в-себе».
Сартр заключил, что о бытии-в-себе мы можем сказать лишь то, что оно существует и что оно отлично от «бытия-для-себя». В этом утверждении отразилась дилемма, возникшая перед Рокантаном, вознамерившимся написать объективную биографию. «Бытие-для-себя» (термин, которым Сартр обозначает сознание) позволяет состояться индивидуальному опыту. По описанию Сартра, сознание «отрицает» бытие-в-себе. Таким способом бытие рассекается на это и не-это, на то и не-то. Уничтожь негативную силу сознания, и мы вообще не сможем описать бытие-в-себе. И действительно, доказывал Сартр, помимо простого утверждения о том, что бытие-в-себе реально, мы не в состоянии описать его прямо. Мы можем запечатлеть бытие, как оно явлено в опыте, но то, чем оно является в себе, от нас сокрыто. Однако сознание изменяет бытие-в-себе и мы можем наблюдать результаты его различающей деятельности.
Существование и сущность
«Существование, — провозглашал Сартр, — предшествует сущности». Эта формула лежит в основе его понимания человеческого существования и свободы. Подчеркивая негативную силу сознания применительно к бытию-в-себе, Сартр истолковывал сознание как форму бытия, которая всегда стремится выйти за свои пределы, но никогда не исполняет свою задачу полностью. Сартру представлялось, что люди движутся к тому, чтобы оставить позади то, чем они были, и стать тем, чем они еще не были. Мы всегда куда-то стремимся; нам чужды устойчивость, завершенность и статика. При жизни мы участвуем в непрекращающемся процессе отрицания и постоянно движемся к будущим возможностям и неопределенностям.
То, чем будет человек, неопределенно до тех пор, пока это не решено сознанием. Мы суть то, чем мы становимся, куда в большей мере, нежели становимся тем, что мы суть. В этом смысле наше существование предшествует образованию нашей сущности. Сартр отождествлял негативную силу сознания со свободой человека. Тот факт, что мы можем выйти из того, что мы суть, и прийти к тому, чем еще не были, свидетельствует, по мнению Сартра, о свободе. Всякий раз, когда мы действуем свободно, мы вправе говорить, что оставляем нечто позади. Мы отрицаем то, чем были прежде, чтобы попытаться стать тем, чем еще не были. Поэтому не только существование предшествует сущности, но и, по утверждению Сартра, «свобода есть существование». Согласно Сартру, жизнь человека осенена свободой, выбором того, кем ты хочешь стать и каким ты хочешь видеть мир, в котором живешь. То, что ты есть, определяется твоим индивидуальным выбором, а не чередой детерминистических причин вне или даже внутри тебя.
Не слишком ли далеко заходил Сартр, приписывая мужчинам и женщинам чрезмерную степень свободы? Большинство людей отнюдь не чувствует, что их жизнь пронизана свободой, напротив — они чувствуют препоны со всех сторон. Многие не в состоянии найти вдоволь еды, крышу над головой, работу для достойной жизни. Сартр отдавал себе полный отчет в этих затруднениях. Его объяснение подчеркивает, что человеческое существование всегда протекает в конкретное время и в конкретном месте, а кроме того, оно еще более конкретизируется отношениями, в которые мы вступаем с другими людьми. Множество таких ситуаций исполнено боли и трагизма. И все же Сартр утверждал, что структура человеческой свободы сохраняется, так как мы не перестаем стремиться к тому, чтобы чем-то стать. Пусть нам не удается достичь того, что мы хотим, но, на взгляд Сартра, любое человеческое устремление в основе своей подразумевает провозглашаемую им свободу.
В конце концов, рассуждает Сартр, наша неуспокоенность побуждает нас к тому, чтобы достичь полной самотождественности, при которой мы полностью постигнем себя и более не будем дистанцироваться от самих себя. Чтобы исполнить эту задачу, утверждает он, человек должен был бы стать Богом («бытием-в-себе-для-себя»), но в этом предприятии не дано преуспеть никому. Фактически, заявляет Сартр, идея Бога противоречива (этот вывод делает его экзистенциализм атеистическим), ибо сознание исключает самотождественность, а самотождественность исключает сознание. Сознание всегда простирается за самое себя. Став абсолютно самотождественным и неизменным, ты утратишь сознание. Если принимать во внимание наш порыв к самотождественности, то мы обречены на вечное разочарование. Именно в этом смысле свобода человека превращает его существование в «бесполезную страсть».
Ответственность и дурная вера
Свобода идет рука об руку с сознанием, а наши будущие замыслы никогда не осуществляются вполне. В то же время свобода возлагает всю ответственность на нас самих. Сартр считал, что не преувеличивает, когда говорит, что мы выбираем свой мир и даже свое рождение. Такие утверждения могут показаться чрезмерными, но Сартр имел в виду, что до тех пор, пока мы предпочитаем жить, мы фактически избираем свое рождение. Кроме того, поскольку мир имеет значение, это значение есть итог работы сознания. Сознавая себя живыми, мы можем выбирать цели и задачи, общаясь с другими людьми или набрасывая собственное будущее.
Мы несем ответственность, говорил Сартр, за то, что делаем из мира. Такая ответственность внушает страх, и поэтому свобода может быть пугающей, и мы, возможно, попытаемся убежать от нее. Сартр называл это бегство «дурной верой». В отличие от лжи (ситуации, в которой я знаю правду и пытаюсь скрыть ее от других) «в случае с дурной верой, — писал Сартр, — я скрываю правду прежде всего от себя». Всякий раз, как мы отрицаем себя, игнорируя или подавляя тот факт, что наши свободные решения суть ключевые компоненты, определяющие ситуацию, в которой мы находимся, в дело вступает дурная вера. Сартр хотел заменить ее честностью и ответственностью. И пусть из-за того, что в человеческом существовании столь полновластно царит свобода, он называл его бесполезной страстью, именно эта свобода позволяет нам как можно лучше распорядиться своей жизнью.
Сартр считал, что для этого в первую очередь необходима честная оценка той степени, в какой мы несем ответственность за себя и друг за друга. Мы вынуждены выбирать, что будет благом, а что — злом. Эти нормы не устанавливаются загодя. Где бы ни существовали такие нормы, их авторитет обусловлен чьим-то выбором. Это не означает, что ценности произвольны или иррациональны. Это означает, что мы можем и должны решить, что должно делать. Ответственность за такое употребление свободы лежит на нас и только на нас.
Библиография
- Сартр, Ж.П., Слова, М., 1966.
- Сартр, Ж.П., Пьесы, М., 1967.
- Сартр, Ж.П., Экзистенциализм — это гуманизм. — В кн.: Сумерки богов, М., 1989.
- Кузнецов, B.H., Ж.-П. Сартр и экзистенциализм, М., 1970.
- Киссель, М.А., Философская эволюция Ж.-П. Сартра, М., 1976.
- Филиппов, Л.И., Философская антропология Ж.-П. Сартра, М., 1977.
- Aronson, R., Jean-Paul Sartre: Philosophy in the World, London: Verso, 1980.
Оригинал © Джон Рот, 1992
Перевод © В. Федорин, 1997
Великие мыслители Запада. — М.: Крон-Пресс, 1999
Жизнь и творчество
Жан-Поль Шарль Эмар Сартр (фр. Jean-Paul Charles Aymard Sartre)
Жан-Поль Сартр родился в семье морского инженера, вскоре умершего, и Анн-Мари Сартр, двоюродной сестры Альберта Швейцера; учился в Высшей нормальной школе (Эколь Нормаль) (закончил в 1929), где познакомился с учившейся в Сорбонне Симоной де Бовуар, Раймоном Ароном и Мерло-Понти. После службы в армии (1929 — 1930) Сартр преподавал философию в одном из лицеев Гавра; в 1933 — 1934 Сартр стажировался во Французском институте в Берлине, а по возвращении во Францию — занимался в Париже преподавательской деятельностью. В 1938 Сартр выпустил свой первый и наиболее удачный философский роман "Тошнота"[1] и сборник рассказов под названием "Стена".
Во время Второй мировой войны Сартр, служивший метеорологом, попал в плен и провел 9 месяцев в концлагере (выпущен в апреле 1941). Вернувшись в Париж, Сартр вместе с друзьями организовал подпольную группу "Социализм и свобода", которая после ареста нескольких участников распалась. Однако Сартр не отчаялся и продолжил свою деятельность в движении Сопротивления (вместе с Камю). В этот период были написаны несколько пьес ("Мухи" 1943, "За запертой дверью" 1944) и объемное сочинение — "Бытие и ничто", главный труд Сартра, после чего он сделался признанным лидером экзистенциалистов.
После войны Ж.-П.Сартр вместе с Симоной де Бовуар и Мерло-Понти основал журнал "Новые времена", где регулярно печатал отдельные тома своих публицистических и литературно-критических очерков под названием "Ситуации". Известностью также пользовались его пьесы "Мертвые без погребения" (1946), "Почтительная потаскушка" (1946) и "Грязные руки" (1948), биографические исследования жизни и творчества Бодлера и Жене. В 1950-е годы Сартрсотрудничал с Французской коммунистической партией; выступал против французского колониализма в Алжире, вторжения СССР в Венгрию в 1956 и Чехословакию в 1968, войны во Вьетнаме (1959); в 1953 Сартр был избран членом Всемирного совета мира. В 1960-е Ж.-П.Сартр стал одним из кумиров студенческого движения, протестовавшего против "обуржуазившейся" культуры (события мая 1968). 22 октября 1964 Ж.-П.Сартр был удостоен Нобелевской премии, но отказался от нее, как и ранее от ордена Почетного легиона (1945).
Под конец жизни Сартр совсем ослеп, не мог больше писать, и потому давал интервью и обсуждал политические события с друзьями. Почти достигнув возраста 75 лет, философ умер 15 апреля 1980 в Париже и был похоронен на кладбище Монпарнас
Жан-Поль САРТР. Закованный в свободу
Жан-Поль Шарль Эмар Сартр (фр. Jean-Paul Charles Aymard Sartre)
Елена Травина
Сартр остается одной из самых неоднозначных и загадочных фигур ХХ века. Для одних он - выдающийся французский философ и активный участник движения Сопротивления. Для других - "увертюра к современности, последний жрец и могильщик старой французской культуры".
Такие разные оценки одного и того же человека означают, что он идеально совпал со своим временем, не оставив равнодушными ни соратников, ни противников. Как примерно в это же время самоанализ одного-единственного типичного невротического пациента по имени Зигмунд Фрейд превратился в психоанализ, так и мироощущение Сартра стало мироощущением целого поколения людей во всем мире.
Но в этом случае человек неизбежно превращается в миф. Пушкин становится "солнцем русской поэзии" и "нашим всем", одетая в "Шанель №5" Мэрилин Монро - возлюбленной мужской половины планеты, а Че Гевара - универсальным героем, пристально глядящим на зажравшийся мир с "клевых" футболок тинейджеров.
Сартр тоже стал мифом. Мифом о свободе и подлинности существования человека. О высокой и чистой любви, не омраченной бытовыми склоками. О великом предназначении, пронесенном, как факел, через всю жизнь.
"Здесь кое-кого не хватает"
Жан-Поль-Шарль-Эймар Сартр родился в 1905 г. Когда ребенку было немногим более года, умер его отец, и мать вернулась в родительский дом Шарля Швейцера. Швейцер, уроженец Эльзаса, преподавал немецкий язык, был обладателем ученой степени и автором учебников. Спустя полвека мстительный Жан-Поль в автобиографической повести "Слова" описывал атмосферу лицемерия и театральности, которая царила в доме.
Маленький ребенок был игрушкой для матери, годившейся ему, скорее, в старшие сестры, бабки, которую он называл мамой, и деда, который блистательно играл свою собственную роль. Единственной заслугой отца Сартр считал то, что тот умер молодым и не успел заняться воспитанием сына. Себя он вспоминает "опешившей тлей, существом без смысла и цели, ни богу свечка, ни черту кочерга".
Интересно, что в этой же семье выросла еще одна знаменитость - Альберт Швейцер, двоюродный дядя Сартра. Философ и миссионер, ставший глашатаем христианского гуманизма, видимо, не прочувствовал тлетворную атмосферу семьи и прожил жизнь с точностью до наоборот, по сравнению с выдающимся племянником. Объединяло их лишь то, что обоим с разницей в 12 лет были присуждены Нобелевские премии. Альберт получил ее за мир, а Жан-Поль демонстративно отказался получать за вышеупомянутую автобиографию.
На свете было много мальчиков, которые росли без отца, но не многие из них публично обвиняли семьи в своих настоящих или вымышленных несчастьях. И совсем уж единицы строили на этом всю жизнь. Внешне детство и отрочество Сартра прошли вполне благополучно. Он закончил престижную Эколь Нормаль и был предметом обожания родных, потакавших всем его прихотям и капризам.
Но это - для посторонних. Для него самого существовала другая реальность, в которой он был несчастен по вине семьи. Счеты с ней Сартр свел в своем капитальном труде на 3000 страницах "Идиот в семье. Гюстав Флобер от 1821 до 1857". Изломанная жизнь Флобера, с точки зрения Сартра, началась в тот момент, когда ему дали жизнь, заведомо зная, что он будет младшим сыном в семье.
Изломанная жизнь Сартра связана с тем, что его вообще решили родить, а родив, оставили единственным, без сестер и братьев. Были, правда, и объективные поводы для недовольства. Мальчик был безобразен, как Квазимодо: маленького роста, с редкими волосами, с косящим левым глазом и бельмом на правом. Психолог Альфред Адлер всю последующую жизнь Сартра назвал бы гиперкомпенсацией физического уродства. Несмотря ни на что, он должен был возвыситься над толпой.
Отныне вся жизнь была посвящена тому, чтобы быть самым неотразимым среди красивых и самым умным среди умных. Он хорошо запомнил фразу, брошенную как-то дедом на семейном празднике: "Здесь кое-кого не хватает. Я имею в виду Симонно". Симонно был гостем, отсутствие которого сразу заметно. Сартр должен был стать таким вот "Симонно", которого "не хватает", потому что главный здесь - он.
Чужое время
Со временем у Сартра всегда были нелады. И недаром он назвал свой философский труд "Бытие и ничто" - по аналогии с названием работы своего предтечи и оппонента Мартина Хайдеггера "Бытие и время". Первое, что бросается в глаза, это превращение времени в ничто, в пустоту. И время мстило Сартру, преследуя его всю жизнь несвоевременностью и несовпадениями.
Сам он считал "своим" отрезок между 1918 и 1939 гг. Люди жили, предчувствуя новую мировую войну и тем самым осознавая временность и переходность двух десятилетий. В то же время эти 20 лет были насыщены событиями, как никакие другие. Казалось, что должно родиться что-то новое из сцепления Ленина, Фрейда, сюрреализма, революций, джаза и немого кино.
Люди восхищались новыми словами: неоновая реклама, юпитеры, авто с низкой посадкой. Писали на языке без синтаксиса, который соответствовал бы скорости поезда в 120 км в час. А на такой скорости эти два десятилетия промелькнули очень быстро, оставив Сартра в недоумении: чье в действительности время прошло?
Хоть он и называл это время своим, но сам признавал, что был слишком молод, чтобы жить в нем полной жизнью. По его собственному выражению, он подсматривал за ним в замочную скважину. Но, начав подсматривать в 13 лет, он продолжал это делать и в 30, что несколько поздно для подросткового вуайеризма.
В это время Жан Кокто, еще один мальчик без отца, удивлял Париж своими выходками и искрометным весельем. Но он был старше на 10 лет и плавал в своем времени, как рыба в воде. Сартр же погрузился с головой в узкий круг интеллектуалов, ведущих, казалось бы, вневременные философские диспуты. То, что они окажутся очень ко времени, выявится через несколько лет.
В 1929 г. произошло очень важное событие в его жизни, имевшее далеко идущие последствия для целого поколения людей. Сартр познакомился с Симоной де Бовуар (Бобром, как называли ее друзья), красавицей-философиней, жаждущей бороться с буржуазными предрассудками.
Совместная программа борьбы сводилась к трем основным пунктам. Их союз держится на основе свободной любви, что не запрещает случайных связей на стороне. Они отказываются заводить потомство, которое сковывает творчество и вносит в жизнь элементы иррациональности. Каждый идет собственным путем в творчестве, видя в другом первого читателя и критика.
Идеальная пара двух философов вызвала немало пересудов в парижском обществе, которое еще не было готово к таким вывертам. Но пройдут три десятилетия, и неразрывный союз двух стариков послужит примером для тысяч молодых.
Несостоявшийся поэт Орильяка
Пока же Сартр медленно брел по литературной стезе, на которую ступил еще в детстве. Именно тогда дед одобрил его детское бумагомарание и направил этот процесс в нужное русло. Писать следовало серьезные тексты, раскрывающие суть вещей. Эдакий литературный импрессионизм - впечатления от увиденного.
Дед даже нарисовал картину всей его последующей жизни, которая, правда, не слишком вдохновила мальчика. Литература должна была стать побочным источником существования. Доход мог приносить лишь труд преподавателя, как то было с самим дедом. Но зато ненастными осенними вечерами можно было переводить белым стихом Горация и сочинять собственные поэмы.
После кончины внука найдут в письменном ящике стола неизвестные труды: мысли о море, небольшая комедия и эссе о памятниках Орильяка, написанные изящным слогом. Все это будет издано благодарными учениками, и придет посмертная слава.
Наверное, в ужасе от такой перспективы, Сартр решил форсировать события и добиться славы еще при жизни. В 1927 г. он пишет роман "Поражение", основанный на истории отношений Ницше - Вагнер - Козима, затем сочиняет пьесы и, наконец, свой первый знаменитый роман "Тошнота".
Как современный молодой человек, Сартр был знаком с трудами Фрейда, но, по его утверждению, они не оказали на него влияния. Скорее, даже наоборот: сторонник сознательности действий и ответственности за свои поступки, он яростно сопротивлялся идее вытеснения в область бессознательного представлений о самом себе.
На самом деле, и бесчисленные самокопания, запечатленные в романах, и труд о Флобере есть свидетельства увлечения психоанализом, сопротивление бессознательному желанию довести до сознания вытесненные когда-то мысли и чувства.
К этому же времени относится и изучение философии, без которой оказалось невозможно понять мысли и поступки себя самого и своих героев. Сартр начал с Анри Бергсона, провозгласившего в качестве подлинной и первоначальной реальности жизнь. Затем перешел к феноменологии Эдмунда Гуссерля, которая заинтересовала его своей направленностью на мир. Это вырывало из объятий академической науки, утверждавшей, что философия завершена, и приводило к реальному миру и размышлениям о месте в нем человека.
Затем пришло время экзистенциализма Мартина Хайдеггера.
Философия военного времени
Приход к экзистенциализму совпал по времени с завершением мирного периода в Европе. Труд Хайдеггера, созданный после поражения Германии в Первой мировой, со всем вытекающим отсюда пессимизмом, оказался созвучен настроению поколения Сартра. Тех людей, которые ощущали свою жизнь как краткое время между двумя войнами. Они видели, что рушится старый мир. Они предлагали действие взамен прекраснодушных иллюзий. Новый мир будет таким, каким его создадут.
В это же время активно действовали на поприще построения нового мира и порядка Сталин, Гитлер, Муссолини. В их руках были реальные рычаги власти, с помощью которых можно было заставить всех жить счастливо. И это счастье для себя, в общем-то, оказывалось у всех одинаковым. За 20 лет без войны Европа стала единой в упоении тоталитаризмом.
Выросло поколение черно-белого кино, не признающее красок. Поколение немого кино, где все было расчислено и известно наперед, где фильм заканчивался мгновенным аккордом тапера. Затем оно превратилось в поколение войны и лагерей для военнопленных, где сразу было ясно, кто друг, а кто враг.
Объединять людей должна была простая философия, говорящая: кто не с нами, тот против нас. Сартр предложил свой вариант.
Главный философский труд - "Бытие и ничто" - вышел в 1943 г. Ему предшествовали философские размышления, дневники, письма к Симоне де Бовуар, выживание в лагере для военнопленных. Оттуда, согласно одним источникам, он бежал, согласно другим - был освобожден по состоянию здоровья (как школьник от физкультуры).
Прочитать эту работу Сартра в состоянии лишь небольшая часть интеллектуалов, понять - горстка элиты. Философские размышления Сартра, действительно, очень тяжелы для не специалистов. Представление о способе изложения материала может дать даже небольшая цитата из "Дневников странной войны", которые подготавливали появление капитального труда. "Появление Ничто может иметь место не иначе, как на фоне бытия, которое не есть. Отсутствие, каковым является сознание, может быть отсутствием не иначе, как перед неким присутствием. Непротяженность возникает на фоне протяженности и как отрицание для себя самой этой протяженности. Вообще говоря, для-себя-бытие может возникнуть лишь в связи с целостностью в-себе-бытия, которое его в себе заключает. Для-себя-бытие удерживает перед собой и вокруг себя в-себе-бытие как то, что есть. Оно нуждается в Бытии, чтобы не быть".
Для непосвященных Сартр пишет облегченный вариант этой работы, в которой попросту излагает основы философии экзистенциализма. Но, спускаясь с философических вершин, он сам перестает быть философом и превращается в идеолога. Это напоминает до боли знакомый лозунг о том, что философы должны изменить мир.
Собственно, сама работа является по пафосу этаким "Манифестом Коммунистической партии" от фракции экзистенциалистов. Жанр востребован всегда, новейший его образчик - "Книга воина света" Пауло Коэльо.
Посылка, от которой отталкивается Сартр, выстраивая экзистенциальную философию, состоит в том, что существование (existentia) предшествует сущности. То есть человек рождается, а уже затем его сущностью становится все то, что он нарабатывает в течение жизни. Из этой посылки следует несколько далеко идущих выводов.
Во-первых, что в построениях Сартра нет места Богу, пусть даже вынесенному за скобки в качестве перводвигателя или Автора проекта. Во-вторых, что человек становится человеком не сразу после рождения, а лишь впоследствии. Причем таким человеком, каким он сделает себя сам. В-третьих, что человек, получивший во владение свое собственное бытие, получает в придачу и всю ответственность за него.
Эта ответственность распространяется не только на его личное существование, но и на всех людей вообще. Человек выходит за рамки своей субъективности и, выбирая себя, выбирает одновременно других людей.
Далее - уже проще. Ни один нормальный человек не пожелает себе зла, ибо зло не является ценностью. То, что человек выбирает, - всегда благо. Но это благо для нас всегда является и благом для всех.
Человек, свободный в своем выборе блага, изобретает свой собственный закон. Ведь над ним нет Бога, который дал бы ему идеи блага и закона. А раз нет Бога, то, ссылаясь на авторитет Раскольникова, Сартр утверждает, что "все дозволено". Собственно, в этом и состоит исходный пункт экзистенциализма.
Таким образом, человек "осужден быть свободным": заброшенный в мир волею тупых родителей, он отныне отвечает за все, что сделает. Выбирая собственную свободу, он выбирает и свободу для остальных, то есть ищет цель вовне. Так экзистенциализм становится учением о действии.
Неподлинность
Слава пришла к Сартру после войны. Это сладкое слово "свобода" напоминало о себе отовсюду. Страна-победительница, освободившая себя, а вместе с союзниками и весь мир, стала обладательницей философии, в основу которой в очередной раз была положена идея свободы. При этом все в большей мере стала выявляться несвобода и неподлинность самого автора проекта.
Слово "подлинность" было чуть ли не самым любимым словом Сартра до войны. Он бесконечно рефлексировал над своими мыслями, чувствами и поступками, пытаясь оценить их с точки зрения подлинности. Союз с Бобром - это подлинность, ложь любовнице - неподлинность и т.д. Но неподлинный человек не может быть свободным. Поэтому перед Сартром было два пути: либо уйти от деления мира на белое и черное, либо потихоньку отказаться от употребления этого слова.
Произошло и то, и другое. Мир оказался ярче, и слово осталось где-то в прошлом. А иначе как можно было бы объяснить освобождение из плена? Или то, что вскоре после этого Сартр занял место уволенного правительством Виши профессора-еврея? Что пьеса "Мухи" была представлена в оккупированном Париже?
Несмотря на приклеенный к Сартру ярлык "активного участника Сопротивления", он не был таковым. Но был ли коллаборационистом? Все гораздо сложнее. Лишь немногие французские писатели в годы фашистской оккупации сделали выбор в пользу абсолютного небытия литературы. При этом такой выбор был и признанием собственного поражения перед лицом врага. Большинство же сотрудничало с издательствами, подконтрольными немецким властям.
Многие сотрудничали, имея в кармане большую фигу. Жан Полан, главный редактор "Нувель ревю франсэз", печатал в нем абсолютно аполитичные тексты. Но одновременно издавал нелегальный журнал "Французская словесность", который стал рупором несогласия с порядками вишистской Франции.
Несколько месяцев существовала группа "Социализм и свобода", созданная Сартром и де Бовуар. С одной стороны, они подвергали себя опасности, печатая листовки, расклеивая их на улицах и раздавая прохожим. Но с другой - от всего веяло какой-то театральщиной. Листовки даже вручали немцам, предварительно удостоверившись, что те не понимают по-французски. Группа приказала долго жить, когда в стране стали активно действовать голлисты. Сартр не пришел в стан участников Сопротивления, но стал активно дописывать "Бытие и ничто".
Складывается такое впечатление, что создание группы было данью детскому увлечению комиксами с героем, который в каждом очередном выпуске всех освобождал. Реальное же освобождение оказалось делом трудным и опасным. Ведь его могли убить, и он тогда бы не выполнил своего великого предназначения.
Сартр ушел в тень, но осадок несоответствия идеалу остался. Есть мнение, что послевоенная активность Сартра, когда он лез на рожон, критикуя всех и вся, была своеобразной компенсацией неудавшегося геройства времен войны. А тезис об онтологической невиновности человека выдвигался в противовес призывам покаяться.
Сартр стал знаменит, достигнув вершины своей неподлинности. Одной из первых это поняла верный Бобр.
В 1949 г. она почти решила расстаться с Сартром, влюбившись без памяти в американца. Для нее было даже безразлично, что он живет в отвратительном буржуазном домике с зеленым газончиком у входа и дарит ей шелковое белье.
Превратившись из трудяги и аскета Бобра в мягкого и податливого бобренка, она почти решилась зачеркнуть годы своих триумфов, когда великий человек Сартр говорил, что она - единственная, кто его понимает. И годы своих унижений, когда она была вынуждена подыскивать любовниц для своего Поля, чтобы он не нашел их на стороне и процесс не вышел бы из-под ее контроля. Но Сартр не мог допустить, чтобы хоть малейшая тень оказалась брошена на идеальный союз двух философов, который должен был стать эталоном отношений между полами.
Люди попроще могли жениться и выходить замуж, заводить детей, передавая им всю "гнусность и низость существования". Избранные же были предназначены к актам духовного творения мира. И каждый был волен сам выбирать свою судьбу.
Я - нарцисс?
В ХХ веке люди резко изменили свой образ жизни и представления о мире. Стали уходить в прошлое патриархальные отношения, которые давали главе семьи почти неограниченную власть. Появились большая свобода и ответственность. Свобода выбирать дорогу в жизни и ответственность за сделанный выбор. Европейцы сделали еще один шаг по пути индивидуации или самоактуализации личности.
Но как всегда бывает, процесс шел в двух направлениях: внутрь себя и вовне. Первый путь предложили психологи. Постулируя бессознательное, они показали дорогу к лучшему пониманию себя и к самосовершенствованию. Это был путь одиночек, поскольку предполагал изменения только в самом себе.
Второй путь предложили идеологи. Люди уже созрели настолько, чтобы выйти из-под контроля отца, но не настолько, чтобы удержать его власть от передачи идейному вождю. Это был путь вовне, к переделке мира и манипулированию массовым сознанием. Здесь нерасторжимыми оказывались свобода одного и свобода всех.
Второй путь предполагал существование некоего авторитета в образе президента, рейхсканцлера или генерального секретаря, который бы поделился частью своей свободы с согражданами. При этом такой вождь обязательно должен был быть "нарциссом" Так называют в психоанализе человека, любящего лишь себя, считающего себя точкой отсчета. Обычно такие люди отличаются грандиозным ощущением собственной значимости. Они уверены в своей уникальности, избранности и нуждаются лишь в одном - в восхищении окружающих.
Такие люди становятся политиками, юристами, актерами - людьми публичных профессий, которые всегда находятся в центре внимания. Сартр стал идеологом. Пустоту вокруг себя он заполнял неимоверным количеством слов. Окружающих использовал в собственных целях, приковав к себе общей свободой. Но именно это слово и оказывалось решающим во всеобщей зачарованности экзистенциализмом.
Во время студенческих волнений 1968 г. молодые люди не сильно вникали в философские тонкости. Их больше интересовала свобода сексуальных отношений и возможность разорвать связь с поколением отцов путем битья витрин. Немолодой уже Сартр стал поп-идолом.
По сути дела, из Сартра и его мировоззрения выросло целое поколение. Поколение хиппи, поколение рок-фестиваля в Вудстоке, поколение фильмов про "Эмманюэль".
Он громогласно протестовал против Вьетнамской войны, против вторжения американских войск на Кубу, против ввода советских войск в Прагу. Вместе с молоденькими студентами распространял маоистские листовки на улицах Парижа. Отказался получать Нобелевскую премию по литературе в 1964 г.
Но создается такое впечатление, что все эти действия просто поддерживали интерес к его особе. Были своеобразными пиаровскими акциями. Надо было соответствовать мифу о себе. Ведь никого не интересовали давно потерянные Сартром свобода и подлинность.
Великая и чистая любовь нашла свой конец с удочерением Сартром молоденькой любовницы-алжирки, которая не пускала Симону де Бовуар на порог дома.
Великое предназначение, пронесенное, как факел, через всю жизнь? Провести западный мир через бунты подросткового возраста, позволив перебеситься.
Жан-Поль Сартр умер в 1980 г., и в последний путь его провожали 50 000 человек, благодарные своей молодости.