Биография -> Джованни Понтано, Понтан, Понтанус (итал. Giovanni Pontano, лат. Iovianus Pontanus) (цитаты)



Джованни Понтано, Понтан, Понтанус (итал. Giovanni Pontano, лат. Iovianus Pontanus)

Джованни Понтано, Понтан, Понтанус (итал. Giovanni Pontano, лат. Iovianus Pontanus)


(7 мая 1426, Черрето-ди-Сполето, Умбрия — 17 сентября 1503, Неаполь)


Биография

Джованни Джовиано Понтано был родом из местечка Черрето (Умбрия), образование получил в университете Перуджи. В 1447 г. поступил на службу к неаполитанскому королю Альфонсу V Арагонскому, стал видным государственным деятелем, занимал министерские посты и при преемнике Альфонса V - короле Фердинанде I. Дипломатические усилия Понтано были направлены на установление мира между итальянскими государствами. Будучи воспитателем сына Фердинанда I Альфонса, написал для него дидактический трактат этико-политического содержания «Государь» (De principe, издан в 1490). Нарисованный Понтано образ идеального правителя, нравственно совершенного, исполненного мудрости, реализма и творческих сил, явился своеобразным воплощением гуманистических представлений о человеке. Благосостояние государства, всего общества Понтано ставил в прямую зависимость от доблести правителя, движимого чувством долга, гражданской ответственности.

В течение многих лет Понтано возглавлял основанную его учителем Панормитой гуманистическую академию, получившую его имя - Accademia Pontaniana. На собраниях этого кружка гуманистов дискутировались вопросы философии, поэзии, астрологии. В историю итальянского гуманизм Понтано вошел как выдающийся латинский поэт и писатель, автор многочисленных лирических стихов: «Любовные элегии, или Партенопеец», «Ямбы», «Лира» и др., эклог «Лепидина», «Мелизей», дидактических поэм «Метеоры», «О садах Гесперид». Ему принадлежит ряд сатирических диалогов, в которых заметно влияние Лукиана - «Харон»,1467, «Осел»,1488, «Акций», «Эгидий»,1501, «Антоний»,1488. Проникнутые духом языческой мифологии, диалоги Понтано, особенно «Харон», исполнены в то же время острых критических наблюдений над современными нравами, а также религией и церковью.

Гуманиста глубоко интересовали проблемы этики, что нашло отражение в целой серии трактатов на моральные темы: «О Фортуне»,1500, «О благоразумии», «О повиновении»,1470,напечатан в 1490, «О мужестве», «О щедрости», «О великодушии» и др. Идеи аристотелизма и стоицизма получили в трактатах Понтано оригинальную интерпретацию. кардинальное этическое понятие «добродетель» рассматривается в них как доблестные деяния, ценные сами по себе (а не в общественном их восприятии), преследующие при этом не только честь - Понтано не склонен вслед за стоиками абсолютизировать это понятие, - сколько пользу для самого индивида. Однако индивидуализированное понимание добродетели вписывается в этике Понтано в идею гармонии человека и общества. Его нравственный идеал предполагает не уединение, а разностороннее и полнокровное восприятие жизни. На первом плане среди добродетелей у Понтано оказываются разумная умеренность и здравомыслие. Разуму и знаниям гуманист придает огромное значение в достижении человеком земного счастья. Гражданская и политическая жизнь успешно развиваются , опираясь на широкую практику ораторского искусства, полагал он, и, подобно Полициано, видел в поэзии силу, способную вести человечество по пути цивилизации (идею взаимодействия поэзии и истории Понтано развивает в диалоге «Акций»).

В творчестве Понтано особое место занимают сочинения по астрологии, к которой он проявлял особый интерес. Это трактат «О небесных явлениях»,1475-1495, и дидактическая поэма «Урания». В трактате Понтано выступил с критикой положений Джованни Пико делла Мирандола, изложенных в его «Рассуждениях против божественной астрологии». Опираясь на античных авторов, Понтано отстаивал теорию астрального детерминизма.

Политические идеи Понтано, его глубокая реалистическая оценка событий, свидетелем которых он был, анализ международных отношений его времени, когда Италия вступала в полосу непосредственно затрагивающих ее франко-испанских войн, нашли отражение в обширной переписке Понтано. Ему принадлежит также историческое сочинение «О неаполитанской войне»,1494.

Из сочинений Понтано на русском языке опубликован диалог «Харон» (в кн.«Итальянские гуманисты 15 века о церкви и религии». М.,1963) и трактат «Государь» (в кн.«Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения /XV век /». М.,1985).

(По изд.: Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения. М.,1985. С.314-316).

Произведения

Amorum libri (1455-58)
Charon (1467-91)
Urania (1476)
Asinus (1486-90)
Antonius (1487)
Meteororum libri (1490)
Hendecasyllabi seu Baiarum libri (1490-1500)
De principe (1493)
De liberalitate (1493)
Lepidina (1496)
Actius (1499)
Aegidium (1501)
De hortis Hesperidum (1501)
De fortuna (1501)