Эрик Хоффер (англ. Eric Hoffer)
(25 июля 1902 – 21 мая 1983)
Биография
Когда ему было семь лет, внезапно умерла его мать, и мальчик остался на попечении у гувернантки. В том же году он ослеп без видимой на то причины.
Эрик Хоффер родился 25 июля 1902 года в Нью-йоркском пригороде Бронкс в семье немецких иммигрантов. Слепого мальчика не приняли даже в начальную школу. Он провел в кромешной тьме восемь долгих лет детства.
В возрасте пятнадцати лет, снова при невыясненных обстоятельствах, зрение вновь вернулось к нему. Врачи не могли объяснить такую перемену и предупредили Эрика, что он вновь может ослепнуть в любую минуту. Подгоняемый отчаянием, Хоффер принялся читать все, что попадалось под руку, используя каждое мгновение, чтобы попытаться вместить в себя как можно больше слов и знаний, до того, как вновь наступит темнота.
В этом же году заболел отец, и семья начала неуклонное скольжение вниз, к нищете. Мальчику пришлось найти работу, чтобы они с отцом не умерли с голоду. Большого выбора не было: пятнадцатилетний парень без начального образования мог рассчитывать только на самую грязную и низкооплачиваемую работу. Сейчас ему было не до школы.
Хоффер так никогда и не получил формального образования. Он не провел ни одного дня в школе или в университете. Все знания он добыл самостоятельно, из книг, которые постоянно носил с собой. Время, когда его сверстники учились в школе, Хоффер провел в слепоте и одиночестве. В те годы, когда его ровесники обучались в колледжах и университетах, молодой батрак выполнял самую тяжелую работу: грузчик в порту, посудомойщик в кафе и ресторанах, дровосек, железнодорожный разнорабочий.
Где бы он ни был, у него всегда в кармане лежала книга. Хоффер позже вспоминал, что первые свои книги он выбирал исключительно по размеру, толщине и величине шрифта: в карманы помещались лишь небольшие книги. Идеальным вариантом для него была толстая книга небольшого размера с мелким шрифтом. Первой книгой, которая целиком удовлетворяла этим критериям, был сборник эссе Монтеня.
В 1920 году, когда Эрику было восемнадцать лет, умер его отец. Больше ничего не удерживало его в Нью-Йорке. Один, без денег, образования и каких-либо социальных перспектив, он принял решение перебраться на юго-запад, в Калифорнию, где было проще жить без денег. «После смерти отца, — вспоминал он потом, — я понял, что мне придется заботиться о себе самому. Я уже определенно знал несколько вещей: во-первых, что не хочу работать на фабрике; во-вторых, что не вынесу зависимости от благосклонности какого-нибудь начальства; в-третьих, что всегда буду бедным; в-четвертых, что мне надо уехать из Нью-Йорка. Логика подсказала, что для бедного самый лучший край — Калифорния».
Следующие двадцать лет он провел в дороге, без постоянного места жительства, слоняясь по Калифорнии, переходя с одной сезонной работы на другую. Все это время он не переставал читать книги, которые брал в библиотеках.
До 1941 года он продолжал вести кочевую жизнь, перебираясь с места на место в поисках работы для «поддержания жизни». С наступлением войны он попытался записаться в армию, но не прошел медицинскую комиссию. Тогда он вступил в союз портовых грузчиков, и проработал в порту следующие двадцать пять лет, до 1967 года. Несколько дней в неделю он выполнял самую тяжелую физическую работу в порту, а все остальное время посвящал чтению. Постепенно он принялся записывать свои мысли, которые начали оформляться в будущую книгу.
Его первая — и самая значительная — книга вышла в 1951 году. Она называлась «True Believer» («Истинноверующий»). Эта работа была совершенно не похожа на все книги того времени. Она целиком игнорировала все модные направления той поры, в особенности фрейдизм, который тогда целиком поглотил всю американскую психологическую науку. Избегая академического истеблишмента, Хоффер написал совершенно оригинальную книгу, полную чеканных, ярких и удивительно лаконичных мыслей о природе власти, общественных движений и внутренней жизни людей.
Пятьдесят лет спустя, первая книга Хоффера появилась на русском языке. Ее вес и значимость только усилились со временем. Написанная всего лишь несколько лет спустя окончания второй мировой войны, во времена, когда мечты о всеобщем мире и братстве сменились горькой реальностью нового витка военного противостояния и безысходностью холодной войны между двумя сверхдержавами, работа Хоффера по-прежнему радикальна для серого большинства, а его высказывания так же остры и неприятны для уха обывателя. И мыслей там по-прежнему больше, чем слов.
До сих пор ученый мир и «широкая общественность» не знают, что делать с Хоффером. Ему приклеивают ярлыки «современного Макиавелли» и эксцентрика. Двадцать лет спустя его смерти и пятьдесят лет после первого издания «Истинноверующего» имя Эрика Хоффера по-прежнему мало известно, особенно русскоязычному читателю.
Книга «Истинноверующий» — это пронзительный взгляд на человеческое общество со стороны. Столь ясное описание природы людей мог дать только аутсайдер, никогда не нашедший своего места в современном обществе.
Даже став почетным профессором университета в Беркли, Хоффер проводил лекции в рабочей одежде и являлся на заседания ученого совета после тяжелой физической работы в порту. Он прожил всю жизнь в одиночестве, но никогда не тяготился им. Он говорил, что подлинная тоска и одиночество заключаются в неспособности быть наедине с самим собой и думать самостоятельно.
В 1982 году президент Рейган вручил Эрику Хофферу Президентскую Медаль Свободы (Presidential Medal of Freedom) — высший правительственный знак отличия, который может получить гражданское лицо в США.
«Истинноверующий» входит в обязательную программу курса «Политика». Объемом всего в сотню страниц, она содержит в себе концентрированную мудрость — результат многолетнего анализа, размышлений, упорного труда и постижения человеческой природы. Эту книгу нельзя прочитать один раз. С каждым новым прочтением она открывает новые глубинные слои мысли. Выпуск первой книги Хоффера — истинный гражданский поступок издательства «Альпина бизнес букс», или, как говорят на родине автора, «social service» — «услуга обществу».
Жизнь Хоффера оставила ему мало места для иллюзий. В «Истинноверующем» нет водянистых рассуждений, небрежного бряцания своей ученостью, рисования и самолюбования, коими грешат многие работы ученых, имеющих деньги, семью, хорошо оплачиваемую престижную должность и другие атрибуты социального статуса.
Одна из основных мыслей этой книги — страстное увлечение окружающим миром или личной жизнью других людей является попыткой компенсировать отсутствие смысла в нашей собственной жизни. Эта книга до сих пор является лучшим объяснением существования любой общественной организации, религии, политической партии или культа, а также причин увлечения людьми массовыми движениями — от террористических организаций до уличных группировок.
Эрик Хоффер значительно опередил свое время. Пятьдесят лет спустя публикации «Истинноверующего» эта книга до сих пор остается одним из самых значительных и самых недооцениваемых произведений нашего времени.