Биография -> Жюль Ренар (фр. Pierre-Jules Renard) (цитаты)



Жюль Ренар (фр. Pierre-Jules Renard)

Жюль Ренар (фр. Pierre-Jules Renard)


(22 февраля 1864, Шалон-дю-Мен, деп. Майенн — 22 мая 1910, Париж)


ru.wikipedia.org

Биография

Детства у будущего писателя фактически не было, обстановка в родительском доме всегда оставалась невыносимо тяжелой. Отец Ренара, подрядчик на дорожном строительстве, покончил с собой (застрелился из охотничьего ружья), авторитарная мать была психически неуравновешенной, подозревают, что и ее смерть (она упала в колодец) была самоубийством. С девятилетнего возраста Ренар жил «в людях»: учился в лицее г. Невер, где жил в пансионе, в 1881 переехал в Париж, чтобы поступить в Эколь Нормаль, но не стал поступать из-за недостатка средств. Подрабатывал гувернерством, перебивался случайными заработками, литературной поденщиной. С 1887 был близок к кругу Рашильд и новому издательству «Меркюр де Франс», однако не разделял его символистской программы, в частности — решительно не принимал творчества Малларме. В 1894 познакомился с Тулуз-Лотреком: Лотрек иллюстрировал сборник микроновелл Ренара «Естественные истории» (1894), оставил портрет писателя. В период дела Дрейфуса Ренар принял сторону дрейфусаров, выступал против агрессивно-националистических настроений, охвативших в тот период французское общество. Был близок к социалистам: печатался в основанной Жоресом газете Юманите, в 1904 был избран от партии социалистов мэром бургундского городка Шитри-сюр-Мин (здесь, когда Шитри еще был деревней, крестьянствовал дед Ренара, тут жил его отец и с двухлетнего возраста жил он сам). Всю жизнь страдал повышенным давлением, скончался от атеросклероза.


Феликс Валлотон. Портрет Жюля Ренара, 1898

Феликс Валлотон. Портрет Жюля Ренара, 1898


Творчество

Творчество Ренара развивает принципы Флобера, соединяя скрупулезную точность описания и анализа с поиском «единственно верного слова», характерным скорее для лирики (сам автор считал конфликт между точностью прозы и красотой поэзии главным для себя и самым болезненным). Радикальной практикой фрагментарного, скупого на выразительность письма Ренар (таково, в частности, мнение Сартра) как никто другой до предела развил возможности реалистической эстетики, но и с драматизмом продемонстрировал ее границы.

Из прозы Ренара (он писал еще и драмы, поскольку единственной возможностью литературного успеха в этот период был выход на театральную сцену), наиболее известны автобиографическая повесть «Рыжик» (1894) и опубликованный уже после смерти автора «Дневник» (1925—1927), который он вел в 1887—1910 и который дает детальное представление о его писательской лаборатории и о литературной жизни Франции в переломный период на рубеже XIX—XX веков.


Памятник Рыжику и его автору

Памятник Рыжику и его автору


Признание

В 1907 году был избран членом Гонкуровской академии, его кандидатуру выдвинул и горячо поддерживал Октав Мирбо. Поиски Ренара, неоднозначность его писательского облика привлекали Сартра, приверженцев нового романа, писателей группы УЛИПО (Жорж Перек и др.). Афористичность письма сделала ренаровскую прозу, особенно «Дневники», богатым источником ходовых цитат и крылатых слов.

На тексты из книги Ренара «Естественные истории» написал музыку Морис Равель. Повесть «Рыжик» был многократно экранизирована (1932, 1952, 1972, 1996, 2003). О писателе снят документально-игровой фильм «Жюль Ренар, жизнь и творчество» (1972)

Сводные издания

Oeuvres / Textes etablis, annotes et presentes par Leon Guichard. Paris: Gallimard, 1970-71 (переизд. 1987)

Публикации на русском языке

* Избранное. М.: ОГИЗ, 1946
* Рыжик. М.: Гос. изд-во художественной лит-ры, 1958
* [Рассказы]// Французская новелла XIX века. Т. 2. М.-Л.: Гос. Изд-тво художественной литературы, 1959
* Дневник. Избранные страницы. М.: Художественная литература, 1965 (переизд.: Калининград: Янтарный сказ, 1998)
* [Рассказы]// Французская новелла двадцатого века, 1900—1939. М.: Художественная литература, 1973, с.64-79

Литература

* Rachilde. Portraits d’hommes. Paris: Mercure de France, 1930
* Guichard L. L'?uvre et l'ame de Jules Renard. Paris: Librairie Nizet et Bastard, 1935
* Nardin P. La langue et le style de Jules Renard. Paris: E. Droz, 1942
* Knodel A. Jules Renard as critic. Berkeley: University of California Press, 1951
* Schneider P. Jules Renard par lui meme. Paris: Editions du Seuil, 1956
* Pollitzer M. Jules Renard, 1864—1910; sa vie, son ?uvre. Paris: La Colombe, 1956
* Autrand M. L’humour de Jules Renard. Paris: Klincksieck, 1978
* Rosenstiehl A. Le journal de Jules Renard. Paris: Seuil, 2002
* Сартр Ж.-П. Скованный путами. Заметки о «Дневнике» Жюля Ренара [1944]// Сартр Ж.-П. Ситуации. М.: Ладомир, 1997, с.317-335.

Дата публикации 12/01/2011.