Жюль Ренар (фр. Pierre-Jules Renard)
(22 февраля 1864, Шалон-дю-Мен, деп. Майенн — 22 мая 1910, Париж)
ru.wikipedia.org
Биография
Детства у будущего писателя фактически не было, обстановка в родительском доме всегда оставалась невыносимо тяжелой. Отец Ренара, подрядчик на дорожном строительстве, покончил с собой (застрелился из охотничьего ружья), авторитарная мать была психически неуравновешенной, подозревают, что и ее смерть (она упала в колодец) была самоубийством. С девятилетнего возраста Ренар жил «в людях»: учился в лицее г. Невер, где жил в пансионе, в 1881 переехал в Париж, чтобы поступить в Эколь Нормаль, но не стал поступать из-за недостатка средств. Подрабатывал гувернерством, перебивался случайными заработками, литературной поденщиной. С 1887 был близок к кругу Рашильд и новому издательству «Меркюр де Франс», однако не разделял его символистской программы, в частности — решительно не принимал творчества Малларме. В 1894 познакомился с Тулуз-Лотреком: Лотрек иллюстрировал сборник микроновелл Ренара «Естественные истории» (1894), оставил портрет писателя. В период дела Дрейфуса Ренар принял сторону дрейфусаров, выступал против агрессивно-националистических настроений, охвативших в тот период французское общество. Был близок к социалистам: печатался в основанной Жоресом газете Юманите, в 1904 был избран от партии социалистов мэром бургундского городка Шитри-сюр-Мин (здесь, когда Шитри еще был деревней, крестьянствовал дед Ренара, тут жил его отец и с двухлетнего возраста жил он сам). Всю жизнь страдал повышенным давлением, скончался от атеросклероза.
Феликс Валлотон. Портрет Жюля Ренара, 1898
Творчество
Творчество Ренара развивает принципы Флобера, соединяя скрупулезную точность описания и анализа с поиском «единственно верного слова», характерным скорее для лирики (сам автор считал конфликт между точностью прозы и красотой поэзии главным для себя и самым болезненным). Радикальной практикой фрагментарного, скупого на выразительность письма Ренар (таково, в частности, мнение Сартра) как никто другой до предела развил возможности реалистической эстетики, но и с драматизмом продемонстрировал ее границы.
Из прозы Ренара (он писал еще и драмы, поскольку единственной возможностью литературного успеха в этот период был выход на театральную сцену), наиболее известны автобиографическая повесть «Рыжик» (1894) и опубликованный уже после смерти автора «Дневник» (1925—1927), который он вел в 1887—1910 и который дает детальное представление о его писательской лаборатории и о литературной жизни Франции в переломный период на рубеже XIX—XX веков.
Памятник Рыжику и его автору
Признание
В 1907 году был избран членом Гонкуровской академии, его кандидатуру выдвинул и горячо поддерживал Октав Мирбо. Поиски Ренара, неоднозначность его писательского облика привлекали Сартра, приверженцев нового романа, писателей группы УЛИПО (Жорж Перек и др.). Афористичность письма сделала ренаровскую прозу, особенно «Дневники», богатым источником ходовых цитат и крылатых слов.
На тексты из книги Ренара «Естественные истории» написал музыку Морис Равель. Повесть «Рыжик» был многократно экранизирована (1932, 1952, 1972, 1996, 2003). О писателе снят документально-игровой фильм «Жюль Ренар, жизнь и творчество» (1972)
Сводные издания
Oeuvres / Textes etablis, annotes et presentes par Leon Guichard. Paris: Gallimard, 1970-71 (переизд. 1987)
Публикации на русском языке
* Избранное. М.: ОГИЗ, 1946
* Рыжик. М.: Гос. изд-во художественной лит-ры, 1958
* [Рассказы]// Французская новелла XIX века. Т. 2. М.-Л.: Гос. Изд-тво художественной литературы, 1959
* Дневник. Избранные страницы. М.: Художественная литература, 1965 (переизд.: Калининград: Янтарный сказ, 1998)
* [Рассказы]// Французская новелла двадцатого века, 1900—1939. М.: Художественная литература, 1973, с.64-79
Литература
* Rachilde. Portraits d’hommes. Paris: Mercure de France, 1930
* Guichard L. L'?uvre et l'ame de Jules Renard. Paris: Librairie Nizet et Bastard, 1935
* Nardin P. La langue et le style de Jules Renard. Paris: E. Droz, 1942
* Knodel A. Jules Renard as critic. Berkeley: University of California Press, 1951
* Schneider P. Jules Renard par lui meme. Paris: Editions du Seuil, 1956
* Pollitzer M. Jules Renard, 1864—1910; sa vie, son ?uvre. Paris: La Colombe, 1956
* Autrand M. L’humour de Jules Renard. Paris: Klincksieck, 1978
* Rosenstiehl A. Le journal de Jules Renard. Paris: Seuil, 2002
* Сартр Ж.-П. Скованный путами. Заметки о «Дневнике» Жюля Ренара [1944]// Сартр Ж.-П. Ситуации. М.: Ладомир, 1997, с.317-335.
Дата публикации 12/01/2011.