Мудрые мысли

Лев Николаевич Толстой (Lev Nikolaevich Tolstoj)

Лев Николаевич Толстой (Lev Nikolaevich Tolstoj)

(28 августа (9 сентября) 1828, Ясная Поляна, Тульская губерния, Российская империя — 7 (20) ноября 1910, станция Астапово, Тамбовская губерния, Российская империя)

Граф — один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, чьё авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по разряду изящной словесности (1900).

Цитата: 460 - 476 из 675

Погибла ли я для любви князя Андрея, или нет?» — спрашивала она себя и с успокоительной усмешкой отвечала себе: «Что я за дура, что я спрашиваю это? Что ж со мной было? Ничего. Я ничего не сделала, ничем не вызвала этого. Никто не узнает, и я его больше не увижу никогда, — говорила она себе. — Стало быть, ясно, что ничего не случилось, что не в чем раскаиваться, что князь Андрей может любить меня и такою. Но какою такою? Ах Боже, Боже мой! Зачем его нет тут!» Наташа успокоивалась на мгновенье, но потом опять инстинкт говорил ей, что хотя все это и правда и хотя ничего не было, — инстинкт говорил ей, что вся прежняя чистота любви ее к князю Андрею погибла. (*Война и мир*)


Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания.


Поедание плоти омерзительно, ведь оно подразумевает совершение действия, идущего вразрез с моралью: убийство. Убивая, человек подавляет в себе, без нужды высшую духовную способность, симпатию и жалость к подобным ему живым существам, и, подавляя собственные чувства, он становится жесток.


Полной свободы нет, но человек приближается к свободе по мере соединения своего с Богом разума и любви.


Помню, — поспешно отвечал князь Андрей, — я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу. (*Война и мир*)


Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь.


Последнее время мне стало жить тяжело. Я вижу, я стал понимать слишком много. (*Война и мир*)


Последствиями войны всегда будут всеобщее бедствие и всеобщее развращение.


Поступайте так, как будто вы один в этом мире, и люди никогда не узнают о вашем поступке.


Потребность в образовании лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания.


Правда всегда на стороне больших армий.


Правдивость везде, а особенно в воспитании, есть главное условие


Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше.


Прежде боялись, как бы в число предметов искусства не попали предметы, развращающие людей, и запрещали все. Теперь же только боятся, как бы не лишиться какого-нибудь наслаждения, даваемого искусством, и покровительствуют всякому. Я думаю, что последнее заблуждение гораздо грубее первого и что последствия его гораздо вреднее.


Прежде всего надо верить в разум.


Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, надо решить, какие потребности составляют благо.


Призвание можно распознать и доказать только жертвой, которую приносит ученый или художник своему покою и благосостоянию, чтобы отдаться своему призванию.