Мудрые мысли

Лев Николаевич Толстой (Lev Nikolaevich Tolstoj)

Лев Николаевич Толстой (Lev Nikolaevich Tolstoj)

(28 августа (9 сентября) 1828, Ясная Поляна, Тульская губерния, Российская империя — 7 (20) ноября 1910, станция Астапово, Тамбовская губерния, Российская империя)

Граф — один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, чьё авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по разряду изящной словесности (1900).

Цитата: 409 - 425 из 675

Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сделать сам.


Никто не может иметь право собственности на землю.


Никто никогда не раскаивался, что жил слишком просто.


Ничто так не нужно молодому человеку, как общество умных женщин. (*Война и мир*)


Ничто так не поощряет праздность, как пустые разговоры.


Ничто так не путает понятий об искусстве, как признание авторитетов.


Ничто так не сближает людей, как хороший безобидный смех. А в сближении людей - главная задача искусства.


Ничто так, как простота, не содействует сближению людей.


Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство.


Но всякий раз, когда были завоевания, были завоеватели; всякий раз, когда делались перевороты в государстве, были великие люди, - говорит история. Действительно, всякий раз, когда являлись завоеватели, были и войны, отвечает ум человеческий, но это не доказывает, чтобы завоеватели были причинами войн и чтобы возможно было найти законы войны в личной деятельности одного человека. Всякий раз, когда я, глядя на свои часы, вижу, что стрелка подошла к десяти, я слышу, что в соседней церкви начинается благовест, но из того, что всякий раз, что стрелка приходит на десять часов тогда, как начинается благовест, я не имею права заключить, что положение стрелки есть причина движения колоколов. (*Война и мир*, том 3, 1863-1869)


Но тотчас же, как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными, ему так страстно захотелось ещё раз испытать эту столь знакомую ему беспутную жизнь, что он решился ехать. И тотчас же ему пришла в голову мысль, что данное слово ничего не значит, потому что ещё прежде, чем князю Андрею, он дал также князю Анатолю слово быть у него. (*Война и мир*)


Нравственность человека видна в его отношении к слову.


Ну, а потом — отвечает сам себе князь Андрей, — я не знаю, что будет потом, не хочу и не могу знать; но ежели хочу этого, хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, Боже мой! что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди — отец, сестра, жена, — самые дорогие мне люди, — но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей. (*Война и мир*)


Нужно усилие для всякого воздержания, но из всех таких усилий самое трудное - это усилие воздержания языка. Оно же и самое нужное.


Обман так силен и так ловок, что часто видишь, как те самые, которых высасывают и губят, - с страстью защищают этих высасывателей и набрасываются на тех, кто против них.


Обращаться с языком кое как — значит и мыслить кое как.


Обсуживая поступки других людей, вспоминай свои.