(1 апреля 1610 (1613), Котантен, Сев. Франция - 29 сентября 1703, Лондон, Англия)
Биография (ru.wikipedia.org)
Родился в провинции Котантен (Северная Франция), в дворянской семье. В ранней юности начал изучать философию, 16 лет поступил в армию, где сблизился с кругами высшей аристократии; участвовал во Фронде на стороне короля. Когда при аресте Фуке (1661) было обнаружено письмо С.-Э., осуждающее заключенный Мазарини мир с Испанией, С.-Э. пришлось бежать в Голландию; вскоре он переселился в Англию, где и прожил до конца жизни. Выучил английский язык (до этого он владел испанским и итальянским). Был благосклонно принят Карлом II, назначившим ему пенсию, вращался в придворных кругах, встречался с Драйденом и Свифтом.
Похоронен в Вестминстерском аббатстве.
Наследие
Несмотря на то, что С.-Э. был в литературе принципиальным дилетантом и не оставил выдающихся произведений, он оказал значительное влияние на развитие французской литературы и публицистики. Им опубликованы несколько пьес. Он писал по вопросам истории, морали, религии, театра, философии, литературы; большое место в его литературном наследстве занимают письма, в частности - переписка с Нинон де Ланкло (опубликована в 1752). С.-Э. — скептик, атеист, вольнодумец; он высоко ценил жизненные блага; разум для него также источник наслаждений. Творчество С.-Э. отражает идеологию высших слоев дворянства, затронутых абсолютистскими мероприятиями Людовика XIV.
Библиография
* La Comedie des Academistes, P., 1643, изд. в 1646 (по Querard’у), в 1650 — по др. источникам (позднее в 1680 переименована в «Les Academiciens»);
* Les Ouvres meslees de M-r de Saint-evremond, 2 vv., Londres, 1705, 3 vv., Londres, 1709, L’esprit de Saint-evremond, Amsterdam (P.), 1761; Ouvres choisies, P., 1804 (Desessart), 1852 (Hippeau), 1865 (Ch. Giraud), 1909 (со ст. Реми де Гурмона).
Издания на русском языке
* Три разговора равноправных человек. СПБ, 1770
* Ф. де Ларошфуко. Максимы. Ж. де Лабрюйер. Характеры, или Нравы нынешнего века. Ш. де Сен-Дени де Сент-Эвремон. Избранные беседы. Л. де Клапье де Вовенарг. Введение в познание человеческого разума. Размышления и максимы. С.-Р. Н. Шамфор. Максимы и мысли. М.: АСТ, 2004 (Пушкинская библиотека)
Биография
(Saint-Evremond, Charles de) (1613-1703), французский историк и критик, вольнодумец и эпикуреец, родился в Нормандии 1 апреля 1613. В юности был солдатом, придворным, вращался в литературных кругах Парижа. В 1661, после высылки по политическим мотивам, отправился в Голландию и затем в Лондон, где и оставался до конца жизни, если не считать нескольких лет, проведенных в Голландии (1664-1670). Сент-Эвремон не был писателем-профессионалом и писал, чтобы позабавить друзей и заполнить время. Его высоко ценили как представителя французской культуры в лондонском обществе и при дворе, он - единственный француз, удостоившийся чести быть похороненным в Вестминстерском аббатстве. Умер Сент-Эвремон в Лондоне 29 сентября 1703. Важнейшие сочинения Сент-Эвремона: Разговор маршала д'Окенкура с отцом Канэйем (Conversation du marchal d'Hocquincourt avec le Pre Canaye, 1656); Размышления о духе римского народа в различные периоды Республики (Rflexions sur les divers gnies du peuple romain dans les divers temps de la Rpublique, 1663); О трагедии древней и новой (De la tragdie ancienne et moderne, 1672); О поэзии древних (Sur les pomes des anciens, 1685).
Биография
Сент-Эвремон (Saint-Evremond) Шарль де (1.4.1610 или около 1616, Сен-Дени-ле-Га, — 20 или 29.9.1703, Лондон), французский писатель. Был близок ко двору. Резко критиковал систему абсолютизма, министра Дж. Мазарини, за что был изгнан из (1661). Последователь П. Гассенди, С. принадлежал к представителям французского свободомыслия. Свои антицерковные идеи выразил в "Разговоре маршала д"Окенкура со святым отцом Канэйем" (1654). В "Размышлениях о духе римского народа..." (1663) и других этюдах С. пытается установить связь между политической историей и психологией народа.
Соч.: Textes choisis. Introduction et notes par A. Niderst, ., (1970).
Лит.: Кржевский Б. А., Литературная деятельность Сент-Эвремона, в его кн.: Статьи о зарубежной литературе, М. — Л., 1960; Cioranescu A., Bibliographic de la litterature francaise du XVII siecle. t. 3, ., 1966.
Биография
СЕНТ-ЭВРЕМОН, ШАРЛЬ ДЕ (Saint-Evremond, Charles de) (1613–1703), французский историк и критик, вольнодумец и эпикуреец, родился в Нормандии 1 апреля 1613. В юности был солдатом, придворным, вращался в литературных кругах Парижа. В 1661, после высылки по политическим мотивам, отправился в Голландию и затем в Лондон, где и оставался до конца жизни, если не считать нескольких лет, проведенных в Голландии (1664–1670). Сент-Эвремон не был писателем-профессионалом и писал, чтобы позабавить друзей и заполнить время. Его высоко ценили как представителя французской культуры в лондонском обществе и при дворе, он – единственный француз, удостоившийся чести быть похороненным в Вестминстерском аббатстве. Умер Сент-Эвремон в Лондоне 29 сентября 1703.
Важнейшие сочинения Сент-Эвремона: Разговор маршала д'Окенкура с отцом Канэйем (Conversation du marechal d'Hocquincourt avec le Pere Canaye, 1656); Размышления о духе римского народа в различные периоды Республики (Reflexions sur les divers genies du peuple romain dans les divers temps de la Republique, 1663); О трагедии древней и новой (De la tragedie ancienne et moderne, 1672); О поэзии древних (Sur les poemes des anciens, 1685).
Биография
Шарль (de Marguetel de Saint-Denis, seigneur de Saint-Evremond) - франц. писатель (1613 - 1703). Аристократ, близкий к двору, он сперва был военным; во время Фронды остался верен королю, направив против его врагов остроумный памфлет "La retraite de M. Longueville". Это было время его успехов в Париже; он был настоящим образцом того, что тогда называлось "galant homme et homme honn e te"; его остроумная беседа была украшением салонов; он играл первую роль среди блестящих гостей Нинон де Ланкло. В 1661 г. из-за перехваченного письма, где он ядовито критиковал Пиренейский трактат, С. вынужден был бежать в Англию, где и жил до самой смерти, получая пенсию от англ. правительства и поддерживая дружеские отношения к английским писателям. Его литературное влияние было велико, но зависело не столько от его произведений, сколько от суждений, замечаний, афоризмов, которые он бросал в привычной ему обстановке блестящего литературного салона. Скептик и вольнодумец, ум пытливый, независимый и парадоксальный, материалист в религии и в житейской философии, С. говорит обо всем свободно, иногда поверхностно, чаще - тонко и проницательно; это единственный профессиональный критик XVII в. В борьбе "древних" и "новых" он занимает среднее, но вполне определенное и своеобразное положение. Стиль его рассуждений - всегда коротких и сдержанных - свободен; в нем чувствуется влияние Гамильтона и близость Вольтера. С. долго отказывался печатать свои произведения, которые ходили в рукописях. Издание Барбэна (1668) вызвало много контрафакций, и лишь в 1705 г. появились впервые "Les v e ritables oeuvres de M. de Saint-Evremond" (след. изд. 1708 и 1753), в состав которых вошли: сатирический диалог "La com edie des academistes", "La comedie des operas", "Reflexions sur les divers ge nies du peuple romain" (произведение, сближаемое с трудами Монтескье), "R eflexions sur la trage die ancienne et moderne", "Observations sur Plutarque, Salluste, Tacite", письма, по изяществу и вдумчивости принадлежащие к лучшим образцам французской эпистолярной литературы, остроумный диалог "La conversation du mar echal d'Hocquincourt avec le pe re Canaye" и др. "Oeuvres choisies" С. издавались Дезессаром (1804), Гиппо (1852), Жиро (1865). При всех изданиях сочинений есть статьи об авторе. Ср. также Sainte-Beuve, "Causeries de Lundi" (т. IV. 1851), "Premiers Lundis" (т. III), "Nouveaux Lundis" (т. XIII, 1851); Fournel, "La litt erature independante" (1862); Gilbert et Gidel, "Eloge de S." (1866); Merlet, "S." (1869); Pastrello, "Etude sur S. et son influene" (1870).
Биография
Аристократ, имел доступ ко двору, принадлежал к высшему обществу, автор всевозможных острот, книг, в умственной деятельности видел утонченное удовольствие.
Атеист, но его произведения не дают возможности обвинить его. «Далек и от суеверий, и от безбожия», «грешник, но способен предоставить себя милосердию Божьему», «сторонник веротерпимости».
Слишком суровая религия никогда не дает хороших верующих, как суровые законы - хороших подданных.
Христианство - отличная основа морали. Мораль эта не допускает ни строгости, ни распущенности. Такая христианская мораль проповедовалась Эпикуром, ее цель - вкушать удовольствия, не следует заниматься аскезой.
Ему возражали, что Эпикур был безбожником. Сент-Эвремон отвечал, что Эпикур стремился получать удовольствие. Христианские постники постятся, потому что надеются на воздаяние. Эпикур не верил в потусторонний мир и стремился получить все здесь.
Биография
Особое влияние на развитие свободомыслия в Англии оказал Сент-Эвремон, последователь Гассенди и Эпикура, бежавший в Лондон в 1661 г. и проживший там до самой смерти. "Сент-Эвремон, - пишет Б. А. Кржевский, был в курсе важнейших событий английской литературы, вернее, того ее раздела, который в первую очередь его интересовал, а именно - театра" {Б. А. Кржевский. Статьи о зарубежной литературе. M.- Л., ГИХЛ, 1960, с. 354.}. Сент-Эвремон хорошо знал творчество Бенджамина Джонсона, ценил пьесы своих современников - Томаса Шедуэлла, герцога Бекингема, Томаса Отвея. Конгрив был знаком с Сент-Эвремоном, внимание которого всегда привлекала комедия: именно от этого жанра драматургического творчества он ожидал особых достижений в области реалистического освещения и истолкования действительности. Взгляды Сент-Эвремона были близки Конгриву, который полагал, что они как нельзя более подходят для просвещенного джентльмена, умеющего наслаждаться природой, ценить искусство и жить в умеренности. Однако к такому убеждению Конгрив приходит уже в начале нового века. В молодости его философией был либертинаж иного типа - проповедовавший цинизм в вопросах морали и безбожие.
Дата публикации на сайте: 16 ноября 2011.