Мудрые мысли

Новалис (нем. Novalis, псевдоним, настоящее имя — Фридрих фон Гарденберг Georg Friedrich Philipp Freiherr von Hardenberg)

Новалис (нем. Novalis, псевдоним, настоящее имя — Фридрих фон Гарденберг Georg Friedrich Philipp Freiherr von Hardenberg)

(2 мая 1772, Видерштедт — 25 марта 1801, Вайсенфельс)

Немецкий писатель, поэт, мистик. Один из представителей немецкого романтизма.

Цитата: 86 - 89 из 89

Чувство поэзии имеет много общего с чувством мистического. Это чувство особенного, личностного, неизведанного, сокровенного, должного раскрыться, необходимо-случайного. Оно представляет непредставимое, зрит незримое, чувствует неощутимое и т. д. Критика поэзии есть вещь невозможная. Трудно уже бывает решить, - а это единственно и поддается установлению, - является ли что-либо поэтическим или нет. Поэт воистину творит в беспамятстве, оттого все в нем мыслимо. Он представляет собою в самом действительном смысле тождество субъекта и объекта, души и внешнего мира. Отсюда смысл бесконечности прекрасной поэмы - вечность. Чувство поэзии в близком родстве с чувством пророческим и с религиозным чувством провиденья вообще. Поэт упорядочивает, связывает, выбирает, измышляет, и для него самого непостижимо, почему именно так, а не иначе.
(*Генрих фон Офтердинген*)


я вижу два пути, ведущие к пониманию истории человека. Один путь, трудный и необозримо-далекий, с бесчисленными изгибами - путь опыта; другой, совершаемый как бы одним прыжком - путь внутреннего созерцания
(*Генрих фон Офтердинген*)


Я не бежал от мира, а только искал места отдохновения, где мог бы спокойной предаваться моим размышлениям.
(*Генрих фон Офтердинген*)


- Я уже часто чувствовал, - сказал Гейнрих, - что в самые глубокие минуты менее оживлен, чем в другое время, когда мог спокойно ходить и охотно предавался всем занятиям. Тогда меня пронизывало острое духовное сознание, и я мог, как угодно, пользоваться ка


Я хочу сказать, что во всяком поэтическом произведении должен сквозить хаос сквозь ровную дымку согласованности. Богатство творческой выдумки делается понятным и привлекательным только при легком изложении, в то время как одна только равномерность имеет неприятную сухость арифметики. Хорошая поэзия та, которая нам близка, и нередко ее любимым содержанием становится нечто самое обыденное.
(*Генрих фон Офтердинген*)