Мудрые мысли
(2 мая 1772, Видерштедт — 25 марта 1801, Вайсенфельс)
Немецкий писатель, поэт, мистик. Один из представителей немецкого романтизма.
Цитата: 52 - 68 из 89
Познание мира есть познание самого себя, ибо человек - величайшая тайна, источник аналогий для Вселенной.
Поэзия - это проза среди искусств.
Поэзия же, напротив того, не создает ничего внешне осязательного. Кроме того, она не производит ничего руками или внешними орудиями. Зрение и слух не воспринимают поэзию, ибо слышать слова не значит еще испытывать чары этого таинственного искусства. Оно все сосредоточено внутри. Подобно тому, как в других искусствах художники доставляют приятные ощущения внешним чувствам, поэт наполняет новыми, дивными и приятными мыслями святыню души. Он умеет пробуждать в нас по желанию тайные силы и открывает нам через посредство слов неведомый обаятельный мир. Точно из глубоких пещер поднимаются минувшие и грядущие времена, предстают перед нами бесчисленные люди, дивные местности и самые странные события, отрывая нас от знакомой действительности. Мы слышим неведомые слова и все же знаем, что они должны означать. Изречения поэта имеют волшебную силу, и самые простые слова выливаются в прекрасные звуки и опьяняют очарованного слушателя.
(*Генрих фон Офтердинген*)
Прежде я любил танцевать, теперь я предпочитаю думать под музыку.
(*Генрих фон Офтердинген*)
Пространство переходит во время, как тело в душу.
Прочное счастье - удел честного человека.
Ребенок - это любовь, ставшая зримой.
Ребенок — это любовь, ставшая зримой. — Мы сами — сделавшийся зримым росток любви между природой и духом или искусством.
Религия - опиум народа.
Религия содержит в себе бесконечную печаль. Если мы должны любить Бога, значит, он нуждается в помощи.
С каждой чертою свершения создание отделяется от мастера - на расстояние пространственно неизмеримое. С последнею чертою художник видит, что мнимое его создание оторвалось от него, между ними мысленная пропасть, через которую может перенестись только воображение, эта тень гиганта - нашего самосознания. В ту самую минуту, когда оно всецело должно было стать собственным его достоянием, оно стало чем-то более значительным, нежели он сам, его создатель. Художник превратился в бессознательное орудие, в бессознательную принадлежность высшей силы. Художник принадлежит своему произведению, произведение же не принадлежит художнику.
(*Генрих фон Офтердинген*)
Свету положены пределы; в бессрочном, в беспредельном Ночь царит. - Сон длится вечно. Сон святой, не обездоливай надолго причастных Ночи в тягостях земного дня. Лишь глупцы тобой пренебрегают; не ведая тебя, они довольствуются тенью, сострадательно бросаемой тобой в нас, пока не наступила истинная ночь.
(*Гимны к ночи*)
Смерть - это романтизирующее начало нашей жизни.
Смерть есть прекращение обмена между внутренним и внешним возбуждением, между душой и миром.
сны кажутся оплотом против правильности и обыденности жизни, отдыхом для скованной фантазии; она перемешивает во сне все жизненные представления и прерывает радостной детской игрой постоянную серьезность взрослого человека
(*Генрих фон Офтердинген*)
Со мною не было никогда того, что было с Учителем. Меня все приводит обратно в самого себя.
(*Гимны к ночи*)
Судьба и характер - это разные названия одного и того же понятия.