Мудрые мысли

Новалис (нем. Novalis, псевдоним, настоящее имя — Фридрих фон Гарденберг Georg Friedrich Philipp Freiherr von Hardenberg)

Новалис (нем. Novalis, псевдоним, настоящее имя — Фридрих фон Гарденберг Georg Friedrich Philipp Freiherr von Hardenberg)

(2 мая 1772, Видерштедт — 25 марта 1801, Вайсенфельс)

Немецкий писатель, поэт, мистик. Один из представителей немецкого романтизма.

Цитата: 35 - 51 из 89

Кривая линия — победа свободной природы над правилом.


Кто знает, какой возвышенный символ есть кровь? Мерзость органических составных частей заставляет именно заключить об очень возвышенном в них. Мы, как перед призраками, содрогаемся пред ними и с детским ужасом чуем в этой странной смеси таинственный мир, что должен был быть старым знакомым.
(*Генрих фон Офтердинген*)


- Куда же мы идем?
- Всякий путь ведет домой.
(*Генрих фон Офтердинген*)


Лицо юноши казалось обыкновенным и незначительным тем, кто не умел подмечать высшим чутьем сокровенное в очертаниях его благородного лица и в необычайной ясности глаз.
(*Генрих фон Офтердинген*)


ЛЮДИ ИДУТ МНОГООБРАЗНЫМИ ПУТЯМИ.
(*Генрих фон Офтердинген*)


Минувшие события становятся всё более занимательными по мере того, как меняется наш взгляд на них, потому что только изменившийся взгляд может раскрыть правду их соотношений, глубину их сцепления, а так же их истинный смысл.
(*Генрих фон Офтердинген*)


Мне кажется, что состояние своей души я наилучшим образом могу выразить в сказке. Все является сказкой.
(*Генрих фон Офтердинген*)


Мне сны кажутся оплотом против правильности и обыденности жизни, отдыхом для скованной фантазии. <...> Без снов мы бы, наверное, все раньше состарились...
(*Генрих фон Офтердинген*)


Мы грезим о странствиях по вселенной; разве же не в нас вселенная? Глубин своего духа мы не ведаем. Внутрь идет таинственный путь. В нас или нигде — вечность с ее мирами, Прошедшее и Грядущее. Внешний мир — мир теней, он бросает свою тень в царство света. Ныне нам мнится, что внутри так темно, одиноко, безобразно. Но как совершенно иначе нам будет казаться, если пройдет это затмение и призрачное тело будет сброшено. Мы будем наслаждаться больше, чем когда-нибудь: ибо наш дух не имеет потребы.
(*Генрих фон Офтердинген*)


Настоящая сказка должна быть в одно и то же время пророческим, идеальным, абсолютно необходимым изображением.
(*Генрих фон Офтердинген*)


Не венец и не державная власть составляют короля, а полное, бьющее через край чувство радости, удовлетворенности земными благами, чувство избытка счастья.
(*Генрих фон Офтердинген*)


Не знаю, прав ли я, но я вижу два пути, ведущие к пониманию истории человека. Один путь, трудный и необозримо-далекий, с бесчисленными изгибами - путь опыта; другой, совершаемый как бы одним прыжком - путь внутреннего созерцания. Тот, кто идет по первому пути, должен выводить одно из другого, делая длинные подсчеты, а кто идет по другому - постигает непосредственно сущность каждого события, каждого явления, созерцает его во всех его живых разнообразных соотношениях и может легко сравнить его со всеми другими, как фигуры, начертанные на доске.
(*Генрих фон Офтердинген*)


Не только Англия, но и каждый англичанин - остров.


Недоступный обычному чувству, прозрачен родник, бьющий в сумрачном лоне холма, чьим подножьем земной поток пересечен; кто вкусил сокровенного, кто стоял на пограничной вершине мира, глядя вниз, в неизведанный дол, в гнездилище Ночи, - поистине тот не вернулся в столпотворенье мирское, в страну, где в смятении вечном господствует Свет.
(*Гимны к ночи*)


Нет ничего отрадней, как говорить о наших желаниях, если они уже исполняются.


Он впервые понял, что значит разлука. Когда он представлял себе путешествие в мечтах, это не сопровождалось тем странным чувством, которое он испытывал теперь; впервые то, что составляло его мир, оторвалось от него, и его точно выкинуло на чужой берег. Бесконечно велика юношеская скорбь, когда впервые обнаруживается бренность того, что должно казаться неискушенной душе неразрывно связанным с самой сущностью бытия, столь же неизменным как оно. Подобно первому напоминанию о смерти, первая разлука остается навсегда памятной; после того, как она долго пугала, точно призрак в ночи, она становится, наконец, при падающей отзывчивости на событие дня, при возрастающем стремлении к твердому незыблемому миру, добрым вожатым и утешителем.
(*Генрих фон Офтердинген*)


Подобно первому напоминанию о смерти, первая разлука остается навсегда памятной.
(*Генрих фон Офтердинген*)