Генри Луис Менкен (англ. Henry Louis Mencken)

(12 сентября 1880, Балтимор, Мэриленд - 29 января 1956, Балтимор, Мэриленд)

Генри Луис Менкен (англ. Henry Louis Mencken)

Генри Луис Менкен (англ. Henry Louis Mencken)


  Генри Луис Менкен в нашем цитатнике


Генри Луис Менкен (англ. Henry Louis Mencken)

Генри Луис Менкен (англ. Henry Louis Mencken)


Генри Луис Менкен (англ. Henry Louis Mencken)

Генри Луис Менкен (англ. Henry Louis Mencken)


Генри Луис Менкен (англ. Henry Louis Mencken)

Генри Луис Менкен (англ. Henry Louis Mencken)


Генри Луис Менкен (англ. Henry Louis Mencken)

Генри Луис Менкен (англ. Henry Louis Mencken)


Генри Луис Менкен (англ. Henry Louis Mencken)

Генри Луис Менкен (англ. Henry Louis Mencken)

Биография (А. Елистратова)

Начал свою деятельность в качестве репортера балтиморской газ. «Morning Herald» в 1899. Первое значительное выступление М. относится к 1903, когда вышел сборник его лирических стихотворений «Ventures into Verse» (Попытки стихосложения), первое и последнее поэтическое произведение М. С 1908 по 1923 вел литературно-критический отдел журн. «Smart Set»; с 1924 редактирует основанный им журнал «American Mercury».

По своему влиянию М. может считаться одним из крупнейших американских критиков последнего десятилетия. Идеолог мелкой буржуазии, он выдвинулся на первый план американской лит-ры благодаря тому радикальному движению, к-рое охватило американское фермерство и известные слои городской мелкой буржуазии в результате послевоенного экономического кризиса САСШ. «Книга предисловий» (A Book of Prefaces, 1917), заключающая в себе статьи М. о Дж. Конраде, Драйзере и др., и «Предрассудки» — сборники преимущественно литературно-критических статей М. (Prejudices — I-st series, 1919; 2-nd series, 1920; 3-rd series, 1922; 4-th series, 1924; 5-th series, 1926; 6-th series, 1927) — сделали его объектом ожесточенных нападок реакционной буржуазной критики (см. книгу Стюарта Шермана «Американцы», 1923) и, с другой стороны, объединили вокруг него передовую часть тогдашней молодой радикально настроенной интеллигенции. Литературно-критическая деятельность М. способствовала популяризации творчества таких радикальных писателей-реалистов, как Теодор Драйзер, Шервуд Андерсон, Юджин О’Нейль и др., произведения к-рых или вовсе замалчивались или враждебно расценивались консервативной академической критикой.

Литературно-критическая деятельность М. развивалась преимущественно под знаком «переоценки ценностей», столь характерной для всего американского лит-ого движения начала 20-х гг. Критические выступления М. сигнализировали кризис американской лит-ры в той мере, в какой она развивалась на основе традиций «нежного реализма», насаждавшегося в свое время В. Д. Гоуэллсом: положение последнего о том, что «самые оптимистические взгляды на жизнь — самые американские», легло в основу творчества целого ряда консервативных мелкобуржуазных писателей Америки. Значительная доля литературно-критических работ М. была посвящена развенчанию этих эпигонов школы «нежного реализма» [Гертруда Эзсертон (Atherton), Бутс Таркингтон (Tarkington), Эдит Уортон (Wharton) и др.].

Выход из тупика, в который завело американскую литературу творчество этих писателей, М. видел в литературной деятельности Драйзера, Льюиса, Андерсона и др. представителей возродившегося в послевоенные годы стиля радикальной мелкой буржуазии. Типичный мелкий буржуа, воспринимавший общественную жизнь как неподдающуюся организации стихию, М. оказался бессильным возвести в систему свои отдельные высказывания и в методологическом отношении не дал ничего нового американской критике.

С 1924 по основании журн. «Американский Меркурий» — М. работает преимущественно в публицистике. В редакционных статьях «Американского Меркурия» и в особом отделе «Американа» (отрывки из «Американы» напечатаны в «Вестнике иностранной лит-ры», М., 1928, №№ 1 и 9) М. ставит себе задачу дать развернутую критику современной общественной действительности. Однако радикализм Менкена не в силах выйти за пределы эмпирического бунтарства. Его протест в конечном счете весьма поверхностен, половинчат и противоречив.

Ведя борьбу со старыми традициями в лит-ре и искусстве, объявляя войну религии («Трактат о богах» — «A Treatise on Gods», 1930), восставая против бытовых условностей современной буржуазной Америки, Менкен ни на минуту не покидает в своих высказываниях базы собственнической идеологии, провозглашая себя защитником капиталистического строя.

Библиография:

I. Кроме указанного в тексте: Georges Bernard Shaw — His Plays, 1905; The Philosophy of Friedrich Nietzsche, 1908; The American Language, 1918, и др.
II. Синклер Э., Деньги пишут! (Money Writes!), Гиз, М. — Л., 1928; Boyd E., H. L. Mencken, N. Y., 1925; Goldberg J., The Man Mencken, A Biographical and Critical Survey, N. Y., 1925.
III. Frey C., A Bibliography of the Writings of H. L. Mencken, Filadelphia, 1924.

Биография

Был сторонником разделения английских и американских культурных традиций.

Окончил политехнический институт в Балтиморе, занимался журналистикой.

Пропагандировал идеи социал-дарвинизма, взгляды Ницше («Философия Фридриха Ницше», 1908), которого воспринимал как союзника в борьбе с американским пуританством – доктриной, отталкивавшей Менкена своей фальшью и фразерством.

Задача писателя, согласно Менкену, – «трезво-трагический» взгляд на мир, ироническое высмеивание лицемерия и лжи в общественной и частной жизни.

Литературно-критическая деятельность Г.Л.Менкена главным образом приходится на первое двадцатилетие ХХ века, его основные работы – «Джордж Бернард Шоу. Пьесы» (1905); «Книга предисловий» (1917); «Предрассудки» (1919-1927); «Заметки о демократии» (1926).

Из писателей Менкен особенно ценил и пропагандировал Дж.Джойса, Дж.Конрада, Г.Ибсена, ставя им в заслугу, помимо «интеллектуальной честности», «оригинальность реализма» – понятие весьма сложное в трактовке Менкена.

Он проявил себя и как блестящий журналист, создав журнал «Америкен Меркьюри», в котором писал статьи и по литературным проблемам, и на общественно-политические темы.

Дата публикации на сайте: 22 января 2010.