(19 октября 1895, Флашинге, Куинс, Нью-Йорк — 26 января 1990, Амения, Нью-Йорк)
Механический ритм жизни (Опубликовано в журнале «Иностранная литература», 1966, №1. - С.239-240.)
Наиболее характерная черта современной машинной цивилизации – ее упорядоченность во времени. С минуты пробуждения весь наш день расписан по часам. Попробуйте проспать – будете наказаны: придется еще быстрей обычного глотать завтрак и бежать на поезд; в конечном счете вас даже могут уволить с работы или не повысят в должности. Завтрак, обед, ужин имеют свой определенный час и жестко ограничены временем. Человек приступает к работе и заканчивает ее, подчиняясь часам-автомату, а если человек, не связанный так остро часами, соблазнится форелью в речке или утками на лугу, ему сразу покажут, что он со своими душевными порывами ничуть не лучше запойного пьяницы.
При капитализме расписание – это не просто средство координации и взаимосвязи в сложной системе: время, как и деньги, становится независимым фактором и приобретает свою товарную стоимость. Школьный учитель, юрист, даже врач, планирующий каждую операцию, действуют по графику, не менее строгому, чем для машиниста, водящего поезда.
Регулярность определенных физиологических процессов организма – принятие пищи и вывод продуктов распада – сохраняет здоровье, однако, когда речь идет о досуге, о развлечениях, о половых сношениях, привычка делать все по часам и по расписанию вызывает скуку и может оказаться пагубной.
Использовать случайное, непредвиденное, прихотливое так же необходимо – даже с точки зрения экономической, – как и использовать планомерность и упорядоченность: там, где полностью исключены случайные импульсы, теряются и преимущества планомерности.
Короче говоря, механический ритм – не абсолют. Люди, ценой утраты здоровья, удобств и естественной радости бытия приученные подчиняться механическому ритму, жестоко страдают под этим гнетом, и в конце концов жизнь без бурных порывов, без разрядки может стать для них невыносимой.
Да, наша жизнь подчинена механическому ритму, но нельзя при этом не видеть, что в значительной мере эта современная механизация вызвана стремлением как-то совладать с огромностью масштабов пространства и времени, в которых мы вынуждены существовать. И тут возникает вопрос, действительно ли столь благотворны явные технические достижения, как телефон, пишущая машинка и автомобиль, не отнимают ли они больше сил и энергии, чем сберегают, и не влекут ли за собою ощутимые материальные потери, ибо увеличивают объем и темп переписки, всех видов связи и передвижения совершенно несоразмерно истинной потребности.
В наши дни далекое придвинулось вплотную, и преходящее теперь столь же весомо, как и долговечное. Темп дня ускорился благодаря возможности мгновенного общения, но ритм жизни стал дробным, прерывистым: радио, телефон, газеты шумно требуют внимания, и среди великого множества активных раздражителей человеку все труднее ориентироваться, осмыслить хотя бы часть окружающего мира, не говоря уже о том, чтобы чувствовать себя в нем по-хозяйски.
Торговля и политика безжалостно эксплуатируют технику, которая способствует высокой продуктивности, сотрудничеству, быстроте восприятия, но пока что неупорядоченная и необузданная техника лишь препятствует достижению тех самых целей, ради которых существует. Мы умножаем технические новшества, но вовсе не умножаем способность человека воспринимать их и разумно использовать. Внешний мир властно и беспрестанно навязывает нам эти новшества – нужные и ненужные, – именно поэтому мир внутренний становится все более убогим и бесформенным: активный отбор уступает место пассивному поглощению, и все это приводит человека к тому, что метко названо «ущербностью личности».
Для тех, кто владел машинами, чье богатство и положение в обществе от них зависело, стремление насаждать их было столь властным, что они все больше вынуждали рабочего потреблять машинную продукцию, а инженера и производителя – наводнять рынок дрянными продуктами (вроде безопасной бритвы или второсортных шерстяных тканей), чтобы их приходилось покупать вновь и вновь. При машинной цивилизации самая мысль, что возможен какой-то институт, или образ действий, или система взглядов, которые ослабили бы порабощение человека машиной, почитается грехом и ересью, ибо при капитализме цель механизации – не избавить рабочего от лишнего труда, а устранить всякий труд, который в процессе производства не может быть превращен в прибыль.
Промышленники и предприниматели прежде верили, что им не нужны иные ценности, кроме тех, которые выражаются в ценах и цифрах прибылей. Они верили, что справедливое распределение можно заменить обилием товаров, а проблему разумного приложения способностей снять, расширив рамки человеческой деятельности; словом, они верили, что большинство трудностей, стоявших перед человечеством, можно разрешить количественно, механически увеличив объем продукции. Убеждение, что можно не считаться с истинной ценностью вещей, привело к созданию новой системы ценностей. А когда темп производства непомерно ускорился – при беспардонной монополизации и росте сверхприбылей, – покупательная способность далеко отстала, и весь механизм разладился и остановился – унизительный провал, жестокое банкротство целой системы.
Итак, машина оказалась двуликой. Она орудие освобождения и в то же время орудие угнетения. Она сберегает человеческую энергию, но и направляет ее в ложное русло. Она создала широкую систему порядка, и она же вызывает путаницу и хаос. Она верно служит благородным целям человечества, но она же извращает и сводит на нет эти самые цели.
Биография
Основные работы М. можно разделить на три группы: социологический анализ амер. культуры и искусства, социология урбанизации, теоретико-социологический анализ фундаментальных проблем развития культуры и общества. Особый интерес представляют исследования М. о культуре городов и взаимосвязи между техническим прогрессом, развитием цивилизации и человеческими ценностями.
Работы М. содержат большой материал, связанный с критикой технократической сущности капитализма. По его мнению, наука и техн. сделались своеобразной рел., а ученые — жрецами. Выход, который он предлагает, это эстетическое обуздание техн., возвращение ей человеческого смысла и содержания. Техн. и наука должны служить человеку. Труды М. оказали большое влияние на решение социологических и культурологич. проблем. Основные работы: «Техника и цивилизация» (1934); «Культура городов» (1938); «Города в истории» (1961); «Техника и природа человека» (1986); «Миф машины» (статья, 1992) и др.
Работы:
* Миф машины
* Мамфорд Л., 2006 год, 426 стр.
Биография
Льюис Мамфорд (Lewis Mumford; 1895—1990) — американский социальный философ, историк, специалист в области теории и истории архитектуры и урбанистики. Родился во Флашинге (штат Нью-Йорк) и учился в Нью-Йоркском Городском колледже, в Колумбийском и Нью-Йоркском Университетах, а также в Новой Школе общественных исследований (Нью-Йорк-Сити). Был редактором нескольких изданий, в том числе — Социологического обозрения (Лондон, 1920) и ежегодной антологии американских авторов — Американского каравана (1927—1936). В 1955 году был избран в Американскую академию искусств и словесности, а в 1964 году получил президентскую «Медаль свободы». Среди многочисленных трудов ученого выделяются: «Культура городов» (1938), «Положение человека» (1944), «Город в истории» (1961), Миф машины (1967), «Толкования и предсказания» (1973) и «Зарисовки с натуры» (1982). Представленная здесь работа рассматривает иерархические цивилизации как социально-технические мегамашины, где люди функционируют как стандартизированные и взаимозаменяемые компоненты, а техника становится активным субъектом реальности, трансформирующим человека по своему образу и подобию.
Миф машины. Техника и развитие человечества. Аннотация к русскому изданию 2001 года
Классическое исследование патриарха американской социальной философии, историка и архитектора, чьи труды, начиная с «Культуры городов» (1938) и заканчивая «Зарисовками с натуры» (1982), оказали огромное влияние на развитие американской урбанистики и футурологии. Книга «Миф машины» впервые вышла в 1967 году и подвела итог пятилетним социологическим и искусствоведческим разысканиям Мамфорда, к тому времени уже — члена Американской академии искусств и обладателя президентской «Медали свободы». В ней вводятся понятия, ставшие впоследствии обиходными в самых различных отраслях гуманитаристики: начиная от истории науки и кончая прикладной лингвистикой. Например — «Мегамашина», то есть некая идеальная и контролируемая человеческим разумом модель, в создании и непрерывном усовершенствовании которой Мамфорд усматривал один из главных проектов цивилизации Запада. В своей книге Мамфорд дает пространную и весьма экстравагантную ретроспекцию этого проекта, начиная с первобытных опытов и кончая поздним Возрождением. В конструкции древней «Машины», как считает Мамфорд, таится «масса темных иррациональных явлений нашей высокомеханизированной и мнимо рациональной культуры».
Предисловие автора
В апреле 1962 года я удостоился чести открывать учебный год в своей Alma Mater, в Городском Колледже Нью-Йорка чтением Лекций памяти Джейкоба С. Сапожникова. Традиция чтения этих лекций была установлена его сестрами в память ученого-энтузиаста, человека с активной гражданской позицией и преданного питомца упомянутого колледжа. Некоторые из основных тем данной книги были впервые вчерне обрисованы в этих трех лекциях, и я выражаю благодарность спонсорам, г-жам Сэди и Ребекке Сапожниковым, а также колледжу, за предварительное согласие на то, чтобы я включил лекционный материал в эту более обширную работу, которой я занимался уже тогда.
Биография (ru.wikipedia.org)
Идеи
Рассматривал иерархические цивилизации как социотехнические системы — мегамашины, в которых люди сведены к стандартизированным и взаимозаменяемым компонентам. Отсюда техника перестает быть простым инструментом, но сама становится активным субъектом реальности, трансформирующим человека по своему образу и подобию.
История техники делится на эотехнический, палеотехнический и неотехнический периоды. Первый период — это гармония техники и природы, характерный для средневековой эпохи. Второй период — это господство паровой машины, когда техника порабощает человека и природу. И, наконец, третий период, когда техника поворачивается лицом к человеку (расцвет бытовой техники) и к природе (использование энергии электричества)
Изучал историю развития городов мира, пришел к выводу об инициирующей роли субъективного фактора в размещении промышленности и наделении населенных пунктов теми или иными функциями[источник не указан 878 дней].
Основные работы
* Техника и цивилизация (1934)
* Миф машины. Техника и развитие человечества (1967)
Bibliography
* The Story of Utopias (1922)
* Sticks and Stones (1924)
* The Golden Day (1926)
* Herman Melville: A Study of His Life and Vision (1929)
* The Brown Decades: A Study of the Arts in America, 1865-1895 (1931)
* The City (1939, a film)
* "Renewal of Life" series
* Technics and Civilization (1934)
* The Culture of Cities (1938)
* The Condition of Man (1944)
* The Conduct of Life (1951)
* Values for Survival (1946)
* Art and Technics (1952)
* In the Name of Sanity (1954)
* The Transformations of Man (1956 New York: Harper and Row)
* The City in History (1961) (Awarded the National Book Award)
* The Highway and the City (1963, essay collection)
* The Myth of the Machine (2 volumes)
* Technics and Human Development (1967)
* The Pentagon of Power (1970)
* The Urban Prospect (1968, essay collection)
* My Work and Days: A Personal Chronicle (1979)
* Sketches from Life: The Autobiography of Lewis Mumford (1982 New York: Dial Press)
* The Lewis Mumford Reader. Donald L. Miller, ed. (1986 New York: Pantheon Books)
Articles
* Mumford, Lewis (8 January 1949). "The Sky Line: The Quick and the Dead". The New Yorker 24 (46): 60–65.
* Reviews the Esso Building, Rockefeller Center
* Mumford, Lewis (4 February 1950). "The Sky Line: Civic Virtue". The New Yorker 25 (50): 58–63.
* Reviews Parke-Bernet Galleries, Madison Avenue
Биография
Медиаэкологи без колебаний признают работу ученого «Техника и цивилизация» (1934 г.) в качестве фундаментальной для этой науки. Всю жизнь Мамфорд разрабатывал исследовательскую, мировоззренческую, экологическую программу, основанную на трех китах: урбанизация/ массовая коммуникация / технология. В труде «Техника и цивилизация» он создал картину технологической эволюции, начиная с эотехнической фазы (общество ремесленников), которая перешла в палеотехническую (индустриальное общество, основанное на энергии паровых машин), а затем – неотехническую фазы («общество электричества»). Мамфорд провел параллель между органическими и техническими процессами, что позволяет отнести его к числу ученых-первопроходцев, впервые взглянувших на технологическую культуру в ракурсе экологии, опираясь на такие концепты как «жизнь», «выживание», «размножение» -- вместо механистического подхода, оперирующего концептами «порядок», «эффективность», «энергия». «Техноорганические» идеи Мамфорда непросты и актуальны, особенно после Второй мировой войны, когда исследователь заострил проблему растущей дистанции между биологическим и технологическим в связи с ужасающими процессами механизации и индустриализации (Стрейт и Лум, 2006).
Дата публикации на сайте: 22 июня 2012.