31 октября 1831, Монце, Италия - 28 августа 1910, г.Специя, Италия)
Биография
В 1870 году Мантегацца был назначен профессором антропологии в институте Istituto di Studi Superiori во Флоренции (Florence).
Паоло Мантегацца (Paolo Mantegazza) родился в 1831 году в Монце (Monza, Italy). Учился он в университетах Пизы (Pisa) и Милана (Milan), а степень магистра будущий врач получил в Павии (Pavia) в 1854 году. Позже он отправился путешествовать по миру, и, побывав в Европе (Europe), Индии (India) и в Америке (America), Мантегацца начал практиковать в Аргентине (Argentine Republic) и Парагвае (Paraguay).
В 1858-м Паоло вернулся в Италию, где получил назначение хирургом в Миланскую больницу (Milan Hospital). Кроме того, он получил место профессора общей патологии в Павии.
В 1870 году Мантегацца был назначен профессором антропологии в институте Istituto di Studi Superiori во Флоренции (Florence). Здесь он основал первый в Италии Музей антропологии и этнографии (Museum of Anthropology and Ethnology), а позднее стал основателем Итальянского антропологического общества (Italian Anthropological Society).
С 1865 по 1876 год Мантегацца был депутатом от Монцы в итальянском парламенте, а позже его избрали и в Сенат.
В то время, когда популярные и официальной науки и культура в Италии по-прежнему были в огромной зависимости от Римско-католической церкви, Мантегацца был убежденным либералом и отстаивал идеи дарвинизма в антропологии. Известно, что с 1868-го по 1875 год он поддерживал переписку с Чарльзом Дарвиным (Charles Darwin).
Паоло Мантегацца заявлял, что лекарства и некоторые продукты в будущем существенно изменит человечество, так, он выступал за экспериментальные исследования и использование кокаина в качестве одного из этих 'чудо-препаратов будущего'. Когда Мантегацца вернулся из Южной Америки (South America), где он был свидетелем использования коки местными жителями, он и сам употреблял ежедневно некоторое количество листьев коки, а затем протестировал себя в 1859 году. После этого он написал статью под названием 'Sulle Virtu Igieniche e Medicinali della Coca e sugli Alimenti Nervosi in Generale' (букв. 'О гигиенических и лечебных свойствах коки и о нервном питании в целом'). В своей работе ученый с восторгом отмечал мощный стимулирующий эффект кокаина в листьях коки.
Известно, что Паоло Мантегацца был атеистом.
Он умер в 1910 году в Сан Теренцо (San Terenzo). После себя врач, антрополог и социолог Мантегацца оставил множество очерков и эссе. Кроме того, он написал несколько книг, переведенных на многие языки, в том числе и на русский. Среди них – 'Fisiologia del Dolore' (Physiology of Pain/Физиология боли), 'Fisiologia dell'Amore' (Physiology of Love/Физиология любви), 'Fisiologia dell'odio' (Physiology of Hate/Физиология ненависти). Его передовые философские и социальные взгляды были опубликованы в 1871 году и вышли 1200-страничным томом под названием 'Quadri della Natura Umana. Feste ed Ebbrezze' ('Pictures of Human Nature. Feasts and Inebriations', букв. 'Картины природы человека. Праздники и опьянения'). Многие считают этот опус шедевром.
Известно, что Мантегацца, который был большим оригиналом, не ограничился лишь профессиональной и документальной литературой – он написал и вполне художественный роман 'Un Giorno a Madera' о любви нездоровых людей. Книга эта произвела сенсацию. Менее известен его научно-фантастический и футуристический роман 'L'Anno 3000' ('The Year 3000'), написанный в 1897 году.
Сегодня Паоло Мантегацца помнят и за его крылатые выражения и афоризмы. Так, именно ему принадлежит высказывание 'Если вы чувствуете себя счастливым, не анализируйте вашего счастья. Это было бы все равно, что раздробить красивую бабочку для того, чтобы лучше видеть ее красоту'.
Библиография
* Mantegazza, P.: L'Anno 3000. Milano, 1897. (in Italian: Zipped RTF full text from Nigralatebra, or HTML full text with concordance from IntraText Digital Library).
* Mantegazza, P.: Un Giorno a Madera. (in Italian: HTML full text with concordance from IntraText Digital Library).
* Mantegazza, P.: Studi sui Matrimoni Consanguini. (in Italian: HTML full text with concordance from IntraText Digital Library).
* The Darwin-Mantegazza Correspondence. The Darwin Correspondence On-Line Database.
* Giovanni Landucci, Darwinismo a Firenze. Tra scienze e ideologia (1860-1900), Firenze, Olschki 1977, chapters 4 and 5.
* Giovanni Landucci, L'occhio e la mente. Scienza e filosofia nell'Italia dell'Ottocento, L. Olschki, Firenze 1987, ch. 3. - ISBN 88-222-3509-6
* McClintock, Anne. Imperial Leather: Race, Gender, and Sexuality in the Colonial Context. New York, Routledge, 1995.
* Paola Govoni, Un pubblico per la scienza. La divulgazione scientifica nell'Italia in formazione, Roma, Carocci, 2002, ch. 5 "Paolo Mantegazza. I rischi della divulgazione" - ISBN 88-430-2321-7
* Физиология наслаждений
* Физиогномика и выражение чувств
* Физиология любви
* Экстазы человека
* Любовь рода человеческого
Мантегацца П. Физиогномика и выражение чувств. (М.: Профит Стайл, 2011. 448 с.)
Открываем год занимательной книгой по физиогномике флорентийского профессора антропологии, врача и путешественника, жившего в далеком уже XIX веке.
Надо сказать, что разнообразные труды по физиогномике доселе отвращали меня своей математической отстраненностью от живого предмета исследований. То была какая-то "антропологическая каббала", которая затемняла всякое знание о чувствах и характерах. Паоло Мантегацца, будучи прирожденным литератором, к счастью, не подорвался на этой мине. Вместо академической "расчлененки" здесь мы постигаем науку через систему художественных образов и тонких аллюзий, что вполне оправданно, коль скоро речь идет о феномене лица человеческого.
Сам Мантегацца увлеченно и поэтично трактует этот феномен: "Вскоре после рождения, когда глаза уже видят, но еще ничего не различают, первое, что представляется еще девственному зрачку, — это человеческое лицо. И когда в последние минуты жизни взор наш блуждает в томительной тоске агонии, наши глаза с жадностью ищут дружеское лицо, чтобы взглянуть на него прежде, чем закрыться навсегда.
...Все библиотеки на свете не могли бы вместить в себе мыслей и ощущений, которые пробуждало в людях лицо человека, с тех пор как это бедное разумное двуногое утаптывает почву нашей планеты. Религия создала из человеческого лица храм предрассудков и обожания; правосудие искало на нем следы преступлений; любовь получила от него самые нежные наслаждения; наука открыла, наконец, с его помощью, происхождение племен и выражение страстей, а также нашла в нем мерило для энергии мысли".
Обилие цитат (в том числе из Гете и Гердера), фрагменты воспоминаний известных ученых и путешественников делают данную книгу увлекательным пособием для начинающих антропологов. Впрочем, авторы аннотации уверены, что книга окажется полезной и педагогам, и художникам, и даже актерам — то есть всем тем, кто в силу своей профессии занят постижением тайн человеческих характеров.
"Глаз и рот постоянно представляют собою два главных мимических центра лица. Первый из них лучше выражает природу и степень ума, а второй — силу или слабость воли.
...У человека интеллигентного не только глаза, но и все мускулы лица отличаются подвижностью, живостью, постоянною напряженностью (tonus), благодаря которой они всегда могут быстро выражать самые разнообразные душевные волнения.
Лицо гениального человека можно сравнить с хорошо вооруженным солдатом, всегда готовым к своему делу; лицо тупого человека — это ленивый нищий, постоянно готовый спать и зевающий полчаса, прежде чем он решится встать.
Тупое лицо характеризуется расслабленными мышцами, полуоткрытым ртом, при этом одна бровь часто поднята выше другой, а блуждающий и бесцельный взгляд не имеет никакого определенного направления.
На лице интеллигентном все мышцы полусокращены; движения их ловки и постоянны. Лицо гениального человека обнаруживает постоянный отблеск душевных волнений, деятельной мысли и вечно бодрствующей энергии.
Переход между тупым лицом идиота и вольтеровским лицом, приправленным солью и перцем, составляет лицо обыкновенное, выражающее среднее количество мысли и воли".
Впрочем, из книги можно узнать не только о тонкостях "топографии" человеческих лиц. Глава "Мимика рас и профессий" содержит полезные сведения о том, что:
— австралийцы при виде собаки или лошади начинают делать жевательные движения;
— туземцы с острова Дружбы в знак выражения приятного удивления кричат: "Ехо! ехо!" Папуасы Новой Гвинеи при встрече целуются и царапаются ногтями;
— малайцы при встрече соприкасаются носами, а аннамиты присоединяют к этому особый род ржания.
В заключение хочется отметить, что к изданию этой книги приложил лапу российский ученый и расовый просветитель Владимир Борисович Авдеев, давно вынашивающий идею переиздать труды итальянца.
Дата публикации на сайте: 12 июля 2012.