(28 апреля 1874, Йичин, тогда Австро-Венгрия, ныне Чехия — 12 июня 1936, Вена, Австрия)
Биография (КЕЭ, том Доп.3, кол. 241–242)
Вырос в семье богатого владельца бумажной фабрики. Мать прививала Краусу любовь к культуре, с школьных лет он увлекался театром, но врожденный физический недостаток препятствовал актерской карьере. Краус изучал философию и филологию в Венском университете. С 1892 г. публиковал в австрийской и германской периодике литературные и театральные обзоры. В 1899 г. основал журнал «Факел», редактором (с 1912 г. — и единственным автором) которого оставался до конца жизни. Журнал пользовался большим успехом и принес Краусу славу «немецкого Ювенала». В литературно-политических обзорах он остроумно и язвительно высмеивал все, что считал проявлениями вырождения европейской, в том числе австрийской культуры: от лицемерия либеральной прессы до учения З. Фрейда и психоанализа.
Краус был непримиримым противником милитаризма и после Первой мировой войны обличал сторонников реванша, а также социалистов и церковь, которые предали идеалы мира. Эта позиция нашла выражение в наиболее известном драматическом произведении Крауса — драме «Последние дни человечества» (1919), проникнутой апокалиптическим предчувствием грядущей катастрофы.
Краус постоянно боролся за сохранение чистоты языка, считая его важнейшим фактором не только в эстетической, но и в этической сфере. Статьи и эссе на эту тему вошли в посмертно изданный сборник «Язык» (1937). Лирические стихотворения (девять книг) и афоризмы (четыре книги) самого Крауса считаются образцом литературного стиля. И в политике, и в искусстве Краус нередко оказывался в стороне от главенствующих тенденций времени. Так, в период господства реалистической драмы он выдвинул принципы поэтического театра, повлиявшие на творчество Б. Брехта. А. Шёнберг считал Крауса личностью, у которой больше, чем у кого-либо другого, можно учиться самобытности.
В 1898 г. Краус объявил о выходе из еврейской общины, в 1911 г. крестился, а в 1923 г. заявил об отходе от католичества. Резкие выпады против ряда выдающихся евреев и сионизма (памфлет «Одна крона для Сиона», 1898), возражения против пересмотра дела Дрейфуса, публикации в «Факеле» О. Вейнингера и Х. С. Чемберлена (см. Расизм) — все это давало основания считать Крауса антисемитом (см. Антисемитизм), стыдящимся своего происхождения. Он придерживался космополитических взглядов, был противником всякого национализма и защищал достоинство человека как личности, а не как представителя какой-либо нации. Однако, когда в 1933 г. Управление радиовещания Германии обратилось к Краусу с просьбой использовать его переводы сонетов Шекспира, он саркастически ответил, что переводил с иврита, поэтому такая передача будет противоречить «нынешним нормам» режима.
Начиная с 1923 г., Краус неоднократно предупреждал о том, как опасен Гитлер, писал об угрозе пангерманизма и аншлюса Австрии. В ярком памфлете «Почему не выходит “Факел”» (1933) Краус писал о несовместимости идеологии гитлеризма с законами немецкого языка. В последние годы жизни Краус полагал, что иудаизм и христианство должны вместе бороться против расизма.
Избранные сочинения
* Die demolirte Literatur (1897)
* Eine Krone fur Zion (1898)
* Sittlichkeit und Kriminalitat (1908)
* Spruche und Widerspruche (1909)
* Die chinesische Mauer (1910)
* Pro domo et mundo (1912)
* Nestroy und die Nachwelt (1913)
* Worte in Versen (1916—1930)
* Die letzten Tage der Menschheit (1918)
* Weltgericht (1919)
* Nachts (1919)
* Untergang der Welt durch schwarze Magie (1922)
* Literatur (1921)
* Traumstuck (1922)
* Die letzten Tage der Menschheit: Tragodie in funf Akten mit Vorspiel und Epilog (1922)
* Wolkenkuckucksheim (1923)
* Traumtheater (1924)
* Die Unuberwindlichen (1927)
* Epigramme (1927)
* Die Unuberwindlichen (1928)
* Literatur und Luge (1929)
* Shakespeares Sonette (1933)
* Die Sprache (1937)
* Die dritte Walpurgisnacht (posthumous, 1952)
На русском языке
* Детерминизм/ Пер. Виктора Топорова// Западноевропейская поэзия XX века. М.: Художественная литература, 1977, с.29
Литература
* Zohn H. Karl Kraus. New York: Twayne Publishers, 1971
* Timms E. Karl Kraus, apocalyptic satirist: culture and catastrophe in Habsburg Vienna. New Haven: Yale UP, 1986
* Zohn H. Karl Kraus and the critics. Columbia: Camden House, 1997
* Carr G.J., Timms E. Karl Kraus und Die Fackel: Aufsatze zur Rezeptionsgeschichte = Reading Karl Kraus: essays on the reception of Die Fackel. Munchen: Iudicium, 2001
* Bouveresse J. Schmock ou Le triomphe du journalisme: la grande bataille de Karl Kraus, Paris: Seuil, 2001
* Rothe F. Karl Kraus: die Biographie. Munchen: Piper, 2003
* Timms E. Karl Kraus und der Kampf ums Recht. Wien: Picus, 2006
* Ganahl S. Ich gegen Babylon: Karl Kraus und die Presse im Fin de Siecle. Wien: Picus, 2006
* Reitter P. The anti-journalist: Karl Kraus and Jewish self-fashioning in fin-de-siecle Europe. Chicago: The University of Chicago Press, 2008
* Канетти Э. Карл Краус, школа сопротивления// Канетти Э. Человек нашего столетия. Художественная публицистика. М.: Прогресс, 1990, с.34-43
* Беньямин В. Карл Краус// Беньямин В. Маски времени. Эссе о культуре и литературе. СПб: Симпозиум, 2004, с.313-358
* Джонстон У. М. Поклонение языку у Карла Крауса: проклятие фотографической памяти// Джонстон У. М. Австрийский Ренессанс: Интеллектуальная и социальная история Австро-Венгрии 1848—1938. М.: Московская школа политических исследований, 2004, с.306-310
Биография
Краус рано пришел к выводу о том, что раздражавшие его явления венской культурной жизни, поначалу лишь дававшие повод для демонстрации его полемического таланта, на деле симптомы глубокой испорченности общества. В 1899 он начал издавать собственный журнал «Факел» («Die Fackel»), по материалам которого выпустил тома избранных публикаций: Мораль и преступность (Sittlichkeit und Kriminalitat, 1908), Китайская стена (Die chinesische Mauer, 1910), Страшный суд (Weltgericht, 1919), Крушение мира от черной магии (Untergang der Welt durch schwarze Magie, 1922), Литература и ложь (Literatur und Luge, 1929), Язык (Die Sprache, 1937).
Крупнейшее произведение Крауса-драматурга, Последние дни человечества (Die letzten Tage der Menschheit), написано во время Первой мировой войны и опубликовано в 1919. Среди других его пьес – Литература (Literature, 1921), Театр мечты, (Traumtheater, 1922), Кукуландия на облаках (Wolkenkuckucksheim). В 1952 впервые опубликована Третья Вальпургиева ночь (Die Dritte Walpurgischnacht) – выпуск «Факела», созданный еще в первые месяцы после прихода Гитлера к власти в Германии.
Сатира Крауса питалась противоречием между изначальной чистотой языка и его стилистическим и смысловым искажением под пером пишущих. Он указывал на порчу языка в среде чиновников, политиков, писателей и журналистов, полагая, что зло мира неизбежно вытекает из вечного несоответствия между чистотой слова и нечистыми намерениями публичной речи. Воплощением подобной опасности была в его глазах гитлеровская Германия. Многие критики воспринимают Крауса как адепта вневременных добродетелей, а его критику частных пороков – как защиту абстрактной духовной непогрешимости.
Биография (Большая Советская Энциклопедия)
Краус Карл ( 28.04.1874 - 12.06.1936 ), австрийский писатель, публицист, филолог. Выступил с сатирическим памфлетом "Разрушенная литература" (1897) против венских декадентов. Издавал и редактировал журнал "Факкель" ("Die Fackel", 1899-1936), в котором полемизировал с буржуазными философскими, политическими и эстетическими идеями.
Опубликовал много эссе и статей по вопросам литературы и языка, сборники сатирических фельетонов и афоризмов на темы международной и австрийской жизни. Вершина творчества Крауса - философская антивоенная драма "Последние дни человечества" (1918-1919). В памфлете "Непобедимые" (1928) Краус прославлял венских рабочих, штурмовавших летом 1927 реакционный суд.
Написанные в духе философской лирики И. В. Гёте стихи Крауса часто близки импрессионистской поэзии X. Моргенштерна и Д. Ф. Лилиенкрона. Стиль Крауса насыщен метафорами, контрастными сопоставлениями. С о ч.: Werke, Bd (1-9), Munch., 1955-61. Лит.: Iggers W. A., Karl Kraus. A Viennese critic of the twentieth century, The Hague, 1967 (библ. с. 230-45); Engelmann P., Dem Andenken an Karl Kraus, W., [1967]; Kuhn C., Karl Kraus als Lyriker, P., 1968.
Биография (ru.wikipedia.org)
Родился в Богемии, в богатой еврейской семье, в 1877 переехавшей в Вену. В 1892 поступил на юридический факультет, в этот же период выступил как литературный критик, пробовал свои силы на сцене. В 1894 перешел на факультет философии и литературы, в 1896 оставил университет, не получив диплома.
В этот период подружился с Петером Альтенбергом, вошел в кружок Молодая Вена (Герман Бар, Гофмансталь, Шницлер, Феликс Зальтен и др.). Через год порвал с ним, опубликовав памфлет Die demolierte Literatur. Выступил с резким отвержением сионизма Теодора Герцля. В 1899 начал издавать собственный журнал «Факел», который выпускал вплоть до смерти, сделал его влиятельнейшим изданием эпохи.
На его страницах публиковались крупнейшие писатели и художники: Альтенберг, Демель, Кокошка, Ласкер-Шюлер, Генрих Манн, Шёнберг, Стриндберг, Тракль, Верфель, Оскар Уайльд и др. С 1911 Краус стал в журнале единственным автором. В том же году он принял католицизм. Параллельно Краус выступал с публичными лекциями и чтениями — до 1936 он дал около 1700 подобных сольных представлений не только в Вене, но в Берлине и Праге. В 1923 он покинул католическую церковь.
Крупнейшим произведением Крауса стала сатирическая драма в жанре «мирового обозрения» «Последние дни человечества» (1915—1919), во многом построенная на актуальных материалах европейских газет. Кроме того, Краус известен своими афоризмами (собраны в книге «Обращенное в слово», нем. Beim Wort genommen, 1955).
Дата публикации на сайте: 20 июля 2012.