(27 мая 1832, Фонтенбло, Франция - 16 января 1918, Фонтенбло, Франция)
Биография (Ирина Блауберг)
Родился в Фонтенбло 27 мая 1832. В 1847 окончил лицей Людовика Великого. Учился в Высшей педагогической школе (1851–1854), два года вел курс риторики и получил степень агреже по словесности (1854). Затем под руководством Равессона завершил обучение в Высшей педагогической школе (1856–1857). Преподавал логику в Тулузе (1857–1858), Кане (1858–1861). В 1863 получил степень агреже по философии, в 1864–1875 читал лекции в Высшей педагогической школе. В 1871 защитил диссертацию на степень доктора философии и опубликовал труд Об основании индукции (Du fondement de l"induction). В 1875 был назначен инспектором Парижской академии, с 1879 – генеральным инспектором общественного просвещения. В 1896 был избран членом Академии моральных и политических наук.
В своей концепции, названной им «спиритуалистическим реализмом», Лашелье развивает идеи метафизики Мен де Бирана и Равессона, используя критический метод Канта. В лекциях в Высшей педагогической школе он затронул многие традиционные философские проблемы, предложив новый подход к их исследованию, противостоявший эклектизму, господствовавшему тогда в университетах, и ассоциационистскому эмпиризму, который, как он полагал, ведет к скептицизму. Лашелье ввел во французскую философию понятие рефлексивного метода, рефлексию считал высшим способом познания, с помощью которого дух постигает свою собственную природу и свои отношения с другими явлениями.
В центре интересов Лашелье с самого начала находились проблемы научного познания; в работе Об основании индукции (Du fondement de l"induction, 1871) доказывается, что объяснить значимость индукции, благодаря которой разум переходит от случайности фактов к необходимости законов, можно, лишь установив изначальное соответствие между законами мысли и структурой мира: тогда законы являются одновременно законами человеческого ума и законами природы и, стало быть, существует параллелизм между нашими рассуждениями и природой вещей. Подлинный индуктивный подход предполагает также, по Лашелье, принцип иерархии, определяющий субординацию областей мира. Лашелье разделял кантовскую идею о целесообразности, существующей в природе, где происходит постоянное движение в сторону гармонии; одна из характеристик этого процесса, направляемого универсальным разумом, – возрастание степени свободы. Мышление, стремящееся к абсолютной свободе, в своем движении не может, полагал Лашелье, удовлетвориться формальным абсолютным, которого достигает философия. Главная задача философии – переход от формального абсолютного к реальному и живому абсолютному, от идеи Бога к самому Богу. Подобно Плотину, он видел полноту и суть духовной жизни человека в слиянии с Богом, представляющим собой единственную подлинную реальность; моральная деятельность людей – лишь символ этого слияния.
Считая себя учеником Канта, Лашелье обратил острие критики и против него, предпочтя кантовскому методу анализа условий опыта синтетический метод, обоснованный в работе Психология и метафизика (Psychologie et metaphysique, 1885) и призванный доказать тождественность законов мышления и законов бытия. Среди известных книг Лашелье – Заметки о принципе пари Паскаля (Notes sur le pari de Pascal, 1901). Лекции Лашелье в Высшей педагогической школе оказали значительное влияние на студентов, которых Лашелье учил умению мыслить с абсолютной искренностью и уважению к мысли других.
Концепция Лашелье оказала значительное влияние на Бутру, Бергсона, Ланьо, Алена, Набера и др., на развитие кантианских исследований во Франции.
Умер Лашелье в Фонтенбло 16 января 1918.
Биография (В. К. Зелинский. Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978)
Лашелье (Lachelier) Жюль (27.5.1832, Фонтенбло, - 16.1.1918, там же), французский логик и философ-идеалист. Профессор Высшей нормальной школы в Париже (1864-75), член Академии моральных и политических наук. В работах по теории познания соединял кантианство с т. н. спиритуалистическим реализмом. В главном сочинении «Обоснование индукции» (1871) защищал тезис о соответствии различных типов мышления разным уровням бытия. Согласно Лашелье, единство бытия может быть понято только телеологически, через идею бога как «конечной цели», объединяющей все уровни, или «порядки», бытия. Бытие иерархично; оно складывается из различных порядков, или «духовных реальностей», которые охватываются единым «духовным» принципом.
Различным уровням бытия Лашелье отводит различные виды знания, считая научное мышление «низшей» функцией мышления, адекватно выражающей лишь формальную, наиболее «абстрактную» структуру мира. Человек рассматривается Лашелье как субъект и одновременно объект универсального сознания, понимаемого в духе неоплатонизма как «душа мира». Известен также работами в области логики отношений.
Соч.
* Ceuvres, t. 1-2, P., 1933.
Лит.
* Войшвилло Е. К., Критика логики отношений как релятивистского направления в логике, в кн.: философские записки, т. 6, М., 1953;
* Seailles G., La philosophie de J. Lachelier, P., 1920; Jolivet R., De Rosmini a Lachelier, P., [1953]: Millet L., Le symbolisme dans la philosophic de Lachelier, P., 1959.
Биография
ЛАШЕЛЬЕ (Lachelier) Жюль (род. 27 мая 1832, Фонтенбло – ум. 16 янв. 1918, там же) – франц. логик и философ-идеалист. Познакомил Францию с философией Канта, защищал субъективистскую идеалистическую метафизику свободы, испытавшую влияние Лейбница, нашедшую своего продолжателя в ученике Лашелье Эмиле Бутру и оказавшую влияние на Бергсона. Осн. произв.: «Du fondement de l'induction», 1871; «Psychologie et metaphysique», 1885.
Дата публикации на сайте: 30 июля 2012.