Мудрые мысли
(7 мая 1841, Ножан-ле-Ротру, Франция - 13 декабря 1931, Марн-ла-Кокетт, Франция)
Знаменитый французский психолог, социолог, антрополог и историк, основатель социальной психологии.
Цитата: 35 - 51 из 175
Единственная полезная роль учреждений заключается в том, чтобы дать законную санкцию изменениям, которые уже приняты нравами и общественным мнением. Они следуют за этими переменами, но не предшествуют им. Не учреждениями изменяются характер и мысль людей. Не ими можно сделать народ религиозным или скептиком, научить его руководить самим собою вместо того, чтобы беспрестанно требовать от государства обуздывающих его мер.
(«Психология народов и масс»)
Если бы было возможно заставить толпу усвоить атеизм, то он выразился бы в такой же пылкой нетерпимости, как и всякое религиозное чувство, и в своих внешних формах скоро превратился бы в настоящий культ. Эволюция маленькой секты позитивистов любопытным образом подтверждает это положение. С нею случилось то же, что с тем нигилистом, историю которого нам рассказывает глубокий писатель Достоевский. Озаренный в один прекрасный день светом разума, этот нигилист разбил изображения божества и святых, украшавшие алтарь его часовни, потушил восковые свечи и, не теряя ни минуты, заменил уничтоженные изображения творениями философов-атеистов, таких как Бюхнер и Молешотт, и снова благоговейно зажег свечи. Предмет его религиозных верований изменился, но можно ли сказать в самом деле, что изменилось также и его религиозное чувство?
(«Психология народов и масс»)
Если бы история народов сводилась к истории их идей, то она никогда бы не была очень длинной. Когда какая-нибудь цивилизация успела создать в век или в два основные идеи в области искусств, наук, литературы и философии, то можно рассматривать ее как исключительно блестящую.
(«Психология народов и масс»)
Если бы на счет народам ставились только одни великие дела, хладнокровно обдуманные, то в мировых списках их значилось бы весьма немного.
(«Психология народов и масс»)
Если законы будущего должны быть такими же, как законы прошедшего, то можно сказать, что для народа самое вредное - если он достигает слишком высокой ступени развития и культуры. Народы гибнут по мере того, как портятся качества их характера, составляющие основу их души, и эти качества портятся по мере того, как растут их цивилизация и развитие.
(«Психология народов и масс»)
Если какой-нибудь индивид изучил греческий язык, математику, сделался архитектором, ветеринаром, медиком или адвокатом, то это еще не значит, что он приобрел особенные сведения в социальных вопросах. Ведь все наши экономисты большей частью образованные люди, в большинстве случаев профессора и академики, но разве существует хоть один общий вопрос, протекционизм, биметаллизм и т.д., относительно которого они пришли бы к соглашению? И это потому что вся их наука представляет собой лишь очень смягченную форму всеобщего невежества. Перед социальными же проблемами, куда входит столько неизвестных величин, сравниваются все незнания.
(«Психология народов и масс»)
Если толпа охотно топчет ногами повергнутого деспота, то это происходит лишь оттого, что, потеряв свою силу, деспот этот уже попадает в категорию слабых, которых презирают, потому что их не боятся.
Если трудно внушить новую идею, то не менее трудно уничтожить старую.
Жизнь какого-нибудь народа и все проявления его цивилизации составляют простое отражение его души, видимые знаки невидимой, но очень реальной вещи. Внешние события образуют только видимую поверхность определяющей их скрытой ткани.
Законодатель очень часто, желая обеспечить себе вторичное избрание, должен подчиняться наказам слабоватых умом винных торговцев и мелких купцов, являющихся его главными избирательными агентами. Избиратель требует невозможного, и поневоле приходится обещать требуемое. Отсюда появляются спешные реформы, утверждаемые без малейшего понятия об их возможных последствиях. Всякая партия, желающая достигнуть власти, знает, что это возможно только превзойдя обещаниями своих соперников.
Парламенты таким образом вынуждены создавать бесчисленное множество законов и регламентов, последствий которых никто не предвидит; они только опутывают со всех сторон свободу граждан и увеличивают число тех зол, против которых они направлены.
Идеи - это дочери прошлого и матери будущего и всегда - рабыни времени!
(«Психология народов и масс»)
Идеи начинают оказывать свое действие только тогда, когда они после очень медленной переработки преобразовались в чувства и проникли, следовательно, в темную область бессознательного, где вырабатываются наши мысли.
Идеи прошлого, хотя и наполовину разрушенные, все еще достаточно сильны; идеи же, которые должны их заменять, находятся пока еще в периоде своего образования - вот почему современная эпоха есть время переходное и анархическое.
(«Психология народов и масс»)
Из наиболее важных, характерных черт нашего времени нужно отметить то, что в составе общества находятся такие лица, которые почему-либо не могли приспособиться к требованиям современной цивилизации и потому не нашли себе в ней места. Они образуют непригодный для полезного употребления отброс. Это - люди неприспособленные.
Во всех обществах всегда было некоторое число таких людей, но оно никогда не достигало такой значительной цифры, как в настоящее время (автор имеет ввиду 1906 год. - Прим. ред.) неприспособленные в области промышленности, науки, ремесла и искусства образуют армию, возрастающую с каждым днем. Несмотря на различие их происхождения, они связаны общим чувством ненависти к цивилизации, в которой они не могут найти себе места. При всякой революции, какую бы цель она не преследовала, эти люди, наверное, восстанут по первому зову. Среди них вербует социализм своих самых пылких поборников.
Из психического склада рас вытекает их понятие о мире и жизни, а следовательно, их поведение и, наконец, их история
(«Психология народов и масс»)
Избиратель хочет... чтобы льстили его тщеславию и угождали его вожделениям. Чтобы на него подействовать, надо осыпать его самой нелепой лестью и, не стесняясь, давать ему самые фантастические обещания
(«Психология народов и масс»)
Изобретатели могут изменить внешний вид цивилизации; фанатики с ограниченным умом, но с энергичным характером и с сильными страстями одни только могут основывать религии, империи и поднимать массы.
(«Психология народов и масс»)