Мудрые мысли
(7 мая 1841, Ножан-ле-Ротру, Франция - 13 декабря 1931, Марн-ла-Кокетт, Франция)
Знаменитый французский психолог, социолог, антрополог и историк, основатель социальной психологии.
Цитата: 171 - 175 из 175
Человек так же, как и животное, склонен к подражанию; оно составляет для него потребность при условии, конечно, если не обставлено затруднениями. Именно эта потребность и обусловливает могущественное влияние так называемой моды. Кто же посмеет не подчиниться ее власти, все равно, касается ли это мнений, идей, литературных произведений или же просто-напросто одежды? Управляют толпой не при помощи аргументов, а лишь при помощи образцов. Во всякую эпоху существует небольшое число индивидов, внушающих толпе свои действия, и бессознательная масса подражает им. Но эти индивиды не должны все-таки слишком удаляться от преобладающих в толпе идей, иначе подражать будет трудно, и тогда все их влияние сведется к нулю. По этой-то причине люди, стоящие много выше своей эпохи, не имеют вообще на нее никакого влияния. Они слишком отдалены от нее.
(«Психология народов и масс»)
Человечество постоянно с отчаянием цепляется за мертвые идеи и мертвых богов.
(«Психология народов и масс»)
Что касается детей, например, то их показания никогда бы не следовало принимать во внимание. Судьи любят повторять, что в детском возрасте не лгут, но если бы они сколько-нибудь знали психологию, то им было бы известно, что, наоборот, в этом возрасте всегда и лгут. Ложь эта, без сомнения, невинная, но это все-таки ложь. Лучше было бы жребием решать судьбу какого-нибудь подсудимого, нежели произносить приговор, как это много раз бывало, на основании показаний ребенка!
(«Психология народов и масс»)
Чтобы вызывать восхищение толпы, надо всегда держать ее на известном расстоянии.
(«Психология народов и масс»)
Энергия и деятельность заменены у государственных людей страшно бесплодными личными препирательствами, у масс - восторгами и злобами дня, у образованных - каким-то плаксивым, бессильным и неопределенным сентиментализмом и бледными рассуждениями о горестях жизни. Безграничный эгоизм развивается всюду. Каждый в конце концов стал заниматься только собой. Совесть становится покладистой, общая нравственность понижается и постепенно гаснет. Человек теряет всякую власть над собой. Он не умеет больше владеть собой; а тот, кто не умеет владеть собой, осужден скоро подпасть под власть других.
(«Психология народов и масс»)
Эстетика представляет собой идеал прекрасного известной эпохи и известной расы,и в силу одного того, что эпохи и расы различные,и идеал будет меняться.
(«Психология народов и масс»)