Мудрые мысли
(19 февраля (2 марта) 1824, Тула — 22 декабря 1870 (3 января 1871), Одесса)
Русский и украинский педагог, основоположник научной педагогики в России.
Цитата: 69 - 85 из 85
Страх, не умеряемый смелостью, делает человека трусом; смелость же, не умеряемая страхом, производит гибельную дерзость и буйство.
Существо бесправное может быть добрым или злым, но нравственным быть не может. (к вопросу о целесообразности ученического самоуправления, а точнее, как поправлял А. С. Калабалин, со-управления, поскольку «директорскую печать-то я детям не отдам, да и ответственность с меня, как с директора, никто снимать не будет»).
Теоретическая жизнь ума образует ум; но только практическая жизнь сердца и воли образует характер.
Только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья.
Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер.
Только тот, кто сохранил в себе возможность во всякую минуту стать лицом к лицу с своей собственной душой, не отделяясь от нее никакими предубеждениями, никакою привычкою, — только тот способен идти по дороге самоусовершенствования и вести по ней других.
Только человек, у которого ум хорош и сердце хорошо, вполне хороший и надежный человек.
У кого нет своего дела - тому дело до всего.
Убеждение только тогда делается элементом характера, когда переходит в привычку. Привычка именно и есть тот процесс, посредством которого убеждение делается наклонностью и мысль переходит в дело.
Удовлетворите всем желаниям человека, но отымите у него цель в жизни, и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он.
Ум - не что иное, как хорошо организованная система знаний.
Ученье само по себе становится воспитанием только тогда, когда достигает высшей области науки, входит в мир идеи и вносит эту идею через разум в сердце человека. Только на этой ученой, а не учебной ступени наука приобретает нравственную силу.
...Ушинский принадлежит не только прошлому: он продолжает жить и в нашей современности. Идеи создателя *Детского мира*, *Родного слова*, *Педагогической антропологии* сохраняют по сей день свою творческую силу.
(В. П. ПОТЕМКИН. Вступительное слово на торжественном заседании, посвященном 75-летию со дня смерти К. Д. Ушинскоео, 3 января 1946 года в Москве.)
Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья.
Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд - лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека.
Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело.
Чтобы в дитяти образовался характер, или, по крайней мере, накоплялись для него обильные материалы, следует, чтоб дитя жило сердцем и действовало волею.