Мудрые мысли

Константин Дмитриевич Ушинский (Konstantin Dmitrievich Ushinskij)

Константин Дмитриевич Ушинский (Konstantin Dmitrievich Ushinskij)

(19 февраля (2 марта) 1824, Тула — 22 декабря 1870 (3 января 1871), Одесса)

Русский и украинский педагог, основоположник научной педагогики в России.

Цитата: 35 - 51 из 85

Не говорить о себе без нужды ни одного слова. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.


Не тот мужествен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха, а тот, кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности, не подчиняясь страху.


Не тот мужественен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха, а тот, кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности, не подчиняясь страху.
(Избранные педагогические сочинения. - Т.1 - С. 408)


Не уметь хорошо выражать своих мыслей - недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей - еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний.


Нет сомнения, что дети более всего учатся подражая, но ошибочно было бы думать, что из подражания сама собою вырастает самостоятельная деятельность. Подражание дает много материала для самостоятельной деятельности, но если бы не было самостоятельной деятельности, независимой от подражания, то нечему было бы и подражать.
(Избранные педагогические сочинения. - Т.1 - С. 509)


Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.


Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета. Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его.


Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его.


Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя.


Отдых после умственного труда нисколько не состоит в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело: труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного.


Под влиянием гнева мы возводим такие обвинения на человека, возбудившего в нас гнев, какие показались бы нам забавными в спокойную минуту.


Подражая, человек находит возможность удовлетворять своему душевному стремлению к деятельности, не трудясь сам отыскивать или изобретать эти средства.
(Избранные педагогические сочинения. - Т.1 - С. 512)


Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ.


Право на счастье составляет самое неотъемлемое право человека.


Практика показывает, что гимнастика, специализируя так или иначе произвольные движения человека, излечивает множество застарелых болезней.


Преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни.


Природные воспитательные таланты, сами по себе прокладывающие дорогу в деле воспитания, встречаются реже, чем какие либо другие таланты, а потому и нельзя рассчитывать на них там, где требуются многие тысячи учителей.