Мудрые мысли
(30 марта 1853, Грот-Зюндерт, около Бреды, Нидерланды — 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция)
Всемирно известный нидерландский художник-постимпрессионист.
Цитата: 52 - 68 из 167
Когда что-то в тебе говорит: *Ты не художник*, тотчас же начинай писать, мой мальчик, - только таким путем ты принудишь к молчанию этот внутренний голос. Тот же, кто, услышав его, бежит к друзьям и жалуется на свое несчастье, теряет часть своего мужества, часть того лучшего, что в нем есть.
(«Письма к брату Тео»)
Когда я встретил эту женщину, она привлекла мое внимание своим болезненным видом. Но для меня она прекрасна! И я нашел в ней именно то, что мне было нужно. Жизнь принесла ей много ударов и скорби. Скорбь и несчастье оставили свои следы. Она позировала для моего лучшего рисунка.
(Ван Гог: портрет, написанный словами (Van Gogh: Painted with Words))
Когда я чувствую и знаю сюжет, будь то фигура или пейзаж, я обычно рисую три или больше вариантов его, но каждый раз и для каждого из них я обращаюсь к натуре. При этом я изо всех сил стараюсь не давать деталей, потому что тогда исчезает элемент воображения. И когда Терстех, или мой брат, или другие спрашивают: * Что это - трава или капуста? * - я отв6ечаю: * Счастлив, что вы не можете этого определить *.
(«Письма к брату Тео»)
Кончается ли всё со смертью, нет ли после нее еще чего то? Быть может, для художника расстаться с жизнью вовсе не самое трудное?
Мне, разумеется, обо всём этом ничего не известно, но всякий раз, когда я вижу звёзды, я начинаю мечтать так же непроизвольно, как я мечтаю, глядя на чёрные точки, которыми на географической карте обозначены города и деревни.
Почему, спрашиваю я себя, светлые точки на небосклоне должны быть менее доступны для нас, чем черные точки на карте Франции?
Подобно тому, как нас везет поезд, когда мы едем в Руан или Тараскон, смерть уносит нас к звёздам.
Впрочем, в этом рассуждении бесспорно лишь одно: пока мы живём, мы не можем отправиться на звезду, равно как, умерев, не можем сесть в поезд.
Вполне вероятно, что холера, сифилис, чахотка, рак суть не что иное, как небесные средства передвижения, играющие ту же роль, что пароходы, омнибусы и поезда на земле. А естественная смерть от старости равнозначна пешему способу передвижения.
(Из письма к брату Тео)
Кто же из людей нормален? (Имеется в виду *психически здоров*) Быть может, вышибалы публичных домов - он ведь всегда правы?
Кто же из людей нормален? Быть может, вышибалы публичных домов — они ведь всегда правы?
Кто страдает желудком, у того нет свободы воли.
...кто утверждается в чем-то одном и как следует овладевает одной профессией, тот получает представление и знания и о многих других вещах.
(«Письма к брату Тео»)
...лично я ожидаю больше добра от объединения художников, связанных взаимной симпатией, единством стремлений, теплой дружбой и честностью отношений, чем от объединения их работ на выставках
(«Письма к брату Тео»)
Лучше говорить меньше, но выбирать такие слова, в которых много смысла, чем произносить длинные, но пустые речи, которые столь же бесполезны, сколь легко произносятся.
(«Письма к брату Тео»)
Лучше жить в свое удовольствие, чем кончать с собой.
(«Письма к брату Тео»)
Лучше каждый раз отдавать себя всё на время, чем одалживать себя на всю жизнь!
Лучше обладать горячим сердцем, даже если это стоит нам лишних ошибок, чем быть ограниченным и чрезмерно осторожным.
Любопытно всё-таки, до чего плохо в материальном отношении живется всем художникам — поэтам, музыкантам, живописцам, даже самым удачливым. Всё это поднимает вечный вопрос: вся ли человеческая жизнь открыта нам? А вдруг нам известна лишь та её половина, которая заканчивается смертью.
Люди на юге хорошие, даже у священника вид порядочного человека. (Письмо брату из Сент-Мари, Лазурный берег. 16.6.1888г.)
Минуты хандры, подавленности, тревоги-они, по-моему, в большей или меньшей мере бывают у каждого из нас и являются непременным условием сознательной человеческой жизни. Конечно, у некоторых людей самосознания просто нет. Однако тем, у кого оно есть, свойственно иногда приходить в отчаяние, что отнюдь еще не делает их несчастными или какими-то необыкновенными.
(«Письма к брату Тео»)
Мишле весьма удачно замечает, что любовь сначала также непрочна, как паутина, а затем приобретает крепость каната.
Разумеется, при условии взаимной верности.
(«Письма к брату Тео»)