Мудрые мысли

Жан-Жак Руссо (фр. Jean-Jacques Rousseau)

Жан-Жак Руссо (фр. Jean-Jacques Rousseau)

(28 июня 1712, Женева — 2 июля 1778, Эрменонвиль, близ Парижа)

Французский писатель, мыслитель, композитор. Разработал прямую форму правления народа государством — прямую демократию, которая используется и по сей день, например в Швейцарии. Также дилетант-музыковед, композитор и ботаник.

Цитата: 290 - 306 из 622

Мы считаем пустяком все, что далеко от нас, мы видим лишь то, что близко нас касается; с переменой места зачастую изменяются и наши суждения, становясь противоположными прежним, но от того они не делаются более обоснованными. Мы строим планы на будущее, сообразуясь с тем, что нам подходит сегодня, а не знаем, подойдет ли нам это завтра; о себе самих мы думаем так, словно всегда остаемся прежними, а на деле мы с каждым днем меняемся. Кто знает, будем ли мы любить то, что любим сейчас, и будем ли желать того, чего сейчас желаем; останемся ли такими, каковы мы ныне, не произведут ли посторонние предметы и изменения, произошедшие в нашем теле, глубокие перемены в наших душах, и не станет ли для нас несчастьем то, что мы замыслили для своего счастья?
(*Юлия, или Новая Элоиза*)


Наблюдайте природу и следуйте дорогой, которую она вам указует.


Набожность - опиум для души: в малых дозах бодрит, оживляет и поддерживает, в слишком сильных дозах усыпляет или же приводит в исступление, а то и убивает.
(*Юлия, или Новая Элоиза*)


Надежда - это сон бодрствующего человека.


Надо благодарить судьбу, когда удается сделать что-нибудь хорошее в жизни, и всегда надо помнить, что мудрость во многом зависит от счастья. Добавьте, что счастье еще больше зависит от мудрости!
(*Юлия, или Новая Элоиза*)


Надо было быть тем, кем я был, чтобы стать тем, кем я хочу быть.
(*Юлия, или Новая Элоиза*)


Надо найти такую общую форму соединения, которая защищала бы и охраняла своей общей силой личность и имущество каждого своего члена и посредством которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе, оставаясь столь же свободным, как и раньше.


Надобно знать многое, чтобы уметь спрашивать о том, чего не знаешь. Ученый знает и спрашивает, - говорит индийская пословица, - а невежда не знает даже, о чем спрашивать.
(*Юлия, или Новая Элоиза*)


Надобно обладать здоровой душой, чтоб почувствовать прелесть уединения.
(*Юлия, или Новая Элоиза*)


...надобно предпочесть мнение того из нас, кто свое счастье не отделяет от счастья другого.
(*Юлия, или Новая Элоиза*)


...надобно уменьшить количество книг, чтобы читать с пользой
(*Юлия, или Новая Элоиза*)


Наедине со мной вы чопорны, при всех - веселы, а меня смущает и то и другое. Пожалуйста, ведите себя ровнее, и я, быть может, не буду так терзаться.
(*Юлия, или Новая Элоиза*)


Народный героизм – это минутный порыв, за которым следуют слабость и упадок сил. Нужно основывать свободу народа на его образе жизни, а не на его страстях. Ибо его страсти преходящи и изменчивы; между тем действие хорошего государственного устройства длится столько же, сколько оно существует; никакой народ не может продолжать оставаться свободным дольше, чем до тех пор, пока он ощущает благо свободы.


насколько я ценю уважение здравомыслящих людей, настолько же презираю дерзкие суждения толпы, которая так легко приходит в восторг от мишурного блеска и не замечает ничего истинно благородного... нет такого высокого положения, на которое не имел бы права притязать человек даровитый и нравственный.
(*Юлия, или Новая Элоиза*)


Настоящая низость в юности ещё преступнее, чем в зрелом возрасте, зато слабость, наоборот, гораздо более извинительна.
(*Исповедь «Les Confessions»*. Книга вторая)


Науки и искусства обязаны своим происхождением нашим порокам; мы бы меньше сомневались в их достоинствах, если бы своим происхождением обязаны они были нашим добродетелям… Не будь людской несправедливости, зачем понадобилась бы нам юриспруденция? Что сталось бы с историей, если бы не было ни тиранов, ни войн, ни заговорщиков?.. Неужто мы созданы для того, чтобы умереть прикованными к краю колодца, в котором скрылась истина? Одно только это соображение должно было с первых шагов отпугнуть всякого человека, который всерьез стремился бы просветиться, изучая философию.


Наши истинные учителя - опыт и чувство.