Мудрые мысли
(28 июня 1712, Женева — 2 июля 1778, Эрменонвиль, близ Парижа)
Французский писатель, мыслитель, композитор. Разработал прямую форму правления народа государством — прямую демократию, которая используется и по сей день, например в Швейцарии. Также дилетант-музыковед, композитор и ботаник.
Цитата: 273 - 289 из 622
Молодость — это время для усвоения мудрости…
Молодость - вот время для усвоения мудрости, старость - время для ее применения.
Мудрец вовсе не гонится за богатством, но он не равнодушен к славе; и когда он видит, как дурно она бывает распределена, его добродетель, которую дух соревнования оживил бы и сделал бы полезною для общества, начинает томиться и постепенно угасает в нищете и безвестности.
Мудрец всегда таким образом изощряет удовольствие; воздерживайся, чтобы наслаждаться, - вот твоя философия; это разумный эпикуреизм.
(*Юлия, или Новая Элоиза*)
Мудрец, все свое нося с собою, носит в себе и свое счастье.
(*Юлия, или Новая Элоиза*)
Мудрецы, которые хотят говорить с простым народом своим, а не его языком, никогда не смогут стать ему понятными. Однако есть множество разного рода понятий, которые невозможно перевести на язык народа.
мудрости подобает действовать наиболее простыми путями, не допуская ничего бесполезного как в способах действия, так и в следствиях.
(*Юлия, или Новая Элоиза*)
Мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для данного общества.
Мужчина говорит то, что знает, женщина - что нравится; первый, чтобы говорить, нуждается в знаниях, вторая - во вкусе; первый должен иметь в виду полезные вещи, вторая - приятные.
Мужчина лучше женщины философствует о сердце человеческом, но женщина лучше его читает в сердце мужчин.
Мы видим вокруг нас почти только таких людей, которые жалуются на свою жизнь, и многих таких, которые лишают себя жизни, когда это в их власти; законы божеский и человеческий вместе едва способны остановить этот беспорядок. А случалось ли вам когда либо слышать, чтобы дикарь на свободе хотя бы только подумал о том, чтобы жаловаться на жизнь и кончать с собою. Судите же с меньшим высокомерием о том, по какую сторону мы видим подлинное человеческое несчастье.
Мы всего больше заботимся о жизни по мере того, как она теряет свою ценность; старики больше сожалеют о ней, чем молодые.
мы зачастую бываем более слабы, когда опираемся на кого-нибудь, чем когда рассчитываем только на свои силы.
(*Юлия, или Новая Элоиза*)
Мы опускаемся ниже животных, когда говорим для того, чтобы ничего не сказать.
(*Юлия, или Новая Элоиза*)
Мы причиняем себе больше мучений, лечась от наших болезней, чем перенося их.
Мы рождаемся слабыми — нам нужна сила; мы рождаемся беспомощными — нам нужна помощь; мы рождаемся бессмысленными — нам нужен рассудок. Все, чего мы не имеем при рождении и без чего не можем обойтись, став взрослыми, дано нам воспитанием.
Мы рождаемся слабыми, – нам нужна сила; мы рождаемся беспомощными, – нам нужна помощь; мы рождаемся бессмысленными, – нам нужен рассудок. Все, чего мы не имеем при рождении и без чего не можем обойтись, ставши взрослыми, дано нам воспитанием.