(7 марта 1785, Милан — 22 мая 1873, Милан)
Биография (В.Кучеровская, 02.2006, http://www.belpaese2000.narod.ru/Teca/Otto/Manzoni/manzoni0.htm)
Итальянский писатель, поэт, драматург, общественный деятель. Алессандро Франческо Томмазо Антонио Мандзони родился в Милане 7 марта 1785 года в семье графа Пьетро Мандзони и Джулии Беккария, дочери Чезаре Беккариа, известного просветителя и автора трактата "О преступлениях и наказаниях", в котором он выступает против пыток и смертной казни.
Семья Мандзони была достаточно богата. Прадедушка Пьетро Антонио владел землёй Барцио в Вальссасино, откуда он переехал с семьёй в 1710 году в Челеотто - на виллу, построенную в XVIII-м веке и проданную потом из-за больших финансовых проблем. В Челеотто жили дедушка Алессандро и отец Пьетро, родившийся в 1736 году. Когда Джулия и Пьетро Мандзони поженились 20 октября 1782 года, Джулии было 20 лет, а Пьетро - 46. Это был брак по согласию: контракт был подписан 12 сентября того же года, и в нем есть указание на "посредничество Его Превосходительства синьора графа Пьетро Верри, действительного государственного советника и президента герцогского казённого управления Милана", посредничество, начавшееся ещё в феврале и осуществляемое с "похвальной скромностью". К Пьетро Верри Джулия была очень привязана; он был старым другом её семьи, и чувства, которые он испытывал к юной девушке, были больше, чем просто симпатия. На брак Джулия согласилась неохотно, но она понимала, что это единственное возможное решение.
Брак продлился недолго. С первых месяцев замужества, находясь при муже, который был старше ее вдвое, семи незамужних золовках и девере-священнике, Джулия протестовала против тёмной, ретроградной атмосферы дома, она страстно мечтала о приёмах в престижных салонах и о свободе. Она начинает посещать дом Верри, где знакомится с молодым и привлекательным Джованни Верри и влюбляется в него. Поэтому, когда рождается Алессандро, начинают ходить уверенные слухи, что он сын Джованни.
Пьетро Мандзони, не обращая внимания на сплетни, принимает сына и отдает его кормилице Катерине Панцери, женщине с мягким и весёлым характером, жене некоего Карло Спреафико, живущего в окрестностях Лекко.
С рождением ребёнка атмосфера в доме Мандзони становится ещё более холодной, до такой степени, что в 1791 году Джулия просит и получает официальный развод. Алессандро, согласно закону, остается с отцом.
В шесть лет мальчик поступает в колледж отцов Сомаски, сначала в Мерате, а затем, 1796 году, в Лугано. Здесь он знакомится с падре Карло Феличе Соаве (1749-1803), автором сборника "Нравственные новеллы", человеком строгим, но очень уважаемым за свою честность, единственным учителем, которого Алессандро будет вспоминать с огромным почтением. Спустя два года Алессандро поступает в миланский колледж Барнобитов, где за десять лет получает хорошее классическое образование. Однако колледж оставляет у него чувство раздражения и неудовлетворённости, усиленное ситуацией в семье. Но именно в этот период у него появляются друзья, общение с которыми продлится всю жизнь, как, например, с Эрмесом Висконти (1784-1841).
Родители мало интересуются жизнью сына. В 1792 года Джулия Беккариа познакомилась со знатным и богатым Карло Имбонати, с которым она живёт сначала в Лондоне, а затем в Париже, где её принимают доброжелательно благодаря славе отца. В 1805 году Карло умирает.
Алессандро был практически брошен матерью, а с отцом его связывали лишь незначительные, очень редкие встречи. Отец видел в сыне воплощение своего неудачного брака и женщины, которую он не смог полюбить и завоевать. Отрочество Алессандро прошло без семейных привязанностей, поддержки и любви, которые необходимы для равновесия между своим "Я" и внешним миром.
В 1798 году Алессандро возвращается в Милан, который вскоре станет столицей Цизальпийской Республики, и поступает в колледж Лонгоне. В 1801 году заканчивает учёбу и возвращается в семейный дворец на улице Св. Дамиано, разнообразя своё городское проживание посещениями виллы Калеотто недалеко от Лекко. Он живёт, практически не общаясь с отцом, со слугами, время от времени принимая редких гостей - Монти, Фосколо, Куоко... В этом же году пишет первое своё значительное произведение - поэметто в подражание классикам "О триумфе свободы" ("Del trionfo della libertа"), результат его недовольства преподавательскими методами Барнабитов и Сомаски, его разрыва с католицизмом и энтузиазма по отношению к просветительским идеалам и ценностям Французской революции.
Дом Мандзони был погружён в меланхолию. Но даже в обществе семи старых дев и дяди с бельмом на глазу Алессандро удавалось развлекаться. Он обожал театр и играл в Ридотто делла Скала. Знакомится с поэтом Винченцо Монти (1754-1828), который ему кажется человеком, достойным подражания, увлекается идеями, которые Наполеон распространяет по Европе, хотя сама личность Наполеона его разочаровала.
Поэтическое призвание шестнадцатилетнего Мандзони выражено в автобиографическом сонете "Автопортрет", в котором он себя представляет следующим образом: "Capel bruno; alta fronte; occhio loquace..." ("Тёмные волосы; высокий лоб; выразительный взгляд..."). По характеру он признает себя "duro dei modi, ma di cor gentile..." ("тяжёлого нрава, но с добрым сердцем..."), хотя ему трудно судить себя самого: "Poco noto ad altrui, poco a me stesso. / Gli uomini e gli anni mi diran chi sono" ("Мало известен другим и немного себе. / Люди и годы скажут мне, кто же я такой"). Это юноши, ищущего себя самого. По стилю сонет близок к манере Витторио Альфьери, который был для молодёжи того времени был своего рода идолом, воплощением непризнанного гения и бунтующего характера, борцом против всякой посредственности и лицемерия.
Поэтический дебют Алессандро Мандзони относится к 1802 году, это сонет "На жизнь Данте" ("Per la vita di Dante"). Вдохновляемый дружбой с Уго Фосколо и Эрмесом Висконти, а также впервые переживаемым чувством любви к сестре Висконти, "ангельской Луизине", поэт пишет оду "Qual su le Cinzie cime" (1802), в которой чувствуется влияние поэзии Парини и Фосколо; идиллию "Адда" ("Adda", 1803), своеобразное приглашение Монти на виллу в Калеотто; четыре "Проповеди" ("Sermoni"), в которых в манере Горация сатирически высмеивает современное падение нравов. Юноша понимает, что поэт должен прилагать необыкновенные усилия, чтобы сделать произведение искусства инструментом воспитания для человечества. Эта мысль - наследие другого великого поэта, чья личность и после смерти волновала умы интеллектуалов Милана и стала знаменательной для ломбардского просвещения, - Джузеппе Парини (1729-1799).
В восемнадцать лет Алессандро Мандзони уже широко известен в интеллектуальных кругах, у которых он просит суждений и оценок своих произведений. Становится другом Винченцо Куоко (1770-1823), автора очерка "О неаполитанской революции 1799 года" ("Saggio sulla revoluzione napoletana del 1799", 1801), который потряс молодого поэта ужасными описаниями бурбонских репрессий. От него же Алессандро получает стимул к изучению работ Джамбаттиста Вико и к историческим исследованиям. Идея истории как анализа условий проживания народа и как совокупности событий, главным действующим лицом которых является народная масса, занимает в это время автора "Обручённых", "романа о бедных".
Милан - город привлекательный и воодушевляющий для юноши, который до шестнадцати лет жил среди умиротворяющих пейзажей озера Комо и суровых стен колледжей. Несмотря на это, Алессандро покидает Ломбардию с энтузиазмом, когда мать приглашает его в Париж в 1805 году. В 1804 году Монти был в гостях у графа Имбонати и Джулии и рассказывал им о сыне, которого они почти не знали. Наконец в жизни Алессандро появляется фигура матери. Возможно, боязнь одиночества или чувство вины побуждают Джулию пригласить сына к себе. Алессандро принимает приглашение, но, пока он готовится к путешествию, Имбонати скоропостижно умирает, завещав Джулии всё своё состояние, среди всего прочего это и вилла Брусулио, недалеко от Милана. Двадцатилетний Алессандро в сентябре 1805 года приезжает в Париж, правда, вместо матери его встречает скорбящая женщина. Однако со временем между матерью и сыном зарождается привязанность, ещё более сильная вследствие долгих лет разлуки. С этого момента в жизни юноши начинается наиболее важный и конструктивный период интеллектуального становления.
Джулии Беккария было в ту пору 43 года. Блондинка с серыми глазами и орлиным носом, женщина властного, гордого и мужественного характера, она сохраняла то изящество, которое сделало её когда-то королевой миланских салонов. Её сын незамедлительно поддается этому очарованию, проникается к ней доверием, помогает ей пережить боль утраты. Для неё он пишет лирическое стихотворение "На смерть Карла Имбонати" ("In morte di Carlo Imbonati", 1806), в котором ему представляется, что покойный явился ему во сне, чтобы посоветовать, как должен вести себя человек чести. Стихотворение похоже на моральную заповедь, которой Мандзони будет следовать всю свою жизнь, в которой поэт выражает свои человеческие и литературные идеалы, связанные с этикой и конкретным анализом истории человечества и его эволюции. Поэт осуждает также искусство ради искусства и искусство, ставшее предметом экономических отношений. Невозможно не вспомнить здесь духовное завещание Джузеппе Парини - оду "Падение". Моральная строгость обнажает неприязнь Мандзони к льстецам, которые, воспевая своих господ, превращают литературу в "позорный базар лести".
Время, проведённое в Париже, даёт Мандзони возможность расширить свой культурный горизонт благодаря знакомствам, которые сыграют значительную роль в его художественном и литературном формировании. Здесь Алессандро находит самого своего близкого друга, Клода Фурье (1772-1844), филолога, который вместе с мадам де Сталь развивал культуру романтизма во Франции. Именно Клод Фурье ввёл Мандзони в кружок "Идеологов" - группу интеллектуалов, противостоящую наполеоновскому режиму, потому что он уничтожил то, за что они боролись в 1789 году. В этот кружок входили такие личности, как Антонии Дестю де Траси (Antonie Destutt de Tracy,1754-1836), медик, физиолог и философ, и Пьер Жан Кабанис (Pierre-Jean Cabanis, 1757-1808). Под их руководством Мандзони раскрывается для новой европейской литературы и начинает осознавать, что всякое исследование должно проводиться "максимально тщательно и без вывода каких-либо заключений, если ты в них полностью не уверен". Отсюда происходит то детальное внимание, которое Мандзони уделяет воссозданию исторических ситуаций в своих драматических произведениях и в "Обручённых".
В это время Алессандро увлекается чтением работ великих моралистов и философов XVII-го века: Блэза Паскаля, Жака Бюссе... Он также разделяет идеи Вольтера, а благодаря Фурье приобщается к романтическим идеям и знакомится с произведениями Августа-Вильгельма Шлегеля (1767-1845).
В 1807 году выходит поэметто "Урания" ("Urania"; возможно, посвящено возлюбленной Софии Груши), в котором доказывается просветительская роль поэзии. Поэт пользуется классицистскими схемами Монти, которые являются, однако, лишь внешней формой. Поэметто представляет собой просветительское произведение искусства. Здесь музы и грации, посланные на землю Юпитером, почти по-христиански символизируют добродетели, формирующие Божий венец. Однако некоторое время спустя Мандзони отказывается от своего творения, говоря, что "не так нужно писать стихи. Возможно, я напишу что-нибудь ещё хуже, но такие стихи - никогда". И действительно, поэметто не способно вызвать интерес читателя, а по стилю является весьма посредственным.
В этот период он трижды сопровождает мать в Италию: в Турин в 1806 году, в Геную в феврале 1807 года свататься к Луиджине Висконти (помолвка так и не закончилась браком) и в сентябре того же года в Милан после неудачной помолвки с дочерью Дестю де Траси. На берегах озера Комо, при посредничестве матери, он знакомится с Энрикеттой Блондель, дочерью женевских банкиров, переехавших в Италию. На сей раз помолвка была удачной.
Таким образом, шестнадцатилетняя Энрикетта вошла в жизнь Мандзони, чтобы оставить в ней глубокий след. Она и Алессандро сочетались браком в муниципалитете Милана 6 февраля 1808 года. Вечером того же дня молодых благословили по евангелическому обряду в доме Энрикетты - доме убеждённых кальвинистов. Отец Энрикетты, Франсуа-Луи Блондель, был богатым женевским предпринимателем, владельцем прядильных фабрик на берегу Адды. В эти годы он разворачивает активную банкирскую деятельность в Милане и покупает дворец Имбонати.
В июне 1808 года семья Мандзони отправляется в Париж. Все трое - молодожёны и Джулия - безмерно счастливы. Об Энрикетте известно, что "она была блондинкой, добродушной и грациозной, очень скромной, готовой спрятаться от общества, в то время как мать Алессандро всегда чувствовала себя актрисой; очень аккуратная и тактичная, в то время как Джулия предпочитала художественный беспорядок во всём". Алессандро был уверен, что мать довольна невесткой; а та относилась к Джулии с уважительной нежностью и дочерней привязанностью. В декабре 1809 года у молодых супругов родилась дочь Джулия-Клавдия, которая в августе, согласно брачному контракту, была крещена по католическому ритуалу.
Скромная жизнь Алессандро не дает биографам возможности установить события, которые привели супругов к католической вере. Без сомнения, Энрикетте надоедали бесконечные посещения салонов, а материнство заставляло её задумываться о своих обязательствах по отношению к ребёнку - обязательства касательно не только в том, как его вырастить, но и как воспитать. Как привести Джулию к христианской вере, если сама Энрикетта чувствует себя неуверенно?
Таким образом, возникла необходимость получше узнать католицизм, по канонам которого должна была воспитываться дочь. Другом семьи становится аббат-янсенист Эустакио Дегола (1761-1826). 22 мая 1810 года Энрикетта принимает католическую веру, а в феврале того же года супруги венчаются по католическому обряду.
Общение Энрикетты с аббатом не прошло мимо Алессандро. До этого момента он был абсолютно равнодушен к религии, возможно, из-за своего юношеского бунта против педантичного религиозного образования. Постепенно он заражается желанием жены найти способ общения с Богом. В этот же период происходит "обращение" Мандзони, хотя католическая вера для него - это не образ жизни, как для Энрикетты: в вере он увидел скрытые от него ранее ценности.
Многочисленные друзья в течение всей жизни будут спрашивать у Мандзони об "озарении", о моменте, который стал решающим в его принятии веры. И Алессандро никогда не отвечал на эти вопросы прямо: "Это была милость Господа, мой дорогой, просто милость Господа". Возможным мотивом был эпизод, произошедший во время праздника в честь свадьбы Наполеона и Марии-Луизы Австрийской. Разделённые толпой, Алессандро и Энрикетта потеряли друг друга из вида. Расстроенный, Алессандро направился в церковь Св. Рокко. Слова дочери Виктории "это Господь предстал перед Святым Павлом на улице Дамаско" стали вещими. Алессандро вышел из церкви и сразу же увидел Энрикетту, живую и невредимую.
Янсенистские идеи, через которые Мандзони пришёл к католической вере, отразились на его видении человечества, поскольку внушили ему пессимистическое отношение к истории как к иррациональной смеси событий и фактов, организуемых только Божьим проведением, а также укрепили его моральную строгость и суровость поведения.
Вернувшись в Милан, Мандзони продолжает свои исследования под руководством янсениста Луиджи Този, который в значительной мере повлияет не только на религиозное формирование писателя, но и на его литературные произведения.
Зимой 1810 года семья Мандзони поселяется в Милане, иногда выезжая на загородную виллу Брусулио. Это самые счастливые годы, прожитые под знаком полного согласия.
Пока Алессандро сажает платаны, ели, кипарисы, робинии, гортензии, рододендроны, крупноцветковую магнолию, ливанский кедр, тирольский виноград, размышляя над идеями для своих будущих произведений, Энрикетта воспитывает детей. В 1813 году рождается Пьетро, в 1815 - Кристина, в 1817 - София, в 1819 - Энрико. В 1821 году на свет появляется Клара, прожившая только два года; в 1822 - Виктория, в 1826 - Филиппо, в 1830 - младшая дочь Матильда. Из них всех только Виктория и Энрико переживут отца.
Вилла Брусулио всегда была полна друзей и знакомых, среди которых были и самые значительные писатели и интеллектуалы того времени: Эрмес Висконти, Джованни Берше (1783-1851), Томмазо Гросси (1790-1853), Карло Порта (1775-1821), Массимо д'Адзелио (1809-1850), впоследствии зять Мандзони, флорентийцы Джино Каппони (1792-1876) и Джузеппе Джусти (1809-1850). Некоторые из них считают Мандзони "загадкой", не будучи в силах постигнуть всё многообразие его характера. Благодаря своему доброжелательному и миролюбивому отношению к каждому, своему глубокому уважению к прошлому, немного заикающейся, но всегда любезной манере общаться, Мандзони вызывал у окружающих только симпатию. Из Парижа приезжает иногда Клод Фурье, которого обожает маленькая София. Алессандро знакомится с философом Антонио Розмини (1792-1867) - будущим сердечным другом, повлиявшим на художественные и религиозные концепции Мандзони. В сентябре 1819 года семья Мандзони отправляется в Париж, где Алессандро знакомится с историком Августином Тьерри (1795-1856) и философом Виктором Кюзи (1792-1867), который поедет с Мандзони в Италию. Таким образом, путешествие в Париж, продлившееся до августа 1820 года, стало крайне полезным для окончательного формирования литературных идей и замысла самых значительных произведений писателя.
В 1812 году под духовным руководством монсиньора Този Мандзони готовит литературный проект из двенадцати священных гимнов, посвящённых религиозным праздникам. Из них были написаны только пять:
* Воскресение (La Risurrezione, апрель-июнь 1812 года);
* Мария (Il nome di Maria, ноябрь 1812 - апрель 1813);
* Рождество (Il Natale, июль-сентябрь 1813);
* Страсти Христовы (La Passione, март 1814 - октябрь 1815);
* Троица (La Pentecoste, начат в июне 1817 года, продолжен в апреле 1819-го и завершён в сентябре-октябре 1822-го).
К этим пяти гимнам будут присоединены "Стихи к первому причастию" ("Strofe per una prima comunione"); вместе они составят сборник религиозных стихотворений.
В это же время были написаны четыре оды на гражданскую тематику:
* Апрель 1814 (Aprile 1814);
* Воззвание при Римини (Il proclama di Rimini; написана после поражения Мюрата в Толентино; прерывается на 51-й строфе; является воплощением патриотических идей Мандзони);
* Март 1821 (Marzo 1821; политическое и патриотическое обращение Мандзони, выражение его желания увидеть Италию объединённой и свободной);
* Пятое мая (Il cinque maggio; написана на смерть Наполеона Бонапарта).
15 января 1816 года Мандзони начинает писать первую из своих двух трагедий, "Граф Карманьола" ("Il conte di Carmagnola"), над которой он работал долго, как свидетельствуют письма к Фурье и предисловие к самой трагедии.
Этой зимой ухудшается здоровье писателя. Его охватывает приступ той же болезни, от которой он уже страдал в Париже. Это нервная болезнь, преследовавшая его всю жизнь, разновидность ипохондрической депрессии, против которой он был бессилен. В марте 1817 года семья планирует путешествие в Париж, однако им отказывают в выдаче паспортов. Даже свидетельство врача о необходимости лечения по причине слабого здоровья не помогло. Правительство требовало письменного изложения причин поездки, издав приказ, запрещающий полиции выдавать разрешение на выезд по здоровью. Поэтому надежда на путешествие и на новую встречу с Фурье была напрасна. В то время мэром города был Франческо ди Соро, гражданский сановник австрийской армии. С 1815 по 1817 годы он управлял Ломбардией, потом был переведен в имперскую канцелярию, и его заместил на этом посту граф Джулио Страссольдо. В 1819 году Мандзони наконец попали в Париж. Во время путешествия семья Мандзони побывала в Савойе и в Швейцарии. Это было нужно Алессандро, чтобы немного отвлечься. 19 сентября Мандзони приехали в Шамберли к друзья, оттуда 23 числа отправились в Париж, куда прибыли 1 октября.
Пребывание в Париже продлилось до июля 1820 года. Мандзони даже обдумывали идею переезда во Францию, но не смогли продать виллу в Брусилио.
Однако здоровье Алессандро не улучшалось. Его мучили страхи, тревожные состояния, головные боли... Единственным, что на время его спасало, были прогулки, особенно пешие походы от Милана к Брусулио . К тому же Мандзони бегал каждый день в течение четырёх часов.
По возвращении из Парижа начинается интенсивный творческий период: трагедия "Адельгиз", гимн "Троица" и две гражданские оды и, наконец, в 1827 году выходит первое издание "Обручённых".
МАНДЗОНИ-ЧЕЛОВЕК
Об Алессандро Мандзони было много написано как о великом писателе и интеллектуале. Но каков же он был в семейной жизни и в роли отца? Кто представляет его себе спокойным патриархом, тот будет жестоко разочарован. У Алессандро Мандзони проявлялись все черты человека с нервным расстройством. Исследователь и литературовед Пьетро Читати перечисляет все его фобии: за столом у него начиналась кружиться голова; на улице он боялся, что на него обрушатся дома или он упадёт в пропасть. Он не выносил толпу, мокрую землю и чириканье воробьёв. Если начиналась гроза, он чувствовал необычайную слабость. "Жертва своей болезни, он целыми неделями ничего не делал... С опустошённым сознанием и потерянным взглядом он действительно должен был опасаться падения в пропасть небытия".
Со временем писатель научился бороться со своими абсурдными страхами, разработав целую стратегию, которая позволяла ему жить с неврозом. Он старался вести размеренную жизнь по правилам: 25 минут прогулки перед обедом, одежда по погоде; спать ложился всегда в определённое время; питался одним и тем же; пил горячий шоколад по утрам... Если его одолевала тревога, он часами гулял по улицам города или в окрестностях. Иногда он проходил по 30-40 километров в день и возвращался домой уставшим, но спокойным.
25 декабря 1833 года умирает Энрикетта Блондель. И это было первое из длинной череды горе, которое постигло Алессандро Мандзони. Пьетро Читати пишет: "Спустя несколько лет после завершения "Обручённых" жизнь писателя становилась всё более печальной. Угас краткий творческий порыв; почти в 45 лет он стал педантичным корректором и неумолимым редактором своих произведений". Год спустя умирает старшая дочь Джульетта, не так давно до этого вышедшая замуж за Массимо д'Адзелио; ей было всего 25 лет. Удручённый всем происходящим, Мандзони начинает писать гимн "Рождество", который так и не был закончен.
В 1837 году Алессандро женится на Терезе Борри, вдове Дечио Стампа и матери скромного юноши Стефано Стампа, с которым у писателя завяжутся отцовские отношения, построенные на уважении, привязанности и почитании. Тереза всю свою жизнь посвятила заботам о здоровье, творчестве и славе мужа; друзья сравнивали её с весталкой, которая страстно охраняет нечто святое.
В мае 1841 года, два месяца спустя после смерти Джулии Беккария, умирает двадцатипятилетняя Кристина, которая была замужем за Кристофоро Бароджи. В 1845 году в двадцатисемилетнем возрасте скончается София, жена Лудовико Тротти. В этом же году Виктория выходит замуж за Джованбаттисту Джорджини, умеренного либерала. Виктория переезжает в Пизу, куда к ней приедет заболевшая Матильда, которая умрёт в марте 1856 года.
К скорби по близким людям добавляются материальные проблемы: пожар в Брусулио в 1848 году, плохие урожаи, долги сыновей. В 26 лет за долги в тюрьму попал Филиппо, в то время как Энрико тратил огромное наследство жены. "Героический" момент в жизни Филиппо - это участие в сражениях против австрийцев в 1848 году, во время которых он попадает в плен. Его перевозят в Вену. Он умрет в 1868 году в бедности, оставив четверых детей.
Восстание в Милане не имело ожидаемого результата, и в августе 1848 года австрийцы вернулись в город. Мандзони в течение двух лет укрывается в Лезе на озере Маджоре, где его принимают Стефано Стампа и его мать Тереза. В это время его связывает близкая дружба с Антонио Розмини, который живёт недалеко от Лезы, в Стрезе. Результатом этой дружбы стал диалог "О художественном вымысле" ("Dell'invenzione", 1850), в котором Мандзони утверждает, что в литературном произведении не должно быть места фантастическим вымыслам, оно должно нести правду, особенно правду историческую. Именно поэтому он отказался писать "Обручённых" в ключе, в котором было написано первое издание. Розмини даже предлагает ему возможную тематику, собранную в трактате "Об удовольствии" ("Del piacere", 1851).
За этой перепиской следует десятилетие размышлений на исторические темы и лингвистических исследований, впоследствии послуживших материалом для очерка "О Французской революции 1789 года и революции 1859-го" ("Sulla rivoluzione francese del 1789 e la rivoluzione del 1859", 1860; опубл. посмертно).
В 1860 году Мандзони получает титул сенатора Королевства Италии. 26 февраля 1861 года принимает участие в туринском заседании сената, который присваивает Виктору-Эммануилу II титул короля Италии.
В августе 1861 года умирает Тереза Борри. Ещё в 1856 году пропадает без вести Клод Фурье, а годом ранее Мандзони лишается поддержки лучшего друга Розмини. Каково было его влияние на Мандзони? Он определял понятие "творческие способности" как божественную искру, которая проявляется через талант человека. С помощью Розмини Мандзони углубил понятия о католической морали, избавившись навсегда от янсенистских идей.
Алессандро Мандзони оставался в ясном сознании до конца своих дней. Он умер в 6 часов вечера 22 мая 1873 года, после мучительной агонии, почти на месяц пережив своего сына Пьетро. Ухудшение его состояния началось ещё в январе 1872 года, когда он упал, выходя из церкви Св. Феделе, и сильно ударился головой. В его похоронах участвовал весь Милан. Похоронный кортеж доехал по проспекту Виктора-Эммануила до кладбища Монументале. Год спустя Джузеппе Верди посвятил Алессандро Мандзони "Мессу" и лично дирижировал оркестром при её исполнении в церкви Святого Марка и в театре «Ла Скала».
Opere / Произведения
* I promessi sposi / Обрученные (rtf .zip) Аудио
* Fermo e Lucia / Фермо и Лючия
* Il conte di Carmagnola / Граф Карманьола
* Adelchi / Адельгиз
* Inni sacri / Священные гимны
* Il cinque maggio / Пятое мая
* Tutte le poesie / Поэтические произведения
* Storia della colonna infame / История позорного столба
* Del romanzo... / О романе...
Биография
Алессандро Франческо Томмазо Мандзони (итал. Alessandro Francesco Tommaso Manzoni (7 марта 1785, Милан — 22 мая 1873, Милан) — знаменитый итальянский писатель-романтик, автор романа «Обручённые».
Отцу Мандзони, Дону Пьетро, было уже 50 лет, когда сын появился на свет. Он представлял одну из старейших семей, которая обосновалась вблизи от Лекко (итал. Lecco город в итальянском регионе Ломбардия), где воспоминание о ее беспощадности передано в пословице, в которой её сравнивают с ручьями, падающими в горах. Его мать, Джулия, имела литературный талант, её отцом был знаменитый экономист, правовед и публицист Чезаре Беккариа.
Алессандро учился неважно, но в 15 лет в нем проснулась страсть к поэзии, и он начал писать сонеты. После смерти отца, в 1805, он переехал к матери в Париж и провел там 2 года в кругу литераторов и идеологов философского течения 18 столетия. Среди них он обрёл настоящих друзей, в частности, Клода Фориэля. В то время Мандзони был поглощен идеями Вольтера. И уже после его бракосочетания, находясь, во многом, под влиянием его жены, стал страстным приверженцем католицизма, которому он оставался предан на протяжении всей его дальнейшей жизни.
В период с 1806 по 1807, во время своего пребывания в Парижe, он впервые выступает перед общественностью в роли поэта с 2-мя небольшими отрывками. Первый, с заголовком Урания, написан в классическом стиле, противником которого он сам позднее и являлся. Второй был элегией в свободных стихах, посвящённой памяти графа Карло Имбонати, от которого он унаследовал значительную собственности, в том числе загородный дом в Брусуглио, который стал с тех пор его основным местожительством.
B 1819 Мандзони издаёт свою первую трагедию Conte di Carmagnola, которая ломала все классические положения в литературе и, вместе с тем, разжигала оживленное разногласие. В одной статье она подверглась сильной критике, после чего Гёте выступил в защиту произведения. Смерть Наполеона в 1821 сподвигла к написанию стихотворения Cinque maggio («Пятое мая»), ставшего одним из популярнейших стихотворений на итальянском языке (на русский язык его перевёл Фёдор Тютчев — «Высокого предчувствия порывы и томления…»). Политические события этого года и арест многих его друзей отразились на творчестве писателя. Во время его последующего отхода в Brusugli, чтобы отвлечься от происходящего, Мандзони уделяет много времени историческим исследованиям.
В сентябре 1822 Алессандро закончил работу над романом Обрученные и в 1827 книга вышла в свет, что принесло автору огромную известность. В 1822 он опубликовал вторую трагедию Adelchi, которая повествует об окончании лангобардского господства в Италии благодаря Карлу Великому и содержит много завуалированных намеков на австрийское преобладание. Литературная карьера автора была практически закончена этими произведениями. Тем не менее Мандзони продолжал свою работу над романом, переписывая и исправляя некоторые отрывки. Впоследствии он написал также еще небольшую статью об итальянском языке.
Кончина Мандзони
После смерти жены Мандзони в 1833, умирают несколько детей и его мать. В 1837 он снова сочетался браком, на этот раз с Терезой Борри, вдовой графа Штампы, которую он также впоследствии пережил. Из 9 детей Мандзони только 2 остались после его смерти. Смерть его старшего сына Луиджи 28 апреля 1873 была окончательным ударом, он почти сразу же заболел и умер от менингита.
Страна провожала Мандзони в последний путь с почти королевской роскошью. Его останки сопровождала к кладбищу Милана огромная похоронная процессия, которая включала принцев и наивысших чиновников. Однако, впечатляющим монументом представляет собой «Реквием» Верди, который он написал к первой годовщине смерти писателя и впервые исполненные в церкви Святого Марка в Милане.
Библиография
1806-1807 - два небольших стихотворных отрывков (Первый "Урания", второй - посвящен памяти графа Карло Имбонати)
1819 - трагедия "Conte di Carmagnola"
1821 - стихотворение "Cinque maggio" ("Пятое мая")
1822 - роман "Обрученные" (была издана в 1827 году)
1822 - трагедия "Adelchi"
Биография (Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.)
МАНДЗОНИ (Манцони) Алессандро (Alessandro Manzoni, 1775—1863) — итальянский писатель. Родился в знатной семье в Милане. Представитель той части итальянской буржуазии, которая, будучи напугана революционными потрясениями конца XVIII и начала XIX веков, мечтала о том, чтобы спокойно пожинать плоды французской революции и наполеоновских завоеваний и довольствовалась христианской концепцией нравственного усовершенствования общества.
В первой поэме М. «Торжество свободы» (1801—1802) еще выступают аллегорические фигуры французской революции. Идиллия «Адда» (1803) посвящена памяти Парини, борца с тиранией. В отрывке «Урания» под маской мифологических образов сквозят уже христианские идеи всепрощения, милосердия, сострадания ко всем страждущим. Настроением отрешенности от жизни проникнута ода «На смерть Карло Имбонато» (1806): довольство малым выставляется как принцип общественного поведения. Однако наибольшей выразительности достигает его религиозная настроенность в «Священных гимнах» (Jini Sacri, созданных между 1812 и 1822), посвященных отдельным церковным праздникам (рождество, страсти господни, воскресение, похвала богоматери, троица). «Возникшие в дни реставрации, эти религиозные песни отражают характерное для эпохи торжество церковного начала» (Фриче). Религия выступает в них как начало примирения с действительностью, Христос — бог обездоленных. В этих песнях, по удачному выражению де Санктиса, евангелизирована знаменитая триада Великой французской революции, — свобода, равенство и братство, — революционная фраза третьего сословия переведена на смиренный и кроткий язык верующего буржуа эпохи Реставрации. Религиозным настроением окрашены также и те стихотворения М., к-рые в этот период посвящены отдельным эпизодам борьбы за освобождение и объединение Италии. В «Риминийском воззвании» (Il proclama di Rimini, 1814), написанном в связи с обращением Мюрата к итальянцам, поэт возлагает свои надежды на вмешательство божественной силы, которая одна только может собрать «разбросанные по земле прутья итальянской судьбы». Тот же мотив разработан и в «Марте 1821» (Marzo 1821). В оде на смерть Наполеона (Il cinsue Massio) религиозное настроение кристаллизуется в концепцию мировой истории. Личность, как бы она ни была могущественна, не что иное, как тень творца, орудие в его руках. История представляет собой обнаружение божественной воли, людям остается только изумляться непостижимому, тому великому чуду, которое представлял собой Наполеон. Ода эта имела огромный успех в среде либерально настроенной интеллигенции и была переведена на немецкий яз. самим Гёте.
К тому же периоду относятся и драматические произведения М., первые опыты итальянской романтической драмы: «Граф Карманьола» (Il conte di Carmagnola, 1820) и «Адельгиз» (Adelchi, 1822). Представляя собой результат кропотливых исторических изысканий, обе драмы трактуют эпизоды далекого прошлого Италии и воплощают ту же идею христианской резиньяции. Трагическая гибель в драмах Мандзони религиозно обусловлена: воля человека не может преодолеть превратности судьбы; только искреннее религиозное сознание способно примирить человека с действительностью, как бы она ни была неприглядна.
Над самым крупным своим произведением — романом «Обрученные» — М. начал работать с 1821 и опубликовал первое издание его (I promessi sposi) в трех томах в 1825—1827. « Обрученные — один из лучших исторических романов не только итальянской, но и мировой литературы» (Фриче). M. дана здесь яркая картина быта и нравов Италии XVII в., разложения феодальных порядков.
Герои «Обрученных», крестьяне Ренцо и Лючия, лишены всякой активности, это — люди робкие и благочестивые, находящиеся под могущественной защитой церкви, единственного устойчивого института в этом царстве самоуправства, насилия и грабежа. «В душе крестьянина-ткача Ренцо, — пишет Фриче, — правда, то и дело вспыхивает возмущение угнетенного сына народа. Но стоит только падре Кристофоро напомнить ему, что единственным судьей является бог, как весь его революционный пыл испаряется, и он готов по-христиански простить своего обидчика». Кардинал Борромео, представитель церкви, является центральной фигурой романа: это ему, как благодетельной и наставляющей силе, дано связывать и развязывать судьбы людей. Значение романа «Обрученные» В. М. Фриче определяет следующим образом: «Порвав в жизни с тем классом, к которому он принадлежал по рождению, Мандзони изобразил в своем романе феодалов XVII века или жестокими самоуправцами или смешными маниаками, а покоившийся на них общественный строй — царством насилия и грабежа, анархии и распада. Хороня старый аристократический мир, роман Мандзони был в этом отношении как бы прелюдией нового нарождавшегося в Италии буржуазно-демократического общества».
Библиография:
I. Граф Карманьола, перев. в стихах Н. Соколова, СПБ, 1888; Обрученные, сокращ. перев. Е. Некрасовой, СПБ, 1899; Opere, 1837; Opere complete, ed. U. Hoepli, Milano, 1905; Carteggio di A. Manzoni, a cura di G. Sforza e G. Gallavresi, parte I, 1912; parte II, 1921; Manzoni intimo, 3 vv., Milano, 1923; Tutte le opere, a cura di G. Lesca, 2 ed., Barbera, Firenze, 1927.
II. Ватсон М., Алессандро Мандзони, СПБ, 1902; Петров Д., А. Мандцони и романтизм в Италии, «История западной литературы, Под редакцией Ф. Батюшкова», т. III, M., 1914; Фриче В., Литература эпохи объединения Италии (1786—1870), М., 1916; Его же, Очерки развития западной литературы, М., 1931 (см. приложение); Оветт А., Итальянская литература, М., 1922; Arcari F., Manzoni, Milano, 1823; Momigliano A., A. Manzoni: la vita, Messina, 1905; Scrocca A., Studi sul Monti e sul Manzoni, 1905; Momigliano A., A. Manzoni, Messina, 1905; Galli G., Manzoni e Chateaubriand, 1907; Ovidio F., Nuovi studi Manzoniani, Milano, 1908; Pellizari A., Studi Manzoniani, Napoli, 1914; Garzia R., Note Manzoniane, Bologna, 1918; Busetto N., Le genesi e la formazione dei «Promessi sposi», Bologna, 1921; Sanctis F., de, Manzoni, studi e lezioni, 1922; Croce В., Poesia e non poesia, Bari, 1923; Calletti A., A. Manzoni, il pensatore e il poeta, 2 vv., 1927; Tonelli L., Manzoni, 1928; Momigliano A., Alessandro Manzoni, 1929.
III. Bellezza Р., Intorno alle versioni inglesi, tedesche e russe dei «Promessi sposi», «Rassegna Nationale», 1902, X; Его же, Curiosita Manzoniane, 1923; Rubertis A., de, Documenti Manzoniani, 1926.
Биография (Е. Ю. Сапрыкина, БСЭ)
Мандзони (Manzoni) Алессандро (7.3.1785, Милан, — 22.5.1873, там же), итальянский писатель. Родился в семье графа. Окончил аристократический коллеж (1805). В раннем творчестве (аллегория "Триумф свободы", 1801; ода "На смерть Карло Имбонати", 1806) М. верен традиции Просвещения. В 20-е годы переходит на позиции, романтизма ("Священные гимны", 1812—22, опубликованы 1815 и 1823; "Письмо г-ну Ш. о единстве времени и места в трагедии" и "О романтизме", оба 1823). Оды М. "Март 1821 года" и "Пятое мая" (1821), исторические трагедии "Граф Карманьола" (1820, русский перевод 1888) и "Адельгиз" (1822), проникнутые патриотизмом и свободолюбием, отвечали идеям Рисорджименто. Лучшее произведение М. — исторический роман "Обрученные" (1827, русский перевод 1833), в котором романтизм сочетается с реалистическим изображением народной жизни и исторической обстановки 17 века в Ломбардии. Герои М. — простые крестьяне, чья нравственная сила противостоит произволу феодалов. Идеи христианского смирения не заглушают демократического звучания романа, который занимает значительное место в итальянской реалистической прозе 19—20 веков. После 1827 М. выступал лишь с теоретическими статьями о языке и литературе.
Соч.: Tutte le opere, Roma, 1965.
Лит.: Полуяхтова И. К., А. Мандзони, в её книге: История итальянской литературы XIX века (эпоха Рисорджименто), М., 1970; De Sanctis F., Manzoni, в его книге: Opere, v. 10, [Torino, 1955]; Sapegno N., Ritratto di Manzoni ed altri saggi, Bari, 1961; Deria L., ll realismo storico di A. Manzoni, Mil. — Varese, 1965; Santarelli G., I cappuccini nel romanzo manzoniano, Mil., [1970].
Краткое содержание романа "Обрученные" Мандзони А. (В. Т. Данченко)
Дон Аббондио, священник маленькой деревеньки, расположенной в той части озера Комо, где оно заворачивает к югу между двух горных кряжей и все изрезано выступами и заливами, на закате дня 7 ноября 1628 г. возвращается домой после приятной прогулки. Он уже готов повернуть на тропинку, ведущую к деревне, как его путь преграждают две зловещие фигуры. Их одеяние, наружность и ухватки — у обоих голова повязана зеленой сеткой с большой кистью, длинные усы закручены, к кожаному ремню прикреплена пара пистолетов, огромный кинжал и палаш с ярко начищенным эфесом — не оставляют сомнений относительно рода их занятий. Это так называемые брави, лихие молодцы, которых нанимают для разнообразных, в том числе весьма сомнительных, поручений. У бедного дона Аббондио моментально душа уходит в пятки, и он мучительно старается припомнить, не провинился ли он в чем-нибудь против сильных мира сего. От имени своего хозяина, молодого и разнузданного феодала дона Родриго, брави требует, чтобы дон Аббондио отменил назначенное на завтра венчание местного крестьянского парня Ренцо Трамальино и его невесты Лючии Монделлы. Несчастный священник — добрый человек и никому не желает зла, но совсем не обладает отвагой и поэтому избегает любых столкновений, а раз уж они его коснулись, всегда встает на сторону сильнейшего, давая понять слабому, что в душе он ему не враг. Терзаемый угрызениями совести и еще более острыми приступами страха, он проводит мучительную ночь. Наутро к нему приходит разодетый в пух и прах Ренцо Трамальино — двадцатилетний парень, с юных лет оставшись без родителей, имеет небольшой клочок земли и занимается прядением шелка, что дает ему скромный, но постоянный доход. Он сгорает от нетерпения соединиться с возлюбленной Лючией и хочет обсудить с доном Аббондио последние детали предстоящей свадебной церемонии. Но священник встречает сияющего жениха без обычной приветливости и смущенно и путано объясняет ему, что венчание состояться не может — на то есть веские причины. Свадьба откладывается на неделю. Словоохотливая служанка дона Аббондио Перпетуя, которой священник накануне доверил страшную тайну, поселяет в сердце Ренцо сомнения. Он с пристрастием допрашивает дона Аббондио, говорит со своей невестой и понимает наконец, в чем загвоздка: наглый дон Родриго испытывает нежные чувства к хорошенькой Лючии. Посоветовавшись, Ренцо и мать невесты Аньезе решают, что жених должен прихватить с собой четырех каплунов, отправиться в большое село Лекко и найти там длинного, тощего, плешивого адвоката с красным носом и малиновой родинкой на щеке, которого все зовут Крючкотвором, — он знает все законы и поможет найти выход из трудного положения.
Адвокат с готовностью соглашается, но как только он слышит упоминание о страшном доне Родриго, спешит отделаться от незадачливого клиента и даже возвращает связанный по ногам живой «гонорар». Лючии приходит в голову мысль обратиться за помощью к монаху соседнего монастыря капуцинов отцу Христофору, перед авторитетом которого склоняются даже самые отъявленные самодуры. Этот уже немолодой монах известен не только своим благочестием, но и неукоснительным исполнением двух обязанностей, которые он сам себе добровольно предписал: мирить ссорящихся и защищать обиженных. Отец Христофор отважно отправляется в логово зверя, которого надеется укротить мольбами или же описанием мук, ожидающих его в загробной жизни. Бурная беседа не имеет решительно никакого эффекта: дон Родриго, его столь же наглый миланский кузен Аттилио и пьяные гости поднимают монаха на смех, и он покидает роскошную виллу, призвав проклятья на голову нечестивого хозяина. Остается последнее средство — обвенчаться без согласия дона Аббондио, но в его присутствии. Для этого нужно привести двух свидетелей. Жених говорит: «Это моя жена», а невеста — «Это мой муж». Все всё слышали, святое таинство считается свершившимся. Главное — застать священника врасплох и не дать ему спастись бегством. Богобоязненная Лючия с трудом соглашается на сомнительное предложение своей матери и Ренцо. Она находит приют в монастыре у высокопоставленной монахини Гертруды.
Ренцо отправляется в Милан, куда попадает в самый разгар голодного бунта, когда отчаявшиеся горожане грабят и громят пекарни и штурмуют дом провиантмейстера. Неожиданно для себя Ренцо становится народным трибуном и высказывает по-крестьянски здравые мысли об общественном устройстве. Он останавливается на ночь в харчевне, заказывает ужин и, выпив одну-две бутылки хорошего вина, позволяет себе излишне смелые суждения о действиях властей. Хозяин харчевни считает своим долгом предупредить полицию об опасном бунтовщике. На следующее утро двое полицейских и чиновник по уголовным делам поднимают его из постели и предлагают следовать за ними. По пути его освобождает возбужденная толпа. Опасаясь еще раз попасть в неприятную переделку, Ренцо покидает Милан и отправляется в провинцию Бергамо (в ту пору Миланское герцогство находится под испанским владычеством, а Бергамо принадлежит Светлейшей республике Венеции — стоит перейти реку Адду, и ты уже за границей). Здесь в деревне живет его двоюродный брат Бортоло, у которого Ренцо встречает радушный прием и который устраивает его на работу в своей прядильне. В тот же день, 13 ноября, когда Ренцо приходит к Бортоло, в Лекко прибывает гонец с предписанием арестовать беглого преступника Лоренцо Трамальино и в кандалах препроводить его в Милан, где он предстанет перед правосудием. Неистовый дон Родриго, у которого из рук ускользнула вожделенная добыча, злорадствует и затевает новые козни. Головорез Гризо узнает, где скрывается Лючия, и дон Родриго замышляет ее похищение из монастыря.
Все проходит на редкость гладко: Гертруда подчиняется воле злодея Эджидио, который когда-то помог ей бежать из монастыря и имеет над ней непреодолимую темную власть. Она посылает Лючию с поручением в соседний монастырь, воспользовавшись временным отсутствием Аньезе. Брави хватают девушку на безлюдной дороге и увозят ее в мрачный замок Безымянного, где вверяют присмотру старой мегеры.
На следующее утро ликующий звон колоколов оповещает о том, что в соседнюю деревню прибыл известный своей мудростью, благочестием и ученостью кардинал Федериго Борромео. Безымянный просит аудиенции у высокого прелата, который никогда и никому не отказывает в милости и утешении. Благотворная беседа приносит раскаявшемуся злодею желанное очищение. Чудо свершилось. Безымянный становится другим человеком и жаждет искупить вину. По поручению кардинала, обуреваемый всегдашними страхами дон Аббондио вместе с Безымянным отправляется в замок за несчастной пленницей. Аньезе воссоединяется с дочерью, но ненадолго — им вновь предстоит расстаться. Узнав, что кардинал ищет надежное пристанище для Лючии, одна знатная супружеская пара — дон Ферранте и донна Прасседе — приглашает девушку поселиться в миланском доме. Перед разлукой Лючия признается матери, что в момент отчаяния она дала Мадонне обет никогда не выходить замуж, если ей удастся избежать гнусных притязаний дона Родриго. Она просит мать разыскать Ренцо и отдать ему половину денег из своего приданого. Проходит много времени, прежде чем ей удается выполнить просьбу.
Меж тем над страной сгущаются тучи: в довершение к голоду, унесшему тысячи жизней, осенью 1629 г. с севера в пределы Миланского герцогства вторгаются жестокие немецкие наемники — ландскнехты, которые участвуют в переделе территорий. Поговаривают, что в их рядах замечены случаи чумы. Насмерть перепуганные мирные жители спешно собирают пожитки, закапывают то, что не могут унести, и спасаются бегством. Аньезе, Перпетуя и дон Аббондио находят гостеприимный приют в неприступном для врагов и открытом для всех беглецов замке Безымянного. Как только опасность миновала, они возвращаются в деревню и видят, что все разграблено и испоганено. Исчезло и то, что дон Аббондио закопал в саду. Мор входит в Милан в конце октября 1629 г. и свирепствует в следующем, 1630 г.
Чума не обходит стороной и Ренцо. Едва оправившись от болезни, он возвращается в родную деревню, чтобы узнать, что стало с его близкими. Дон Аббондио чуть жив от перенесенных лишений и по-прежнему дрожит от страха. Перпетую унесла чума, Аньезе живет у родственников в Пастуро, а Лючия — в Милане у дона Ферранте. Ренцо спешит в Милан и повсюду видит запустение, отчаяние и страх. На его стук в окне дома дона Ферранте показывается встревоженная женщина и сообщает ему, что Лючия в лазарете. В этот момент его окружает возбужденная толпа. Раздаются крики о мазуне — разносчике заразы. Ренцо в панике бежит и спасается от преследователей, впрыгнув на повозку с трупами. Обрученные встречаются наконец в лазарете. Там же находится отец Христофор, который с великим терпением и мужеством исполняет свой пастырский долг — утешает страждущих и дает последнее причастие умирающим. Он освобождает Лючию от обета безбрачия. Дон Аббондио может теперь со спокойной душой обвенчать счастливых влюбленных. Молодые супруги поселяются в деревне недалеко от Бергамо, и меньше чем через год у них рождается дочь Мария. За ней последует еще невесть сколько младенцев того и другого пола — все они, по желанию Ренцо, будут учиться грамоте. Ренцо очень любит рассказывать о том, как он научился избегать неприятностей. Вера в Бога дает силы преодолеть их, а пережитое учит, как сделать свою жизнь лучше.
Биография
Родился 7 марта 1785 в Милане. Правоверный католик, он придерживался либеральных убеждений. Его ранние стихотворения, в особенности религиозные гимны, входят во все итальянские антологии, а критические работы, особенно на лингвистические и религиозные темы, остаются в культурном обиходе, однако более всего он известен как автор исторического романа Обрученные (I Promessi Sposi). Менее удачны его трагедии в стихах Граф Карманьола (Il Conte di Carmagnola, 1820) и Адельгиз (Adelchi, 1822).
К концу жизни Мандзони стал национальным символом, хотя жил уединенно в Милане и своем поместье неподалеку от него. Застенчивый и нервный по характеру, он не играл значительной роли в итальянском Рисорджименто, однако сочувствовал его целям. В конце жизни был окружен почетом; после смерти 22 мая 1873 правительство устроило ему государственные похороны. Дж. Верди посвятил Мандзони свой Реквием.
Впервые роман Обрученные вышел в 1827, но окончательная редакция с многочисленными изменениями и исправлениями появилась лишь в 1840—1842. Формально роман Мандзони продолжает романтическую традицию исторических романов, но по сути здесь очень мало от Вальтера Скотта, подход Мандзони к изображению событий скорее реалистический, чем романтический. В романе десятки персонажей: дворянин, священники, инквизиторы, трактирщики, бедные ремесленники, — и даже самые незначительные из них великолепно обрисованы какой-нибудь выразительной деталью, в целом роман дает широкую панораму жизни Италии 17 в.
Биография (ru.wikipedia.org)
Отцу Мандзони, Пьетро, было уже 50 лет, когда сын появился на свет. Он представлял одну из старейших семей, которая обосновалась вблизи от Лекко в итальянском регионе Ломбардия, где воспоминание о ее беспощадности передано в пословице, в которой её сравнивают с ручьями, падающими в горах. Его мать, Джулия, имела литературный талант, её отцом был знаменитый экономист, правовед и публицист Чезаре Беккариа.
Алессандро учился неважно, но в 15 лет в нем проснулась страсть к поэзии, и он начал писать сонеты. После смерти отца, в 1805, он переехал к матери в Париж и провел там 2 года в кругу литераторов и идеологов философского течения 18 столетия. Среди них он обрёл настоящих друзей, в частности, Клода Фориэля. В то время Мандзони был поглощен идеями Вольтера. И уже после его бракосочетания, находясь, во многом, под влиянием его жены, стал страстным приверженцем католицизма, которому он оставался предан на протяжении всей его дальнейшей жизни.
Творчество
В период с 1806 по 1807, во время своего пребывания в Парижe, он впервые выступает перед общественностью в роли поэта с 2-мя небольшими отрывками. Первый, с заголовком Урания, написан в классическом стиле, противником которого он сам позднее и являлся. Второй был элегией в свободных стихах, посвящённой памяти графа Карло Имбонати, от которого он унаследовал значительную собственность, в том числе загородный дом в Брусуглио, который стал с тех пор его основным местожительством.
B 1819 Мандзони издаёт свою первую трагедию Conte di Carmagnola, которая ломала все классические положения в литературе и, вместе с тем, разжигала оживленное разногласие. В одной статье она подверглась сильной критике, после чего Гёте выступил в защиту произведения. Смерть Наполеона в 1821 сподвигла к написанию стихотворения Cinque maggio («Пятое мая»), ставшего одним из популярнейших стихотворений на итальянском языке (на русский язык его перевёл Фёдор Тютчев — «Высокого предчувствия порывы и томления…»). Политические события этого года и арест многих его друзей отразились на творчестве писателя. Во время его последующего отхода в Brusugli, чтобы отвлечься от происходящего, Мандзони уделяет много времени историческим исследованиям.
Кончина Мандзони
После смерти жены Мандзони в 1833, умирают несколько детей и его мать. В 1837 он снова сочетался браком, на этот раз с Терезой Борри, вдовой графа Штампы, которую он также впоследствии пережил. Из 9 детей Мандзони только 2 остались после его смерти.
В 1860 Король Виктор Эммануил II назначил его сенатором.
Смерть его старшего сына Луиджи 28 апреля 1873 была окончательным ударом, он почти сразу же заболел и умер от менингита.
Страна провожала Мандзони в последний путь с почти королевской роскошью. Его останки сопровождала к кладбищу Милана огромная похоронная процессия, которая включала принцев и наивысших чиновников. Однако, впечатляющий монумент представляет собой «Реквием» Верди, который он написал к первой годовщине смерти писателя и впервые исполнен в церкви Святого Марка в Милане.
Дата публикации на сайте: 19 ноября 2012.