Маргарет Манерлин Митчелл (англ. Margaret Munnerlyn Mitchell)

(8 ноября 1900, Атланта, Джорджия, США — 16 августа 1949, Атланта, Джорджия, США)

Маргарет Манерлин Митчелл (англ. Margaret Munnerlyn Mitchell)

Маргарет Манерлин Митчелл (англ. Margaret Munnerlyn Mitchell)


  Маргарет Митчелл в нашем цитатнике


Могила Маргарет Митчелл на кладбище в Атланте

Могила Маргарет Митчелл на кладбище в Атланте


Маргарет Манерлин Митчелл (англ. Margaret Munnerlyn Mitchell)

Маргарет Манерлин Митчелл (англ. Margaret Munnerlyn Mitchell)


Маргарет Манерлин Митчелл (англ. Margaret Munnerlyn Mitchell)

Маргарет Манерлин Митчелл (англ. Margaret Munnerlyn Mitchell)


Маргарет Манерлин Митчелл (англ. Margaret Munnerlyn Mitchell)

Маргарет Манерлин Митчелл (англ. Margaret Munnerlyn Mitchell)


Маргарет Манерлин Митчелл (англ. Margaret Munnerlyn Mitchell)

Маргарет Манерлин Митчелл (англ. Margaret Munnerlyn Mitchell)


Маргарет Манерлин Митчелл (англ. Margaret Munnerlyn Mitchell)

Маргарет Манерлин Митчелл (англ. Margaret Munnerlyn Mitchell)


Маргарет Манерлин Митчелл (англ. Margaret Munnerlyn Mitchell)

Маргарет Манерлин Митчелл (англ. Margaret Munnerlyn Mitchell)


Маргарет Манерлин Митчелл (англ. Margaret Munnerlyn Mitchell)

Маргарет Манерлин Митчелл (англ. Margaret Munnerlyn Mitchell)


Маргарет Манерлин Митчелл (англ. Margaret Munnerlyn Mitchell)

Маргарет Манерлин Митчелл (англ. Margaret Munnerlyn Mitchell)


Маргарет Манерлин Митчелл (англ. Margaret Munnerlyn Mitchell)

Маргарет Манерлин Митчелл (англ. Margaret Munnerlyn Mitchell)


Маргарет Манерлин Митчелл (англ. Margaret Munnerlyn Mitchell)

Маргарет Манерлин Митчелл (англ. Margaret Munnerlyn Mitchell)


Маргарет Манерлин Митчелл (англ. Margaret Munnerlyn Mitchell)

Маргарет Манерлин Митчелл (англ. Margaret Munnerlyn Mitchell)


Маргарет Манерлин Митчелл (англ. Margaret Munnerlyn Mitchell)

Маргарет Манерлин Митчелл (англ. Margaret Munnerlyn Mitchell)


Маргарет Манерлин Митчелл (англ. Margaret Munnerlyn Mitchell)

Маргарет Манерлин Митчелл (англ. Margaret Munnerlyn Mitchell)


Маргарет Манерлин Митчелл (англ. Margaret Munnerlyn Mitchell)

Маргарет Манерлин Митчелл (англ. Margaret Munnerlyn Mitchell)


Маргарет Манерлин Митчелл (англ. Margaret Munnerlyn Mitchell)

Маргарет Манерлин Митчелл (англ. Margaret Munnerlyn Mitchell)

Биография

Маргарет Митчелл родилась 9 ноября 1900 года в Атланте, штат Джорджия, в семье адвоката Юджина Митчелла и Марии Изабеллы, часто упоминаемой, как Май Белль, одной из первых леди Атланты, участницей всевозможных благотворительных обществ и активной суфражисткой – приверженкой ранней разновидности феминизма. Именно мать стала прототипом образа настоящей леди, именно она дала представление о тех качествах, которыми должны обладать настоящая женщина того времени.

Начав учёбу, Маргарет сначала посещает Вашингтонскую Семинарию, затем в 1918 году поступает в престижный женский Смитский колледж (штат Массачусетс). Она возвращается в Атланту, чтобы взять управление над хозяйством на себя, после смерти матери от великой испанской пандемии гриппа в 1918.

В 1921 году Пегги (так звали Маргарет все близкие ей люди) познакомилась в Атланте, в чайной «Заячья нора», где собирались начинающие писатели, студенты, журналисты, с молодым человеком по имени Джон Марш. Мужчина, которому исполнилось к тому времени 26 лет, был настроен весьма серьёзно, да и характер его располагал к этому. Сдержанный, внутренне очень дисциплинированный, с невероятно развитым чувством ответственности, Джон как нельзя лучше подходил на роль мужа. К тому же «красотка с Юга» быстро завоевала его сердце. Девушка была не только привлекательна внешне, но обладала прекрасным даром рассказчика, искромётным остроумием и мечтала о журналистике.

Окончив университет в Кентукки, Джон перебрался в Атланту, чтобы быть поближе к Пегги. Но сумасбродной красавице такая быстрая победа казалась пресноватой, да и от внимания других поклонников отказываться не было желания. «Я хотела бы полюбить мужчину, — писала юная Маргарет, — и чтобы он любил меня больше всех других женщин. Я хочу выйти замуж, помогать мужу, растить здоровых детей. Но беда в том, что я не умею любить достаточно сильно…» Не бог весть какие высокие запросы для девушки — кому ума не доставало отдаться всецело семье и потомству, но у Маргарет сквозь пуританскую покорность судьбе проглядывает этакий «зубастый дьяволёнок», так хорошо знакомый читателю «Унесённых ветром».

Друзья были убеждены, что Джон и Пегги поженятся. Действительно, уже будущая невеста понравилась матери жениха, уже Маргарет читает по вечерам Джону свои рассказы, уже делится с ним заветными мечтами, уже… И тут происходит то, что привело в изумление всех, знавших их отношения. Пегги 2 сентября 1922 года выходит замуж за Реда Апшоу — неудачника, алкоголика, человека никчёмного, неспособного содержать семью, недалёкого и скучного (в этом же году начинает работу журналистки, становясь ведущим репортёром газеты Атланта Джорнал). Эксперименты на себе не всегда кончаются удачно Совместная жизнь с Апшоу становится сущим адом: Пегги приходится терпеть оскорбления, унижения и даже побои, что приводит её к тяжёлой депрессии. Неизвестно, что бы с ней сталось, если бы не верность и неизменная поддержка Джона. Он самоотверженно заглушил ревность, отбросил мелкие обиды для спасения любимой и помог ей прежде всего состояться как личности. Это с помощью Джона Маргарет начинает публиковаться в местном журнале, берет интервью (одно из самых удачных — у Рудольфо Валентино), учится облекать мысли в слова.

Сила настоящей любви открывается для Маргарет в преданности Джона. Эксцентрика и неординарность оказались хороши разве что для дешёвых «повестушек», а в жизни ничего не ценится так высоко, как истинное понимание и прощение. «Могу только сказать, — писала Маргарет матери Джона, — что я искренне люблю Джона, верного и сильного друга, которому я безгранично доверяю, и нежного, внимательного возлюбленного».

Наконец Маргарет развелась с Редом, и в 1925 году вышла замуж за Джона Марша. Постоянное напряжение и нервный стресс, сопутствовавший драматическим отношениям с возлюбленной, привели Джона к тяжёлой болезни. Её приступы — внезапная потеря сознания — мучили его на протяжении всей жизни, из за чего он вынужден был отказаться от вождения автомобиля. Легкомысленность поступков не прошла даром и для самой Маргарет. На память об ошибках молодости у неё остались сильные головные боли, неприятности с глазами и приступы жесточайшей депрессии. Однако причинённые обиды не омрачили совместного существования, наоборот, наши герои чувствовали себя бесконечно счастливыми, обретя, наконец, друг друга. Первые годы супружества — безденежные и беззаботные — сопровождались весёлыми дружескими пирушками, вечерами в кинематографе, недалёкими путешествиями и музыкой Дюка Эллингтона. Всё было пронизано безоблачной радостью, лёгкостью отношения к жизни, антивикторианской жизнелюбивой моралью. Потом пришло нечто большее, неразрывное, превосходящее страсть и бурные порывы. «По природе своей мы во многом не совпадаем, — писал годы спустя Марш, — потому можно удивляться, как нам удалось справиться друг с другом, ведь, как это ни странно, мы успешно ладим вот уже много лет. Возможно, секрет в том, что она прощает мне мои качества, а я ей — её».

Но возможно, секрет их счастливого супружества был ещё проще — Джон всегда думал не о собственном самоутверждении, а прежде всего о том, чтобы помочь жене реализоваться, найти себя. Для него она была не собственной, хоть и драгоценной, вещью, а человеком, имевшим право на духовные радости. Это Джон убедил Маргарет после очередной депрессии взяться за дело, в котором жена может забыться, которое может её увлечь. Пегги выросла в атмосфере рассказов о гражданской войне, она досконально знала историю родной страны, и обидно было и дальше хранить эти знания «мёртвым капиталом». Маргарет начинала писать не для публики, не для успеха, а чтобы выжить, чтобы обрести внутреннее равновесие, понять саму себя.

Поворотным моментом в творческой судьбе Маргарет Митчелл можно считать её разговор с Джоном осенью 1926 года, после которого он подарил ей пишущую машинку «Ремингтон», шутливо поздравив её с началом карьеры. И теперь вся жизнь нашей героини закрутилась вокруг этого стрекочущего аппарата. История о войне Севера и Юга становится ядром их совместного существования, их единственным детищем, их Ноевым ковчегом. Участие Джона в создании романа трудно переоценить: он хотел любить и быть любимым, в результате — придумал идею, прославившую его «Галатею».

Каждый вечер, возвращаясь с работы (Джон служил до конца жизни в «Электрокомпании» в отделе рекламы), муж садился читать страницы, написанные за день Пегги. Далеко за полночь обсуждались новые повороты сюжета, вносились поправки, дорабатывались трудные куски романа. Джон оказался блестящим редактором и деликатным советчиком — он не только помогал жене оттачивать писательское мастерство, но и искал нужную литературу, придирчиво занимался каждой деталью быта, костюма, описываемой эпохи.

В основном роман был написан к концу 1932 года, но дорабатывался до 1935 го. Казалось, игра, затеянная Джоном, успешно пришла к победному концу, однако произведённое на свет детище проявило строптивость и захотело освободиться от родительских пелёнок. Редактор американского отделения английского «Макмиллана» профессиональным чутьём уловил незаурядность замысла и убедил Митчелл в необходимости опубликовать её произведение.

После заключения договора супружеская чета поняла, за какое нешуточное дело взялась. Одно дело тешить друг друга по вечерам придуманной историей, другое — подготовить роман к публикации. Работа писалась не в строгой последовательности, с огромным количеством вариантов (одних только первых глав у Митчелл было шестьдесят). А какими напряжёнными были поиски названия! Чего только не предлагалось! Наконец, Маргарет остановилась на «Унесённых ветром» — строке из стихотворения Эрнста Доусона.

Мало сказать, что роман стал событием в американской литературе: в 1936 году он получил самую престижную с США Пулитцеровскую премию. Главное, Митчелл сумела воссоздать «американскую мечту», она подарила отечественному читателю некий образец поведения, некий символ «настоящего гражданина». Её героев можно сравнить с мифологическими персонажами древних легенд — именно такой смысл имели для американцев образы «Унесённых ветром». Мужчины воспитывали в себе предприимчивость и демократичный индивидуализм Рэтта. Женщины подражали одежде и причёске Скарлетт. Гибкая американская промышленность оперативно отреагировала на популярность книги: в продаже появились платья, шляпы, перчатки «в стиле» Скарлетт. Известный кинопродюсер Дэвид Селзник в поте лица четыре года трудился над сценарием фильма «Унесённые ветром».

Премьера, состоявшаяся в Атланте — городе, в котором Митчелл провела большую часть своей жизни — 15 декабря 1939 года стала небывалым триумфом и фильма, и романа, и его автора. На вопрос: «Ну как, гордитесь вы женой, Джон?» — Марш ответил: «Я гордился ею уже задолго до того, как она написала книгу».

Испытание славой обрушилось на Митчелл неожиданно, и она не выдержала бы его, не будь с ней рядом верного друга. В одночасье Маргарет стала невероятно популярной: её приглашают на лекции, берут интервью, мучают фотографы. «Долгие годы мы с Джоном жили тихой, уединённой жизнью, которая была нам так по душе. И вот теперь мы оказались на виду…» Муж взял на себя часть тяжёлого бремени: он всячески старался оградить Маргарет от докучливых посетителей, помогал с перепиской, вёл переговоры с издательствами, наживал финансовые дела.

На один из часто задаваемых вопросов о том, не списала ли она главную героиню с себя, Маргарет резко отвечала: «Скарлетт – проститутка, я – нет!». И поясняла: «Я старалась описать далеко не восхитительную женщину, о которой можно сказать мало хорошего… я нахожу нелепым и смешным, что мисс О’Хара стала чем-то вроде национальной героини, я думаю, что это очень скверно для морального и умственного состояния нации – если нация способна аплодировать и увлекаться женщиной, которая вела себя подобным образом». Со временем, видя нарастающий энтузиазм, писательница постепенно потеплела к своему созданию…

Оглядываясь на историю создания этой уникальной книги, можно с полным правом сказать, что перед нами редчайший пример, когда мужчина отдал приоритет личностного утверждения в семье женщине, когда он создал идеальные условия для успеха супруге ценой собственной карьеры и… не просчитался.

16 августа 1949 года Маргарет Митчелл погибла, попав под машину. Джон пережил её на три года. Один из журналистов, друг семьи, сказал: «"Унесённые ветром" могли быть и не написаны, если бы не постоянная поддержка со стороны того, кому посвящён роман: „Дж.Р.М.“. Это самое короткое и простое посвящение, какое только может быть…»

Биография (Наталья Буртовая, Литературный клуб, http://www.margaretmitchell.ru/)

Грандиозный киношедевр, фильм «Унесенные ветром», снятый по одноименному роману, по сей день считается одной из самых кассовых лент в истории кино. Обогнать этот фильм по сборам удалось разве что «Титанику». Но, учитывая, что фильм впервые вышел на экраны в 1939 году, и до сих пор пользуется успехом, он без сомнения заслужил право называться легендарным. В одном из кинотеатров города Атланты (штат Джорджия, США) «Унесенные ветром» до сих пор идут в прокате.

В 1993 году был снят мини-сериал «Скарлетт» на основе романа-продолжения книги «Унесенные ветром». Когда этот сериал шел у нас по каналу ОРТ, он в течение четырех дней собирал у телевизоров аудиторию, сравнимую только с аудиторией самих «Унесенных ветром», показанных неделей раньше: 36% и 42% соответственно. Кроме того, «Унесенные ветром» по прежнему пользуются популярностью в видеопрокатах, а кассеты и DVD-диски с фильмом неизменно присутствуют в ассортименте магазинов, торгующих видеопродукцией.

Но – не стоит забывать, что эпохального киношедевра не было бы, если бы в далеком 1936 году не появился на свет роман «Унесенные ветром», написанный американской писательницей Маргарет Митчелл. Эта книга считается одним из самых значительных произведений в истории американской литературы, да и не только американской. По своей значимости для мировой литературы роман «Унесенные ветром» приравнивается к «Войне и миру» Л.Толстого. В США этот роман переиздавался бесчисленное количество раз (только в первые три года – 48!). В России первые издания появились в конце 80-х годов, а переиздания продолжаются до сих пор. Наверное, если бы Маргарет Митчелл дожила до наших дней, она бы несказанно удивилась неувядающей в течение вот уже почти 70 лет читательской любви к своему детищу.

…Но судьба Маргарет Митчелл сложилась иначе. Всего лишь 48 лет было отпущено этой женщине, навсегда оставшейся в истории автором одного, но настоящего бестселлера.

Маргарет Митчелл родилась 8 ноября 1900 года в Атланте – том самом городе, в котором происходят многие события романа. «Сердце американского Юга» - так еще называют этот город. Отец Маргарет, Юджин, был адвокатом, мать – Мэйбл – одной из первых леди Атланты, участницей всевозможных благотворительных обществ и активной суфражисткой – приверженкой ранней разновидности феминизма. От матери Маргарет (в семье ее называли Пегги) унаследовала яркий темперамент и рыжую шевелюру. Наверное, не зря говорят, что рыжие девчонки – отчаянные создания. Еще в трехлетнем возрасте Маргарет очень любила смотреть, как старший брат катается по двору на своем мустанге. Однажды Пегги изрядно озябла, стоя на веранде и наблюдая за братом и, забежав в дом, встала прямо на решетку обогревателя, под которой горел огонь… Юбки на девочке загорелись. Из-за полученных ожогов Пегги пришлось на время обрядиться в штаны, как мальчику. Но, когда ожоги прошли, девочка продолжала при первой же возможности надевать брюки – до того ей понравилось ощущение свободы: можно было бегать, ездить верхом, лазить через заборы и по деревьям. Разве в платье подобное возможно?

Учиться в школе Маргарет тоже поначалу не пожелала, поскольку ей категорически не понравилось заниматься математикой. Только строгое внушение мамы Мэйбл: «В будущем ничего не будет иметь значения, кроме твоих знаний и того, что ты умеешь делать собственными руками!» заставило Маргарет продолжать учиться. Мэйбл Митчелл хорошо понимала, как важно для женщины получить образование (сама она была выпускницей одного из лучших колледжей Канады) и сумела убедить в этом дочь. Правда, и здесь Пегги проявила свой характер: вместо Диккенса, Шекспира или Ницше, читать которых заставляла ее мать, девочка упорно предпочитала «бульварную литературу»: любовные романы и дамские журналы. При этом свои рассказы Маргарет начала писать с девяти лет…

В семнадцатилетнем возрасте Маргарет написала в дневнике, что, если бы родилась парнем, то непременно поступила бы в военное училище. Но – в те времена девушек в армию не брали. И Маргарет выбирает своей профессией журналистику. Следует заметить, что в начале ХХ века и журналистика считалась чисто мужской профессией. Но Маргарет и здесь проявила характер и в итоге несколько лет проработала репортером и автором в газете «Атланта Джорнэл». Это опровергает мнение о том, что до написания «Унесенных ветром» Маргарет Митчелл была простой домохозяйкой, взявшейся за перо. А до того, как уйти с головой в «неженскую» профессию, Маргарет еще раз показала свой бунтарский нрав, напечатав под собственным именем в одной из газет «Манифест феминисток», да еще и сфотографировавшись в по тем временам «совершенно неприличном виде»: в мужской одежде, ковбойских сапогах и шляпе… Семья Маргарет, мягко говоря, не оценила это поступок. Родная бабка сожгла этот снимок в камине в присутствии родственников и заявила, что у нее больше нет внучки!

Да и что говорить – даже замуж в первый раз Маргарет вышла назло чопорным и скучным родственникам. Первым ее мужем стал Бэррен Апшоу – молодой человек с репутацией «обаятельного разгильдяя». Маргарет очаровало практически полное отсутствие приличий и манер у ее жениха: Бэррен мог заявиться босиком на светский прием… Конечно, родственники настояли на традиционной свадьбе: невесту одели в белое платье с длинным шлейфом, жениха – в белый костюм с галстуком. Но Маргарет и здесь показала себя. Входя в церковь, она держала в руках не традиционный букет из белых лилий (а традиции в те времена ох как еще соблюдались!), а огромный букетище из ярко-красных роз… Сегодня это выглядит абсолютно нормальным, тогда же все газеты на следующий день писали: «Никогда еще Атланта не видывала подобного!».

Первый брак Маргарет Митчелл продлился всего лишь 10 месяцев. Бэррен был склонен к выпивке, буйству и оскорблениям. Он частенько бил Маргарет. А однажды, застав своего благоверного с горничной, Маргарет, не задумываясь, подала на развод. Об этом еще много лет спустя продолжали судачить ее родственники: из всех поколений жен в их семействе, Маргарет стала первой, позволившей себе развод. В начале ХХ века развод в южных штатах Америки был нонсенсом. Но Маргарет не испугали судебные проволочки и бюрократические препоны. В 1924 году она вернула себе девичью фамилию.

Маргарет продолжила работать журналистом и даже завоевала прозвище «золотого пера» газеты «Атланта Джорнэл». В общей сложности Маргарет написала для этой газеты более двух сотен статей, очерков и рецензий.

Вторым мужем Маргарет стал Джон Марш – давний поклонник, влюбленный в нее уже много лет. Ради Маргарет Джон бросил высокооплачиваемую работу в Вашингтоне и переехал в Атланту. В 1925 году Маргарет и Джон поженились. Маргарет ушла из газетного бизнеса, чтобы заняться литературным творчеством…

Как это часто происходит, роман «Унесенные ветром» обязан своим появлением, в общем-то, прозаическому событию. Подростком Маргарет во время прогулки верхом заставила лошадь преодолеть препятствие – и выпала из седла. Это привело к повреждению лодыжки и необходимости носить специальную обувь. Спустя годы травма дала о себе знать: у Маргарет обнаружили артроз. Маргарет не могла ходить около года. За время вынужденного пребывания дома она от скуки перечитала все доступные ей романы. И именно тогда ей пришла в голову мысль о том, что писать романы на любовно-историческую тему гораздо интереснее, чем читать их. В детстве Маргарет слышала множество рассказов своей бабки о войне южных и северных американских штатов, о солдатах-янки и воинах-конфедератах… Мать показывала ей обгорелые печные трубы и пустыри – следы ушедших в войну семейств. Предки Маргарет с обеих сторон были ветеранами этой войны. Все эти рассказы сами собой укладывались в наброски для будущего романа. А в центре повествования обязательно должна была находиться героиня…

«В американской литературе ХХ века нет более живого характера, чем Скарлетт О’Хара» - так говорят статьи. – «Чтобы человек перешагнул за обложку книги и пошел по стране, заставляя трепетать за свою судьбу - второго такого не сыскать»… Образ Скарлетт действительно оказался близок миллионам читательниц. Зеленоглазая красавица с ирландскими корнями, капризная и своенравная, но при этом – сильная и отчаянная, готовая найти выход из любой ситуации, не сломленная ни любовными неудачами, ни смертью родителей, ни ужасами войны… Перипетии отношений Скарлетт с ее мужчинами на фоне исторических «декораций» мало кого оставили равнодушными. «Она не сумела понять ни одного из двух мужчин, которых любила, и вот теперь потеряла обоих» - такова была главная фраза последней главы, которую написала Маргарет Митчелл, начиная свой роман…

С 1926 по 1933 год Маргарет писала свою книгу, абсолютно не будучи уверенной в своем творении. Напечатанные страницы она прятала и не показывала даже мужу. Ей казалось, что она занимается «любительской чепухой», а плохое самочувствие накладывало свой отпечаток на рукопись: не случайно Маргарет начала роман с последней главы, с развязки, с трагического финала: разрыва отношений Скарлетт и Ретта Батлера. Кстати, в дальнейшем Маргарет наотрез отказала издателям в просьбе изменить концовку романа – ведь, по ее замыслу, именно на этой сцене расставания и держалась вся история… И здесь же – бесконечно цитируемая тысячами женщин по всему свету фраза: «Я не буду думать об этом сейчас… я подумаю об этом завтра!»

К 1933 году Маргарет практически завершила свой роман… и спрятала его среди кипы журналов и прочей макулатуры. И только спустя два года, когда в Атланту приехал Гарольд Лэтэм, представитель крупнейшего американского издательского дома «Макмиллан», путешествовавший по стране в поисках новых литературных талантов, подруга уговорила Маргарет отдать ему рукопись… И даже тогда Маргарет то и дело порывалась забрать роман обратно. Ей все время чудилось, что она опозорится на всю страну, если роман напечатают. Гарольд Лэтэм, в свою очередь, считал иначе. И не ошибся…

Роман «Унесенные ветром» впервые увидел свет 30 июня 1936 года. «Боюсь, что эта книга написана лучше, чем иная уважаемая классика» - так сказал о романе знаменитый фантаст Герберт Уэллс. Успех романа был просто сногсшибательным. Маргарет Митчелл даже и представить себе не могла, что станет такой известной персоной. Она стала получать тысячи писем от читателей, а за ее автографами выстраивались очереди длиной в квартал.

Она совершенно растерялась, увидев, как приняли читатели ее Скарлетт. На вопросы репортеров, не списала ли она главную героиню с себя, Маргарет резко отвечала: «Скарлетт – проститутка, я – нет!». И поясняла: «Я старалась описать далеко не восхитительную женщину, о которой можно сказать мало хорошего… я нахожу нелепым и смешным, что мисс О’Хара стала чем-то вроде национальной героини, я думаю, что это очень скверно для морального и умственного состояния нации – если нация способна аплодировать и увлекаться женщиной, которая вела себя подобным образом».

Тем не менее, популярность романа стремительно набирала обороты. Все – без исключения – американские газеты назвали книгу крупнейшим литературным событием. «Гениальная писательница», «талантливейший автор своего поколения», «выдающееся дарование» - это далеко не все эпитеты, которыми награждала Маргарет Митчелл пресса. Через год после выхода роман «Унесенные ветром» стал национальным бестселлером, а еще через год Маргарет Митчелл получила престижнейшую Пулицеровскую премию.

Несмотря на то, что тиражи романа были просто фантастическими, и доходы Маргарет Митчелл значительно выросли, она оставалась скромным человеком, продолжала носить недорогую одежду и не покупала шикарных автомобилей и особняков. Много средств уходило на лечение: муж Маргарет, Джон Марш, страдал астмой и болями в желудке; сама Маргарет тоже перенесла перелом ноги и позвоночника (!)…

Маргарет Митчелл не очень понравилась слишком активная коммерциализация ее романа. Она отказалась снять о себе фильм, не соглашалась на интервью и на употребление образов романа в рекламных целях (например, мыло «Скарлетт» или мужской несессер «Ретт»), не позволила сделать мюзикл из романа. Однако, против экранизации Маргарет возражать не стала. Режиссер будущего фильма, Дэвид Сэлзник, приглашал Маргарет в Голливуд, чтобы помочь в подборе актеров и написании сценария, но Маргарет категорически отказалась участвовать в работе над картиной. Этим она, надо сказать, просто ошеломила Сэлзника. Еще бы – разве он мог полагать, что в этом мире есть человек, который способен отказаться от голливудской славы?

…Несмотря на то, что в сценарий фильма вошли далеко не все события и персонажи романа (те, кто читал книгу и смотрел фильм, могут это подтвердить), сам фильм был принят публикой «на ура». Во многом благодаря исключительно удачному подбору актеров. Ретта Батлера сыграл неподражаемый, «роковой мужчина» Кларк Гейбл. А роль Скарлетт О’Хара досталась англичанке Вивьен Ли, молодой актрисе, удивительно подходящей под описание, которое дала своей героине Маргарет Митчелл: «Широкоскулое, с точеным подбородком, лицо Скарлетт невольно приковывало к себе взгляд. Особенно глаза – чуть раскосые, светло-зеленые, прозрачные, в оправе темных ресниц…»

Маргарет Митчелл не посетила даже премьеру фильма в Лос-Анджелесе. Не появилась она и на благотворительном балу в честь голливудских знаменитостей, который устроили власти Атланты за день до премьеры в этом городе. 14 декабря 1939 года казалось, что весь штат Джорджия встречал в Атланте съемочную группу «Унесенных втером», Кларка Гейбла и Вивьен Ли. Лишь 15 декабря, перед началом премьерного показа, Маргарет Митчелл появилась в зале… К сожалению, больная спина подвела Маргарет и она даже не смогла выйти к микрофону, чтобы сказать приветственную речь. Маргарет вообще довольно сдержанно отнеслась к успеху фильма, хотя она прекрасно понимала, что происходит и своими глазами видела, что творилось в кинотеатрах и как аплодировали зрители в особенно «сильных» сценах фильма.

При всем успехе романа и его экранизации, тем не менее, находились и скептики, утверждавшие, что Маргарет Митчелл не является автором романа, что роман писали за нее муж, старший брат, литературные редакторы издательства и пр. Более десяти лет Маргарет Митчелл опровергала слухи и отметала обвинения. Все это сильно обижало ее, поскольку Маргарет с детства больше всего на свете боялась обвинений в плагиате. Когда Маргарет было девять лет, отец сказал ей: «Запомни, Пегги, плагиат – это то же, что и воровство!». Именно поэтому в своем завещании Маргарет распорядилась, чтобы после ее смерти остались только те материалы, которые доказывают, что «Унесенные ветром» написаны только ею и никем больше.

…Однако, вряд ли Маргарет, когда писала такое завещание, думала, что ее близким придется выполнять ее волю гораздо раньше, чем она могла предположить… 11 августа 1949 года Маргарет Митчелл вместе с мужем в очередной раз отправились в кинотеатр. Была у супругов такая традиция – ходить в кино раз или два в неделю. Вот и в этот вечер Маргарет и Джон оставили машину на стоянке и направились через улицу к кинотеатру на Персиковой улице, ставшей самой знаменитой улицей Атланты после выхода романа «Унесенные ветром». Когда до тротуара оставалось всего несколько метров, из-за поворота неожиданно выскочило такси. На бешеной скорости. Говорят, водитель был пьян и ехал, нарушая все правила. Джон успел увернуться, отскочить из-под колес, а Маргарет – не успела… С тяжелейшими травмами ее увезли в больницу, где спустя пять дней, 16 августа 1949 года, она умерла…

Похоронили Маргарет Митчелл на Оуклендском кладбище, рядом с могилами родителей и брата. Муж Маргарет, Джон Марш, скончался от сердечного приступа, пережив супругу всего на три года, в 1952 году. Но, незадолго до смерти, он успел выполнить распоряжение Маргарет и уничтожил почти весь ее архив – кроме той части, о которой было сказано в завещании. Джон Марш был похоронен рядом с женой…

Трагическая и скоропостижная гибель Маргарет Митчелл не позволила ей написать новых произведений. Поэтому в истории мировой литературы и людской памяти Маргарет навсегда осталась автором «Унесенных ветром». И, вне всяких сомнений, этим романом будет зачитываться еще не одно поколение читателей, а фильм будет переиздаваться вновь и вновь – на любых носителях, которые появятся в будущем. Несмотря на то, что сама Маргарет писала о романе так: «…это, в сущности, простая история об абсолютно простых людях. Здесь нет изысканного стиля, нет философии, минимум описания, нет грандиозных мыслей, нет скрытых значений, никакой символики, ничего сенсационного – словом, ничего из того, что делало другие романы бестселлерами». Но все мы знаем, что ничто и никогда не было так близко человеческой душе, как история о простом человеке, так похожем на нас самих. Вероятно, поэтому книга и фильм «Унесенные ветром» будут всегда актуальны. И даже через много лет будут называться классикой и шедеврами мировой литературы и кинематографа.

Биография (БСЭ, 1969-1978)

Митчелл (Mitchell) Маргарет (8.11.1900, Атланта, Джорджия, — 16.8.1949, там же), американская писательница. Родилась в богатой семье южан. С 1922 журналистка. В своём единственном романе "Унесённые ветром" (1936; премия Пулицера; более 70 изданий в США, переведён на многие языки; одноименный фильм, режиссер В. Флеминг, 1939) с большой художественной силой изобразила жизнь американского Юга во время гражданской войны 1861—65 и в период реконструкции. Рисуя картину деградации развращённых бездельем рабовладельцев, М., однако, идеализирует плантаторский быт, сокрушаемый капиталистическими порядками.

Лит.: [Н. В.], "Унесённые ветром" Маргарет Митчелл, "Литературное обозрение", 1937, № 8; Thomas В., The story of "Gone with the wind", N. Y., 1967.

Биография

Маргарет Митчелл широко известна как создатель романа "Унесенные ветром". Многие фразы из книги перешли в нашу жизнь в качестве афоризмов. А главная героиня произведения - Скарлетт О'Хара - стала объектом подражания для многих женщин. Вопреки отрицанию писательницы того, что прототипом для создания образа Скарлет была сама Маргарет, находятся множество фактов подтверждающих эту версию. И один из них - невероятная популярность Маргарет Митчелл у мужчин. Какие приемы обольщения использовала эта загадочная леди, мы и попробуем выяснить.

Маргарет Митчелл родилась 9 ноября 1900 года в довольно состоятельной семье, проживающей в городе Атланта штата Джорджия (США). Родственниками по отцу были Ирландцы, по матери - французы. Подростком Маргарет увлекалась чтением любовных и приключенческих романов. Мечтала стать роковой соблазнительницей и оттачивала свое мастерство флирта на молодых солдатах из находящегося неподалеку военного лагеря.

В 18 лет девушку отправили учиться в колледж Смита штата Массачусетс. Поклонники ее не оставили и здесь, присылая Маргарет множество писем. Однако проучилась она в колледже не долго. Через год девушке пришлось вернуться в родной город. Мать Митчелл умерла от гриппа, а за больным отцом требовался хороший уход.

В Атланте Маргарет остригла по тогдашней моде свои рыжие волосы и скандально прославилась на благотворительном бале, поразив всех своим танцем апачей. Вопреки ожиданиям многих это лишь расширило круг ее поклонников. Прелестница меняла своих возлюбленных без оглядки. Своенравная, эпатажная. Она притягивала к себе мужчин словно магнитом. Ветреная девица могла быть помолвлена одновременно с пятью разными ухажерами. Ей предлагали руку и сердце лучшие мужчины города. Маргарет за три года записала в своем дневнике поименно сорок претендентов.

Митчелл осознавала, что главной удочкой для мужчин является вовсе не красота. Она умело пользовалась завлекающими взглядами, призывными улыбками, изысканной лестью, заливистым смехом, волнующей походкой, нежным сочувствием и многими другими женскими уловками. Кокетка, завладев вниманием мужчины, искусно обольщала свою жертву, после чего давала решительный отпор. Что лишь еще более распаляло влюбленных поклонников.

Наконец в 1922 году девушка выбрала себе в мужья красавца Беррена Киннарда Апшоу. Но муж оказался любителем выпить, совершенно не предсказуем в действиях, и не сдержан в эмоциях. Развод последовал через десять месяцев. Атланта снова обсуждала оскандалившуюся Маргарет. Что вовсе не смущало девушку. Не смотря на строгие нравы того времени, Митчелл устроилась работать журналисткой в газету, продолжая снова и снова шокировать благовоспитанных жителей Атланты.

В 1925 году Маргарет вновь вышла замуж. Джон Марш был давним ее поклонником и шафером на предыдущей свадьбе с Апшоу. По просьбе мужа Митчелл оставила работу в газете, став домохозяйкой. Во время приступа артроза в 1926 году Маргарет была вынуждена долгое время соблюдать постельный режим. Тогда она и взялась за написание романа, к которому относилась исключительно как к развлечению. Записывала воспоминания, эпизоды из своей жизни и рассказы о жизни родственников.

Закончила Маргарет работу над своим творением в 1933 году. В 1936 году роман "Унесенные ветром" был опубликован и мгновенно прославил своего автора. Удивительный коктейль из исторических фактов, фантазии и личного жизненного опыта потряс мир. А неугомонная Митчелл снова произвела фурор.

Умерла Маргарет Митчелл в 1949 году от ран полученных в автокатастрофе.

Биография

До сих пор в Атланте сохранилась улица, о которой говорится в теперь уже всем известном романе Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», там же находится и дом, в котором было написано это произведение.

Слава - изменчивая дама, и никто точно не знает, как можно заполучить ее в союзники. Даже самый знаменитый, маститый автор, не уверен, станет ли его произведение известным. Как часто в жизни случается, критики, предрекающие роману успех, жестоко ошибаются, и книгу просто забывают, но бывает и наоборот. Так произошло и с романом «Унесенные ветром».

В роду Маргарет Митчелл были французы и ирландцы – выходцы из Европы, которые, уезжая в Америку, ничего не имели за душой, кроме надежды на лучшее будущее и на самих себя. Корни свои они пустили в штате Джорджия, где и появился город Атланта, который существует до сих пор.

Когда-то это была глухомань, но люди там очень гордились своим прошлым. Вот в этом городе, в одной из живописных усадеб и родилась 8 ноября 1900 года Маргарет Митчелл.

Отец ее был хозяином большой юридической конторы и одновременно возглавлял городское историческое общество. Два деда Маргарет воевали на стороне южан, один из них был тяжело ранен. Гуляя с матерью, девочка видела обгоревшие остовы домов и обширные пустыри, оставшиеся после пожаров. Так история вошла в жизнь Маргарет еще в ее детстве.

Мать была серьезно озабочена образованием дочери, но девочка не блистала особыми знаниями. Единственное, чем она увлекалась, это чтением книг, да и то, ее интересовала, в основном, популярная литература, а не классика. Мать, желая приохотить Маргарет к чтению, даже вынуждена была ей платить, правда, небольшие деньги, за чтение Диккенса, Дарвина, Шекспира и Канта и др.

Писать Маргарет начала для театрального кружка, еще учась в школе. Ее пьесы были наигранными, полными фатальных влечений, но, несомненно, одно - они сформировали будущую писательницу.

Девочка росла своенравной и всегда делала то, что хотела, а не то, что от нее ждали. Будучи еще ученицей колледжа, она сфотографировалась в мужском костюме (в то время это был вызов обществу) и стала курить.

По окончании колледжа, Маргарет, наперекор своим родителям, быстро вышла замуж. Может быть, ей хотелось забыть боль, которую принесла гибель жениха на войне во Франции (его матери Митчелл, до конца своей жизни посылала цветы на каждый день рождения своего любимого). Но это замужество, кроме разочарования и частых скандалов, ничего не принесло молодой женщине. Брак был скоротечным (менее года) и по ее инициативе был расторгнут. Вплоть до 1925 года, когда ее бывший супруг был найден убитым, Митчелл не расставалась с револьвером, потому что боялась бывшего мужа.

Со своим вторым мужем Джоном Маршем (кстати, свадьба состоялась, буквально, через три месяца после развода), Маргарет Митчелл благополучно прожила до конца своей жизни.

В 1922 году Митчелл начала работать журналистом. В то время это был поступок, ведь эта профессия была сугубо мужской. Но Маргарет настояла на своем и стала специализироваться на исторических очерках и эссе.

В 1925 году, по просьбе своего мужа Маргарет оставила работу и стала типичной провинциальной домохозяйкой. Именно в это время она начала писать свой роман. В 1926 году Митчелл сильно травмировала лодыжку и без того больной ноги (в детстве она любила ездить на лошади и однажды лошадь упала придавив ей ноги). Женщина оказалась надолго прикованной к постели. Вот тогда-то она и написала первую главу своего знаменитого романа, и следующие 10 лет дописывала его.

Над грудами бумаги в ее доме смеялись гости, и подтрунивала она сама, но роман все же был дописан и отправлен в издательство в 1936 году.

Редактор, одного из издательств Нью-Йорка тут же отдал роман в корректуру, а к Маргарет Митчелл был направлен запрос, потому что у книги не было начала, а у главной героини – имени. Начинающая писательница была очень смущена и даже просила вернуть рукопись, но роман через несколько месяцев увидел свет и произвел триумф.

Это единственное произведение в жизни писательницы принесло ей славу, признание, богатство, премию Пулитцера, а вдобавок кучу домыслов и слухов по поводу ее авторства и ее жизни. А фильм, поставленный по роман, оказался популярней самого романа, шедевр-фильм превзошел шедевр литературный. Картина, собрав почти все "Оскары", по праву была признана лучшим фильмом века.

В слухах вокруг авторства романа и своей жизни Маргарет Митчелл была виновата сама, она избегала своих коллег, не разрешила снять о ней фильм, написать ее автобиографию и сделать мюзикл из ее романа, иначе говоря, любыми способами писательница избегала любой рекламы.

Однажды, летним вечером, Маргарет с мужем отправились в кино, чтобы попасть в кинотеатр, им нужно было перейти дорогу. Вдруг из переулка, прямо на них выскочило такси. Машина неслась с огромной скоростью, ее заносило то в одну, то в другую строну и, в конце концов, она врезалось прямо в Маргарет. Искалеченную, ее увезли в госпиталь, где писательница и скончалась.

Умерла Маргарет Митчелл 16 августа 1949 года и похоронена на Оклендском кладбище, рядом со своими родителями.

Муж ненадолго пережил Маргарет, он скончался в мае 1952 года, но перед смертью исполнил последнюю ее волю, он уничтожил весь архив Митчелл, что придало еще больше таинственности роману «Унесенные ветром».

Биография

Маргарет Митчелл родилась в Атланте (штат Джорджия) в семье юриста Юджина Митчелла и Мари Изабель. Ее детство прошло в окружении ветеранов Гражданской войны и родственников ее матери, которые знали о Гражданской войне не понаслышке.Литературой Маргарет увлекалась еще в школе - писала пьесы для школьного театра.

После окончания Вашингтонской семинарии в 1918 году ее приняли в Колледж Смит (штат Массачусетс). Но в первый же год обучения в колледже, после смерти ее матери от испанского гриппа, ей приходится вернуться домой в Атланту.Вскоре она начинает работать в газете «Atlanta Journal», где ведет еженедельную колонку в воскресном выпуске под именем Пегги Митчелл, в которой публикует свои интервью, статьи и обзоры книг.

В 1922 году она выходит замуж за Бериэна Апшоу, но через несколько месяцев они расстаются. В 1925 году Митчелл выходит замуж за друга Апшоу, Джона Марша, который был свидетелем на их свадьбе и также ухаживал за ней до ее первого замужества.

В 1926 году получив травму лодыжки, она уходит из газеты. Прикованная к кровати из-за полученной травмы, она начинает работу над своим романом "Унесенные ветром". Применяя свои энциклопедические знания о Гражданской войне и драматические моменты своей жизни, Митчелл печатает роман на старой печатной машинке Remington. Вначале она решает назвать роман "Завтра будет другой день", но, в конце концов, берет название из отрывка ее любимой поэмы "Cynara" английского поэта Эрнеста Доусона. Муж Митчелл оказывал ей огромную поддержку в написании книги. Для того, чтобы она непрерывно писала, ее муж регулярно редактировал растущую с каждым днем рукопись.Она завершила свою работу в марте 1936 и уже 30 июня 1936 года книга была опубликована.

В первый же день роман был продан в количестве более 50 тысяч экземпляров.В 1937 году "Унесенные ветром" получили Пулитцеровскую премию.Фильм с Вивьен Ли и Кларком Геблом вышедший на экраны в 1939 году стал самым кассовым фильмом в истории Голливуда и получил рекордные десять наград академии киноискусств "Оскар".

Несмотря на многочисленные просьбы Маргарет Митчелл наотрез отказалась от продолжения романа и не написала больше ни одной книги.

В августе 1949 года Маргарет Митчелл сбил автомобиль, когда она пересекала улицу с мужем по дороге в театр "The Peachtree Art Theatre" для просмотра фильма "Кентерберийская история". Позже выяснилось, что водитель находился в стадии алкогольного опьянения. Она умерла через пять дней в госпитале "Grady", так и не приходя в сознание. Митчелл была похоронена на кладбище Окленд в Атланте.

Интересные факты из жизни

* Хотя Митчелл говорила, что персонажи с "Унесенных ветром" не были основаны на реальных людях, современные исследователи нашли сходства к некоторым из людей в ее жизни. Например, в образе Ретта Батлера отражены некоторые черты ее первого мужа Бериэна Апшоу, а в образе Скарлетт просматриваются многие черты характера и внешности самой Маргарет Митчелл.
* В качестве аванса за будущую книгу Митчелл получила всего 500 долларов, а на авторских процентах в первый год заработала 3 млн. долларов (что соответствует 33 млн. современных долларов).
* Большая часть книги "Унесенные ветром" была написана между 1925 и 1930 годами в апартаментах Митчелл под названием "Свалка". Ее апартаменты (the Crescent Apartments) внесены в список Национального Регистра Исторических Мест и являются музеем памяти Митчелл.
* Продюсер Дэвид Сельзник заплатил Маргарет Митчелл за право экранизации романа "Унесенные ветром" всего 50 тысяч долларов.
* За всю жизнь Митчелл написала только одно произведение.
* Роман «Унесённые ветром» в 1936 году получил премию Пулицера.
* В качестве аванса за будущую книгу Митчелл получила 500 долларов, а на авторских процентах заработала в первый год 3 млн. долларов (что соотвествует 33 млн. современных долларов!).
* В 1994 году вышел биографический фильм "Сжигающая страсть: История Маргарет Митчелл".
* Митчелл изображена на бумажной валюте в 1 цент.
* Роман «Унесённые ветром» основан на реальных событиях из жизни писательницы.
* Мужчина сбивший Митчелл отсидел 11 месяцев в тюрьме, хотя свидетели утверждали, что Маргарет не посмотрела по сторонам, переходя дорогу. Друзья Митчелл также подтвердили, что она никогда не смотрела по сторонам.
* Несмотря на многочисленные просьбы поклонников, Маргарет Митчелл не написала больше ни одной книги.

Награды писателя

* Пулитцеровская премия (1937)

Библиография

* Унесенные ветром [Gone with the Wind] (1936)

Экранизации произведений, театральные постановки

* Унесенные ветром (1939)

Биография

Маргарет Манерлин Митчелл (Margaret Munnerlyn Mitchell) — американская писательница, автор романа-бестселлера «Унесённые ветром». Маргарет Митчелл родилась 9 ноября 1900 года в Атланте, штат Джорджия, в семье адвоката Юджина Митчелла и Марии Изабеллы. У Маргарет был старший брат - Стефен. Их предки по отцовской линии происходили из Ирландии, по материнской - французы. В годы войны оба деда Маргарет сражались на стороне южан; один получил пулю в висок, только случайно не задевшую мозг, другой долго скрывался от победителей-янки. Отец Маргарет, в юности мечтавший стать писателем, являлся председателем местного исторического общества, благодаря чему дети росли в атмосфере рассказов о потрясающих событиях недавней эпохи. Начав учёбу, она сначала посещает Вашингтонскую Семинарию, затем в 1918 году поступает в престижный женский Смитский колледж (штат Массачусетс). Она возвращается в Атланту, чтобы взять управление хозяйством на себя, после смерти матери от великой испанской пандемии гриппа в 1918 (Митчелл позже использует эту важную сцену из своей жизни, чтобы инсценировать трагедию Скарлетт, узнавшей о смерти матери от тифа, когда она вернулась на плантацию Тары). В 1922 под именем Пегги (её школьное прозвище) Митчелл начинает работу журналистки, становясь ведущим репортёром газеты Атланта Джорнал. В том же году она выходит замуж за Беррьена Киннарда Апшоу, однако спустя несколько месяцев они разводятся. В 1925 году она выходит замуж за страхового агента Джона Марша. Травма лодыжки, полученная в 1926 году, делает работу репортёра невозможной, и она уходит из редакции газеты. Началась жизнь типичной провинциальной леди, хотя дом Маргарет и отличался от прочих провинциальных домов тем, что был полон каких-то бумажек, над которыми потешались и гости, и она сама. Этими бумажками были страницы романа «Унесенные ветром» (Gone with the Wind), создававшегося с 1926 по 1936 год. Эпизоды романа писались случайно, затем собирались воедино. Редактор крупного издательства, прибывший в Атланту, узнал об объёмном манускрипте (более тысячи печатных страниц). Однако Митчелл не сразу согласилась опубликовать книгу (первое название — «Завтра — другой день»). В течение года Митчелл проводила кропотливую работу над текстом, особенное внимание обращая на исторические детали и даты. Название сменилось на «Унесённые ветром» (строка из стихотворения Эрнеста Даусона). Выпуск книги состоялся в июне 1936 года, сопровождаясь огромной рекламной поддержкой, в которой активную роль играла сама Митчелл. В 1937 книга получила Пулитцеровскую премию. Маргарет сама серьёзно занималась делами вокруг продажи романа, устанавливая права и отчисления, контролируя издания на других языках. Несмотря на многочисленные просьбы поклонников, Маргарет Митчелл не написала больше ни одной книги. 11 августа 1949 года по дороге в кино её сбил автомобиль (водитель которого раньше работал таксистом, отсюда нередкие ошибочные утверждения, что её сбило такси), и спустя 5 дней она скончалась, не приходя в сознание.

Библиография

* роман Унесённые ветром (1936)

Экранизации

* Кинофильм "Унесённые ветром" (Gone with the Wind) вышел в прокат 15 декабря 1939 года в городе Атланта, штат Джорджия. Фильм получил 10 премий «Оскар».

Дата публикации на сайте: 22 ноября 2012.