Станислав Ежи Лец (польск. Stanislaw Jerzy Lec)

(18 июля 1630 — 10 января 1695)

Станислав Ежи Лец (польск. Stanislaw Jerzy Lec)

Станислав Ежи Лец (польск. Stanislaw Jerzy Lec)


  Станислав Ежи Лец в нашем цитатнике


Станислав Ежи Лец (польск. Stanislaw Jerzy Lec)

Станислав Ежи Лец (польск. Stanislaw Jerzy Lec)


Станислав Ежи Лец (польск. Stanislaw Jerzy Lec)

Станислав Ежи Лец (польск. Stanislaw Jerzy Lec)


Станислав Ежи Лец (польск. Stanislaw Jerzy Lec)

Станислав Ежи Лец (польск. Stanislaw Jerzy Lec)


Станислав Ежи Лец (польск. Stanislaw Jerzy Lec)

Станислав Ежи Лец (польск. Stanislaw Jerzy Lec)

Биография

Станислав Ежи де Туш-Летц родился 6 марта 1909 года во Львове. Его отец, барон Бенон де Туш-Летц, еврей, крещённый в протестантизм, был богатым землевладельцем. Он умер в начале 1914 года, и воспитанием единственного наследника дворянской фамилии занималась мать - Аделя де Туш, в девичестве Сафрин. Все биографы сходятся на том, что эта высокообразованная светская красавица отличалась обаянием, добротой и абсолютной житейской неприспособленностью. Время не любило непрактичных. Наступление генерала Брусилова в 1915 году заставило мать с сыном бежать в Вену, и столичное детство Лец вспоминал как золотые годы. Он любил называть себя "последним личным подданным императора Франца-Иосифа".

После падения Австро-Венгерской империи произошёл передел территорий. Баронское семейство лишилось своих заднестровских владений - новообразованная Румыния их национализировала. Безденежье заставило Летцев вернуться во Львов, где Станислав закончил начальную школу, гимназию и наконец, Университет короля Яна-Казимира по двум специальностям: филология и право. Юноше прочили блестящую карьеру адвоката, но поэзия взяла верх.

По-немецки Letzt означает "последний". По-древнееврейски Лец означает "паяц, шут, гаер". Если прочесть наоборот, получится Цел - тень. Под таким трагическим псевдонимом футурист Станислав де Туш-Летц ринулся в большую литературу: много выступал на эстраде, впервые опубликовался в журнале Tryby ("Шестерёнки") в июле 1931 года. Второй номер журнала со стихами Леца полиция буквально выкрала, а автора-левака взяла на заметку. Несмотря на все сложности, в 1933 году вышел первый поэтический сборник Леца: "Краски", где заключительное стихотворение посвящено Сергею Есенину.

Следующие две книги вышли уже в Варшаве, куда Лец и его коллеги-коммунисты Леон Пастернак и Ян Спивак переехали в 1934 году. В сотрудничестве с Леоном Пастернаком Лец создал литературный "Театр молокососов". Благодаря "Зоопарку" (1935) и "Патетическим сатирам" он снискал огромную славу поэта-сатирика. Но гонорары были грошовые, поэтому пришлось обратиться к периодике: стихам, фельетонам, подписям к карикатурам, а также к уникальному жанру фрашки.

Брокгауз и Ефрон определяют фрашку как литературное произведение, которое соединяет в себе признаки эпиграмм, отличаясь от них только сильно шутливым и пикантным тоном. От разгневанных адресатов этих "пикантных эпиграмм" Лец нередко прятался в редакционном шкафу журнала "Шпильки". Зато в антологии "Четверть века польской фрашки", составленной Юлианом Тувимом, для его двустиший и четверостиший нашлось много места.

Раздел Польши застал Леца во Львове, где он скрывался от полиции Пилсудского. Советские власти организовали для польских беженцев-журналистов курсы переподготовки. Леон Пастернак и Лец закончили курсы на отлично, после чего первый уехал в Москву, а второй остался, рассчитывая получить кафедру в Черновицком университете, на факультете германистики, который тогда только создавался. Как только гитлеровские войска заняли Подолье, Лец попал в концентрационный лагерь под Тернополем. Он бежал, был пойман и приговорён к расстрелу, уже рыл для себя могилу, но немцы оставили надзирать над ним одного эсэсовца, а сами ушли ужинать. Узник убил эсэсовца ударом лопаты по шее, переоделся в его мундир, в таком виде добрался до Варшавы и установил контакт с силами Сопротивления. Редактировал нелегальные газеты «Zolnierz w boju» (Солдат в бою), «Swobodny narod» (Свободный народ). В 1944 году ушёл партизанить в люблинские леса. Участвовал в боях под Амелином и под Рембловом, получил звание майора, был награждён Кавалерским Крестом ордена «Polonia Restituta». Помимо того, создал партизанскую газету, и, в совершенстве зная немецкий язык, писал пропагандистские листовки.

После победы майор Войска Польского Станислав Ежи Лец поселился в Лодзи, женился и вернулся к мирным занятиям - стал главным редактором "Шпилек". О войне вспоминать он не любил и, когда ему предлагали написать мемуары, грустно отшучивался: "Дойду до того мига, когда в меня целятся, и на этот раз пуля меня не минует". Только сборник фронтовых стихов "Полевой блокнот" (1946) и воспоминания однополчан сохранили для нас облик Леца-партизана.

Послужной список дал неожиданные плоды - сатирика назначили атташе по культуре в польском посольстве в Австрии. В любимом городе Вене у Леца родились сын Ян (1946) и дочь Малгожата (1950). На фоне демократических свобод страны побеждённой особенно неприглядно выглядели цензура и догматизм в странах-победителях.

В начале 1950 года Лец выпустил сборник "Новые стихи"; его не приняли, раскритиковали по идеологическим причинам. И поэт с семьёй бежал в Израиль, самовольно оставив дипломатический пост. Впоследствии сам Лец признавал, что поступил так под влиянием эмоций. В Земле Обетованной адаптироваться он не смог, и вернулся уже в 1952 году после трудных переговоров. Жена и дочь остались в Израиле, сына удалось отстоять. На дипломатической карьере был поставлен крест, друзья - кто уехал, кто умер, кто отвернулся, "потому как сбежал", кто перестал здороваться, "потому что вернулся". Друг молодости Ян Спевак приютил отца с сыном у себя на квартире, а через несколько месяцев Лец уехал в провинцию - в Прушков, где во время войны редактировал многотиражку "Солдат в бою". Там он женился вторично, и у него родился сын Томаш.

В Прушкове Лец не печатал оригинального творчества - кто бы ему разрешил? Он зарабатывал переводами: проза Гейне, "Мамаша Кураж" Брехта, и писал в стол афоризмы, которым суждено было обессмертить его имя. Хрущёвская оттепель дала пану Станиславу возможность издать поэтическую книгу "Иерусалимская рукопись". Переиздание понадобилось уже на следующий год, и тогда же вышли "Непричёсанные мысли" - сборник изречений. Лец вернулся из небытия с триумфом. Впоследствии были напечатаны ещё четыре книги стихов и две - афоризмов. Неизданное расходилось в виде фольклора, магнитофонных записей, реприз КВН и прочего. Мировая антология афоризмов, выпущенная Уистаном Хью Оденом, включает в себя около двадцати цитат Леца.

В начале 60-х пан Станислав серьёзно заболел. Он знал о своём онкологическом диагнозе и напоследок успел съездить в Париж и в Вену - попрощаться. Его не стало 7 мая 1966 года. Поэт и афорист Станислав Ежи Лец похоронен с воинскими почестями на армейском кладбище Повонзки в Варшаве.

В 1978 году вышел полный перевод "Непричёсанных мыслей" на русский язык, практически сразу ставший библиографической редкостью.

Биография

Происхождение Станислава Ежи Леца

Станислав Ежи Лец – один из наиболее известных польских поэтов, афористов и сатириков двадцатого века. Родился он в марте 1909 года во Львове, тогда входившем в состав Австро-Венгрии. Родители ребёнка происходили из еврейских интеллигентов. Отец, Бенон де Туш-Летц, и мать, Аделя Сафрин, приняли протестантство. Отец умер ещё в раннем детстве будущего поэта, потому его воспитанием в основном занималась мать – женщина, глубоко ценившая культуру, однако разрывавшаяся между тремя духовными школами. Станислав унаследовал от неё эту составляющую – весь его жизненный путь будет заполнен борьбой польских, немецких и еврейских черт характера. Порой это сильно помогало в творчестве, но куда чаще – наоборот, доставляло страдания.

Жизнь Станислава Ежи Леца

В 1927 году будущий поэт получил аттестат зрелости и взялся за изучение юриспруденции в университете Яна Казимира (ныне – ЛНУ им. Ивана Франко) . С этого времени начинается его творческий этап деятельности, появляются единомышленники по творчеству. В апреле 1929 Лец впервые выступает со своими стихами на литературном вечере, а ещё через полгода его стихотворение «Весна» печатают в одной из газет. От «Весны» веяло мрачным пессимизмом и столь необычное отношение к, казалось бы, абсолютно позитивному времени года, заставило критиков обратить внимание на юное дарование. В 1931 году несколько молодых поэтов , в том числе и Лец, объединились ради издания поэтического журнала «Наклоненья» . В первом номере было опубликовано два стихотворения Ежи Леца, публика в основном положительно отзывалась о журнале и с интересом ждала развития событий . Однако тираж второго номера был уничтожен австрийскими полисменами, после чего не было явлено миру ни одного выпуска. Через два года Ежи Лец во Львове выпустил небольшой сборник собственных стихов «Barwy».

Вскоре поэт переезжает в Варшаву, где постоянно печатается в различных литературных журналах и газете «Варшавский цирюльник». Сотрудничество с антифашистскими СМИ едва не стоило Станиславу свободы. Он вынужден сбежать в Румынию, где на протяжении нескольких лет ведёт размеренную и спокойную жизнь адвокатского служащего. В начале 1939 Лец возвращается в Варшаву.

Во время Второй Мировой войны польский поэт успел побывать в концлагере, сбежать оттуда, повоевать в рядах партизанских отрядов, побыть редактором нескольких военных газет, повторно попасть в плен и, при попытке сбежать оттуда, быть пойманным. С 1944 он воевал в рядах Армии Людовой, а после войны был удостоен звания майора. Награждён кавалерийским крестом «Возрождённая Польша».

В послевоенное время Ежи Лец вместе со своими единомышленниками возрождает полулегендарный журнал «Шпильки», в котором регулярно печатает свои стихи., посвященные, в основном, военным действиям. В 1946 поэта направляют в Вену, где он служит атташе по вопросам культуры политической миссии Польши. В его родной стране в это время наступает пора партийной диктатуры и Станислав принимает тяжелейшее для себя решение – уехать в Израиль . Оттуда он наблюдает за послевоенными событиями и тоскует по родине, чему подтверждением его «Иерусалимская рукопись». Не в силах жить на чужбине, в 1952 он возвращается. В родной Польше ему явно не рады – действует запрет на публикацию его стихов, найти работу по специальности почти невозможно. Лец зарабатывает себе на жизнь ремеслом переводчика.

Смерть Болеслава Берута в 1956 преобразила Польшу. Идеологический контроль был ослаблен и стихи Леца снова стали появляться в СМИ, его сборники вновь стали выпускаться.

Смерть застала культового поэта в Варшаве 7го мая 1966 года. Похоронен в Варшаве.

Работы Станислава Ежи Леца

Первый сборник поэта, «Barwy», был полон пессимизма и антимилитаристской направленности. Страшные детские воспоминания о Первой Мировой войне навсегда изменили Ежи Леца и серьёзно повлияли на его творчество. Впрочем, этот сборник включал в себя и сатирические «фрашки». Многогранность таланта была по достоинству оценена таким мастером, как Юлиан Тувим – культовым поэтом для Польши.

В первые послевоенные годы Ежи Лец занимается в основном сатирическо-юмористическими произведениями, как будто подбадривая польский народ и призывая его забыть всё то плохое, что осталось позади. Сборники «Жизнь — это фрашка» и «Новые стихи» были написаны как раз в этом стиле.

Во время самоизгнания в Израиль, Станислав написал «Иерусалимскую рукопись», полную тоски по дому и горьких мыслей о прошлом. Этот период творчества Леца куда более философский, нежели остальные, он мучительно ищет своё место в ряду творцов.

Во время польской «оттепели» выходят сразу несколько сборников культового поэта - антология «Из тысячи и одной фрашки», «Насмехаюсь и спрашиваю про дорогу», «Объявление о розыске». И некоторые другие. Они отмечены необычной стихотворной формой и в основном позитивной тематикой.

Поэтическое наследие Ежи Леца представляет огромную ценность не только для польского народа, но и для всех ценителей хороших стихотворений, для всех, кому важна не только форма изложения, но и его смысл.

Биография (http://citaty.su)

Польский поэт. Родился во Львове, крупном культурном центре польской Галиции, входившей тогда в состав Австро-Венгерской империи. Отец будущего писателя, родовитый австрийский дворянин Бенон де Туш-Летц умер, когда сын был еще ребенком. Его воспитанием занялась мать —урожденная Аделя Сафрин, представительница польской интеллигенции, высоко ценившей образование и культуру. Начальное образование получил в австрийской столице, так как приближение фронта (шла Первая мировая война) заставило семью переехать в Вену, а затем завершил его во львовской евангелической школе. Изучал юриспруденцию в университете Яна Казимежа во Львове.

В студенческую пору начинает литературную деятельность, сойдясь с коллегами, живо интересующимися творчеством. В 1929 г. в литературном приложении к популярной тогда газете «Иллюстрированный Ежедневный Курьер» было напечатано его дебютное стихотворение «Весна». В 1933 г. во Львове выходит первый поэтический томик Леца «Цвета». Переехав в Варшаву, Лец регулярно публикуется в «Варшавском цирюльнике», становится постоянным автором «Шпилек», его произведения помещают на своих страницах многие литературные журналы. В 1936 г. он организовал литературное кабаре «Театр Пересмешников».

В этот период он начинает сотрудничать с варшавской газетой «Популярный Ежедневник» — политическим изданием, пропагандировавшим идею создания антифашистского народного фронта. После приостановки властями издания газеты, чтобы избежать грозившего ему ареста, Лец выехал в Румынию.

В 1941—1943 гг. находился в концлагере под Тернополем. С места предстоявшего расстрела сбежал в Варшаву, где работал в подполье редактором военных газет Гвардии Людовой и Армии Людовой. Потом ушел к партизанам, сражавшимся в Люблинском воеводстве, после чего воевал в рядах регулярной армии.

В 1945 г., поселившись в Лодзи, Леи, вместе с друзьями — поэтом Леоном Пастернаком и художником-карикатуристом Ежи Зарубой возрождает издание юмористического журнала «Шпильки». На следующий год вышел его стихотворный сборник «Полевой блокнот», включавший стихи военных лет. В 1946 г. был направлен в Вену в качестве атташе по вопросам культуры политической миссии Польской Республики. В 1950 г. принимает трудное для себя решение уехать в Израиль.

В 1952 г. вернулся в Польшу и сполна получил от властей за демонстрацию своей политической оппозиционности и свободомыслия. В течение ряда лет действует негласный запрет на публикацию его произведений. Единственной оплачиваемой формой литературного труда становится для него переводческая работа. Первой из прежде задержанных публикаций была «Иерусалимская рукопись». Последние поэтические томики Леца — «Насмехаюсь и спрашиваю про дорогу», «Авелю и Каину», «Объявление о розыске», «Поэмы, готовые к прыжку», цикл «Ксения», состоящий из коротких лирико-философских стихотворений, и серия прозаических миниатюр «Маленькие мифы».

После долгой, неизлечимой болезни, давно сознавая свою обреченность, Станислав Ежи Лец скончался 7 мая 1966 г. в Варшаве.

Биография (ru.wikipedia.org)

Жизнь и творчество

Детство

Станислав Ежи Лец родился 6 марта 1909 г. во Львове, крупном культурном центре Галиции, входившей тогда в состав Австро-Венгерской империи. Отец будущего писателя, австрийский дворянин (барон) Бенон де Туш-Летц еврейского происхождения (родители будущего поэта, будучи людьми эксцентричными, перешли в протестантизм; второй частью двойной фамилии отца — Лец, что на идише означает «клоун», или «пересмешник» — в её польском написании пользовался автор «Непричёсанных мыслей»). Отец писателя умер, когда Станислав был ещё ребенком. Его воспитанием занялась мать — урождённая Аделя Сафрин, представительница польско-еврейской интеллигенции, высоко ценившей образование и культуру. Польская, немецкая (австрийская) и еврейская составляющие его духовной личности на разных этапах жизненного пути писателя то гармонизировались ярким художественным дарованием, то вступали друг с другом в драматическое, порой мучительное противоречие. Начальное образование он получал в австрийской столице, так как приближение фронта (шла Первая мировая война) заставило семью переехать в Вену, а затем завершал его во львовской евангелической школе.

Юность

Получив в 1927 г. аттестат зрелости, юноша изучает в дальнейшем юриспруденцию и полонистику в университете Яна Казимежа во Львове.

В эту студенческую пору он начинает литературную деятельность, сойдясь с коллегами, живо интересующимися творчеством. Весной 1929 г. молодые поэты устроили первый в их жизни авторский вечер, на котором прозвучали и стихи Леца, а в конце того же года в литературном приложении к популярной тогда газете «Ilustrowany Kurier Codzienny» (Иллюстрированный Ежедневный Курьер) было напечатано его дебютное стихотворение «Весна». «В нём говорилось, ясное дело, о весне, — пояснял Лец спустя годы, — но это не была традиционная весна, по настроению эти стихи выглядели… пессимистическими. А почему я выбрал именно „IKC“? Это издание выписывали и читали в нашем доме, а я хотел прослыть поэтом прежде всего в семье».

В 1931 г. группа молодых поэтов, встречавшихся у Леца на квартире, начала издавать журнал «Tryby» (Наклонения), в первом номере которого он опубликовал стихи «Из окна» и «Плакат» (в последнем две завершающие строфы были выброшены цензурой). Тираж же второго номера издания почти полностью уничтожила полиция. В 1933 г. во Львове выходит первый поэтический томик Леца «Barwy» (Цвета?).

В нём преобладали поэмы и стихи острого социально-политического звучания: оставшаяся кошмарным воспоминанием его детских лет Первая мировая война навсегда сделала поэта страстным антимилитаристом. В дебютном сборнике помещено стихотворение «Вино», полное мрачной и горькой иронии. Человеческая кровь, пролитая на множестве фронтов Европы во имя ложных догматов и националистических крестовых походов, кровь разных поколений и народов уподоблена им ценным винам урожайных лет, которые надо бережно хранить, чтобы предотвратить новые кровавые жатвы из окрестностей «Пьяве, Танненберга, Горлиц».

В «Цветах» были также оглашены первые юмористические и сатирические фрашки Леца. Эту грань художественного дарования молодого поэта проницательно подметил и высоко оценил Юлиан Тувим — крупнейший мастер польского рифмованного слова того времени, включивший в свою знаменитую антологию «Четыре века польской фрашки» (1937) три стихотворения недавнего дебютанта.

Предвоенная Варшава

Переехав в Варшаву, Лец регулярно публикуется в «Варшавском цирюльнике», становится постоянным автором «Шпилек», его произведения помещают на своих страницах многие литературные журналы во главе со «Скамандром». В 1936 г. он организовал литературное кабаре «Teatr Kretaczy» (Театр Пересмешников).

В этот период он начинает сотрудничать с варшавской газетой «Dziennik Popularny» (Популярный Ежедневник) — политическим изданием, пропагандировавшим идею создания антифашистского народного фронта, в котором публиковалась его ежедневная судебная хроника, вызывавшая особое раздражение «блюстителей порядка». После приостановки властями издания газеты, чтобы избежать грозившего ему ареста, Лец выехал в Румынию. Спустя некоторое время он возвращается на родину, крестьянствует в деревне на Подолье, служит в адвокатской конторе в Чорткове, затем, вернувшись в Варшаву, продолжает литературную и публицистическую деятельность.

Перед самой войной он завершает подготовку к печати обширного тома фрашек и подольской лирики под названием «Ziemia pachnie» (Пахнет землей), но выйти в свет книга уже не успела.

Вторая мировая война

Начало войны застало Леца в его родном городе. Об этом страшном (и героическом) этапе своей жизни он рассказал позднее в нескольких скупых строчках автобиографии: «Пору оккупации я прожил во всех тех формах, какие допускало то время. 1939—1941 гг. я провел во Львове, 1941—1943 гг. — в концлагере под Тернополем. В 1943 году, в июле, с места предстоявшего мне расстрела я сбежал в Варшаву, где работал в конспирации редактором военных газет Гвардии Людовой и Армии Людовой на левом и правом берегах Вислы. Потом ушёл к партизанам, сражавшимся в Люблинском воеводстве, после чего воевал в рядах регулярной армии».

При повторной попытке бегства из концлагеря он был схвачен и приговорён к расстрелу. Эсэсовец заставил обречённого на смерть рыть себе могилу, но погиб сам от его удара лопатой по шее (стихотворение «Кто копал себе могилу»). Переодевшись в немецкий мундир, Лец в таком виде пересёк всё генерал-губернаторство, как гитлеровцы именовали захваченную Польшу, и, добравшись до Варшавы и установив контакт с силами сопротивления, стал работать в подпольной прессе. В Прушкове редактировал газету «Zolnierz w boju» (Солдат в бою), а на правом берегу Вислы — «Swobodny narod» (Свободный народ), где печатал также свои стихи. В 1944 г., сражаясь в рядах первого батальона Армии Людовой, скрывался в парчевских лесах и участвовал в крупном бою под Рембловом. После освобождения Люблина вступил в 1-ю армию Войска Польского в звании майора. За участие в войне получил Кавалерский Крест ордена «Polonia Restituta» (Возрожденная Польша).

Послевоенные годы

В 1945 г., поселившись в Лодзи, Лец вместе с друзьями — поэтом Леоном Пастернаком и художником-карикатуристом Ежи Зарубой — возрождает издание популярнейшего юмористического журнала «Шпильки (pl)». На следующий год вышел его стихотворный сборник «Notatnik polowy» (Полевой блокнот), включавший стихи военных лет и строфы, посвящённые сражениям партизанской поры и павшим товарищам поэта-солдата. Тогда же был опубликован томик его сатирических стихов и фрашек, созданных перед войной, — «Spacer cynika» (Прогулка циника).

Работа в дипломатической миссии

Подобно своим старшим коллегам по литературе в довоенное время (Ян Лехонь, Ярослав Ивашкевич) и писателям-ровесникам в первые годы после освобождения (Чеслав Милош, Тадеуш Бреза, Ежи Путрамент), привлекавшимся к дипломатической работе, Лец в 1946 г. был направлен в Вену в качестве атташе по вопросам культуры политической миссии Польской Республики. Вскоре (1948 г.) на родине опубликован томик его сатирической поэзии, созданной после войны, — «Zycie jest fraszka» (Жизнь — это фрашка), а затем (1950 г.) сборник «Новых стихов», написанных в австрийской столице — городе его детства; отсюда в этих стихотворениях так много реминисценций, связанных с новым, свежим восприятием памятников искусства и архитектуры этого великого центра европейской культуры.

Переезд в Израиль и возвращение в Польшу

Наблюдая из Австрии процессы, происходящие в Польше того времени, утверждение режима партийной диктатуры, подавление творческой свободы и воли интеллигенции, Лец в 1950 году принимает трудное для себя решение и уезжает в Израиль. За два года, проведённых здесь, им написана «Иерусалимская рукопись» (Rekopis jerozolimski), в которой доминирует мотив переживаемой им острой тоски по родине. Содержанием этих стихов, сложенных во время странствий по Ближнему Востоку, стали поиски собственного места в ряду творцов, вдохновлённых библейской темой, и неотвязная память об убитых под другим, северным небом. Существование вне стихии польского языка и культуры, вдали от родных и друзей, привычного мазовецкого пейзажа становится мучительно-тягостным:

Туда, на север дальний, где некогда лежал я в колыбели,
Туда стремлюсь теперь, чтоб там же и отпели.

Написав эти строки, Лец в 1952 году вернулся в Польшу. Принято считать, что демонстрация политической оппозиционности и свободомыслия Леца привели к тому, что в течение нескольких лет (до 1956) в Польше действовал негласный запрет на публикацию его собственных произведений (как это было, скажем, с М. М. Зощенко и А. А. Ахматовой в СССР). Единственной оплачиваемой формой литературного труда становится для него переводческая работа, и он целиком посвящает ей себя, обращаясь к поэзии И. В. Гёте, Г. Гейне, Б. Брехта, К. Тухольского, современных немецких, русских, белорусских и украинских авторов. Но и в этих условиях он отказывается выполнять некоторые официальные заказы[источник не указан 1064 дня].

Польская «оттепель»

После смерти сталиниста Болеслава Берута в 1956 году в Польше начались мощные общественные выступления поляков, заставившие власти объявить о разрыве с предшествующим периодом «ошибок и извращений». Был значительно ослаблен идеологический контроль над творчеством (по выражению одного из диссидентов, Польша превратилась в самый «открытый и свободный барак соцлагеря»). Одним из свидетельств перемен считается возвращение к читателям книг Леца и издание его новых произведений.

Была опубликована «Иерусалимская рукопись» (1956 г.). «Эти стихи, — писал Лец, — завершённые в середине 1952 года, по разным причинам, пролежали в ящике письменного стола вплоть до 1956 года. Я знаю, что это самая лиричная из моих книг. Каждый выпущенный томик является, по крайней мере для меня, спустя некоторое время как бы сочинением другого человека, которое — не стыжусь в этом признаться — читаешь порой даже с интересом. Тогда тебе открываются какие-то новые детали и в стихах, и между строчек».

Некоторые публицисты утверждают, что написанию книги «Mysli nieuczesane» (Непричёсанные мысли) способствовала атмосфера польской «весны» 1957 года.

В 1958 году вышла авторская антология «Из тысячи и одной фрашки», содержащая двух-четырёхстрочные стихи-эпиграммы, которых Лец сочинил великое множество.

Последние поэтические томики Леца — «Kpie i pytam о droge?» (Насмехаюсь и спрашиваю про дорогу — 1959), «Do Abla i Kaina» (Авелю и Каину — 1961), «List gonczy» (Объявление о розыске — 1963), «Poema gotowe do skoku» (Поэмы, готовые к прыжку — 1964) — отмечены, по свидетельству самого автора, наблюдаемой им у себя «склонностью ко все большей конденсации художественной формы». Это относится и к опубликованному на страницах литературной прессы циклу «Ксении», состоящему из коротких лирико-философских стихотворений, и к серии прозаических миниатюр «Маленькие мифы», форму которых Лец определил как «новый вариантик непричёсанных мыслей с собственной фабулой-анекдотом».

В 1964 г. появилось второе издание «Непричёсанных мыслей», а через два года поэт успел ещё подготовить том «Новые непричёсанные мысли», содержащий огромное богатство тем, среди которых особой популярностью пользовались его историософские афоризмы.

После долгой неизлечимой болезни Станислав Ежи Лец скончался 7 мая 1966 года в Варшаве. Похоронен на воинском кладбище Повонзки.

Произведения

* Barwy (Цвета) (1933)
* Ziemia pachnie (Пахнет землей) (1939)
* Notatnik polowy (Полевой блокнот) (1946)
* Zycie jest fraszka (Жизнь — это фрашка) (1948)
* Новые стихи (1950)
* Rekopis jerozolimski (Иерусалимская рукопись) (1956)
* Mysli nieuczesane (Непричёсанные мысли) (1957)
* Kpie i pytam о droge? (Насмехаюсь и спрашиваю про дорогу) (1959)
* Do Abla i Kaina (Авелю и Каину) (1961)
* List gonczy (Объявление о розыске) (1963)
* Poema gotowe do skoku (Поэмы, готовые к прыжку) (1964)

Дата публикации на сайте: 27 ноября 2012.