(10 июня 1915, Лашин, Квебек, Канада — 5 апреля 2005, Бруклайн, Массачусетс, США)
Биография (Сергей Карамаев, Lenta.ru 06.04.2005, Памяти Сола Беллоу)
6 апреля 2005 года в американском городе Бруклине, штат Массачусетс, в возрасте 89 лет скончался лауреат Нобелевской премии по литературе Сол Беллоу. Он начал свой литературный путь как рецензент, получая 10 долларов за обзор каждой книжки, и закончил его как один из наиболее выдающихся американских писателей ХХ века. По мнению большинства его коллег, вся литература США прошлого столетия держалась на двух столпах - Уильяме Фолкнере и Беллоу.
Солом Беллоу этот человек стал не сразу, изначально его звали Соломон Беллоуз. Младший сын в семье, он родился в 1915 году в канадском местечке Лашин - сейчас это пригород Монреаля в провинции Квебек. Его родители Абрам и Лиза Беллоуз, преуспевающие евреи, уехали в Канаду из Санкт-Петербурга в 1913 году. Семья не бедствовала, Абрам Беллоуз был торговцем, после введения сухого закона в 1920 году не гнушался сотрудничать с контрабандистами, позже успешно торговал углем. Как и положено приличному еврейскому мальчику из приличной семьи, Соломон воспитывался в традициях Ветхого завета. При этом он рано пристрастился к чтению и научился бегло говорить на идише, иврите и французском, не говоря об английском.
В 1924 году семья перебралась из Лашина в Чикаго. На девятилетнего мальчика это оказало огромное впечатление - из заштатного городка он попал в огромный мир. Позже он так и напишет, что "считает себя прирожденным чикагцем". В школе Беллоу проникся еще большей любовью к литературе. В 1932 году он и его приятель Сидней Харрис предприняли поездку в Нью-Йорк, в надежде опубликовать там свои романы, но издатели ответили им отказом. Закончив в 1933 году школу, Беллоу поступил в Чикагский университет, но, проучившись там два года, оставил его и перебрался в Северо-Западный университет, где занялся изучением антропологии.
В 1937 году Беллоу вышел оттуда со степенью бакалавра социологии и антропологии. Он хотел заниматься литературой, но опасался, что еврею трудно будет пробиться в писатели. Сначала он принял приглашение поступить в аспирантуру Университета Висконсина, но уже через несколько месяцев вернулся в Чикаго. К тому времени Беллоу женился на Аните Гошкин и решил, что все же будет литератором. Успех приходил к нему постепенно. В 1940 году, будучи в Мексике, Беллоу написал роман "Акатла", но не смог его опубликовать. Однако в 1941 году журнал Partisan Review принял его рассказ "Два утренних монолога" ("Two Morning Monologues"), с которого началась писательская карьера Сола Беллоу.
На жизнь он зарабатывал тем, что писал биографические справки для Федеральной рабочей комиссии и преподавал в педагогическом колледже Песталоцци-Фробла, а также работал редактором энциклопедии "Британника".
По причине слабого здоровья ему удалось избежать всеобщего призыва во время Второй мировой войны, однако на службу он все же попал - в торговый флот. К середине войны Беллоу закончил свой первый роман "Человек между небом и землей" ("Dangling Man"), опубликованный в 1944 году. Роман, построенный в форме дневника, рассказывал о молодом человеке, который ожидает призыва в армию и мучается чувством собственной бесполезности. Критика встретила книгу благожелательно, отозвавшись о ней как о "правдивом свидетельстве настроения поколения, выросшего в период Великой депрессии".
В 1947 году, работая преподавателем в Миннесотском университете, Беллоу опубликовал повесть "Жертва" ("The Victim") о журналисте из Нью-Йорка, которому судьба задалась целью наносить постоянные и болезненные удары. Параллельно он писал эссе и рассказы.
В 1948 году Беллоу получил стипендию Гугенхейма, что позволило ему на пару лет уехать в Европу. С 1948 по 1949 год он жил в Париже и Риме, где писал свой следующий роман, "Приключения Оги Марча" ("The Adventures of Augie March"). По возвращении из Европы Беллоу снова преподавал - в Университете Нью-Йорка, Принстоне, Бард Колледже и Университете Миннесоты.
"Приключения Оги Марча" увидели свет в 1953 году. Книга была удостоена Национальной премии США по литературе, а также признана лучшей книгой года. Роман был в определенной степени автобиографичен - в нем описывались похождения человека, выросшего в Чикаго, пожившего в Америке и уехавшего в послевоенную Европу в попытках найти смысл жизни.
В 1956 году Беллоу опубликовал сборник из трех новелл, одноактной пьесы и повести "Лови момент" ("Seize the Day"). Герой этой повести Томми Уилем пытается поймать момент, чтобы вырваться из серой повседневности, но это ему так и не удается. Критика назвала "Лови момент" "очень трогательной книгой".
В 1955 году Беллоу развелся с Анитой Гошкин, от которой у него был сын Грегори, и женился на Александре Чакбасовой. Но и этот брак закончился разводом. Во втором браке у Беллоу родился сын Адам. В 1963 году писатель женился на Сюзан Глассман, чтобы впоследствии пройти через долгую и тяжелую процедуру развода. Четвертой женой писателя стала Александра Тульцея, профессор математики, приехавшая из Румынии. В 2000 году пятая жена Беллоу Дженис Фридман родила ему дочь.
С начала 1960-х годов Беллоу решил осесть в Чикаго, своем, как он считал, родном городе. Вскоре он устроился на работу в Чикагский университет членом межфакультетской комиссии по общественной мысли. За свой роман "Герцог" ("Herzog"), вышедший в 1964 году, он вновь получил Национальную премию и стал первым американцем, который удостоился Французской международной литературной премии. Восторженно принятый как критикой, так и публикой, "Герцог" занял ведущее место в списке американских бестселлеров. Критика же назвала Беллоу "лучшим стилистом из всех современных американских писателей".
В 1971 году Беллоу получил третью по счету Национальную премию - за роман "Планета мистера Сэммлера" ("Mr. Sammler's planet"). Но пика своей популярности писатель достиг в 1975 году, когда вышел в свет "Дар Гумбольдта" ("Humboldt's Gift"). Книга принесла Беллоу международное признание. В ней он затронул вопрос духовного авторитета художника в современном обществе, где превыше всего ценятся успех, слава и деньги. За этот роман в том же 1975 году писатель получил Пулитцеровскую премию.
Следующий год принес ему еще одну премию - Нобелевскую. Присуждена она была "за гуманизм и тонкий анализ современной культуры, сочетающиеся в его творчестве". Вручая Беллоу премию, представитель Шведской академии отметил огромную роль писателя в развитии американской литературы: "…острый сюжет... в сочетании с философским диалогом с читателем. И все это написано блестящим языком художника, способного проникнуть в суть внешних и внутренних коллизий, которые вынуждают нас действовать или, наоборот, бездействовать".
В своей Нобелевской лекции писатель с сожалением отмечал, что в ХХ веке творческая индивидуальность уступает место массовой культуре, но при этом с иронией отозвался о попытках интеллектуалов "управлять искусством": "Меня забавляет, когда эти высоколобые эссеисты пытаются подписать смертный приговор тем или иным литературным формам". В наш век, когда литературные, философские и политические системы оказались бессильны помочь человеку, сказал Беллоу, "суть нашего бытия, его сложность, запутанность, его боль являются нам лишь в мимолетных впечатлениях, в том, что Пруст и Толстой называли "прозрением".
В том же году он опубликовал книгу "В Иерусалим и обратно: личные впечатления" ("То Jerusalem and Back: A Personal Account"), представлявшую собой дневник, который писатель вел во время своего путешествия в Израиль в 1975 году. В 1982 году вышел "Декабрь декана" ("The Dean's December"), роман, действие которого происходит в коммунистической Румынии и в среде американских ученых. Спустя два года вышел сборник рассказов Беллоу "Простофиля и другие рассказы" ("Him With His Foot in His Mouth and Other Stories"), тепло встреченный критикой. В 1983 году президент Франции наградил Беллоу орденом Почетного легиона.
Америка никогда не претендовала на звание самой читающей страны мира, но своих писателей знала и любила. Многие американцы находили, что книги Беллоу слишком сложны для восприятия, но, тем не менее, он всегда пользовался популярностью среди читающей публики, не говоря уже о критиках.
Беллоу-писатель разрабатывал такие универсальные темы, как борьба человека с самим собой, попытка устранить противоречия между индивидуальностью и обществом, нераспознаваемость реальности в иллюзорном мире, конфликт между надеждой и отчаянием. Беллоу прожил свою жизнь в стране Великой Американской мечты, где стал одним из наиболее успешных американских писателей. Возможно, секрет его успеха состоит в том, что он, будучи потомком евреев-эмигрантов, не стал стопроцентным американцем, а глядел на жизнь немного со стороны. Именно такой взгляд придавал его прозе едва уловимый оттенок личной отстраненности от предмета изображения, подобно тому, как пряность придает обычному блюду особенно острый вкус.
Биография (Красильников А.Н. Произведения лауреатов Нобелевской премии по литературе на русском языке (1901-2010). История и биографические списки. Изд-во МИНЦ "Нобелистика", 2011)
Сол Беллоу (Saul Bellow, урожд. Соломо?н Бело?уз, Solomon Bellows)
10 июля 1915 года, Лашин, Квебек (Канада) - 5 апреля 2005 года, Бруклин, штат Массачусетс (США)
Американский писатель, лауреат Нобелевской премии 1976 года, эссеист и педагог.
Он начал свой литературный путь как рецензент, получая 10 долларов за обзор каждой книжки, и закончил его как один из наиболее выдающихся американских писателей ХХ века. По мнению большинства его коллег, вся литература США прошлого столетия держалась на двух столпах - Уильяме Фолкнере и Беллоу.
Солом Беллоу этот человек стал не сразу, изначально его звали Соломон Беллоуз.
Родился в Лашене (провинция Квебек, Канада) 10 июля 1915 в семье еврейских иммигрантов из России. В возрасте 9 лет переехал с родителями в Чикаго.
В 1937 получил в Северо-Западном университете степень бакалавра. В 1937 году Беллоу вышел оттуда со степенью бакалавра социологии и антропологии. Он хотел заниматься литературой, но опасался, что еврею трудно будет пробиться в писатели. Сначала он принял приглашение поступить в аспирантуру Университета Висконсина, но уже через несколько месяцев вернулся в Чикаго.
На жизнь он зарабатывал тем, что писал биографические справки для Федеральной рабочей комиссии и преподавал в педагогическом колледже Песталоцци-Фробла, а также работал редактором энциклопедии "Британника".
По причине слабого здоровья ему удалось избежать всеобщего призыва во время Второй мировой войны, однако на службу он все же попал - в торговый флот.
Первые романы – "Человек без опор" (Dangling Man, 1944), история человека, ожидающего призыва в армию. Критика встретила книгу благожелательно, отозвавшись о ней как о "правдивом свидетельстве настроения поколения, выросшего в период Великой депрессии".
В 1947 году, работая преподавателем в Миннесотском университете, Беллоу опубликовал повесть "Жертва" ("The Victim") о журналисте из Нью-Йорка, которому судьба задалась целью наносить постоянные и болезненные удары. Параллельно он писал эссе и рассказы.
В 1948 году Беллоу получил стипендию Гугенхейма, что позволило ему на пару лет уехать в Европу. С 1948 по 1949 год он жил в Париже и Риме, где писал свой следующий роман, "Приключения Оги Марча" ("The Adventures of Augie March"). По возвращении из Европы Беллоу снова преподавал - в Университете Нью-Йорка, Принстоне, Бард Колледже и Университете Миннесоты.
"Приключения Оги Марча" увидели свет в 1953 году. Книга была удостоена Национальной премии США по литературе, а также признана лучшей книгой года. Роман был в определенной степени автобиографичен - в нем описывались похождения человека, выросшего в Чикаго, пожившего в Америке и уехавшего в послевоенную Европу в попытках найти смысл жизни.
Общая тема повести "Лови момент" (Seize the Day, 1956) и романа "Гендерсон, король дождя" (1959) – современный человек, которому грозит потеря своего Я, но он еще не разрушен духовно. Действие романа, повествующего об американском миллионере, стремящемся к примирению с жизнью, происходит в Африке. Оба произведения демонстрируют поистине диккенсовский интерес автора к карикатурным образам. За этими книгами последовали роман "Герцог" (Herzog, 1964, Национальная книжная премия 1965), пьеса "Последний сеанс" (The Last Analysis, 1965), сборник рассказов "Воспоминания Мосби" (Mosby's Memoires, 1968) и роман "Планета мистера Сэммлера" (Mr. Sammler's Planet, 1970), принесший Беллоу в 1971 третью Национальную книжную премию. В 1976 Беллоу получил Пулитцеровскую премию за роман "Дар Гумбольда" (Humbold's Gift, 1975), повествующий о трагической жизни и смерти его друга, поэта Делмора Шварца. Три месяца спустя Беллоу был удостоен Нобелевской премии по литературе.
Присуждена она была "за гуманизм и тонкий анализ современной культуры, сочетающиеся в его творчестве". Вручая Беллоу премию, представитель Шведской академии отметил огромную роль писателя в развитии американской литературы: "…острый сюжет... в сочетании с философским диалогом с читателем. И все это написано блестящим языком художника, способного проникнуть в суть внешних и внутренних коллизий, которые вынуждают нас действовать или, наоборот, бездействовать".
В своей Нобелевской лекции писатель с сожалением отмечал, что в ХХ веке творческая индивидуальность уступает место массовой культуре, но при этом с иронией отозвался о попытках интеллектуалов "управлять искусством": "Меня забавляет, когда эти высоколобые эссеисты пытаются подписать смертный приговор тем или иным литературным формам". В наш век, когда литературные, философские и политические системы оказались бессильны помочь человеку, сказал Беллоу, "суть нашего бытия, его сложность, запутанность, его боль являются нам лишь в мимолетных впечатлениях, в том, что Пруст и Толстой называли "прозрением".
В том же году вышла книга "В Иерусалим и обратно" (To Jerusalem and Back) – размышления, вызванные поездкой в Израиль. 1980-е годы отмечены романами "Декабрь декана" (Dean's December, 1982) и "Больше умирают от разбитого сердца" (More Die of Heartbreak, 1987), сборником "Простофиля и другие рассказы" (Him With his Foot in his Mouth and Other Stories, 1984), а также повестями "Кража" (A Theft, 1989) и "В связи с Белларозой" (The Bellarosa Connection, 1989).
Сборник эссе, автобиографических заметок и очерков о писателях "Все в копилку" (It All Adds Up) был опубликован в 1994 году. Повесть "Современное" (The Actual) вышла в 1997 году.
В 21 век Беллоу вошел романом "Равельштайн" (Ravelstein, 2000), главный герой которого, талантливый профессор одного из университетов Среднего Запада, списан с близкого автору человека, философа и социолога Алана Блума. Беллоу преподавал в Нью-Йоркском, Принстонском и Миннессотском университетах, входит в комиссию по социальной помощи при Чикагском университете. Владеет несколькими языками, в период арабо-израильского конфликта 1967 был военным корреспондентом газеты «Ньюсдей». Перевел на английский произведения И.Б. Зингера, в частности новеллы сборника "Гимпл-дурень" (Gimpel the Fool).
В 1965 стал лауреатом Международной литературной премии, в 1984 – командором ордена Почетного легиона. В 1988 в Белом доме ему была вручена Национальная медаль за заслуги в области искусства. В 1990 получил медаль фонда Национальной книжной премии за выдающийся вклад в американскую литературу.
Лев Лосев. Сол Беллоу: Беллоу был последним гигантом американской литературы прошлого века. Для второй половины XX века он был тем, чем были Фолкнер, Хемингуэй, Фитцджералд для первой. Сола Беллоу нередко называют в обойме американских писателей еврейского происхождения, начавших литературный путь после Второй мировой войны – Бернард Маламуд, Филип Рот, Синтия Озик. Сам он не признавал такой классификации. И действительно, от вышеперечисленных первоклассных писателей Сола Беллоу отличает то, что специфически еврейские культурно-психологические проблемы не были у него в центре внимания. Хотя Соломон Белов родился в семье только что приехавших из России в Канаду еврейских эмигрантов, и первым его языком был иврит, героев его прозы трудно определить по этническому или религиозному признаку, они – квинтэссенция американизма. Недаром действие многих его произведений происходит в самом американском из городов Америки – Чикаго, где и сам Беллоу прожил большую часть своей жизни. Беллоу говорил, что из всех его героев на него самого больше всего похож Юджин Гендерсон из романа «Гендерсон, король дождя» – чудаковатый скрипач и фермер-свиновод, тщетно ищущий высшего смысла и нравственной цели в жизни. Но признавал, что наделил какими-то частицами собственной личности и дважды разведенного, но не теряющего надежды на семейное счастье Мозеса Герцога из романа «Герцог», и мудрого, но помятого жизнью Артура Сэммлера из «Планеты мистера Сэммлера», и Алберта Корда, героя романа «Декабрь декана». Общее между ними то, что все они, как говорит Алберт Корд, пытаются сладить с «крупномасштабным безумием двадцатого века». С мелкомасштабным безумием конца XX века – политкорректностью – у Беллоу были нелады. Он не раз презрительно высказывался о радикальных феминистских и тому подобных модных теориях, чем вызывал бурю негодования в академической и литературной среде. Особенно бурная буря разразилась, когда Беллоу в ответ на высказывание интервьюера об относительной равноценности всех культур спросил: «А кто у зулусов Толстой? А Пруст у папуасов есть?». Это, конечно, напоминает Фета: «У чукчей нет Анакреона, к зырянам Тютчев не придет…». И, может быть, не случайно напоминает. Беллоу не раз говорил, что вырос на чтении Библии, Шекспира и русской литературы XIX века.
Оксана Костив. Американский Достоевский Сол Беллоу:
В 1964 году вышел, должно быть, самый знаменитый роман Беллоу "Герцог", немедленно обозванный шедевром. Критика сошлась во мнении, что этим уморительным во всех смыслах романом он открыл нечто совершенно новое не только в американской, но и в мировой литературе.
Следующая книга, "Дар Гумбольдта", принесла Беллоу славу "американского Достоевского". Роман снова вышел смешной, сатирический и даже нарочито вульгарный - и в то же время очень серьезный и глубокий: его персонажи находились в поиске Б-га; критика тех лет была совершенно уверена в том, что это лучшая работа Беллоу и что никто из англоязычных писателей не может сравниться с ним. Пулитцеровская премия была ему наградой за этот роман. До 40 лет он жил на 3-4 тысячи долларов в год, и его это устраивало. После "Герцога" Беллоу стал богатым, приобрел славу донжуана, хотя всячески и отказывался от нее, говоря, что для этого он недостаточно фриволен. Он был женат пять раз и черпал сюжеты в собственной бурной, а иногда даже и скандальной жизни.
...роман "Больше смертей от разбитого сердца" был встречен с прохладцей. Критики сочли его недостойным пера Беллоу, хотя и порадовались тому, что он снова обрел возможность шутить. Гонения на писателя прекратились, только когда он женился в пятый раз, в 1989 году. Больше всего он удивил литературный мир своим последним произведением - дочерью, которая появилась на свет, когда Солу Беллоу было уже 84 года.
На русском языке опубликованы:
Беллоу, С. Жертва. – М.: Текст, 2003. – 317 с.
Беллоу, С. Подарок от Гумбольдта. – М.: АСТ; АСТ Москва; Хранитель, 2006. – 527 с.
Беллоу, С. Лови момент [Лови момент. Герцог. Между небом и землёй]. – М.: Вагриус, 1998. – 573 с.
Беллоу, С. Планета мистера Сэммлера. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 412 с.
Беллоу, С. Мемуары Мосби [Мемуары Мосби. Оставить голубой дом. По-прежнему. В поисках мистера Грина. Рукопись Гонзаги. Стать отцом]. – М.: Текст, 2002. – 267 с
Беллоу, С. Избранные рассказы [У реки Святого Лаврентия. Серебряное блюдо. Соприкосновение с Белларозой. Древний мир. Кража. В поисках мистера Грина. Родственники. Зетланд: глазами знакомого. Завещание на жёлтый дом. Как вы провели день? Воспоминания Мосби. Севший в калошу. На память обо мне]. – М.: АСТ; АСТ Москва; Транзиткнига, 2006. – 670 с.
Беллоу, С. Приключения Оги Марча. – М.: АСТ; Астрель, 2010. – 735 с. Беллоу, С. Хендерсон, король дождя // Всемир. роман-газета. – 1999. – №4. – С.9-63.
Беллоу, С. Литературные заметки о Хрущёве // Иностр. лит. – 1999. – №6. – 215-220.
Беллоу, С. Писатели, интеллектуалы, политики: воспоминания о главном // Иностр. лит. – 2005. – №12. – С.191-205.
Беллоу, С. [Нобелев. лекция] // Нобелевская премия по литературе. Лауреаты 1901-2001 гг. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. – С.231-237.
Биография
Сол Беллоу (Saul Bellow) родился 10 июля 1915 года в канадском городе Лашине в семье бывшего петербургского коммерсанта. Американский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе. Родители Сола Беллоу приехали в Канаду из России в 1913 г. Настоящие имя и фамилия писателя - Соломон Беллоус. В 1924 г. семья Беллоу поселилась в Чикаго.
Высшее образование Сол Беллоу получил в Чикагском и Северо-Западном университете, который он окончил в 1937 г. с дипломом бакалавра антропологии и социологии. После окончания университета Сол Беллоу работал редактором в издательствах, занимался журналистской деятельностью. В 1944-1945 гг. служил в торговом флоте США. Как антрополог работал в Мексике, жил в индейской резервации в Неваде. В двух первых романах Беллоу - "Человек, который болтался в воздухе" (1944) и "Жертва" (1947) - отразилось царившее в Америке напряжение военного и послевоенного времени. Первый значительный успех принесла С. Беллоу книга "Приключения Оги Марча" (1953), за которую ему впервые была присуждена Национальная премия лучшей книги года.
Три года спустя (1956) в свет вышла книга С. Беллоу "Лови день", "Гендерсон, повелитель дождя" (1959 г.). Следующий роман С. Беллоу "Герцог" (1964) стал бестселлером и удостоился Национальной премии лучшей книги года.
Наряду с работой над книгами, Сол Беллоу постоянно, начиная с 1962 г., ведет курс литературы в Чикагском университете. В 1976 г. восьмой роман С. Беллоу "Дар Гумбольдта" удостоился престижной Пулитцеровской премии.
В 1976 г. Шведская академия присудила Солу Беллоу Нобелевскую премию по литературе за "глубоко человеческое понимание и тонкий анализ современной культуры" в его произведениях.
В 1983 г. Президент Франции наградил С. Беллоу орденом Почетного легиона.
В 1987 г. был опубликован новый роман Сола Беллоу "Больше умирают от разбитого сердца".
Биография
БЕЛЛОУ Сол (Bellow, Saul; Белло?ус Соломон; 1915, Лашин, Квебек, Канада, – 2005, Бруклин, Массачусетс), американский писатель. Его родители переехали в 1913 г. в Канаду из Петербурга. Окончил Чикагский университет, где изучал социальную антропологию и социологию (1937), и поселился в США.
Литературная деятельность Беллоу началась в 1940 г. Успех ему принес роман «Праздношатающийся» (1944) — активное выступление Беллоу против конформизма и стандартизации личности. Проблема антисемитизма стоит в центре романа «Жертва» (1947). В ином ключе написан полный юмора и динамики плутовской роман «Приключения Оги Марча» (1953) о еврейском парне из Чикаго во время великого кризиса начала 1930-х гг. После этой книги критика причислила Беллоу к плеяде американских писателей-евреев, составивших целую эпоху в современной американской прозе. В 1953 г. Беллоу открыл для широкого круга читателей произведения И. Башевиса-Зингера и некоторых других писателей, писавших на идиш, своими переводами их книг на английский язык. Роман «Лови день» (1956) посвящен теме одиночества и приближения старости. Роман «Хендерсон, король дождя» (1959) — фантастический рассказ о богатом американце, ищущем истину среди примитивных африканских племен.
В 1964 г. вышел роман Беллоу «Герцог». Герой книги — профессор еврей Мозес Герцог, мучительно пытающийся найти связь между дорогими ему духовными ценностями и идеалами гуманизма и варварским равнодушием к этому окружающего мира. Эта книга была удостоена Национальной премии США, несколько международных премий, экранизирована, переведена на многие языки и, безусловно, принадлежит к числу крупнейших достижений американской литературы 20 в. Роман Беллоу «Планета мистера Сэмлера» (1969; перевод на русский опубликован издательством «Библиотека-Алия», Иерусалим, в 1978 г.) повествует о еврейском интеллигенте Артуре Сэмлере, который, пройдя через ужасы немецкого концлагеря, чувствует, что ценности, за которые он боролся, утрачивают свое значение в современном мире. Эта книга также была удостоена Национальной премии США. В 1965 г. Беллоу опубликовал свою первую пьесу «Анализ», в 1968 г. — сборник коротких рассказов «Мемуары Мосби». Скептицизмом, едкой иронией проникнут роман «Дар Гумбольдта» (1975). Сборник эссе, автобиографических заметок и очерков о писателях «Все в копилку» был опубликован в 1994 г. Повесть «Современное» вышла в 1997 г., роман «Равельштайн» — в 2000 г. Произведения Беллоу посвящены важнейшим общечеловеческим проблемам и в то же время они в большой степени отражают разные стороны духовной жизни евреев США.
В 1976 г. Беллоу была присуждена Нобелевская премия по литературе «за гуманистическую проникновенность и тонкий анализ современной культуры, органически сочетающиеся в его творчестве».
Еврейство и Государство Израиль занимают важное место в творчестве Беллоу. Он был редактором антологии рассказов еврейских писателей «Лучшие еврейские рассказы» (1963). В 1976 г. он посетил Израиль; впечатления о стране и ее людях нашли отражение в книге «В Иерусалим и обратно» (1977; русский перевод отдельных глав в журнале «Сион», 1977, №18–20), полной симпатии и дружелюбной иронии. В Советском Союзе вышел перевод рассказа «Рукописи Гонзаги» (журнал «Нева», 1961, №7).
Биография
Беллоу (Bellow), Сол (p. 10.VI.1915, Лашен, Канада) — прозаик. Лауреат Нобелевской премии (1976). Родился в семье эмигрантов из России, в 1924 г. переехал с родителями в Чикаго. Изучал антропологию и социологию в Чикагском и Северо-Западном университетах. Служил в торговом флоте США (1944–1945). Впоследствии занимался преподавательской деятельностью, участвовал в издании Британской энциклопедии. Как антрополог работал в Мексике, некоторое время жил в индейской резервации в Неваде, путешествовал по Европе.
Первая публикация — рассказ «Два утренних монолога» (Two Morning Monologues, 1941). Известность к Беллоу приходит с публикацией повестей и романов «Неприкаянный человек» (Dangling Man, 1944), «Жертва» (The Victim, 1947), «Приключения Оги Марча» (The Adventures ofAugie March, 1953, Нац. кн. пр.), «Лови день» (Seize the Day, 1956), «Гендерсон, король дождя» (Henderson, the Rain King, 1959).
Каждая из этих книг может быть прочитана как современная философская притча, в центре которой — проблема личности, исследуемая в духе экзистенциалистских антиномий: свобода и выбор («Неприкаянный человек»), жертва и палач («Жертва»), индивидуальная и общественная природа человека («Лови день», «Гендерсон, король дождя»). Лучшее произведение 40-50-х гг. — роман «Приключения Оги Марча», где круг действующих лиц расширяется, развивается внешний сюжет, герой — действующая личность, показан через поступки. Это роман пикарескного плана, но принадлежащий XX в., ибо описывает не только похождения героя, но и приключения его души. Беллоу последовательно проводит свой персонаж через все круги американской жизни, но в каждом из сообществ он остается одиноким и чужим, пребывающим в вечном и безуспешном поиске своего «я».
В романах 60-70-х гг. заметно усложняется композиция, усиливается психологизм, меняется герой, становясь более зрелым, образованным, творческим человеком, но неизменной остается писательская тема: поиски человеком себя и своего места в мире. «Герзаг» (Herzog, 1964, Нац. кн. пр.), «Планета мистера Саммлера» (Mr. Sammler’s Planet, 1970, Нац. кн. пр.), «Дар Гумбольдта» (Humboldt’s Gift, 1975, Пулитц. пр.) — проза философская, интеллектуальная, психологическая.
Мозеса Герзага, 50-летнего профессора, выбил из колеи уход жены, предательство друга. В кризисное для него время он вспоминает, размышляет, мысленно пишет письма великим людям, в том числе давно умершим. «Что это значит — быть человеком? В городе, в столетии, в массе. Человеком, трансформированным наукой. Под гнетом силы и под постоянным контролем. В условиях сплошной механизации. После крушения радикализма. В обществе, где люди не понимают друг друга и личность девальвирована…Да, Бог мертв, но это уже давно пройденный этап. Сейчас можно утверждать, что Смерть стала Богом». Научиться жить в таком мире — задача Герзага.
Герой «Планеты…» — 70-летний польский еврей, чудом спасшийся во время фашистской оккупации и приехавший в Нью-Йорк как землю обетованную. Встретившись и здесь с насилием, Саммлер воспринимает город как место, сконцентрировавшее распад и моральную деградацию не только Америки, но и всей современной цивилизации. Мир видится ему буквально затопленным злом, и Саммлер резко осуждает это неодолимое «вселенское зло».
Не менее пессимистичен и следующий роман — «Дар Гумбольдта», в котором интеллектуальные герои, наделенные тонкой душевной организацией, образованные и мыслящие, критикующие бездуховность Америки, все-таки принимают ее как неизбежность. Текст романа перенасыщен цитатами, реминисценциями, ссылками на мистические теории, метафизическими рассуждениями.
В центре внимания Беллоу — человеческая личность, исследующая характер своих отношений с миром. И личность, и поиски всегда сложны и однотипны: герой непременно аутсайдер, человек извне; он принципиально несовместим с обществом, но в финале примиряется со злом. Ключом к романистике писателя можно считать слова Герзага, обращенные к Ницше: «Вы правы… не надо обманываться насчет существования другой, доброй природы человека… но беспощадно, без жалких утешений, проникнуть в зло и за его пределы». Остро высмеивая зло, едко критикуя моральное уродство, герои Беллоу в конечном итоге обреченно и равнодушно принимают отчуждение, аморализм.
Философичность, психологизм, умение воссоздать реальность, ироничность, юмор очень высоко оцениваются американской критикой, особенно нью-йоркскими интеллектуалами. Исследователи отмечают воздействие русской классики — и влияние гебраизма, перекличку с урбанистом Т. Драйзером, а главное — умение писателя передать сам дух американского общества середины XX в., ощущение каждого (при этом Беллоу даже сравнивают с У. Уитменом) как трагически-одинокой, отчужденной личности. Именно это последнее свойство и дает основания называть Беллоу и близких ему писателей «спикерами Америки середины века». Однако такое состояние его героев не является результатом социального опыта, оно обусловлено, предопределено рождением и воспитанием, т. е. авторская постановка проблемы отчуждения личности, гуманизма, духовных ценностей не вполне исторична. Вспоминая свое детство, проведенное в еврейском гетто, Беллоу писал: «Евреи в гетто чувствовали себя вовлеченными в грандиозную шутку. От Бога им было предопределено быть великим народом, а они жили как мыши. История была чем-то, что с ними случалось, сами они ее не совершали. Народы ее совершали, а они, евреи, от нее страдали». Ощущение аутсайдера-конформиста проходит через все творчество. В нем прочитываются и элементы сионизма — отношение к евреям как к избранному народу. В 70-е гг. сионистские настроения усиливаются, о чем свидетельствуют опубликованные после поездки на Ближний Восток «Личные впечатления о путешествии в Иерусалим» (То Jerusalem and Back. A Personal Account, 1976), а также публицистика и романистика этого периода в целом.
Некоторый отход от традиционного для писателя отношения к проблемам личности происходит в его романе «Декабрь декана» (Dean’s December, 1982), где, несмотря на все свои разногласия с Америкой, главный герой все же выступает органической частицей своей страны, воспринимает ее боль как личную, пытается действовать и решать конкретные проблемы своего времени, определенной социальной среды. Примечательно, что, несмотря на резко негативное описание социалистической Румынии, в том же романе положительным героем выступает старая революционерка, пострадавшая от режима, но сохранившая верность высоким идеалам.
Роман «Больше умирают от разбитого сердца» (More Die of Heartbreak, 1987) по обыкновению оснащен приметами современности второй половины 80-х гг. (СПИД, Чернобыль и т. д.), и сюжет вращается вокруг традиционной темы неправедности больших денег. Главная же его проблематика сосредоточена на «загадках пола», на неудачной личной, любовной жизни двух ученых: филолога-русиста Кеннета Трахтенберга и его дяди-ботаника Бена Крайдера. Герои ведут долгие, затрудняющие движение прозы беседы о достижимости полноты существования через гармонию плоти и духа. Небезынтересны попытки писателя сопоставить русский культурный опыт начала века (В. Розанов и др.) с опытом американским.
Стилистической искусностью отмечена «малая проза» Беллоу, варьирующая и развивающая тематику его романов. Более лиричен и человечен первый сборник-«Воспоминания Мосби и другие рассказы» (Mosby’s Memories and Other Stories, 1968); в другом же — «Простофиля» (Him With His Foot in His Mouth, 1984) — идеи отчасти загораживают характеры, которые, по выражению американской критики, скорее «фланеры по человеческому существованию».
Из нескольких пьес Беллоу выделяется комедийный «Последний сеанс» (The Last Analysis, 1964).
Биография (Соч.: The victim, N. Y., 1956; Henderson the Rain King, N. Y., 1959; Seize the day, N. Y., 1963: Mosby's memoires. And other stories, N. Y., 1968.)
Беллоу (Bellow) Сол (p. 10.7.1915, Лашин, Квебек), американский писатель. Сын петербургского коммерсанта, в 1913 эмигрировавшего в Канаду. Учился в Чикагском и Северо-Западном университетах; получил степень бакалавра антропологических и социологических наук. Был профессором в университетах США. Первый рассказ Б. «Два утренних монолога» (1941) остался незамеченным. Известность принёс ему роман «Праздношатающийся» (1944), основная проблема которого ? сохранение человеком своего «я» в хаосе социальных, национальных и моральных обязательств, возложенных на него обществом. Эта тема стала доминирующей в творчестве Б. Роман «Приключения Оги Марча» (1953) удостоен Национальной премии как лучшая книга года. Роман Б. «Герцог» (1964; удостоен той же премии, 1965) посвящен трагедии интеллигента, не находящего себе места в чуждом ему буржуазном мире.
Биография (Т. В. Кудричева.)
Лит.: Мотылева Т., Зарубежный роман сегодня, М., 1966, с. 97?99; Гейсмар М., Размышления о современной американской прозе, «Иностранная литература», 1967, № 12: Ландор М., Романы-кентавры, «Вопросы литературы», 1967, № 2; Dommergues P., S. Bellow, P., 1967; S. Bellow and the critics, ed. by I. Malin, L., 1967; Clayton J. J., S. Bellow in defense of man, Bloomington ? L., [1968].
Биография (Большой Энциклопедический словарь)
БЕЛЛОУ (Bellow) Сол (р. 1915), американский писатель. Романы: ''Герзаг'' (1964), ''Планета мистера Саммлера'' (1969). Вера в духовные ценности и культурные традиции и одновременно трезвое осознание антагонизмов современной цивилизации. Скептицизм в романе ''Дар Гумбольдта'' (1975) - об интеллектуальной Америке. Сборник ''Ловкач и другие рассказы'' (1984) о ''вечных'' темах жизни, смерти и искупления. Нобелевская премия (1976) ''за гуманизм и тонкий анализ современной культуры, сочетающиеся в его творчестве''. * * * БЕЛЛОУ (Bellow) Сол (род. 10 июня 1915 г.). Нобелевская премия по литературе, 1976 г. Американский романист Сол Беллоу (настоящее имя Соломон Беллоуз) родился в Лашине, пригороде Монреаля (провинция Квебек). Он был младшим из четырех детей Абрама Беллоуза и Лизы (Гордон) Беллоуз, евреев из России, эмигрировавших в Канаду из Петербурга в 1913 г.
В детстве, которое было ''отчасти рубежом, отчасти польским гетто, отчасти средневековьем'', мальчик читал Шекспира и писателей XIX в., научился бегло говорить на четырех языках, воспитывался в традициях Ветхого завета. Его отец, занимавшийся перепродажей спиртных напитков контрабандистам, после переезда семьи в Чикаго в 1924 г. стал торговцем угля. В результате Б. из ортодоксального лашинского ''штетла'' становится жителем огромного столичного города. ''В Чикаго я вырос и считаю себя прирожденным чикагцем'', - писал он позднее. Семья поселилась в Гумбольдт-парке, среди людей, говоривших на разных языках, где Б. и его школьные друзья из Тьюли-Хай-скул собирались каждую неделю в благотворительной школе при миссии, показывая друг другу свои сочинения. ''Я и мои сверстники были буквально помешаны на литературе'', - вспоминает Б.
После окончания школы Б. в 1933 г. поступает в Чикагский университет, однако ''удушливая атмосфера'' угнетает его, и спустя два года юноша отправляется в университет Норт-Уэстерн, где изучает антропологию под руководством Мелвила Дж. Гершковича и в 1937 г. получает степень бакалавра по социологии и антропологии. Проучившись несколько месяцев в аспирантуре университета штата Висконсин, Б. возвращается в Чикаго и начинает писать; одновременно он работает клерком в Федеральной рабочей комиссии, преподавателем в Педагогическом институте Песталоцци - Фробла, редактором Энциклопедии Британника. Во время второй мировой войны он служит в военно-морской пехоте и заканчивает свой первый роман ''Человек между небом и землей'' (''Dangling Man''), опубликованный в 1944 г. и написанный в форме дневника.
Герой романа, призывник, ожидающий повестки в армию, - человек, к жизни совершенно не приспособленный, без всякого положения в обществе. Американский критик Эдмунд Уилсон положительно отозвался о ''Человеке между небом и землей'', увидев в нем ''одно из наиболее правдивых свидетельств настроения целого поколения, выросшего в период Великой депрессии и мировой войны''. С 1946 по 1948 г. Б. преподает в Миннесотском университете, пишет эссе, рассказы и небольшую повесть ''Жертва'' (''The Victim'', 1947), где рассказывается о домашних и религиозных неурядицах нью-йоркского журналиста. Хотя повесть и не получила того резонанса, который имел его первый крупный роман, Б. была вручена стипендия Гугтенхейма, позволившая ему с 1948 по 1949 г. работать над следующим романом, живя в Париже и Риме. Третий роман писателя, ''Приключения Оги Марча'' (''The Adventures of Augie March'', 1953), был удостоен Национальной премии по литературе и признан лучшей книгой года.
В романе описываются похождения весьма колоритного искателя приключений, начиная с его детства в Чикаго и кончая зрелым возрастом, когда он промышляет на черном рынке в послевоенной Европе. ''Оги Марч'' знаменует собой первый по-настоящему крупный успех писателя. Избегая традиционного, хронологически выверенного повествования, Б. прибегает к таким приемам, как спор между главным героем и его внутренним голосом, пространные философские монологи, а также оживленные беседы между самыми различными людьми, которым приходится вести борьбу за существование в атмосфере колоритно описанной жизни большого города. ''Замечательной авторской находкой является живой, претенциозный язык Оги'', - отмечает американский литературный критик Алфред Казин. ''Поражают искрометное остроумие и эмоциональный размах, которые раньше не были свойственны Б.'', - считает американский поэт Джон Берримен.
В 50-е гг. Б. преподает английский язык сначала в Принстонском университете, а затем в Бард-коллежде и пишет ''Лови момент'' (''Seize the Day'', 1956) - сборник, состоящий из трех новелл, одноактной пьесы и повести, давшей название всей книге. Герой повести Томми Уилхелм, полагавший, что легко нажитое богатство поможет ему выйти из ''тоскливой и серой повседневности'', пытается ''поймать момент'' и вкладывает деньги в рискованное дело. Разорившись, Уилхелм попадает на похороны, где плачет от сознания того, что ''все метания'' кончаются не успокоением, а забвением. В статье, опубликованной в ''Нью-Йорк таймс бук ревью'' (''New York Times Book Review''), Казин назвал повесть Б. ''на редкость трогательной книгой'', а английский писатель В. С. Притчет - ''маленьким мрачным шедевром''.
Спустя три года Б. выпускает роман ''Хендерсон, повелитель дождя'' (''Henderson the Rain King''), рассказывающий о миллионере, который отправился в Африку, чтобы, как впоследствии определил сам Б., ''вылечиться от страха смерти''. Разочаровавшись в нью-йоркской литературной жизни, кастовой и политизированной, Б. возвращается в Чикаго, в ''истинную Америку'', где с 1962 г. живет постоянно. Вскоре писатель устраивается на работу в Чикагский университет членом межфакультетской комиссии по общественной мысли. После выхода в свет ''Герцога'' (''Herzog'', 1964) Б. вновь получает национальную премию за лучшую книгу года и становится первым американцем, удостоившимся Французской международной литературной премии. Герой этого романа, университетский профессор, пытается преодолеть отчуждение от самого себя и от общества.
Блестящий эрудит, специалист по проблемам и язвам современного общества, Мозес Герцог борется с царящей в мире несправедливостью, а в результате принимает жизнь такой, как она есть. ''Б. проявил себя не только самым интеллектуальным романистом своего поколения, - писал о ''Герцоге'' американский критик Филипп Рав, - но и писателем, наиболее последовательно анализирующим тему корней и эволюции. Кроме того, это, по-моему, лучший стилист из всех современных американских писателей''. Восторженно принятый критикой и читающей публикой, ''Герцог'' сразу же занял ведущее место в списке американских бестселлеров. Б. писал не только романы. В 1964 г. на Бродвее шла его пьеса ''Последний анализ'' (''The Last Analisis'').
Спустя три года, в 1967 г., Б. освещает арабо-израильский конфликт в качестве корреспондента газеты ''Ньюсдей'' (''Newsday''). Хотя ''Воспоминания Мосби'' (''Mosby''s Memoirs'', 1968), сборник из шести новелл, и седьмой роман писателя ''Планета мистера Саммлера'' (''Mr. Sammler''s planet'', 1970) получили разноречивые оценки критики, Б. вновь получает в 1971 г. Национальную премию за лучшую книгу года - уже третью по счету. ''Дар Гумбольдта'' (''Humboldt''s Gift'', 1975) принес Б. международное признание. Сопоставляя судьбы двух американских писателей, преуспевающего и светского Чарлза Ситрайна и покойного поэта фон Гумбольдта-Флейшера (считается, что его прототипом служил американский поэт Делмор Шварц), Б. пишет о духовном авторитете художника в современном обществе, где превыше всего ценятся успех, слава и деньги.
Хотя в ''Даре Гумбольдта'' ''Б. в очередной раз демонстрирует свои незаурядные интеллектуальные и языковые возможности, идейный и художественный прицел романа сбит, - писал американский критик Роджер Шаттак. - Чарли Ситрайн слишком близок Б., поэтому отрицательного персонажа не получилось...''. ''Единственным по-настоящему серьезным недостатком «Дара Гумбольдта», - заявил американский писатель и критик Джон Апдайк в «Нью-Йоркере», - является то, что проблемы, которые интересуют автора, в романе не работают''. За этот роман Б. в 1975 г. был удостоен Пулитцеровской премии. Б. получил Нобелевскую премию по литературе в 1976 г. ''за гуманизм и тонкий анализ современной культуры, сочетающиеся в его творчестве''.
Вручая премию, Карл Рагнар Гиров, представитель Шведской академии, отметил огромную роль Б. в развитии американской литературы ''от так называемого «крутого» стиля к антигероическому''. ''В результате, - продолжал Гиров, - получилось нечто совершенно новое, свойственное лишь одному Б. смешение «пикарескного» романа и тонкого анализа нашей культуры, острый сюжет... в сочетании с философским диалогом с читателем. И все это написано блестящим языком художника, способного проникнуть в суть внешних и внутренних коллизий, которые вынуждают нас действовать или, наоборот, бездействовать... Придавая значение местному колориту, фактографии, Б. дает человеку свободу, а тем самым и ответственность, желание действовать, веру в будущее''.
В своей Нобелевской лекции Б. говорил о размывании героя в современной прозе, но при этом с иронией отозвался о тех интеллектуалах, которые ''управляют искусством''. ''Меня забавляет, когда эти высоколобые эссеисты пытаются подписать смертный приговор тем или иным литературным формам'', - добавил он, заметив, что ''воображение само должно находить себе путь''. В век, когда литературные, философские и политические системы оказались бессильны помочь человеку, продолжал Б., ''суть нашего бытия, его сложность, запутанность, его боль являются нам лишь в мимолетных впечатлениях, в том, что Пруст и Толстой называли «прозрением». Роман находится в постоянном движении между миром объектов, поступков, явлений и миром «прозрений», который приводит нас к пониманию того, что добро, к которому все мы стремимся и за которое перед лицом зла цепляемся, - это вовсе не иллюзия''.
В год получения Нобелевской премии Б. опубликовал ''В Иерусалим и обратно: личные впечатления'' (''То Yerusalem and Back: A Personal Account'') - дневник, который писатель вел во время своего путешествия в Израиль в 1975 г. ''Декабрь декана'' (''The Dean''s December''), роман, действие которого происходит в коммунистической Румынии и в среде американских ученых, появился в 1982 г. и в целом был неодобрительно встречен критикой. Спустя два года вышел сборник рассказов Б. ''Простофиля и другие рассказы'' (''Him With His Foot in His Mouth and Other Stories''), который, по мнению некоторых критиков, знаменует собой возрождение таланта Б. В 1937 г. Б. женился на Аните Гошкин, у них родился сын Грегори. Второй женой писателя была Александра Шахбосова, которая в 1956 г. родила ему сына Адама. От брака со Сьюзан А. Глассман (1961) у Б. родился третий сын, Дэниэл.
В настоящее время писатель женат на Александре Багдасар, приехавшей из Румынии и работающей преподавателем математики в Университете Норт-Уэстерн. Сам Б. чем-то напоминает своих литературных героев. Это типичный горожанин, седой, в изысканной фетровой шляпе, интеллигентный, остроумный, однако очень серьезно относящийся к жизни. У Б. есть не только почитатели, но и критики. Так, отмечая склонность писателя к постановке нравственных проблем, некоторые критики обвиняют его в неумении живописать характеры, особенно женские, в недостаточно энергичном развитии сюжета, преобладании эссеистского стиля. Хотя Б. нередко приходят в голову захватывающие идеи, ''иногда его романы превращаются в монолог'', считает американский писатель Стивен Миллер, а американский критик Хью Кеннер однажды заметил, что следствием художественного метода Б. является роман, ''смахивающий на черновой набросок диссертации''.
Однако большинство критиков считает Б. одним из наиболее тонких американских писателей, разработавших такие универсальные темы, как борьба человека с самим собой, попытка устранить противоречия между индивидуальностью и обществом, нераспознаваемость реальности в иллюзорном мире, конфликт между надеждой и отчаянием. ''Б. не только лучше всех в Америке пишет, - отмечал американский писатель и литературовед Ирвинг Хоу, - но и лучше всех соображает''.
Биография
Американский романист Сол Беллоу (настоящее имя Соломон Беллоуз) родился в Лашине, пригороде Монреаля (провинция Квебек). Он был младшим из четырех детей Абрама Беллоуза и Лизы (Гордон) Беллоуз, евреев из России, эмигрировавших в Канаду из Петербурга в 1913 г. В детстве, которое было «отчасти рубежом, отчасти польским гетто, отчасти средневековьем», мальчик читал Шекспира и писателей XIX в., научился бегло говорить на четырех языках, воспитывался в традициях Ветхого завета. Его отец, занимавшийся перепродажей спиртных напитков контрабандистам, после переезда семьи в Чикаго в 1924 г. стал торговцем угля.
В результате Б. из ортодоксального лашинского «штетла» становится жителем огромного столичного города. «В Чикаго я вырос и считаю себя прирожденным чикагцем», – писал он позднее. Семья поселилась в Гумбольдт-парке, среди людей, говоривших на разных языках, где Б. и его школьные друзья из Тьюли-Хай-скул собирались каждую неделю в благотворительной школе при миссии, показывая друг другу свои сочинения. «Я и мои сверстники были буквально помешаны на литературе», – вспоминает Б. После окончания школы Б. в 1933 г. поступает в Чикагский университет, однако «удушливая атмосфера» угнетает его, и спустя два года юноша отправляется в университет Норт-Уэстерн, где изучает антропологию под руководством Мелвила Дж. Гершковича и в 1937 г. получает степень бакалавра по социологии и антропологии. Проучившись несколько месяцев в аспирантуре университета штата Висконсин, Б. возвращается в Чикаго и начинает писать; одновременно он работает клерком в Федеральной рабочей комиссии, преподавателем в Педагогическом институте Песталоцци – Фробла, редактором Энциклопедии Британника. Во время второй мировой войны он служит в военно-морской пехоте и заканчивает свой первый роман «Человек между небом и землей» («Dangling Man»), опубликованный в 1944 г. и написанный в форме дневника. Герой романа, призывник, ожидающий повестки в армию, – человек, к жизни совершенно не приспособленный, без всякого положения в обществе. Американский критик Эдмунд Уилсон положительно отозвался о «Человеке между небом и землей», увидев в нем «одно из наиболее правдивых свидетельств настроения целого поколения, выросшего в период Великой депрессии и мировой войны».
С 1946 по 1948 г. Б. преподает в Миннесотском университете, пишет эссе, рассказы и небольшую повесть «Жертва» («The Victim», 1947), где рассказывается о домашних и религиозных неурядицах нью-йоркского журналиста. Хотя повесть и не получила того резонанса, который имел его первый крупный роман, Б. была вручена стипендия Гугтенхейма, позволившая ему с 1948 по 1949 г. работать над следующим романом, живя в Париже и Риме. Третий роман писателя, «Приключения Оги Марча» («The Adventures of Augie March», 1953), был удостоен Национальной премии по литературе и признан лучшей книгой года. В романе описываются похождения весьма колоритного искателя приключений, начиная с его детства в Чикаго и кончая зрелым возрастом, когда он промышляет на черном рынке в послевоенной Европе. «Оги Марч» знаменует собой первый по-настоящему крупный успех писателя. Избегая традиционного, хронологически выверенного повествования, Б. прибегает к таким приемам, как спор между главным героем и его внутренним голосом, пространные философские монологи, а также оживленные беседы между самыми различными людьми, которым приходится вести борьбу за существование в атмосфере колоритно описанной жизни большого города. «Замечательной авторской находкой является живой, претенциозный язык Оги», – отмечает американский литературный критик Алфред Казин. «Поражают искрометное остроумие и эмоциональный размах, которые раньше не были свойственны Б.», – считает американский поэт Джон Берримен.
В 50-е гг. Б. преподает английский язык сначала в Принстонском университете, а затем в Бард-коллежде и пишет «Лови момент» («Seize the Day», 1956) – сборник, состоящий из трех новелл, одноактной пьесы и повести, давшей название всей книге. Герой повести Томми Уилхелм, полагавший, что легко нажитое богатство поможет ему выйти из «тоскливой и серой повседневности», пытается «поймать момент» и вкладывает деньги в рискованное дело. Разорившись, Уилхелм попадает на похороны, где плачет от сознания того, что «все метания» кончаются не успокоением, а забвением. В статье, опубликованной в «Нью-Йорк таймс бук ревью» («New York Times Book Review»), Казин назвал повесть Б. «на редкость трогательной книгой», а английский писатель В.С. Притчет – «маленьким мрачным шедевром». Спустя три года Б. выпускает роман «Хендерсон, повелитель дождя» («Henderson the Rain King»), рассказывающий о миллионере, который отправился в Африку, чтобы, как впоследствии определил сам Б., «вылечиться от страха смерти».
Разочаровавшись в нью-йоркской литературной жизни, кастовой и политизированной, Б. возвращается в Чикаго, в «истинную Америку», где с 1962 г. живет постоянно. Вскоре писатель устраивается на работу в Чикагский университет членом межфакультетской комиссии по общественной мысли. После выхода в свет «Герцога» («Herzog», 1964) Б. вновь получает национальную премию за лучшую книгу года и становится первым американцем, удостоившимся Французской международной литературной премии. Герой этого романа, университетский профессор, пытается преодолеть отчуждение от самого себя и от общества. Блестящий эрудит, специалист по проблемам и язвам современного общества, Мозес Герцог борется с царящей в мире несправедливостью, а в результате принимает жизнь такой, как она есть. «Б. проявил себя не только самым интеллектуальным романистом своего поколения, – писал о «Герцоге» американский критик Филипп Рав, – но и писателем, наиболее последовательно анализирующим тему корней и эволюции. Кроме того, это, по-моему, лучший стилист из всех современных американских писателей». Восторженно принятый критикой и читающей публикой, «Герцог» сразу же занял ведущее место в списке американских бестселлеров.
Б. писал не только романы. В 1964 г. на Бродвее шла его пьеса «Последний анализ» («The Last Analisis»). Спустя три года, в 1967 г., Б. освещает арабо-израильский конфликт в качестве корреспондента газеты «Ньюсдей» («Newsday»). Хотя «Воспоминания Мосби» («Mosby's Memoirs», 1968), сборник из шести новелл, и седьмой роман писателя «Планета мистера Саммлера» («Mr. Sammler's planet», 1970) получили разноречивые оценки критики, Б. вновь получает в 1971 г. Национальную премию за лучшую книгу года – уже третью по счету.
«Дар Гумбольдта» («Humboldt's Gift», 1975) принес Б. международное признание. Сопоставляя судьбы двух американских писателей, преуспевающего и светского Чарлза Ситрайна и покойного поэта фон Гумбольдта-Флейшера (считается, что его прототипом служил американский поэт Делмор Шварц), Б. пишет о духовном авторитете художника в современном обществе, где превыше всего ценятся успех, слава и деньги. Хотя в «Даре Гумбольдта» «Б. в очередной раз демонстрирует свои незаурядные интеллектуальные и языковые возможности, идейный и художественный прицел романа сбит, – писал американский критик Роджер Шаттак. – Чарли Ситрайн слишком близок Б., поэтому отрицательного персонажа не получилось...» «Единственным по-настоящему серьезным недостатком «Дара Гумбольдта», – заявил американский писатель и критик Джон Апдайк в «Нью-Йоркере», – является то, что проблемы, которые интересуют автора, в романе не работают». За этот роман Б. в 1975 г. был удостоен Пулитцеровской премии.
Б. получил Нобелевскую премию по литературе в 1976 г. «за гуманизм и тонкий анализ современной культуры, сочетающиеся в его творчестве». Вручая премию, Карл Рагнар Гиров, представитель Шведской академии, отметил огромную роль Б. в развитии американской литературы «от так называемого «крутого» стиля к антигероическому». «В результате, – продолжал Гиров, – получилось нечто совершенно новое, свойственное лишь одному Б. смешение «пикарескного» романа и тонкого анализа нашей культуры, острый сюжет... в сочетании с философским диалогом с читателем. И все это написано блестящим языком художника, способного проникнуть в суть внешних и внутренних коллизий, которые вынуждают нас действовать или, наоборот, бездействовать... Придавая значение местному колориту, фактографии, Б. дает человеку свободу, а тем самым и ответственность, желание действовать, веру в будущее».
В своей Нобелевской лекции Б. говорил о размывании героя в современной прозе, но при этом с иронией отозвался о тех интеллектуалах, которые «управляют искусством». «Меня забавляет, когда эти высоколобые эссеисты пытаются подписать смертный приговор тем или иным литературным формам», – добавил он, заметив, что «воображение само должно находить себе путь». В век, когда литературные, философские и политические системы оказались бессильны помочь человеку, продолжал Б., «суть нашего бытия, его сложность, запутанность, его боль являются нам лишь в мимолетных впечатлениях, в том, что Пруст и Толстой называли «прозрением». Роман находится в постоянном движении между миром объектов, поступков, явлений и миром «прозрений», который приводит нас к пониманию того, что добро, к которому все мы стремимся и за которое перед лицом зла цепляемся, – это вовсе не иллюзия».
В год получения Нобелевской премии Б. опубликовал «В Иерусалим и обратно: личные впечатления» («То Yerusalem and Back: A Personal Account») – дневник, который писатель вел во время своего путешествия в Израиль в 1975 г. «Декабрь декана» («The Dean's December»), роман, действие которого происходит в коммунистической Румынии и в среде американских ученых, появился в 1982 г. и в целом был неодобрительно встречен критикой. Спустя два года вышел сборник рассказов Б. «Простофиля и другие рассказы» («Him With His Foot in His Mouth and Other Stories»), который, по мнению некоторых критиков, знаменует собой возрождение таланта Б.
В 1937 г. Б. женился на Аните Гошкин, у них родился сын Грегори. Второй женой писателя была Александра Шахбосова, которая в 1956 г. родила ему сына Адама. От брака со Сьюзан А. Глассман (1961) у Б. родился третий сын, Дэниэл. В настоящее время писатель женат на Александре Багдасар, приехавшей из Румынии и работающей преподавателем математики в Университете Норт-Уэстерн. Сам Б. чем-то напоминает своих литературных героев. Это типичный горожанин, седой, в изысканной фетровой шляпе, интеллигентный, остроумный, однако очень серьезно относящийся к жизни.
У Б. есть не только почитатели, но и критики. Так, отмечая склонность писателя к постановке нравственных проблем, некоторые критики обвиняют его в неумении живописать характеры, особенно женские, в недостаточно энергичном развитии сюжета, преобладании эссеистского стиля. Хотя Б. нередко приходят в голову захватывающие идеи, «иногда его романы превращаются В монолог», считает американский писатель Стивен Миллер, а американский критик Хью Кеннер однажды заметил, что следствием художественного метода Б. является роман, «смахивающий на черновой набросок диссертации».
Однако большинство критиков считает Б. одним из наиболее тонких американских писателей, разработавших такие универсальные темы, как борьба человека с самим собой, попытка устранить противоречия между индивидуальностью и обществом, нераспознаваемость реальности в иллюзорном мире, конфликт между надеждой и отчаянием. «Б. не только лучше всех в Америке пишет, – отмечал американский писатель и литературовед Ирвинг Хоу, – но и лучше всех соображает».
Биография
Сол Беллоу — американский писатель еврейского происхождения, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1976, прозаик, известный также как эссеист и педагог.
Сол Беллоу родился в местечке Лашин в канадской провинции Квебек, в еврейской семье Белоус, незадолго до этого эмигрировавшей из России и американизировавшей фамилию на Беллоу. Вскоре семья переехала в США и обосновалась в бедных районах Чикаго.
В детстве Сол много болел и в этот период пристрастился к чтению. В 1933 закончил школу и поступил в Чикагский университет, спустя два года перевёлся в Северо-западный университет, который и закончил.
Преподавал в Университетах Миннесоты, Нью-Йорка, Бостона и Чикаго.
Литературная деятельность Беллоу началась в 1940. Успех ему принес роман «Праздношатающийся» (1944).
Проблема антисемитизма стоит в центре романа «Жертва» (1947). В ином ключе написан полный юмора и динамики роман «Приключения Оги Марча» (1953) о еврейском парне из Чикаго во время великого кризиса начала 1930-х.
После этой книги критика причислила Беллоу к плеяде американских писателей-евреев, составивших целую эпоху в современной американской прозе.
В 1953 Беллоу открыл для широкого круга читателей произведения И. Башевиса-Зингера и некоторых других писателей, писавших на идиш, своими переводами их книг на английский язык.
Роман «Лови день» (1956) посвящён теме одиночества и приближения старости. Роман «Хендерсон, король дождя» (1959) — фантастический рассказ о богатом американце, ищущем истину среди примитивных африканских племён.
В 1964 вышел роман Беллоу «Герцог». Герой книги — профессор еврей Мозес Герцог, мучительно пытающийся найти связь между дорогими ему духовными ценностями и идеалами гуманизма и варварским равнодушием к этому окружающего мира. Эта книга была удостоена Национальной премии США, несколько международных премий, экранизирована, переведена на многие языки и, безусловно, принадлежит к числу крупнейших достижений американской литературы 20 века.
Роман Беллоу «Планета мистера Сэмлера» (1969) повествует о еврейском интеллигенте Артуре Сэмлере, который, пройдя через ужасы немецкого концлагеря, чувствует, что ценности, за которые он боролся, утрачивают своё значение в современном мире. Эта книга была удостоена Национальной премии США.
В 1965 Беллоу опубликовал свою первую пьесу «Анализ», в 1968 — сборник коротких рассказов «Мемуары Мосби». Скептицизмом, едкой иронией проникнут роман «Дар Гумбольдта» (1975). Сборник эссе, автобиографических заметок и очерков о писателях «Все в копилку» был опубликован в 1994. Повесть «Совремённое» вышла в 1997, роман «Равельштайн» — в 2000.
Произведения Беллоу посвящены важнейшим общечеловеческим проблемам и в то же время они в большой степени отражают разные стороны духовной жизни евреев США.
В 1976 Беллоу была присуждена Нобелевская премия по литературе «за гуманистическую проникновенность и тонкий анализ современной культуры, органически сочетающиеся в его творчестве».
Еврейство и Государство Израиль занимают важное место в творчестве Беллоу. Он был редактором антологии рассказов еврейских писателей «Лучшие еврейские рассказы» (1963).
В 1976 он посетил Израиль; впечатления о стране и ее людях нашли отражение в книге «В Иерусалим и обратно» (1977), полной симпатии и дружелюбной иронии.
Умер Сол Беллоу 5 апреля 2005 в городе Бруклин (штат Массачусетс).
Похоронен Беллоу Сол на кладбище Морнингсайт, Вермонт, США.
Биография
Американский прозаик Сол Беллоу (настоящее имя Соломон Билоус) родился 10 июня 1915 г. в канадском городе Лашине (провинция Квебек) в еврейской семье торговца, выходца из Петербурга. Когда Солу было девять лет, семья переселилась в Чикаго. Писать он начал очень рано, после окончания школы вступил в Чикагский университет, потом через два года перешел в Северо-Западный, где в 1937 г. получил диплом бакалавра антропологии и социологии. Аспирантом Висконсинского университета он пробыл лишь несколько месяцев — писательская работа перевесила, а чтобы иметь возможность прожить, работал сначала клерком, потом преподавателем в различных вузах. Во время Второй мировой войны С. Беллоу служил в морской пехоте и тогда же закончил свой первый роман "Человек между небом и землей" (1944) — дневник юноши, которого призвали в армию. Повесть "Жертва" (1947) — о журналистской среде — стала подтверждением его таланта. Литературная стипендия Гугенхейма дала Беллоу возможность три года в Париже и Риме работать над романом "Приключения Оги Марча", который вышел в 1953 г., получил Национальную премию и был признан лучшей книгой года. Как писали американские критики У. Клемонс и Д. Кролл, Беллоу "осуществил стилистический прорыв в область едкого идиоматического языка, который стал характерным для его более поздних беллетристических произведений. Родился новый крепкий голос". Это рассказ о колоритном искателя приключений, описание борьбы за существование в большом городе, где все чужие друг другу.
В 1956 г. вышла повесть "Лови момент" — история Томми Вильгельма, неудачника, который старался одним махом разбогатеть на бирже, но подвергся краху. В романе "Хендерсон, повелитель дождя" (1959), действие происходит в Африке, где С. Беллоу не приходилось бывать, но образ эксцентричного миллионера, который приехал на сафари, чтобы "вылечиться от страха смерти", был нарисован чрезвычайно удачно.
Следующий роман "Герцог" (1964) также был отмечен как лучшая книга года; С. Беллоу получил также французскую международную литературную премию. Рассказ об университетском профессоре, фигуре комической и трагической, поверхностной и глубокой вместе с тем, ученого, который пишет письма Спинозе, прозвучал так, что Беллоу получил три тысячи писем от людей, которые писали, что произведение — о них. Автор четко передал социальную и духовную атмосферу страны, психологически глубоко воссоздал образы своих героев. Мосез Герцог, сорокалетний профессор, вспоминает свою жизнь, где все расстроилось, где лишь потери: два неудачных брака, с детьми почти не видится, научная работа о романтизме осталась лишь в рукописи — его опередил коллега. Он проиграл почти во всем. И герой в такой ситуации по-настоящему и привлекает писателя. У него он всегда на раздорожье, всегда недовольный и охваченный сомнениями. Он всегда перед выбором, который означает или признание своего бессилия перед изменением в себе или в мире, или трудную, мучительную переоценку всего, "чем жил раньше". Сам С. Беллоу говорил в Нобелевской лекции, что назначение писателя видит в том, чтобы рассказать, как "личность, столкнувшись с дегуманизацией, отстаивает возможность владеть своей душой". Герцог, оказавшись в плену социальных обстоятельств, условий, среды, не признает такое положение естественным, не воспринимает его как норму. Он не бунтарь, у него какой-то инстинктивный порыв к духовному освобождению и очищению. Ситуации, которые в какого-либо писателя были бы безнадежными, когда герой был бы обречен, в Беллоу не такие, потому что его герои не теряют способности "владеть собственной душой". В романе "Жертва" еще в 1947 году С. Беллоу писал: "Не нужно становиться больше, чем человеком и нельзя стать чем-то меньшим — нужно быть человеком, вот и все". Герцог, "на гране пустоты", старается, став свободным внутренне, "переносить" эту свободу в мир других, таких разных людей.
Следующий роман "Планета мистера Саммлера" (1970), хотя и получил почти полярные оценки, был также лучшей книгой года. Автора подвергали критике за узость взгляда на беспорядки 1960-х годов, отношение к женщинам и неграм, а хвалили за социальную и критическую направленность произведения.
Роман "Дар Гумбольта" (1973) принес Беллоу мировую славу. "Эта книга хорошая тем, что в ней автор действительно с чувством холодной объективности старался подойти ко всем персонажам, включая самого Чарли. Мне в самом деле легко было его увидеть таким, которым его видела Америка, и сама Америка стала мне больше понятной", — объяснял Б. Чарли — популярный писатель Чарли Ситрин, которого преследуют мысли о своем друге юности Гумбольте Флейшере. Именно друг помог начинающему, и Чарле стал известным, а друг умер в нищете. И через десятилетия его поднимают на щит. Поэзия Гумбольта — это "дар" для страны... Когда-то Чарли, чтобы не встретиться с ним, запрятался в гурьбе — такой он был бедный и несчастный, а вот сейчас поэт приходит в его сны, а книги его — как пощечины...
Герой романа "Декабрь декана" (1982) профессор Альберто Корде попадает в Румынию, в столицу страны Бухарест, где все окутано страхом. Тоталитарная система там ужасает героя, да и дома не все обстоит благополучно. В меру своих сил декан, несмотря на неминуемые для себя негативные последствия, активно вмешивается в общественные события... И хотя профессор Корде зазнает поражения, упоминая, анализируя события и поступки, он продолжает болеть душой за то, как возвратить обществу, определенной общине утраченное чувство гуманизма".
Последний роман С. Беллоу назывался "Смерть от сердечного приступа" (1987).
Нобелевскую премию 1976 года С. Беллоу было присуждено "за гуманизм и тонкий анализ современной культуры, объединенных в его творчестве, которые дают человеку свободу, а тем самым и ответственность, желание действовать и веру в будущее".
Умер С. Беллоу 5 апреля 2005 года, в штате Массачусетс, в возрасте почти 90 лет, перед смертью простившись со своей шестилетней дочерью.
Биография
Сол Беллоу (настоящее имя Соломон Белоус) — американский писатель еврейского происхождения, эссеист и педагог.
Родился 10 июня 1915 в местечке Лашин (ныне в составе Монреаля) в канадской провинции Квебек, в еврейской семье Белоус, незадолго до этого эмигрировавшей из России и американизировавшей фамилию на Беллоу. Вскоре семья переехала в США и обосновалась в бедных районах Чикаго. В детстве Сол много болел и в этот период пристрастился к чтению. В 1933 закончил школу и поступил в Чикагский университет, спустя два года перевёлся в Северо-Западный университет, который и окончил. Преподавал в университетах Миннесоты, Нью-Йорка, Бостона и Чикаго.
Писательскую карьеру Беллоу начал с публикации литературных обозрений и переводов с идиша. Уже ранние произведения писателя обеспечили ему славу одного из сильнейших американских романистов XX века.
Умер 5 апреля 2005 в городе Бруклин, штат Массачусетс.
Библиография
Издания на русском языке
1. Герцог . М.: Панорама, 1991 г. Серия: Лауреаты Нобелевской премии. ISBN: 5-85220-164-2
2. Родственники . М.: Известия, 1991 г. Серия: Библиотека журнала «Иностранная литература». ISBN: 5-206-00235-6
3. Лови момент . М.: Вагриус, 1998 г. Серия: Современная проза. ISBN: 5-7027-0575-0
4. На память обо мне . М.: АСТ, 2000 г. Серия: Мастера. Современная проза. ISBN: 5-17-002613-7
5. Лови момент . М.: Эксмо-Пресс, 2000 г. Серия: Эксмо-Классика. ISBN: 5-04-005600-1
6. Мемуары Мосби . М.: Текст, 2002 г. ISBN: 5-7516-0315-X
7. Планета мистера Сэммлера . М.: АСТ, 2003 г. Серия: Мастера. Современная проза. ISBN: 5-17-000620-9
8. Жертва . М.: Текст, 2003 г. Серия: Квадрат. ISBN: 5-7516-0367-2
9. Серебряное блюдо . М.: АСТ, Текст, 2005 г. Серия: Проза еврейской жизни. ISBN: 5-7516-0557-8, 5-17-034198-9
10. Подарок от Гумбольдта . М.: АСТ, АСТ Москва, Хранитель, 2006 г. ISBN: 5-17-037686-3, 5-9713-2739-9, 5-9762-0253-5
11. Избранные рассказы . М.: АСТ, АСТ Москва, Транзиткнига, 2006 г. Серия: The Bestseller. ISBN: 5-17-032070-1, 5-97313-1596-Х, 5-9578-3216-2, 985-13-6837-7
12. Подарок от Гумбольдта . М.: АСТ, АСТ Москва, 2009 г. Серия: Книга на все времена. ISBN: 978-5-17-056653-2, 978-5-403-00421-3
13. Подарок от Гумбольдта . М.: АСТ, АСТ Москва, 2009 г. Серия: АСТ-Классика. ISBN: 978-5-17-058925-8, 978-5-403-01083-2
14. Герцог. Подарок от Гумбольдта . М.: АСТ, АСТ Москва, 2009 г. Серия: Библиотека мировой литературы. ISBN: 978-5-17-058573-1, 978-5-403-02040-4
15. Герцог. Подарок от Гумбольдта . М.: АСТ, АСТ Москва, 2009 г. Серия: Золотой фонд мировой классики. ISBN: 978-5-17-058572-4, 978-5-403-02039-8
16. Герцог. Подарок от Гумбольдта . М.: АСТ, АСТ Москва, 2009 г. Серия: Золотая классика. ISBN: 978-5-17-059465-8, 978-5-403-01978-1
17. Герцог . М.: АСТ, АСТ Москва, 2009 г. Серия: Книга на все времена. ISBN: 978-5-17-057118-5, 978-5-403-00683-56
18. Герцог . М.: АСТ, АСТ Москва, 2009 г. Серия: АСТ-Классика. ISBN: 978-5-17-058915-9, 978-5-403-00869-3
19. Собрание рассказов в одном томе . М., СПб: АСТ, Астрель, Харвест, 2010 г. ISBN: 978-5-17-067973-7, 978-5-271-29246-0, 978-985-16-8738-7
20. Приключения Оги Марча . М., СПб: АСТ, Астрель, 2010 г. Серия: Книга на все времена. ISBN: 978-5-17-066911-0, 978-5-271-31245-8
21. Подарок от Гумбольдта . М.: АСТ, ВКТ, 2010 г. Серия: Классика. ISBN: 978-5-17-063024-0, 978-5-226-02032-2
22. Герцог . М., СПб: АСТ, Астрель, 2010 г. Серия: Классическая и современная проза. ISBN: 978-5-17-067567-8, 978-5-271-28791-6
23. Приключения Оги Марча . М., СПб: АСТ, Астрель, 2011 г. ISBN: 978-5-17-070599-3, 978-5-271-32921-0
24. Лови момент. Между небом и землёй . М., СПб: АСТ, Астрель, 2011 г. Серия: Книга на все времена. ISBN: 978-5-17-073548-8, 978-5-271-32866-4
25. Лови момент . М., СПб: АСТ, Астрель, Полиграфиздат, 2011 г. Серия: Книга на все времена. ISBN: 978-5-17-074789-4, 978-5-271-36775-5, 978-5-4215-2436-6
26. Между небом и землёй . М., СПб: АСТ, Астрель, 2011 г. Серия: Книга на все времена. ISBN: 978-5-17-074817-4, 978-5-271-37177-6
27. Жертва . М.: Астрель, 2012 г. Серия: Книга на все времена. ISBN: 978-5-271-40350-7
Книги
Романы и повести
1944 — Между небом и землёй / Dangling Man
1947 — Жертва / The Victim
1953 — Приключения Оги Марча / The Adventures of Augie March
1956 — Лови момент / Seize the Day
1959 — Хендерсон, король дождя / Henderson the Rain King
1964 — Герцог / Herzog
1970 — Планета мистера Сэммлера / Mr. Sammler's Planet
1975 — Подарок от Гумбольдта / Humboldt's Gift
1982 — The Dean's December
1987 — More Die of Heartbreak
1989 — A Theft
1989 — В связи с Белларозой / The Bellarosa Connection
1997 — The Actual
2000 — Ravelstein
Рассказы
1951 — Looking for Mr. Green
1954 — The Gonzaga Manuscripts
1955 — A Father-To-Be
1958 — Leaving the Yellow House
1968 — The Old System
1968 — Mosby's Memoirs
1974 — Zetland: By a Character Witness
1978 — Серебряное блюдо / A Silver Dish
1982 — Him with His Foot in His Mouth
? — Cousins
1984 — What Kind of Day Did You Have?
1990 — Something to Remember Me By
1995 — By the St. Lawrence
Сборники
1968 — Мемуары Мосби / Mosby's Memoirs and Other Stories
1984 — Him with His Foot in His Mouth and Other Stories
1990 — Something to Remember Me By: Three Tales
2001 — Избранные рассказы / Collected Stories
2003 — Novels 1944-1953: Dangling Man, The Victim, The Adventures of Augie March
2007 — Novels 1956-1964: Seize the Day, Henderson the Rain King, Herzog
2010 — Novels 1970-1982: Mr. Sammler's Planet, Humboldt's Gift, The Dean's December
Эссе
1976 — To Jerusalem and Back
1994 — It All Adds Up: From the Dim Past to the Uncertain Future
Письма
2010 — Saul Bellow: Letters
Титулы, награды и премии
1954 — Национальная книжная премия США
1965 — Национальная книжная премия США
1971 — Национальная книжная премия США
1976 — Пулитцеровская премия
1976 — Нобелевская премия по литературе «за гуманизм и тонкий анализ современной культуры, сочетающиеся в его творчестве»
1988 — National Medal of Arts
Экранизации
1975 — Saul Bellow
1986 — Захватить день / Seize the Day
Биография (ru.wikipedia.org)
Сол Беллоу родился 10 июня 1915 года в местечке Лашин (ныне в составе Монреаля) в канадской провинции Квебек, в еврейской семье Белоус, незадолго до этого эмигрировавшей из России и американизировавшей фамилию на Беллоу. Вскоре семья переехала в США и обосновалась в бедных районах Чикаго. В детстве Сол много болел и в этот период пристрастился к чтению. В 1933 году закончил школу и поступил в Чикагский университет, спустя два года перевёлся в Северо-западный университет, который и закончил в 1937г. со степенью бакалавра антропологических и социологических наук. Был профессором в Университетах Миннесоты, Нью-Йорка, Бостона и Чикаго.
Писательскую карьеру Беллоу начал с публикации литературных обозрений и переводов с идиша. Уже ранние произведения писателя обеспечили ему славу одного из сильнейших американских романистов XX века. Известность ему принёс роман «Между небом и землей» (1944), основная проблема которого ? сохранение человеком своего «я» в хаосе социальных, национальных и моральных обязательств, возложенных на него обществом. Эта тема стала доминирующей в творчестве Беллоу. Роман «Приключения Оги Марча» (1953) удостоен Национальной премии как лучшая книга года. Роман «Герцог» (1964; удостоен той же премии, 1965) посвящен трагедии интеллигента, не находящего себе места в чуждом ему буржуазном мире.
В 1976 году Беллоу получил Нобелевскую премию по литературе «за гуманистическую проникновенность и тонкий анализ современной культуры, органически сочетающиеся в его творчестве». В 1983 году президент Франции наградил Беллоу орденом Почетного легиона. В 1988 году был удостоен Национальной медали США в области искусств.
Умер 5 апреля 2005 года в городе Бруклайн (Бруклин, штат Массачусетс).
Библиография
Прозаические произведения
* Между небом и землёй / англ. Dangling Man (1944)
* Жертва / The Victim (1947)
* Приключения Оги Марча / The Adventures of Augie March (1953)
* Лови момент / Seize the Day (1956)
* Хендерсон, повелитель дождя / Henderson the Rain King (1959)
* Герцог / Herzog (1964)
* Воспоминания Мосби / Mosby’s Memoirs (сборник рассказов) (1968)
* Планета мистера Сэммлера / Mr. Sammler’s Planet (1970)
* Дар Гумбольдта / Humboldt’s Gift (1975) — Пулитцеровская премия 1976 года
* Декабрь декана / The Dean’s December (1982)
* Простофиля и другие рассказы / Him with His Foot in His Mouth (сборник рассказов) (1984)
* More Die of Heartbreak (1987)
* Вор / A Theft (1989)
* В связи с Белларозой / The Bellarosa Connection (1989)
* На память обо мне / Something to Remember Me By (1990)
* The Actual (1997)
* Ravelstein (2000)
* Избранные рассказы / Collected Stories (2001)
Пьесы
* «Последний анализ» / The Last Analisis (1964?)
* Биографические эссе [править]
* «В Иерусалим и обратно: личные впечатления» / «То Yerusalem and Back: A Personal Account» (1976 год)
* It All Adds Up (1994)
Примечания
1. Беллоу Сол — статья из Электронной еврейской энциклопедии
Дата публикации на сайте: 04 июня 2013.