Мудрые мысли

Марк Аврелий Антонин (лат. Marcus Aurelius Antoninus)

Марк Аврелий Антонин (лат. Marcus Aurelius Antoninus)

(26 апреля 121, Рим — 17 марта 180, Виндобона (ныне Вена))

Римский император (161—180) из династии Антонинов. Философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета.

Цитата: 86 - 102 из 249

  Когда же не плоть, а ты будешь глава в человеке? Когда поймешь ты блаженство любви ко всякому, когда освободишь себя разумением жизни от скорбей и похотей, не нуждаясь для своего счастья, чтобы люди служили тебе своею жизнью или смертью; когда поймешь ты, что истинное благо всегда в твоей власти и не зависит ни от красоты природы, ни от других людей.


  Когда тебя возмутит чье то бесстыдство, тотчас же спроси себя: «Возможно ли, чтобы в мире не было людей без стыда?» Нет, невозможно. Не требуй же невозможного.


  Когда ты сделал кому-нибудь добро и это добро принесло плод, зачем ты, как безрассудный, домогаешься еще похвалы и награды за свое доброе дело?


  Когда ты сделал кому-нибудь добро и это добро принесло плод, зачем ты, как безрассудный, еще и похвалы за свое доброе дело?


  Когда ты твердо убежден и помнишь, что с часу на час тебе предстоит сбросить свою внешнюю оболочку, тебе легче соблюдать справедливость и поступать по правде, легче покоряться судьбе своей. Тогда ты встретишь невозмутимо всякие людские толки, пересуды, покушения, ты даже не станешь думать о них. Весь поглощенный лишь двумя задачами, ты поступишь справедливо в каждом предстоящем тебе сегодня деле и безропотно снесешь сегодняшнее бремя свое. Так человек может достигнуть внутреннего мира, ибо все желания его сольются в одно - пребывать во власти Бога.


  Кто видел настоящее, тот уже видел все, бывшее в течение вечности, и все, что еще будет в течение беспредельного времени.


  Кто видел настоящее, тот уже видел всё, бывшее в течении бесконечной вечности и что будет в течении беспредельного времени, ибо всё однородно и единообразно.


  Кто не знает, что такое мир, не знает, где он сам...


  Кто положил свою жизнь в свете разумения и служит ему, для того не может быть отчаянных положений в жизни, тот не знает мучений совести, не боится одиночества и не ищет шумного общества, - таковой имеет высшую жизнь, не бежит от людей и не гоняется за ними. Его не смущают помыслы о том, надолго ли дух его заключен в плотской оболочке; поступки такого человека будут всегда одинаковы, даже в виду близкой кончины. Для него одна забота - жить разумно в мирном общении с людьми.


  Кто сам не умеет читать и писать, не может учить этому других; как же может указывать людям, что им делать, тот, кто не знает, что ему самому делать?


  Кто чувствует и вдумывается поглубже, что происходит в мировом целом, тот вряд ли хоть в чем нибудь из сопутствующего природе не найдет, что оно как то приятно пристроено. (…) Своими здравомысленными глазами он сумеет увидеть красоту и некий расцвет старухи или старика, и прелесть новорожденного.


  Легче найти нечто земное, не соприкасающееся ни с чем земным, нежели человека, не находящегося в общении с человеком.


  Либо боги ничего не могут, либо могут. Если не могут, зачем молишься? А если могут, почему бы не помолиться лучше о том, чтобы не бояться ничего такого, ни к чему такому не вожделеть и ни о чем таком не печалиться?


  Либо мир является огромным хаосом, либо в нём царствует порядок и закономерность.


  Лицо, искаженное гневом, есть нечто совершенно противоестественное. Если такое выражение повторяется часто, оно как бы умерщвляет человеческий облик, совершенно погашает его, так что никоим образом нельзя его восстановить. Из этого уже можно понять, что оно противоречит разуму.


  Лучший способ защититься - не уподобляться.


  Лучший способ оборониться от обиды — это не уподобляться обидчику.