Мудрые мысли
(26 апреля 121, Рим — 17 марта 180, Виндобона (ныне Вена))
Римский император (161—180) из династии Антонинов. Философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета.
Цитата: 35 - 51 из 249
• Говорить правду - это не столько дело воли, сколько привычки.
•
Город и отечество мне, Антонину, Рим, а мне, человеку, мир.
(«Размышления», VI, 44, Отд. изд. - Л., 1985, с. 34)
• Делать добро и пользоваться в то же время дурной славой — в этом есть нечто царственное.
• Для меня, как Антонина, град и отечество - Рим, как человека - мир. И только полезное этим двум градам есть благо для меня.
• Для счастливой жизни нужно совсем немного. Все дело в самом человеке, в его образе мышления.
• Душа и плоть - вот что человек считает своим, о чем беспрестанно печется. Но знай, что сам ты, сущность твоя, - в духе. Проникайся этим сознанием, вознеси свой дух выше плоти, соблюдай его от всякой житейской внешней грязи, не давай плоти подавлять его, не отождествляй своей жизни с плотью, а слейся с жизнью духа твоего, тогда исполнишь всякою правду и безмятежно проживешь во власти Бога, исполняя призвание свое.
• Душа человеческая не добровольно, а силой отвращается от правды, умеренности, справедливости и добра; чем яснее это уразумеешь, тем кротче отнесешься к людям.
• Душа человеческая оскверняет себя когда она в своих действиях и стремлениях не преследует никакой цели.
• Душу можно сравнить с прозрачным шаром, освещенным изнутри собственным светом своим. Этот огонь есть для нее не только источник всякого света и истины, но и освещает ей все внешнее. В таком состоянии она свободна и счастлива, только пристрастие к внешнему может взволновать и омрачать ее гладкую поверхность, причиняя преломление и ущерб света.
• Если бы ты ведал, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей.
• Если бы ты ведал, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей. Если бы ты даже хотел этого, ты не можешь отделить свою жизнь от человечества.
• Если бы ты даже хотел этого, ты не можешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза.
• Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза.
• Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза. Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, — вот что я называю наслаждаться жизнью.
• Если делаешь добро человеку, чего еще хочешь? мало тебе сделать нечто сообразное со своей природой — еще ты мзды себе ищешь? все равно как глаз требовал бы плату за то, что смотрит, или ноги — за то, что ходят.
• Если кто меня оскорбил - это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе.
• Если кто может уличить меня и показать явно, что неверно я что-нибудь понимаю или делаю, переменюсь с радостью. Я же правды ищу, которая никому никогда не вредила; вредит себе, кто костенеет во лжи и неведении.