Мудрые мысли

Марк Аврелий Антонин (лат. Marcus Aurelius Antoninus)

Марк Аврелий Антонин (лат. Marcus Aurelius Antoninus)

(26 апреля 121, Рим — 17 марта 180, Виндобона (ныне Вена))

Римский император (161—180) из династии Антонинов. Философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета.

Цитата: 171 - 187 из 249

  Попробуй, может быть, тебе удастся прожить, как человеку, довольному своей судьбою, приобретшему внутренний мир любовью и добрыми делами.


  Последствия гнева и огорчения более тягостны, нежели то, что вызывает гнев и огорчение. Следует в равной степени избегать как гнева, так и лести в отношении к людям. Никогда не забывай, что ярость не свидетельствует о мужестве, а, наоборот, кротость и мягкость более человечны и более достойны мужа, и сила, и выдержка, и смелость на стороне такого человека, а не стороне досадующего и ропщущего. Чем ближе к бесстрастию, тем ближе и к силе. Как огорчение, так и гнев обличают бессилие. И огорчающийся, и гневающийся – ранены и выбыли из строя.


  Постоянно размышляй о том, что все происходящее ничем не отличается от происходившего и имеющего произойти в будущем... Ибо повсюду здесь одно и то же, только действующие лица другие.


  Поутру следует сказать себе: «Сегодня мне придется столкнуться с людьми навязчивыми, неблагодарными, заносчивыми, коварными, завистливыми, неуживчивыми. Эти свойства проистекают от незнания ими добра и зла. Я же, познавший прекрасную природу добра и постыдную – зла, понимаю и природу тех, кто заблуждается. Они мне родственны не по крови и происхождению, а по божественному соизволению и разуму. Я защищен знанием от их зла. Они не могут вовлечь меня во что-либо постыдное. Но нельзя и гневаться и ненавидеть тех, кто мне родственен. Мы созданы для совместной деятельности, как ноги и руки, веки, верхняя и нижняя челюсти. Поэтому противодействовать друг другу – противно природе; а досадовать и чуждаться таких людей и значит им противодействовать».


  Представь себе, что ты уже умер, что жил только до настоящего момента, и оставшееся время жизни, как доставшееся тебе сверх ожидания, проводи согласно с природой.


  Представь себе, что ты умер, что жил только до настоящего момента, и остающееся время жизни как доставшееся сверх ожидания проводи согласно с природой. Всё человеческое есть дым, ничто.


  Презирающие друг друга — друг другу угождают, а желающие превзойти друг друга — пресмыкаются друг перед другом.


  Препятствие на пути добра, преодоленное напряжением духа, придает мне новые силы; то, что грозило быть преградой к достижению добра, само становится добром, и светлый путь открывается внезапно там, где не видно было исхода.


  Природа вложила в человека потребность заботиться обо всех людях.


  Приспособиться к тому окружению, в котором тебе предназначено жить, и проявляй истинную любовь к своим братьям, которыми окружила тебя судьба


  Приспособляйся к обстоятельствам, выпавшим на твою жизнь. И от всего сердца люби людей, с которыми тебе суждено жить.


  Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, - вот что я называю наслаждаться жизнью.


  Приучай себя внимательно относится к словам других людей и старайся по возможности проникнуть в душу говорящего. Но что тебе там делать?


  Приучи себя не быть невнимательным к тому, что говорит другой, и вникни сколько можешь в душу говорящего.


  Проступки другого человека следует оставлять при нем. Требовать, чтобы люди не заблуждались – безумно, ибо означает стремление к невозможному. Соглашаться же с тем, чтобы они были таковыми по отношению к тебе – нелепо и достойно тирана.


  Против доброты невозможно устоять. Что может сделать вам даже самый непонятливый человек, если вы постоянно добры к нему?


  Проявляй те качества, какие ты в силах проявить: искренность, серьезность, выносливость в труде, безразличие к удовольствиям, умение удовлетворяться малым, благожелательность, откровенность, презрение к поверхности, свободу от ложного великодушия.