Мудрые мысли
(23 марта 1900, Франкфурт-на-Майне — 18 марта 1980, Локарно)
Немецкий социальный психолог, философ, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма. По убеждению Фромма, классический психоанализ способствовал обогащению знаний о человеке, но он не увеличил знаний о том, как человек должен жить и что он должен делать.
Цитата: 1 - 17 из 106
• Без веры невозможна жизнь человека. Вопрос в том, какой будет вера будущих поколений: рациональной или иррациональной. Будет ли это вера в вождей, машины, успех; или это будет непоколебимая вера в человека и его силы, основанная на опыте собственной плодотворной деятельности.
• Без заинтересованности мышление становится бесплодным и бессодержательным. ... Интерес является одним из основных стимулов всякого плодотворного мышления.
• Богат не тот, кто много имеет, а тот, кто много дает.
• Болезнь — в сущности не что иное, как желание того, чего не стоило бы желать.
• В XIX веке проблема состояла в том, что Бог мертв; в XX проблема в том, что мертв человек.
• В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно.
• В этом-то и лежит основная суть садизма — наслаждение своим полным господством и властью над другим человеком или же другим живым существом.
• Величайшее и самое продолжительное счастье проистекает из высшей человеческой деятельности, которая сродни божественному, то есть деятельности разума, и в той мере, в какой человек имеет в себе некий божественный элемент, он будет осуществлять такую деятельность.
• Верить в другого человека означает быть уверенным в надежности и неизменности его фундаментальных установок, самой сути его личности. <...> Только человек, верящий в себя, способен хранить верность другим, ибо только такой человек может быть уверен, что в будущем будет таким же, как сегодня, и, следовательно, будет чувствовать и поступать так, как сейчас предполагает. (*Искусство любить*)
• ...влияние нынешних тенденций современного политического развития ставит под угрозу одно из важнейших достижений нашей культуры — уникальность и индивидуальность личности.
• ...внутренняя потребность гораздо более действенна для мобилизации всех сил человека, нежели какое-либо внешнее давление.
• Возможна ли жизнь без веры? Может ли грудной младенец не «верить материнской груди»? Можем ли мы не верить в своих близких, в тех, кто нам дорог, кого мы любим, как любим себя? Можем ли мы жить без веры в правильность норм нашей жизни? Нет, без веры человек делается бесплодным, беспомощным. Без веры человека охватывает ужас и панический страх.
• Вряд ли есть еще какая-нибудь деятельность или инициатива, которая начинается с такими огромными надеждами и ожиданиями и так регулярно заканчивается провалом, как любовь.
• Всезнание о смерти не отменит того, что смерть — не составная часть жизни, и нам ничего не остается, как принять сам факт смерти; сколько б мы ни беспокоились о нашей жизни, она закончится уничтожением.
• Выбор между жизнью и смертью скорее мнимый, чем реальный; реальный же человеческий выбор — между хорошей жизнью и плохой.