Мудрые мысли
(ок. 525-537 до н.э.- ок. 459/460 до н.э.)
Афинский государственный деятель и полководец. Фемистокл сыграл решающую роль в создании объединенных греческих сил для сопротивления сопротивления персам. Под его руководством греки одержали ряд решающих побед над персами. Его политические реформы способствовали демократизации Афин, но обвинен в измене и приговорен к смерти, бежал. Остаток жизни провел в изгнании в Персии.
Цитата: 1 - 15 из 15
• А кем бы ты хотел быть - победителем на Олимпийских играх или глашатаем, возвещающем о победе? (В ответ на вопрос, кем бы он предпочел быть - Ахиллом или Гомером? (Плутарх, «Моралии», 185а). > Stevenson, p. 404.)
• Бей, но выслушай! (Персидский царь Ксеркс во время войны с Грецией, после ряда побед, дошел до оборонительной линии греков - Истмийского перешейка. Между Афинами и Спартой произошло разногласие в вопросе о том, кому поручить главное командование флотом. Фемистокл, имевший большие права, как создатель афинского флота, убедил афинян не настаивать на его кандидатуре, чтобы не ослабить защиту внутренними раздорами. Командовать был назначен спартанец Еврибад. В ответственную минуту он проявил нерешительность и Фемистокл восстал против его приказа отступать. В общественных играх налагают наказание на тех, кто поднимается без приказа - сказал Фемистоклу Еврибад, на что Фемистокл ответил: *Но и не венчают тех, кто отстает*. Разгневанный Еврибад хотел ударить Фемистокла, но тот воскликнул: *Бей, но выслушай*. После этого ему удалось убедить Еврибада в правильности своей тактики защиты и над персами была одержана очень важная морская победа, решившая исход всей войны в пользу греков.
• Бей, но выслушай. (Во время войны греков с персами (480 г. до н.э.) «из уважения к Спарте главным начальником флота был Эврибиад, человек слабовольный и боявшийся опасности. Он хотел сняться с якоря и плыть к Истму, где было собрано и сухопутное войско пелопоннесцев. Фемистокл стал возражать ему <...>. Эврибиад поднял палку, чтоб его ударить, а Фемистокл сказал: *Бей, но выслушай*» (Плутарх, «Фемистокл», 11). >Плут.-94, 1:137-138.)
• Будущее афинян на море. (Согласно Фукидиду (I, 93, 4), Фемистокл первым «высказал великую мысль о том, что будущее афинян на море». >Фукидид, с. 42. «Будущее Германии лежит на морях» (В-44); «Тот, кто господствует на море, хозяин положения» (П-86).)
•
Вопрос: Когда прославленный стратег и флотоводец, герой греко-персидской войны афинянин Фемистокл, скрываясь от преследований своих же соотечественников, бежал в Персию, он встретился там с персидским царем Артаксерксом. Благосклонно выслушав просьбу Фемистокла об убежище, царь заметил, что он еще должен Фемистоклу 200 талантов золотом. За что же Фемистокл должен был получить такую огромную сумму денег?
Ответ: Артаксеркс назначил награду за голову Фемистокла.
• Когда афиняне, оскорбив Фемистокла, снова пожелали вверить ему власть, он сказал :*Не одобряю людей, которые используют один и тот же сосуд как ночной горшок и как ковш для вина*.
• Лавры Мильтиада мешают мне спать. (После победы греков во главе с Мильтиадом при Марафоне (490 г. до н.э.) Фемистокл «не спал по ночам, отказывался от обычных попоек; когда <...>удивлялись перемене в его образе жизни, он отвечал, что спать ему не дает трофей Мильтиада» (Плутарх, «Фемистокл», 3). >Плут.-94, 1:133.)
• Лучше научи меня искусству забывать. (Согласно Цицерону, Фемистокл ответил Симониду Кеосскому, который предложил научить его «искусству помнить»: «Я бы предпочел искусство забывать, ибо помню то, чего не хочу помнить, и не могу забыть то, что хотел бы забыть» («О пределах блага и зла», II, 32, 104). >Отд. изд. - М., 2000, с. 120.)
• Лучше пусть человек нуждается в деньгах, чем деньги в человеке.
• Мой сын самый сильный человек в Элладе, потому что эллинам дают свои веления афиняне, афинянам - я сам, мне самому - мать моего сына, а матери - сын. (Приведено у Плутарха («Фемистокл», 18). >Плут.-94, 1:142. «Всем миром повелеваем мы, а нами <...>наши жены» (К-81 ).)
• Мы бы погибли, если бы не погибали.
• Уроженец Серифа сказал Фемистоклу, что он своей славой обязан не себе, а своему городу. *Правда твоя, - отвечал Фемистокл, - как я не прославился бы, если бы был уроженцем Серифа, так и ты, если бы был афинянином*.
• Фемистокла спросили, кого он предпочел бы иметь зятем, достойного человека, но без средств, или богатого человека, но с менее чистою репутациею. «Я предпочитаю, ответил он, человека без денег деньгам без человека».
• Я <...>предпочел бы человека без денег деньгам без человека. (В таком виде приводится в трактате Цицерона «Об обязанностях», II, 20, 71. >Цицерон. О старости; О дружбе; Об обязанностях. - М., 1974, с. 119. Речь шла о выборе мужа для дочери Фемистокла. Цитируется также в форме: «Лучше мужчина без денег, чем деньги без мужчины».)