Мудрые мысли
(27 мая (7 июня) 1794, Москва — 14 (26) апреля 1856, Москва)
Русский философ (по собственной оценке — «христианский философ») и публицист, объявленный правительством за свои сочинения, в которых резко критиковал действительность русской жизни, сумасшедшим и запрещённый к публикации в императорской России.
Цитата: 188 - 204 из 240
• С одной стороны, – беспорядочное движение европейского общества к своей неведомой судьбе, на Западе колебание почвы, готовой провалиться под стопами новаторского гения; с другой – величавая неподвижность нашей родины и совершеннейшее спокойствие ее народов, ясным и спокойным взором наблюдающих страшную бурю бушующую у нашего порога; таково величественное зрелище, представляемое в наши дни двумя половинами человеческого общества, – зрелище поучительное и которым не налюбуешься… Десять страниц в том же духе.
• С того дня, как мы произнесли слово «Запад» по отношению к самим себе, – мы себя потеряли.
• Сведенборг был, человеком глубокомысленным. Но только он был неправ, создав эзотерическое учение: это лишь уменьшило действие, которое его труды произвели бы сами по себе. Но что касается его короткого знакомства с небесными силами, то тут удивляться нечему. Я удивился бы гораздо больше, если, при том, как устроен его ум, он не был бы с ними накоротке.
• Слава Богу, успехи в салонах и в кружках я не ставил выше того, что считал истинным благом своего отечества.
• Слава Богу, я всегда любил свое отечество в его интересах, а не в своих собственных.
• Слава Богу, я не заблуждался относительно нравственных и материальных ресурсов своего отечества.
• Слава Богу, я не мирился с предрассудками и суеверием, дабы сохранить блага общественного положения – плода невежественного пристрастия к некоторым модным идеям.
• Слава Богу, я не принимал отвлеченных систем и теорий за благо своего отечества.
• Слава Богу, я не произнес ни одного слова, которое могло бы ввести в заблуждение общественное мнение.
• Слава Богу, я ни стихами, ни прозой не содействовал совращению своего отечества с верного пути.
• Следует ли рассматривать вдохновение как явление настолько сверхъестественное, что оно уничтожило бы обычный ход природы? Нисколько. Достаточно рассматривать его как следствие прямого действия неизвестного начала на силы природы нравственной, соразмерно которой эти силы получают несравнимо более значительное напряжение, чем то, которое они имели бы в их данном состоянии.
• Слишком часто забывают, что Спаситель пришел в мир не для того, чтобы задавать ему загадки, но для того, чтобы дать разгадку.
• Слово – цветок, который распускается лишь в сочувственной атмосфере.
• Слово звучит лишь в отзывчивой среде.
• Слово! Что же такое слово? Взгляните на кормчего; он ведет корабль среди подводных камней, по воле своей вертит им как плывущим по воде куском дерева; это делают несколько слов, которые он время от времени произносит. Таково слово. Взгляните на поле битвы, где сто батальонов разом приходят в движение и устремляются на врага; это делает один знак, один жест генерала. Снова слово. Вообразите этот голос, еще более могучий, раздающийся во всей беспредельности природы более отчетливо, чем какой бы то ни было голос человеческий может это сделать в замкнутом пространстве. И именно этот голос есть Слово совершенное. Слово, следовательно, является голосом действенным, голосом творящим.
• Случалось ли кому-нибудь видеть во сне, что дважды два – пять? Нет. Зачем же говорить, что во сне мы не пользуемся нашим разумом?
• Социализм победит не потому, что он прав, а потому, что неправы его противники.