Мудрые мысли
(28 ноября 1906 года, Санкт-Петербург, Российская империя — 30 сентября 1999 года, Санкт-Петербург, Российская Федерация)
Русский филолог, член (академик) АН СССР, затем Российской академии наук. Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор сотен работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на английский, болгарский, итальянский, польский, сербский, хорватский, чешский, французский, испанский, японский, китайский, немецкий и другие языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов.
Цитата: 35 - 51 из 100
• Каждый человек обязан заботиться о своём интеллектуальном развитии, это его обязанность перед обществом, в котором он живёт, и перед самим собой. Основной (но, разумеется, не единственный) способ интеллектуального развития — чтение.
• Какая важная задача — составлять словари языка русских писателей от древнейшей поры! («О языке устном и письменном, старом и новом»)
• Когда враг не сдается, его уничтожают! - сказал Горький. Однажды это высказывание стало предсказанием - это факт, однако неужели же оно действует и по наше время? Ведь и в наше время одна национальная интеллигенция изничтожает другую, в иных случаях - с оружием в руках. И в наше время интеллигенция подвергается осмеянию и уничтожению, и с чьей же стороны? Со стороны другой части интеллигенции, а если так, это значит, что та, *другая*, часть необоснованно присвоила себе само определение *интеллигенция*. (из статьи *О русской интеллигенции. Письмо в редакцию* (*Новый мир*, 1993, N2))
• Краеведение — одна из самых любимых тем Д.С. Лихачева. Его любовь к краеведению проистекала из любви к Родине, к своему родному городу, к своей семье, к родной культуре как к святыне. («Краеведение как наука и как деятельность»)
• Кто много говорит, тому не остается времени подумать.
• Литература внезапно поднялась как огромный защитный купол над всей Русской землей, охватила ее всю — от моря и до моря, от Балтийского до Черного, и от Карпат до Волги. Я имею в виду появление таких произведений, как „Слово о Законе и Благодати“ митрополита Илариона, как „Начальная летопись“ с различным кругом произведений, в нее входящих, как „Поучения Феодосия Печерского“, „Поучение князя Владимира Мономаха“, „Жития Бориса и Глеба“, „Житие Феодосия Печерского“ и т.д. Весь этот круг произведений знаменуется высоким историческим, политическим и национальным самосознанием, сознанием единства народа, особенно ценным в период, когда в политической жизни уже начиналось дробление Руси по княжествам, когда Русь стала раздираться междоусобными войнами князей. («Русская культура»)
• Литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей - одним словом, делает вас мудрым. (из статьи *О русской интеллигенции. Письмо в редакцию* (*Новый мир*, 1993, N2))
• Меня лично смущает распространенное выражение *творческая интеллигенция*, - точно какая-то часть интеллигенции вообще может быть *нетворческой*. Все интеллигенты в той или иной мере *творят*, а с другой стороны, человек пишущий, преподающий, творящий произведения искусства, но делающий это по заказу, по заданию в духе требований партии, государства или какого-либо заказчика с *идеологическим уклоном*, с моей точки зрения, никак не интеллигент, а наемник. (из статьи *О русской интеллигенции. Письмо в редакцию* (*Новый мир*, 1993, N2))
• Мои занятия историей, русской культурой сливались в единую, сильно окрашенную чувствами картину русского тысячелетия — мученичества и героизма, исканий и падений… («Размышления о русской истории»)
• Мы ничего не должны растерять из нашего великого наследия. „Книжное чтение“ и „почитание книжное“ должны сохранить для нас и для будущих поколений свое высокое назначение, свое высокое место в нашей жизни, в формировании наших жизненных позиций, в выборе этических и эстетических ценностей, в том, чтобы не дать замусорить наше сознание различного рода „чтивом“ и бессодержательной, чисто развлекательной безвкусицей. («Русская культура»)
• Мы редко и слишком мало думаем о смерти. О том, что все мы конечны, что все мы здесь — на очень короткое время. Забывчивость эта помогает расцветать подлости, трусости, неосторожности... В человеческих отношениях важнее всего быть осторожным: не обидеть, не поставить другого в неловкое положение, не забыть обласкать, улыбнуться... («О жизни и смерти»)
• Мы слишком часто употребляем выражение *гнилая интеллигенция*, представляем ее себе слабой и нестойкой потому, что привыкли верить следовательскому освещению дел, прессе и марксистской идеологии, считавшей только рабочих *классом-гегемоном*. Но в следственных делах оставались лишь те документы, которые играли на руку следовательской версии, выбитой из подследственных иногда пытками, и не только физическими. (из статьи *О русской интеллигенции. Письмо в редакцию* (*Новый мир*, 1993, N2))
• Нам, русским, необходимо, наконец, обрести право и силу самим отвечать за свое настоящее, самим решать свою политику — и в области культуры, и в области экономики, и в области государственного права.
• Народы - это не окруженные стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации. (из статьи *О русской интеллигенции. Письмо в редакцию* (*Новый мир*, 1993, N2))
• Научная работа — это рост растения: сперва она ближе к почве (к материалу, к источникам), затем она поднимается до обобщений. Так с каждой работой в отдельности и так с общим путем ученого: до широких («широколиственных») обобщений он имеет право подниматься только в зрелые и пожилые годы. Мы не должны забывать, что за широкой листвой скрывается прочный ствол источников, работы над источниками. («О науке и ненауке»)
• Национализм - это проявление слабости нации, а не ее силы. Заражаются национализмом по большей части слабые народы.
• Национализм самое тяжелое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов.