Мудрые мысли
(10 ноября 1759, Марбах-на-Неккаре, Германия — 9 мая 1805, Веймар, Германия)
Великий немецкий поэт, философ, историк и драматург, представитель романтического направления в литературе.
Цитата: 52 - 64 из 64
• Там, где мы у единичного человека или целого на рода встречаемся с откровенною и самостоятельною видимостью, там мы вправе предположить и ум, и вкус, и всякие связанные с ними навыки, там идеал управляет действительной жизнью, честь торжествует над собственностью, мысль над наслаждением и мечта бессмертия - над бытием. Там единственно страшным является общественное мнение, и оливковый венок там будет в большем почете, чем пурпуровое платье. К ложной и хилой видимости прибегает лишь бессилие и извращенность, и отдельные люди и целые народы доказывают свое моральное ничтожество и эстетическое бессилие, когда они *подделывают действительность видимостью и (эстетическую) видимость действительностью, - то и другое часто сочетается в одно. (*Цитаты*. т.6 стр.347)
• Тесен мир, мозг же человека необъятен.
• Только настойчивость приводит к цели.
•
- Ты хочешь, чтобы я проклял моего сына? (граф фон Моор)
- Нет, нет! Вам незачем проклинать сына! Кого вы зовете своим сыном? Того, кому вы дали жизнь и кто делает все, чтобы сократить вашу? (Франц, сын графа фон Моор, о брате Карле) (трагедия «Разбойн
• Утраченную минуту не может вернуть даже сама вечность.
• Человек возникает из грязи, шлепает некоторое время по грязи, порождает грязь, в грязь превращается, пока наконец грязью не налипнет на подошвы своих правнуков! Вот и вся песня, весь грязный круг человеческого предназначения. (Франц, сын графа фон Моор, брат Карла) (трагедия «Разбойники», 1781)
• Человек вырастает по мере того, как растут его цели.
• Человек лишь тогда достигнет высшей полноты бытия в соединении с высшей самостоятельностью и свободой, когда оба качества соединятся, и вместо того чтобы потеряться в мире, он впитает в себя мир со всей его бесконечностью явлений и подчинит единству своего разума
• Человеконенавистничество - медленное самоубийство.
• Чем случайнее наша нравственность, тем необходимее позаботиться о законности.
• Честного человека можно сделать из любого пня. Но мошенника - это дело посложнее! Тут необходим подлинный национальный гений и известный, как бы это сказать, мошеннический климат. [...] В Италии тоже имеются Доблестные мужи. Но если Германия будет продолжать в том же духе и окончательно порвет с Библией, на что можно уже твердо надеяться, то со временем и из нее выйдет что-нибудь путное. Вообще, должен тебе сказать, особого значения климат не имеет; гений принимается на любой почве, а все остальное, братец... Сам знаешь: из дикого яблока и в райском саду не получится ананаса. (Шпигельберг, разбойник) (трагедия «Разбойники», 1781)
• Честность шатается, как гнилой зуб, остается только подцепить его козьей ножкой... Или, и того лучше, ты бросаешь полный кошелек прямо на мостовую, а сам где-нибудь прячешься и смотришь, кто его поднимет. Немного погодя ты уже бежишь вслед за ним, охаешь и, догнав, спрашиваешь: *Не поднимали ли вы, сударь, кошелька с деньгами?* Скажет: *Да*, - черт с ним, ступай своей дорогой; начнет отпираться: *Нет, извините, сударь... не припомню... очень сожалею...* - тогда победа, братец, победа! Гаси фонарь, хитроумный Диоген! Ты нашел твоего человека. (Шпигельберг, разбойник) (трагедия «Разбойники», 1781)
• Что большинство? Большинство - безумие. Ум ведь лишь у меньшинства.
• Это мне-то сдавить свое тело шнуровкой, а волю зашнуровать законами? Закон заставляет ползти улиткой и того, кто мог бы взлететь орлом! Закон не создал ни одного великого человека, лишь свобода порождает гигантов и высокие порывы. (Карл, сын графа фон Моор, брат Франца) (трагедия «Разбойники», 1781)