Мудрые мысли
(22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия — 12 февраля 1804, Кёнигсберг, Пруссия)
Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.
Цитата: 35 - 51 из 165
• Деятельность есть наше (людей) определение.
• Для мужчины нет ничего более обидного, чем обозвать его глупцом, для женщины - сказать, что она безобразна.
• Добродетель... обозначает мужество и храбрость и, следовательно, предполагает врага.
• Долг - это уважение к праву другого.
• Долг! Ты возвышенное великое слово... Это именно то великое, что возвышает человека над самим собой.
• Дольше всего живут тогда, когда меньше всего заботятся о продлении жизни.
• Дух торговли, который рано или поздно овладеет каждым народом, - вот что несовместимо с войной.
• Если бы когда-нибудь за наше воспитание взялось существо высшего порядка, тогда действительно увидели бы, что может выйти из человека.
• Если бы мы могли понять, как думает человек, тот его способ мышления, который проявляется посредством действий как внутренних, так и внешних, если бы мы могли проникнуть в его способ мышления настолько глубоко, чтобы понять его механизмы, все его движущие силы, даже самые незначительные, а также, если бы мы могли понять, какие внешние причины действуют на эти механизмы, мы могли бы вычислить будущее поведение этого человека с точностью эллипса Луны или Солнца, не переставая повторять, что человек свободен.
• Если задать вопрос, живем ли мы теперь в просвещенный век, то ответ будет: нет, но мы живем в век просвещения.
• Если наказывать ребенка за дурное и награждать за доброе, то он будет делать добро ради выгоды.
• Если хочешь заложить основы нравственного чувства, не следует наказывать. Нравственность есть нечто до такой степени святое и возвышенное, что ее нельзя унижать и ставить на одну доску с дисциплиной.
• Если... наказывать ребенка за дурное и награждать за доброе, то он будет делать добро ради выгоды.
• Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть. Надо сообщить заблуждающемуся уму такие знания, которые его просветят. Тогда заблуждения исчезнут сами собою.
• Жалостливость... отличается от сострадания и есть, собственно, недостаток, состоящий в том, что все ограничивается лишь одним сожалением.
• Желание снискать почтение других за то, что совсем не составляет человеческого достоинства, - это тщеславие.
• Женскому полу свойственны слабости. Над ними шутят. Глупцы насмехаются над ними, а умные ясно видят, что они как раз и служат рычагом для того, чтобы направлять мужчину и использовать его для достижения своих целей. Мужчину легко узнать, женщина не выдает своей тайны, хотя чужие тайны (ввиду ее словоохотливости) она хранит плохо.